|
|
||
Ну вот, сподвигли меня всё-таки на написание этого обзора!
Говорю сразу: прочитал я далеко не все рассказы на конкурсе, однако с большой
уверенностью утверждаю, что если бы даже прочитал все, то нижеприведенная
картина почти не изменилась бы. Так что ТОП достаточно условный,
но - уж какой есть.
Какие критерии у меня были при оценке
рассказов? В-первых,
форма: хороший
стиль и грамотный язык, без этого никак. Во-вторых,
содержание: самобытность
рассказа, достоверность описываемых персонажей и ситуаций. И в-третьих - то, чем
в меньшей степени должны были руководствоваться члены жюри
и чем я, как
независимый крЫтик и оборзитель, имею
полное право руководствоваться, сколько
душа пожелает (каковым правом активно злоупотребляю): эмоциональное впечатление от рассказа. То, насколько глубоко он
цепляет, западает в душу и вызывает желание перечитать его снова. Вот по
совокупности этих трёх критериев и вышло то, что вышло.
Самим авторам я уже сказал в комментариях к рассказам всё, что хотел сказать,
так что мой обзор в большей степени рассчитан на читателей, которым интересно, а
чего же всё-таки стоит почитать на "Звёздной Дороге"?
Я постарался расставить рассказы по местам от 1 до 21, но по большому счёту эта
расстановка тоже весьма условная. Всё-таки рассказы очень разные, и сравнивать
их между собой не сложно, а очень сложно :)
Что касается оценок - они выставлены по
конкурсной системе; если бы я был в жюри, то,
вероятно, поставил бы именно такие.
Да: почему именно 21? Авотнезнаю! Спросите что-нибудь полегче.
Ну, что ж - начнём, пожалуй...
1. Андрей Штиль "Без права на прошлое" - 7
Как только я прочитал этот рассказ, так сразу почувствовал: вот это - бесспорный фаворит. И не ошибся! Возможно, сами по себе вложенные в него идеи и не слишком оригинальны, но в таком сочетании!.. В общем, получилось очень интересно, необычно и захватывающе. И, конечно, отдельной похвалы заслуживает язык. Не так уж много есть авторов, которые в совершенстве владеют разными стилями - не говоря о том, чтобы удачно сочетать их в одном произведением. У Андрея же это получилось просто виртуозно. Ещё раз - мои поздравления ему с замечательным рассказом!
2. Иван Кузнецов "Я иду к людям" - 6
На первый взгляд - почти голливудский ужастик в духе "Чужих". Но - только на первый и очень поверхностный. На самом же деле это настоящая научная фантастика. Более того: это отличный образчик НФ, который я рискнул бы рекомендовать в качестве примера многим авторам, пытающимся эксплуатировать этот жанр. Не так уж часто, в самом деле, можно встретить хорошую НФ, в которой научные идеи не заслоняли бы собой живых людей. А ведь автор сумел раскрыть в рассказе психологию не только людей, столкнувшихся с иными формами жизни - но и "нелюдей", самой чужой формы. И получилось у него это очень правдоподобно и убедительно. Стиль, в котором написан рассказ, хорош и адекватен содержанию. Есть небольшие огрехи, но они легко исправимы.
3. Олег Шрайбер "Белые Боги Конго" - 6
Об этом рассказе много говорить сложно. С одной стороны - боги, с другой - пленники таинственного колдуна... Жуткие, совершенно невероятные вещи рассказаны простым языком, как нечто само собой разумеющееся - каковым оно, собственно, и стало для главного героя - и от этого при чтении пробирает вдвойне. Очень сильное и достаточно глубокое для своего небольшого объёма произведение.
4. Аделаида Фортель "Тележка на одном колёсике" - 6
Аделаиде всегда удавалось писать очень живые, выпуклые вещи, где каждая деталь играет, и кажется - можно протянуть руку и потрогать её. Этот рассказ - не исключение, хотя, на мой взгляд, он и уступает такому "хиту" как "Видримасгор". Однако, кроме достоинств стиля, нельзя не отметить ещё и лихо завёрнутый сюжет с оригинальными находками. В этом рассказе повседневные, совершенно обыденные вещи сочетаются с мистическими и необъяснимыми - и сочетаются очень органично, что удаётся далеко не всем авторам. Отдельно хочу отметить удачное название.
5. Андрей Мак Хаммер "Скажи реальности - да!" - 6
Да, тема виртуальной реальности нынче популярна, и в частности - тема противостояния виртуальщины и настоящей, реальной жизни. И всё же, на мой взгляд, автору удалось добавить к ней нечто новое и, более того, очень живо это обыграть. Определённо, это лучший рассказ на конкурсе из тех, что затрагивают околокомпьютерную тематику. Язык сочный и красочный - правда, в тексте присутствуют некоторые неправильности, которые, по каким-то загадочным и непонятным мне причинам, введены туда автором намеренно.
6. Сергей Панарин "Колодцы" - 6
А уж здесь-то как я языком восторгался! Какие эпитеты, какие метафоры! Хотя сюжет, в общем-то, ничего особенного собой не представляет. Снова виртуальная реальность, сразу вызывающая в памяти ничто иное как Диптаун из "Лабиринта отражений" Лукьяненко, со всеми приличествующими ему атрибутами. Обычная история из жизни обычных людей, которые не могли найти друг друга в реальном мире, а вот в виртуальном... Но все эти перипетии, уж пусть простит мне автор такой подход, здесь совершенно второстепенны. Рассказ прежде всего стоит читать, если вы хотить получить удовольствие от красивого и богатого языка. Однозначно!
7. Юлия Сиромолот "Тщетно, Сетанта" - 6
Юлия верна своей манере: в этом рассказе, как и в других её вещах, вы не найдёте разжёвывания и раскладывания по полочкам. Многое остаётся между строк и даётся намёками, в которых читателю придётся разбираться самому. Однако это - вовсе не недостаток. Автор мудро использует приём недосказанности и благодаря нему создаёт ощущение глубины и цельности мира, в котором происходит действие. Его обитатели - вроде бы тоже люди, но они не похожи на нас, у них во многом своя, непривычная для нас логика поведения, мотивы которого не до конца понятны читателю... но это даже хорошо! Необычность мира только подчёркивается самобытным языком произведения. Рассказ заявлен как последний в цикле о похождениях Риаля, хотя связь его с циклом, на мой взгляд, весьма условна и он только выиграл бы, будь он самостоятельным произведением. Но это - может быть, единственный его недостаток.
8. Алексей Егоренков "Улучшенник" - 6
Очень странный рассказ. Странный потому, что в нём как будто нет ничего особенного. Мир - достаточно стандартный для Голливуда вариант постиндустриального общества с чёткой кастовой иерархией. Сюжет - как будто не менее стандартный экшн. Стиль повествования - тоже в некотором стандартный, к тому же сухой, почти лишённый эмоций. И всё же есть в этом рассказе что-то настоящее, живое, берущее за душу и не оставляющее равнодушным. И ещё: в нём всё на своём месте - именно такое, каким оно и должно быть, от начала до конца, и поэтому, читая рассказ, веришь автору и его персонажам - и именно это отличает данное произведение от вышеупомянутой голливудщины. Что касается языка - некоторые огрехи есть, однако потенциал у автора большой, это определённо.
9. Анатолий Будак "Заклинание дэдрейза" - 6
Противостояние героев. Любовь до (или, скорее, после) гроба - и магия, поднимающая мёртвых. Классическая фэнтези? Да нет, пожалуй. Хотя бы потому, что героев здесь нельзя разделить на добрых и злых (да и можно ли, при каких бы то ни было обстоятельствах, вообще назвать добрым того, кто возвращает подобие жизни мертвецам?) Но дело, в конце концов, даже не в сюжете. Когда читаешь этот рассказ, то не можешь не проникнуться тяжёлым, давящим настроением и мрачной атмосферой описанного мира. Как мне кажется, настроение здесь даже важнее, чем повороты сюжета, чем происходящие с героями события - и финал только подчёркивает это. Рассказ, несомненно, сильный, но если всё же упомянуть о недостатках - уж слишком режет глаз это аглицкое словечко "дэдрейз".
10. Андронова Лора "По велению Грома" - 6
От Лоры как-то не приходится ждать слабых вещей, и этот рассказ - лишнее тому подтверждение (хотя "Вода окаянная", пожалуй, всё же посильнее будет). Во-первых, здесь есть продуманный и тщательно выстроенный мир. Во-вторых, сюжетная интрига: события разворачиваются стремительно, их повороты непредсказуемы и держат читателя в напряжении до самого конца. Персонажи живые и правдоподобные, они выписаны в деталях, как и антураж, на фоне которого происходит действие - по этому поводу я не мог не вспомнить любимого Джорджа Мартина, конкретно его "Песнь льда и огня". Впрочем, сюжет вполне самобытен и к Мартину отношения не имеет. Что касается финала - можно было бы поспорить на тему соотношения целей и средств... но нужно ли? Стиль хорош, хотя местами наблюдается некоторое злоупотребление штампами.
11. Юлия Остапенко и Юрий Погуляй "Перст" - 6
А вот - пример более чем удачного соавторства, в котором каждый из соавторов проявил свои лучшие стороны. Снова фэнтези, в которой главное - не магия и мечемашество, а люди (дракон, впрочем, тоже немаловажен!), живые и убедительные, с правдоподобной психологией поведения. Их поступки и мотивации можно понять; единственный вопрос, который возникает - почему то, что произошло, случилось именно сейчас, а не когда-нибудь раньше за прошедших три сотни лет? Стиль - на уровне и заслуживает всяческих похвал.
12. Mayra "Двести слов для улыбки" - 6
Старая как мир тема отношений колонизаторов-цивилизаторов и аборигенов, перенесённая на просторы Галактики. На этот раз в центре конфликта - противостояние языков: сухого лингвата и поэтичного языка Бриллианги. Затем конфликт становится куда более серьёзным и трагическим... Если оценивать рассказ с научной точки зрения, то поданная в нём сюжетообразующая идея постройки пространственного туннеля, на мой взгляд, совершенно бредовая. Если же оставить науку в стороне... да её, пожалуй, и стоит оставить в стороне, поскольку данная идея - только не совсем удачно выбранное автором средство для достижения цели. Цель же вполне понятна и прозрачна... даже, пожалуй, чересчур прозрачна и оставляет читателю очень мало свободы для собственных размышлений. Написано добротно и читается в целом легко, хотя некоторые фрагменты текста наталкивают на мысль, что первоначально они были написаны на лингвате - но, возможно, это часть авторского замысла.
13. Воратха "Фея гибискуса" - 6
Умеет, чёрт возьми, Воратха закрутить сюжет! Вроде бы история Дюймовочки, переложенная на современный лад - но как же всё заверте... Как и в рассказе Аделаиды, здесь обыденные вещи происходят рядом с совершенно невообразимыми - только, на мой взгляд, стиль Воратхи получился более подчёркнуто "стёбным" и эмоционально так не задевает. Чтобы понять, что произошло на самом деле, приходится прилагать некоторые умственные усилия - но это, кажется, тоже фирменная чёрточка многих произведений Воратхи. Персонажи очень колоритны, хотя, пожалуй, чересчур гротескны. Язык... что тут сказать - язык безупречен.
14. Алекс Тивирский "Когда плачут звёзды" - 6
Ещё один поразивший меня рассказ. Заинтересовался я им, когда увидел, какую высокую оценку ставят ему читатели, и захотел понять: а за что, собственно? Казалось бы, и в самом деле: за что? Такой себе скучающий волшебник, философ-идеалист, которому надоело собственное могущество, да вдобавок он ещё и страдает из-за отсутствия любви... Во-первых, банально, во-вторых, слащаво, в-третьих... может быть, есть ещё и в-третьих, и в-четвёртых, и в пятых - но фиг с ними, потому что КАК КРАСИВО ВСЁ-ТАКИ НАПИСАНО!!! Нет, ничего не могу с собой поделать, но рассказ и правда стоит тех оценок, которые он получил от читателей. Да: просто, банально - но со вкусом! А ведь не каждому по силам из банальности сделать... ну, пускай не шедевр, но весьма достойную вещь.
15. Арчибальд Ринга У "Естественный интеллект" - 5
Противостояние индустрии и творческого андерграунда, крупных корпораций и хакеров-одиночек... Похоже, эта проблема близка автору - уж очень с большим пафосом он её подаёт. Но если бы всё сводилось только к этому, то рассказ ни за что не попал бы в мой ТОП. Да, пафос пафосом и противостояние противостоянием, но на самом-то деле рассказ о... жизни! И о том, что нужно уметь ценить жизнь во всей её полноте. Пускай это показано несколько наивно, да и дальнейшая судьба героя довольно-таки неопределённа - а всё-таки повеяло в финале чем-то таким светлым и радостным... Да, вот он, тот самый случай, когда я злоупотребляю своим третьим критерием - ведь персонажи местами ведут себя неестественно и начинают говорить, как ораторы на площади, а образ хакера Жеки - такой ходячий штамп, что дальше некуда. Язык в рассказе - местами очень красивый и насыщенный, но в то же время не свободный от явных ляпов. И всё-таки в целом получилось замечательное произведение!
16. Михаил Рашевский "Добрый Шубин" - 5
Шахтёрские будни, переходящие в трагические и в чём-то мистические события... Хорошее описание реалий, хотя стиль не везде ровный, а персонажи местами выражаются неестественно. Но если автор будет работать над собой, он сумеет выправить эти грешки. Зато у рассказа есть несомненное достоинство: от него невозможно оторваться! Бывают рассказы, читая которые, восхищаешься языком, однако при этом остаёшься совершенно отстранённым от происходящих событий. Здесь - не так. Во всяком случае, мне было очень интересно, что же случиться дальше и сумеют ли герои выпутаться из передряги, в которой поневоле оказались. Очень живой получился рассказ, несмотря на все его недостатки. Автору - желаю дальнейших успехов, и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом!
17. Яна Завацкая "Игрок" - 5
Не опять, а снова: виртуальная реальность, игры, насилие - и вполне реальные смерти, выходящие за рамки всяких игр. Можно вспомнить "Игру Эндера" Карда. Можно - "Виртуальную кровь" Романова или рассказ "Цензор" Ивана Тропова. Старая песня на новый лад... а всё же есть в этом ладу что-то такое, не оставляющее равнодушным. Да, пускай не ново и в чём-то наивно - зато от души. Да и главный герой какой-то очень близкий, понятный и располагающий к себе... А вот финал, на мой взгляд, мог быть и посильнее (только не спрашивайте меня, каким конкретно он мог бы быть!) Стиль в рассказе достаточно простой, но добротный.
18. Lightday "Девятое марта" - 5
Ещё одна старая песня на новый лад... нет, уже не виртуальность, тут совсем другая песня - фильм "День Сурка", я думаю, помнят многие. Если там герой всё время жил в одном дне, то в этом рассказе персонажу выпал временной промежуток заметно побольше - что его, впрочем, нисколько не радует. Сюжет в целом вышел больно мудрёный - я, например, до конца не прочувствовал весь скрытый смысл библейских аналогий (однако то, что они даны лишь намёком, без однозначного исхода, не может не радовать). Но ценен этот рассказ всё-таки не фантастическими и мистическими деталями, а самыми обычными бытовыми подробностями и человеческими взаимоотношениями, о которых написано просто, но при этом очень живо и естественно. Вот интересно: не пробовал ли автор сего произведения писать серьёзную прозу?
19. Инна Ирискина "Я, смерть твоя" - 5
Этот рассказ я читал раньше - как, впрочем, и другие произведения Инны. И ещё тогда не мог не восхититься тем, насколько живо у неё получается передать речь и поток мыслей персонажа. Сюжет нехитрый: девушка-смерть пришла забрать то, что ей причитается, то есть человеческую жизнь... но дело, в общем, не в сюжете, а в том, как это исполнено! Просто диву даёшься: вроде бы и стёб - а персонажи поживее и пообъёмнее будут, чем в некоторых куда более серьёзных произведениях. Не всё, правда, мне нравится в финале, но в целом впечатление от этого не портится. По языку можно отметить разве что некоторое злоупотребление служебными частями речи, в остальном же - просто отлично.
20. Галина Толмачёва "Лишнего Не Болтаем (рассказ из жизни работников метрополитена города Вкаловска)" - 5
Так уж получилось, что по соседству оказались два рассказа, написанные в похожем стиле. Но здесь - никаких зловещих обитателей потустороннего мира, а всего лишь... крысы. Сплетни о гигантских крысах в метро, думаю, слышали многие - но чтобы ТАКОЕ... Впрочем, байка в исполнении рассказчика выглядит не столько жуткой, сколько забавной - хотя ему самому во время всех этих событий, надо думать, было не до смеха. История в целом довольно сумбурная, но - снова повторюсь - персонажи очень живые и выпуклые, а за это можно многое простить. Стиль - адекватный и просто замечательный, хотя есть небольшие проблемы со знаками препинания.
21. Алекс Гарридо "Кукла" - 5
На творчество Алекса я обратил внимание после короткого пронзительного рассказа "Здравствуй, Валерк" на конкурсе "Третий день". Умеет он писать так, что его рассказы затрагивают какие-то струнки в душе. И здесь тоже... мастер делает кукол, но вот незадача: кукла по имени Каспер оказывается живой. Диалоги между создателем и созданием, вкраплённые прямо в текст, здорово цепляют... да что тут говорить - это читать надо! Что касается стиля, над ним ещё стоило бы поработать - местами, особенно в первой половине рассказа, встречаются чересчур сложные, тяжёлые фразы.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"