Рассказ отношу к категории "Реалистический рассказ о войне".
Очень серьёзный рассказ.
Тема раскрыта.
"Козявки"?
Существенных "козявок" не заметил.
Вот только:
"Была поздняя осень. Фактически зима....
... Солнышко опустилось к земле, светило прямо в оконце. На столе загорелся квадрат с перекрестием. Тёплый, уютный. Хотелось положить ладонь и потрогать разогретые доски".
Вряд ли предзимнее, вечернее солнце нагреет через стекло доски. Как-то сказать, "... Кажущийся тёплым или обманчивое"
- Ника нет, я всё просчитал.
Наверное, буковка "К" пропущена?
- "НикаК нет",
"В тридцать девятом году Толик Козлов упал с сеялки, попал под колёса - переломило обе ноги."
Проблематично упасть с сеялки и ПОПАСТЬ ПОД КОЛЁСА.
Колёса по бокам и удаляются от падающего человека.
В те годы, прицепщики сидели на прицепных плугах и, крутя штурвал, регулировали глубину вспашки. "Лучше" пусть человек в плуг упадет. Или с прицепных грабель. В граблях и колёса есть и рабочие пружины.
Не плохая байка. В первой части - боец в рукопашной, по очереди мочит троих немцев, потом - две штурмовых группы, а после "НА ТЫ" общается с пресвятой богородицей и призраком репрессированного священнослужителя.
Всяко - разно конечно было. Вот только сижу сейчас в деревне, а рядом, в селе "Сутоки" Рамешковского района храм стоит. Который никогда не закрывали. И к храму огромный предел с колокольней пристроен. Начали строить тот предел жители села Сутоки в 1914 году, да война помешала. Достроили и освятили в 1937 году.
Выходит, не так сильны были гонения на веру и духовенство?
Не в большевиках дело, а в том, что не приняло духовенство "власть бесовскую", лишившую "попов-мироедов" права, по-старому, пить наливочку в обществе барина и исправника?
Модный "пинок" в адрес Рабоче-крестьянского государства и популяризация "опиума для народа" засчитаны со знаком минус.
Рассказ отношу к категории "Бразильская" мелодрама на тему ветеранов".
В принципе, показана любящая семья и задерганная бытом, хозяйка, она - же, любящая мать и дочь, но задерганная.
Возможно, одинокая женщина.
Наличием старого цветного телевизора и отсутствием горячей воды, автор намекает на не благоустроенность жизни.
Кстати, если судить по фильму и по возрасту ребенка, то это где-то 1973-1980 год. Наличие цветного телевизора уже благополучие.
Ветерана никто не упрекает деньгами. Предполагаю, что его пенсия достаточное подспорье семье. Сам ветеран не с хлеба на соль перебивается и не с помойки взят, ибо костюм дорогой, рубашка белая, галстук - как показатель социального статуса.
В ответ на просьбу не мешать, ветеран, не бедствующий, идет нищенствовать и позорить награды в день победы.
И умирает, от расстройства за "свои" собранные копейки.
Рассказ отношу к категории "Мелодрамные байки о войне".
Почему байки? Несмотря на психологичность и художественность рассказа, войны не увидел. Сознательного бойца Красной армии не увидел.
Допустим, разбомбили подразделение. Поубивали всех командиров. Пить хочется. Вода в воронках "отравленная". Но за день все воронки наполнила. Значит, место сырое. Даже если химическими бомбами бомбили - выкопай, в ста метрах, ямку по пояс и пей на здоровье, земля-матушка, особенно в сосняке - лучший фильтр по очистке воды. К тому-же, у бойцов и хлорницы в вещмешках, так что повода искать воду, у черта на куличках, в течение суток - не вижу.
Байка.
Нашедши воду, бойцы не бегут с ней к товарищам, а начинают постреливать, чтобы выдать врагу место своей дислокации ради десятка плотвиц.
Потом, олух царя небесного, покидает расположение части, прется за ягодами, нарывается на немцев, ведет себя как не пуганый новобранец, вместо того, чтобы принять, из засады, бой с противником и уничтожить захватчиков, решает спасти свою задницу, цепляясь за мох и корни, карабкается куда-то на гору и попадает там в болото. Мне всегда казалось, что болота под горой.
А дальше? Дальше - модный рассказ о хорошем немце. Которого "мочит из винтореза не хороший, не благодарный красноармеец".
"Мочит" и всю жизнь ходит виноватый, словно пень обписанный.
Почему "ветеран" не задался вопросом, чем занимался немец до того, как попал в лес и чем бы занимался бы, не умри в русском лесу?
Если он мирный, почему не бросил пистолет и не сдался в плен?
Почему красноармеец не принял меры по задержанию или уничтожению двух немцев, находящихся в нашем тылу?
Не увидел самостояния. Разве что у священника, мужественно дослушавшего "исповель". В общем, с основной идеей рассказа всё ясно. Запомните её: "Убить вооруженного солдата вражеской армии, с неизвестной целью, находящегося на вашей земле и в тылу вашего подразделения есть смертный грех. Если лично вам враг не опасен, то можно плевать на долг и присягу.." Хотя этот моральный вопрос давно решен армейскими священниками всех армий: "Врага определяют не по цвету глах, а по цвету мундира. Убить человека в мундире вражеской армии - не грех а долг.
Рассказ отношу к категории "Реалистический рассказ о войне".
Вопрос о Самостоянии?
Судя по рассказу, 25 процентов личного состава гибли в бою. Ещё 25 процентов - гибли в бою смертью героев, а половина бойцов сдавалась в плен или перебегала на сторону врага.
Но это я юродствую. На идеологическом фронте борьбы, вполне достойный и реалистический рассказ.
Без "тараканов".
6. Дьяков В.Е.Однорукий Впечатление : Выше среднего, но "послевкусие" - НЕОДНОЗНАЧНОЕ
.
Рассказ отношу к категории "Реалистический рассказ о бывших фронтовиках".
Рассказ о реальном отношении русского воина-победителя к побежденному солдату.
К рассказу у меня претензий нет.
У меня претензии к самосудчикам.
Слишком мы жалостливые. Судьба однорукого немца, взволновала некоторых больше, чем судьба русского искалеченного воина из рассказа "Последний бой" или красноармейца, прошедшего все круги ада из рассказа "Прощение".
Когда же судьбы наших защитников и их жен, начнут нас волновать сильнее чем "голодающие люди Гондурасов"?
И почему русский офицер должен кормить жену вражеского солдата? Жалеет? Тогда пусть устроит, за положенное по штату, продовольственное довольствие, работать в банно-прачечный комбинат, стирать подштаники красноармейцев и окровавленные простыни лежачих раненных. А немца - кондуктором в трамвай.
Легко быть благородным, раздавая продовольствие, фактически отобранное у миллионов голодающих детей, женщин, впрягающихся в плуги и у одноруких "Иванов", одной рукой обтесывающих бревна на пепелищах сожженных деревень.
Но даже не это обидно, а то, что пройдет время и внучка однорукого немца напишет рассказ о том, как её мать, вместе с "миллионом других немок изнасиловали в русской комендатуре".
Рассказ отношу к категории: "Реалистический рассказ о фронтовиках, вернувшихся с войны".
Лучший рассказ конкурса, написанный на высоком художественном уровне, правдиво показывающий послевоенную жизнь и истинный характер искалеченных фронтовиков, которых не нужно унижать жалостью. О которых нужно помнить.
Не столько рассказ, сколько - семейная хроника для потомков. Это я в хорошем смысле слова говорю.
Семья, где нет таких вот воспоминаний, как дерево без корней. Или как корни, вырванные из родной земли.
Судить рассказ судьям, но независимо от оценки, главная цель Автором достигнута. Долг выполнен. Память о человеке непростой судьбы - увековечена. Рассказ слишком личный, чтобы лезть в обсуждение отдельных деталей.
Категория - Жизнеописание жизни в глубоком тылу, с элементами мистики и недосказанности.
Интересный рассказ. Но мистика не увязана с реальной судьбой воюющего солдата. Рассказ рассматриваю, как "заготовка для мини-повести, которую можно и нужно сделать на основе рассказа.
Это мой "любимый рассказ". Сюжет, высосанный из пальца, выдаваемый за правдивые мемуары и искажающий действительность как кривое зеркало.
Рассказ отношу к категории "Ляпистые байки о войне".
Если же в основе сюжета лежит реальная бабушка, то мне её жалко, ибо внучка не слушала или плохо слушала бабушку, а вот понадобилось и ... начала внуча додумывать бабушкину судьбу.
Ещё в начале конкурса, надавали Евгении кучу советов, на какие ляпы обратить внимание, чтобы приблизить его к жизненным реалиям.
Посмотрим на оставшиеся ляпы:
"Наш деревенский староста перешел на сторону немцев."
Да не Ваш это был староста, а именно немецкий- Староста, назначенный немцами для исполнения решений немецкой оккупационной власти. Сначала он выразил согласие на сотрудничество с оккупантами и только после этого был назначен старостой.
Евгения так и не смогла отказаться от пугаюшего образа "автомата со штыком". "Шмайсер" не "Калаш". Не было штыков на немецких автоматах. На карабинах были. На штурмовых винтовках - появились позднее, а на автоматах, сколько можно долдонить, ШТЫКОВ НЕ-БЫ-ЛО!
Сцена насилия занимательна тем, что немцы носят, оказывается, русские наганы, а не немецкие парабеллумы-люгеры, не в кобуре, а в карманах, а девчата в украинских селах, когда их насилуют, по карманам у немцев шарят.
Если же нашарят "наган", то понятное дело, проверят патроны в барабане, взведут револьвер и прицельно так немца насмерть в убойное место убьют наповал. Видимо Главная героиня в своей деревне, с детства не с куклами играла, а с наганами?
Кучу рассказов читал, как героини нож выдергивали и ножом насильника в бок тыкали, а вот о нагане в кармане первый раз прочитал. Не верится, но согласимся, ибо "Автор всегда прав",
А ещё автор (или героиня) внимание уделяет портретным образам своих, глянувшихся ей, спасителей.
У одного "брови срастаются". Что же они до сих пор не срослись?
У другого губы "в форме сердечка". Такими губами, не "Ура" орать, а звук "Мю" исторгать. И хочется ей, не очухавшись от немцев, эти "Губы сердечком" целовать. Да и два других тоже приятны. Один настороженно смотрит на дивчину, а другой цепкими глазами в душу залезает. И эти взгляды на неё (как на врага народа) ей любы.
И вот, то ли советские диверсанты, то ли фронтовые разведчики, то ли окруженцы (про то нам неведомо), начинают в глубоком вражеском тылу обучать пигалицу стрельбе из оружия. Видимо, чтобы звуками стрельбы обозначить врагу своё место пребывания, провалить задание и погибнуть раньше срока. Такой глупости никто на трезвую голову творить не будет.
Вообще бойцы "тупые и ленивые". Вместо того, чтобы обходить стороной вражеские гарнизоны, да лесами к фронту пробираться, они прутся на охраняемую станцию - Им до фронта доехать надо.
Немцы тоже "тупые", вместо того, чтобы везти к фронту живую силу, боеприпасы и продовольствие, держат в эшелоне пустой вагон для проезда русских диверсантов, да ещё и соломки постелили.
На платформе тупые немцы дежурят, но они Героине не страшны.
В деревне ей сказывали, якобы на станции партизаны орудуют. Вот вспомнив о них, Героиня понимает, что "нельзя ни единой ошибки допустить". Я так и не понял, при чем тут партизаны и чем они "страшны" героям, севшим в вагон немецкого эшелона?
Но про это автор умалчивает.
Но поскольку партизан не видать, а немцы не видят красноармейцев, заходящих в вагон, то читаем дальше.
Сидит героиня, зарывшись в солому и, наверное, третьим глазом видит, как у товарищей, не думающих прятаться, нос потеет или спина мокнет.
И это мелочи. Потому, что у неё "время прилипло к циферблату". Оказывается, у каждой деревенской пастушки, циферблат на руке был, а у у одной - циферблат с прилипшим временем.
И вдруг "дверь распахнулась от удара немецкого сапога". Чудеса чудесные! Вагонные двери, которые нужно откатывать вдоль вагона, силой двух - трех бойцов, распахнул немец одним своим пинком.
Красноармейцы немца режут, грузят к себе в вагон, поезд трогается, весело стучат на стыках рельсов колеса и тут: "...снова за дверью послышались шаги. За дверью позвали по-немецки: "Karl!".
Понятно. Поезд едет, колеса стучат, а рядом, за закрытой дверью слышен шум шагов немца. Они, шаги, громче стука колес? Тогда это не шаги, а топот. Топот немца, шагаюшего рядом с едущим поездом и спокойно засовывающим в мчащийся вагон своё туловище. Ну и этого "скорохода", шагающего со скоростью поезда, замочили воины.
Так что и это не беда. Беда наступила потом. Героине, " ... как назло, в туалет хотелось:
"... Я об этом шепнула командиру, и он вывел меня на ближайшей остановке в кусты. Там я и облегчилась.".
А теперь представьте, что прибывает эшелон на следующую станцию "Пендюкино". Немецкие солдаты с гоготом выпрыгивают из вагонов, по большим и маленьким проблемам. Охрана эшелона бдительно охраняет эшелон и личный состав. Офицеры бдят за порядком среди своих подчиненных, пулеметчики на платформе следят за любым шевелением кусточка и вот, мимо них, ведет русский командир девчонку в кусты какать. Потом - тем же маршрутом, в тот же вагон, который пустым, специально для русских диверсантов, на фронт везут. У немцев же этих вагонов, как "гуталина на гуталиновой фабрике". Да и немцы все слепые. Среди них, под носом у них - русские безнаказанно в кусты ходят и обратно.
Не доезжая до станции "Конечная" (видимо, немцы сообщили, что "поезд дальше не идет") наши "Рембы" из вагонов выпрыгнули и на войну с германцами пришагали. Там, на войне, понятно, не блиндажи с вонючими портянками и потными шинелями на нарах, а "комнаты маленькие, кроватки мягкие, бельё чистое".
Наутро, представили Героиню аж "ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ"!!!
Поскольку товарищ Сталин всего два раза выезжал к фронту, то подозреваю, что дело было под Можайском или во Ржеве.
Повезло героине. Редкие генералы попадали на прием к Сталину!
Хотя... если не путаю, под Можаем Сталин был глубокой осенью, а во Ржеве - ранней весной, когда коров уже не пасут, или - ещё не пасут.
Так что или Сталина или коровы не было в жизни Героини, а если были, то - сколько же месяцев она ехала в "личном" вагоне от Украины до Подмосковья, по просторам, занятым врагом?
Героиня у нас мастерица. Хоть на кухне хлопотать, хоть операционную подготовить, хоть держать "СУХОЖИЛИЯ" на вскрытой груди.
Интересно, где они там, в разрезанной груди находятся? Может самиздатовские медики просвятят?
Ладно, проехали. Перенесемся на территорию фашистской Германии, поскольку в рассказе появился "стул, конфискованный у немца".
На фронте фронтовым врачам нет работы, и Героиня, вместо оказания врачебной помощи, при помощи военврача "Дмитрия Андреевича и сердобольной медсестры Варвары Петровны" роет окопы.
(Что-то я не помню случаев, чтобы в конце войны врачей на землеройные работы отправляли). Так вот, Роют, значит, они немецкую землю-матушку и вдруг едут немецкие танки. Так неожиданно, что ни передовое охранение, ни тыловые подразделения их не заметили.
Алексей заметил. Прикрыл своим телом Героиню и, наверное, из положения "Лёжа" метнул гранату. Вторую - Героиня метнула. Две гранаты - два горящих танка. На фронте люди радовались, что хоть гусеницу удавалось разбить, а тут - бах и два костра. Ладно бы хоть гранаты были противотанковые, которые нужно за шнур дергать, а тут - обычные РГДхи, из которых она "чеку выдергивала" ...
Конечно и на войне чудеса бывают, но вот так, чтобы гремящие танки появились столь неожиданно, что сразу телом прикрывать надо - как-то не реально.
Невнятен эпизод "Боевого крещения". Требует доработки.
Верю, что в семье Автора хранится медаль "За боевые заслуги". Полагаю, что по номеру медали можно установить, кому конкретно она вручалась и почему бабушке дорога была.
Скорее всего, бабушка не состояла в рядах действующей армии. Хоть автор и указывает, что попала девочка в боевую роту, но там её нет, а вот на кухне и в медсанбате она есть. Полагаю. что не фронтовичка бабушка, а вольнонаемный обслуживающий персонал. Возможно, и в поезде ей ехать пришлось, но в советском эшелоне, без всяких приключений, при передислокации тылов. При таком раскладе, вряд ли мог быть в конце войны танковый бой на описаннных условиях. В списках награжденных орденами и медалями Бабушки не. Есть одна тёзка на она 1914 года и на роль девушки-пастушки явно не тянет. Другая же тёзка - партизанкой была. А партизанский отряд и действующая армия, это две огромных разницы. . Да и в семье, со слов автора, нет послевоенных юбилейных наград, вручаемых ветеранам по круглым датам. Нет юбилейного ордена Отечественной войны, полученного всеми фронтовиками.
Вот так...
Начал с шуточек, заканчиваю на грустной ноте.
Начал с несуществующего "автоматного штыка", заканчиваю неполученной наградой...
Не нужно излишней героизации.
Заверяю, что подлинная история бабушки, пережившей войну, была бы не менее интересна и поучительна.
Если же она воевала, то по записям военного билета можно восстановить и изучить её боевой путь.
Хотя возможен и другой вариант, что этот рассказ просто авторская шутка, пародия на геройские рассказы или проверка конкурса на вшивость, принципиальность и компетентность.
Вышесказанные замечания относятся не к конкретной бабушке, а к тому, как "намазюкан" её образ в рассказе.
Стопроцентное попадание в тему конкурса. Стопроцентное попадание в 1941 год, под гусеницы танков, рвущихся к Москве. Нужно было стоять. И каждому и всем вместе. Они выстояли.
14. Солодухин В.П.СапожникВпечатление - немного тягостное. Но не от качества рассказа, а от того, о чем рассказано.
Самостояние жизни - налицо. Реализм, особенно в лице мерзостей жизни, присутствует. Хороший рассказ.
Категория? "Байка - осовремененный ремейк золотого теленка под прикрытием религии и соплей жалости".
По этому рассказу возникла масса вопросов.
Чрезвычайно удивлен популярностью рассказа о судьбе прохвоста и проходимца, среди самосудчиков,
Автора не пинаю. Автор сочинил, автор написал, но ни к реалистичной прозе, ни к теме Стояния не могу отнести рассказ. Если утрировать, то и Чикатило - вариант стояния? Как он был целеустремлен к своей цели, как изощренно совершал преступления и как стоял гордо над растерзанными телами...
И даже наличие эпизода с обращением к богу не более, как очередная лазейка. Для таких типов хоть от имени Бога, хоть от имени компартии СССР, хоть от имени Единой России выступать - без разницы. Лишь бы молились попутчики за спасение своих душ и (фактически) за спасение его задницы.
Причем, даже тема покаяния не пришла в голову Полесскому "Бендеру". И не решился "Герой-Комбинатор" отдать свой бушлат любимой женщине.
Да и жену с ребенком не наш прохвост спас, не бог спас, Поисковики, успевшие обнаружить лодку в штормовом море на полчаса раньше, чем умерли бы все.
Заверяю, что и без модной нынче в литературе - "божественной темы", тогдашние солдатики и комсомольцы, до последнего согревали бы молоденькую маму и ребенка, потому, что они НЕ "БОЦМАНЫ С ПОЛЕСЬЯ".
К автору у меня вопросов нет. Интересную байку сложил, а вот к самосудчикам - БАААЛЬ-ШОЙ ВОПРОС:
(Пою) "... За что Вы, девАчки, прАхвостАв любите...?"
- И с каких пор, прохиндейство прохвостов стало Самостоянием?