Увидев свою оценку, автор волен сразу же покинуть данный документ, а может пролистать страницу чуть вниз - до комментариев. В последнем случае он прочтёт (возможно) (не)лицеприятное мнение о романе.
Авторам работ, получивших кислые комментарии (и нолики вместо оценки) - рекомендация: перед тем, как ругаться/ныть/удалять свой раздел/доказывать мне мою ничтожность - читайте романы, прошедшие во второй тур. Отъюстируйте свой прицел, поставьте планку на должную высоту... и прыгайте снова.
Ахтунг! Мне говорили, что я - язва. Потому сразу скажу, что никому из авторов намеренно резкостей говорить не собирался... просто выставленный им на конкурс текст меня спровоцировал:)
Позволю себе маленькое отступление. О жанре, в котором должны были быть выполнены конкурсные работы.
Фэнтези.
Хотелось бы сказать, что фэнтези - это не только декорации с эльфами и кольчугами +10, не только грубое забрасывание Алисы в Зазеркалье. Это ещё и тонкое чувство, которое пропитывает книгу. Фантазия. Такой роман - единственная дверь в реальность (plane, если угодно), недоступную для человека. Лазейка из обыденности в сказку. Открывая книгу, человек должен чувствовать запахи и видеть мир по ту сторону страниц.
Увы, для большинства конкурсантов и их читателей фэнтези остается заложницей стереотипной атрибутики, такого же сюжета и героев. Чтобы бесконечно ставить хорошие спектакли с одними и теми же актёрами в одинаковых ролях и в одинаковом гриме, надо быть гениальным режиссёром. Кто дерзнёт назвать себя гением?
Не закатывайте глаза, за эльфов оценка не снижалась, не всё так просто:) Оценка снижалась за нехудожественность. Фэнтези - это не отстойник, в который можно (нужно?) сливать кривые тексты. Тем не менее, она была и остается полигоном для teen'ских (тинейджерских) литературных дебютов. Почему бы сначала не научиться просто писать пристойно, прежде чем замахиваться на роман-повесть? Магия и эльфы - это не индульгенция, и ради них читатель (в данном случае - Лич:)) не будет терпеть полную никчемность текста.
Немножко о структуре комментариев. Сначала я долго вчитывался в каждую работу, даже если она мне не нравилась с первого взгляда. Хотелось ругать развёрнуто. Позже стало понятно, что при таком подходе не хватит времени на действительно хорошие романы, которые приятно и вкусно читать. Поэтому... огромная просьба не обижаться на короткие комментарии - мне просто было неинтересно придираться к текстам-аутсайдерам.
Тем не менее, в некоторых ранних комментариях имеются общие размышления.
Про "Васю Пупкина при дворе короля Элронда". Не думал, что это окажется такой распространенной бедой, что подобным образом будет решено множество конкурсных работ. Если бы еще идея была хоть немножко проработана... Засланец должен чувствовать себя точно так же, как астронавт, высадившийся на неизвестной планете без разведки. Нет, даже хуже - ведь астронавт к полёту готовился много лет, а засланец вывалился из тёплой постельки прямо в Мордор. Что мы видим на "Второй Стреле"? "Тю! Элронд!" или "А что это вы в кольчугах? Фильм снимаете, каскадеры?"
:(
Есть ли исключения? Конечно. Практически любой недостаток в руках мастера может стать достоинством.
А теперь - "раздача мороженых мамонтов" (с) Нина Сергина, если не ошибаюсь.
Почему-то предвестники напомнили мне MightyMorphinPowerRangers:) Местами мотивация действий героев совершенно непонятна. Вялые какие-то предвестники, ничего не знают, ничего не умеют. Боятся всяких неудачников... а те боятся их в ответ.
Ахтунг: дети с оружием в небе!:)
Интерес к сюжету появился только когда Мицар забросили в тыл. Это я намекаю на то, что вступление очень-очень плохо цепляет.
На мой вкус - излишняя многозначительность в самый заурядных сценах. Pathos ex nihilo:)
Теоретически, можно создать нечто грандиозное, решая только проблемы адаптации человека из "сегодня" в фэнтезийном "когда-то" (да, в "условно-средневековом мире").
Представьте: вы лишаетесь зубной щетки (и стоматологов; обобщённо - всей гигиены и медицины, к которой привыкли с рождения), электричества и его производных, сантехники, традиционной для вас пищи... да и говорят вокруг вас совсем иным языком. А одеты вы по тамошней моде, или как?
Все вещи, которые вы сумели пронести в Зазеркалье, рано или поздно выйдут из строя. Замены им не будет, если вы сами не начнёте развивать местную технологию сверхъестественными темпами ("Этический инженер", Гарри Гаррисон). Вы носите очки? Представьте, что они разобьются, и новых вы никогда не получите.
Вы - верующий человек? А что произойдёт с вашей верой там, где её никто не разделяет, присутствует некая иная реальная сверхъестественная сила?
Так вот - над такими моментами, и над психологической адаптацией героя к тамошнему миру (и наоборот - мира и его жителей к чужаку) - и надо работать с особой тщательностью.
Ветвь фэнтези, в которой протагонист (Хиро Протагонист, ага) из нашего мира погружается в средневековую волшебность, требует хорошего садовника. Ау!
А пока что закидывание Васи Пупкина в Средиморье остается таким же штампом, как остроухие "угадай, кто". Следовательно - простым, но не лучшим (худшим?) способом введения в фэнтези-мир. После "Хроник Нарнии", офицеров СС (они стреляли орков из табельного шмайссера), Аша (кромсал зомби бензопилой), получаемый на выходе сюжетец особой остротой не блещет.
<конец отступления>
Теперь - о сабже.
Начало на любителя. На терпеливого любителя. Человек, уже купивший книгу, конечно, продерётся через квартиру, город, бронетранспортеры - не бросать же чтение - потом через страницы альпинизма - но зачем заставлять его это делать (продираться/бросать:))?
Не знаю, насколько распространены читатели, подобные мне - которым неинтересно читать про альпинизм (из плюсов: немножко напомнило геологические повести Шалимова, ностальжи:))
Эх... виноват, но к фэнтези, построенному на суперменстве в Зазеркалье, я отношусь очень подозрительно. Чтобы оправдать такую грубую структуру, нужен либо прекрасный стиль, либо захватывающий сюжет. Ни того, ни другого добрый патологоанатом не обнаружил.
Совершенно по-детски написанная вещь, пластмассовый трэш. Масса претензий как к языку, так и к насквозь искусственным реакциям и поведению героев; к тому, что на каждого персонажа - по три черты, не более; к моментальным сменам настроения, зачастую ничем не обоснованным; к безликим диалогам, кукольным декорациям, и...
...и ВНОВЬ - это проклятущее закидывание героев "отсюда" - "туда". Оптом. А ведь задумка, исходный материал - не самый плохой. Многое могло бы получиться, ведь камера (микрофон, фокус, вахта) по очереди достаётся каждому засланцу: и воину, и барду, и священнику (чувствуете, св. Дж. Мартин так же пишет!):)... налицо аналогии с party из ролевой игры - не только в сознании Рыжего (реалистичность психики которого принесена на алтарь стёба), но и в замысле автора. Увы, здесь законы мира низведены до законов компьютерной игры. Боюсь, что мы наблюдаем рождение нового жанра - "панкеевщины", по аналогии с "перумовщиной":(
В некоторых местах смеялся: "настоящий мужской запах пота и навоза":) Настоящие мужчины ходят под себя!:)
Тьф-фу! Опять засланец в иные миры. Чтоб ему пусто было.
Эдакая лубочная фэнтезя, мегаоптимистичная сусальная патока, сельская героика.
Ужасно скучно читать - из-за полной предсказуемости. Умирает старик ворожец, горюет, мол ученика у него нет. Дзынь! Ученик-то вот, туточки, в предыдущей главе сверзился из своего колхоза в древнюю Русь... Это - приключения?
Вместо персонажей - коллекция отмороженных марионеток.
Вместо стиля - ужасно неаккуратное их (стилей) смешение.
В целом - здорово смахивает на один из шедевров-кадавров о Ведуне. Заменить Медведя на Ворона - и вперёд.
Оценка: 0 (тяжеленный ноль из лучшего совкового чугуния)
Колоритно. Запоминается. Несмотря на засланцев-самоходов:)
Похоже, и сюжетные, и стилистические выверты здесь нарочно. Но читать всё равно мешают.
Большую часть времени не понимал, что происходит:) Есть претензии к диалогам - порой сложно определить, кому принадлежит реплика, если это не указано явно.
Дочитал до 11 кусочка. Возможно, я просто надеялся на нечто более чёткое - никак не втянуться.
Вот так. Читаешь нечто, в начале напоминающее фантазию на тему "Песни Льда и Огня" всё того же Дж. Мартина - "Стена в ожидании Иных", убедительно написанную, а в нагрузку получаешь Будду, Конфуция и Дао. Ядерная смесь (огурцы со сгущенкой?):)
Скажу, что за вычетом некоторых грубых стилистических ошибок (да простится мне такое обвинение), фэнтезийная часть сильна - за счёт Воронов. Вороны тянут на себе всё остальное.
Ещё бы ввернуть что-нибудь мощное, страшное, контрастирующее с основным текстом в самое начало - чтобы привлекало внимание и обещало вернуться... чтобы был стимул читать, привыкая к неторопливому повествованию...
А ещё хочется большей интеграции основной линии с пресловутым Дао (более плавной её укладки в атмосферу романа; сегодняшний вариант выглядит как чередование самостоятельных текстов) - но это уже мои капризы. Знаю, что у автора своё мнение и, возможно, единственно верное, но... где же найти такого читателя, что любил бы фэнтези, и - в то же время - не скучал над даосизмом (или это я один такой злобный и неумудренный Лич)?
А еще... таблеток от жадности:)
Мир интересный, затягивающий - но его реализация в рамках романа местами театральная, местами не совсем фэнтезийная, местами торопливая - сквозь основной сюжет пробиваются второстепенные линии, занимающие много места и ничем не заканчивающиеся. Налицо некоторое разочарование, ждущее чтеца:)
Боюсь, что основные симпатии вызывает дарсай (а не нескладная характером главная героиня), а интерес - иерархия и совершенствование каргов, (ожидание их появления в крепости - замечательно).
Север и все атмосферные отступления - хорошо.
Из упомянутых стилистических спотыкашек: множественные назойливые рефрены в описаниях и действиях героев. Когда тебе в десятый раз повторяют про золотистые кудри, кошачьи глаза и про приглаживание растрёпанных волос, это... очень напрягает:)
Что в итоге? В итоге - только половина от книги.
Оценка: 0 (ноль с растрепанными золотистыми кудряшками:))
Эту вещь мне судить сложнее всего, потому как я её читал несколько раз (и полностью, и отрывками) - как давно, так и совсем недавно. Успел уже привыкнуть как к недостаткам (и научиться их, увы, не замечать), так и к достоинствам текста.
Попробую повторить.
У "Свирели" обманчивое начало, глава-вступление. Надеюсь, что никто и никогда не воспользуется правилом "10 килобайт" в отношении "Свирели" и сквозь неспешный рынок добредёт всё же до второй главы. Оттуда начинается сказка о Той Стороне, загадочная и красивая, притягательная и всегда ускользающая.
Образы-видения-ощущения разбитых миров, снов, прошлого... где ещё вы найдёте их?
Всё на месте - и разные персонажи (автор с одинаковым успехом как создаёт новых существ, так и оправдывает использование уже известных нам - при этом выписывая их заново, а не заимствуя стереотип), и прочувствованные диалоги, и детальный мир, и закручивающийся в нём сюжет.
Найден, на мой взгляд, прекрасный баланс между языком красивым и образно-достоверным. Переданные через слова (это обычные слова? Я не верю! В них что-то подмешано!) эмоции и ощущения захлёстывают вас, и вы тонете, тонете...
Претензия целаяодна. Нет концовки. До сих пор неизвестно, насколько внушительно "Свирель" закончится.
Давно жду на бумаге.
Где бы найти ту Лесту, что покажет мне спящего мантикора?..
Эволюция ролевых игр в развлечение для богов?:) Интересная идея, реализованная в стилистике развлекухи. Читается-то оно легко, но вот персонажи вышли слабенькими (лучше всего это видно по Белле). Также очень разочаровала речь орков, примоченная молодежной феней. Вообще, многие персонажи почему-то выглядят подростками - даже Телевар, как ни странно. Совершенно не дифференцированы между собой характеры нелюдей; Заграт-Шаграт и Хлаш-Шрек запросто могли бы быть людьми.
Виноват, пропустил, наверное: На протяжении... ээ... (замеряет линейкой) семисот килобайт никто не замечает странную одежду Тилоса-Прометея, постепенно превращающегося в космонавта, и вдруг - (бац!) заметили... Нечестно:\ Если я пролетел мимо обоснования - извиняйте, моя кульпа.
Со входом на территорию Серого Княжества текст здорово легчает, а интерес Лича к нему, соответственно, падает.
Отрекомендую так: грамотное развлекательное чтиво в особо крупном размере (хорошей книги должно быть много?:), что ничуть не умаляет его развлекательности... Приятно видеть логику и изрядную долю самоиронии.
О, дайте же мне "расковырять грудь дрожащими пальцами, и бросить сердце к вашим ногам!"
Начало интригует, каждая решённая загадка порождает новую - вам ни на секунду не станет скучно. Никакой предсказуемости, никаких очевидных ходов - только чёткая картинка, остро заточенные фразы, прекрасные персонажи, с которыми не хочется расставаться. Уверенность и яркость во всём - и в играх Лордов Лжи, и в разврате Чарующих, и в поисках совершенной мрачной красоты Детей Лезвия.
Удивительно, как автор, взяв на себя массу обязательств на первых страницах, держит их до самого конца, не опуская планку и не сбивая ритма. И что красочность главного героя не обесцвечивает остальных персонажей.
Именно то, что мне всегда хотелось прочесть. Жду на бумаге.
В ТОП.
Оценка: 10 (обсидиановая десятка в серебряной оправе)