Помимо тех планет, где жизни нет,
Летит, быть может, миллионы лет
К ним дальний свет незримых, неизвестных,
Но любящих и мыслящих планет.
Р.Гамзатов
Рассказ умилил. Нет, правда-правда. Своей бесшабашной наивностью и непосредственностью. Хотя чем черт не шутит - может, лет через двести и "НАСЫ"-то никакой зловредной не будет, а в космос будут пулять всех подряд лишь потому, что телескопы засекли здесь или там планетарную систему, а с ее стороны - подозрительно "разумный" сигнал.
"...сто двадцать лет на Земле принимали сигналы от 18 Скорпиона-4, но никому до сих пор не удавалось их расшифровать. Возможно, тому причиной было чудовищное расстояние между планетами?"
Моя плакать!
Итак, рецепт успешной миссии.
1. Пробовать для начала кандидатуры роботов не нужно ни в коем случае (кстати, неужели через 200 лет не будет подходящих для этого дела роботов? вон "контактеры" утверждают, что зеленые человечки из тарелочек - это всего лишь биороботы, а сами инопланетяне к нам соваться не рискуют... и правильно делают!), Лайки со Стрелками и всевозможные мартышки тем более отпадают - живут недолго и ничего не смыслят в сопромате и тригонометрии. Для контакта будут отбирать целую банду разнополых людей. Чтобы им, летящим, там не скучно было... ну и наукой заодно позанимаются!*
2. На протяжении 15-ти лет полета кормить весь этот табор курятиной. Угу, на завтрак, обед, ну и, понятное дело, на ужин.
3. Самое главное: убрать со звездолета все колющие, режущие и стреляющие предметы. Эти ученые, как дети, ей-ей, так и норовят поиграться в войнушки со скуки!**
А вот еще:
"- Похоже, на планете нет никакого теле- или радиовещания.
Все люди, бывшие в главной рубке, в тот момент недоуменно переглянулись.
- А значит, нет и цивилизации, - тихим голосом подвел итог кто-то".
Логика неоспорима! Отсюда делаем вывод, что тысячу (да что там - триста) лет назад Земля была лишена разумной жизни! Прошу заметить: фразу бросил один из ученых!
"- Тогда что, черт подери, мы принимали все эти сто двадцать лет на Земле? - взорвался капитан".
А вот это уже интересно и мне, черт подери! Что они там принимали и в каких дозах, что им взбрело на ум запустить в разведку боем живых людей с учетом того, что тридцать лет жизни уйдут у них неизвестно на что. Ведь любому здравомыслящему человеку понятно: если сигнал не расшифрован, то он может быть чем угодно!
Нет, классный рассказ! Юмористический! Я хохотал через каждые два-три абзаца (в финале - уже по инерции). И оптимистически-логический конец к месту - другой был бы просто невозможен в данном произведении! Потрясающе! +10 лет жизни вам обеспечено - прочтите тоже!
_________________________
* и ** - автор утверждает, что отправил к 18 Скорпиона такую орду с целью прописать психологию коллектива. Клянусь зубопротезом Мерлина, я перечитал рассказ несколько раз в попытке ознакомиться с этой психологией, погрузиться, так сказать... но не нашел, куда погружаться. Вся психология выражена несколькими предложениями - о том, как они чуть не передрались, и о том, как носились по кораблю в течение трех месяцев, бурно переживая приближение искомой планеты. Это и есть то, что должно было посрамить фрейдов, юнгов, бернов и т.д.?
Критерий жабизма: а вот кто его знает? Вдруг в жюри кто-то тоже ухохочется, как Сева, да и поставит проходной балл, а мы со своей графоманью не пройдем? Мы еще и не такое видали. Лучше утопить на всякий случай.
Асмю А.И. "Кроманьонцы"
А теперь добавим ножек...
Получился осьминожек!
Э.Успенский
Попался мне однажды рассказ, построенный целиком на диалоге двоих инопланетян облика неведомого (да это и не суть важно, их облик). И обсуждали они нас, прекрасных. Людей то есть. И мы в их представлении были ни чем иным, кроме как мясом, способным мыслить мясными же мозгами*. Печально, но убедительно. И потрясающий юмор.
Не знаю, знаком ли автор рассматриваемого рассказа с тем произведением, но в "Кроманьонцах" мне почудились потуги на те же свершения: представить нас глазами... осьминогов. Или щупальцами. Или иными сенсорами. Только почему-то осьминоги эти - непременно межгалактические. Которых в случае непослушания с грохотом ссылают на Цак (так и хотелось досказать: "В пожизненном эцихе с гвоздями").
Рассказ заявлен как юмористический. Ну, может быть, может быть, только в этом случае не стоило так сильно заморачиваться на зубодробительных званиях a-la Сверхглавный, Замглавный-3, Простоглавный, Верховный Щупалец, а также на названиях частей их тел. Преодолев эти навороты, читатель теряет ниточку повествования, ему приходится перечитывать, а перечитывание уже прочитанного - минус для создания юмористической ситуации. Да и просто не смешно, что греха таить, много плоских шуток.
"Простоглавный вгляделся в монитор. Шло программирование в некоей России лидера авторитарного типа.
- Зачем тебе это надо? - спросил он удивлённо.
- Усиливает драматизм положения России. Да и закон жанра требует. - Он оттопырил в стороны по два боковых щупальца, покачивая ими, словно планировал в восходящих от придонного гейзера потоках. - Качели. Я тут ещё общемировой экономический кризис дорабатываю.
- А Россия - это что?
- Здесь, - ткнул Замглавный-3 в большое пятно на карте, висевшей рядом с ним на стене, - остаток Советского Союза.
- А этот Советский Союз куда дел?
- Да как-то надоел он мне. Раздробил на составные части".
Ну куда же мы без Советского Союза, России и мирового финансового кризиса! Все чаяния разумной Вселенной прямо-таки сосредоточены на этих животрепещущих вопросах!
Так вот, оказывается, кто у стариков пенсию покрал! У-у-у, спруты проклятые, Каттани-комиссара на вас нет!
В общем, весь рассказ выстроен в таком духе. И неандертальцев-то они извели, и динозавров в поликлинику на анализы продали (всех), и вообще управляют нами, как хотят (гады). Одним словом - высший разум. Только почему-то не смешно это и даже не назидательно. Так, идеи не выше стеба средней руки. Извините, не мое. Тренируйтесь лучше пока на Терри Биссоне.
_______________________
* Терри Биссон"Мясо в космосе"
Критерий жабизма: ага, политику, главред сказала, у них не сильно уважают. Значит, нам - не соперник. Да и все остальное слабовато... Наш человек, не топим!
К.И.С. "После Чумы (постапокалипсис)"
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.Пушкин
Произведение расположило к себе с самой "вешалки", с которой обычно начинается любой театр. Я имею в виду аннотацию, где перефразируется знаменитое "Кризис кризисом, а жить-то надо".
Стиль спокойный, не дерганный, раздумчивый такой стиль. И присутствует интрига: все гадаешь, как это вдруг в глухой (судя по описанию) деревне так легко оперируют словами "телевизор" и "компьютер"?
Все новые и новые факты подбрасываются читателю мастерски, постепенно, как бы невзначай и через главную героиню - девочку Алену, от третьего лица. Выше я уже говорил о таком способе подачи, и здесь он применен наиболее удачно. Нигде автор не срывается и не допускает досадных ошибок.
"Отец сидел на крыльце и бережно сворачивал самосад. Ловко это у него получалось. Берёт большой лист, расправит на колене, помнёт слегка, чтобы не крошился, а потом в него уже сечку табачную горочкой - хлоп! Завернёт хитро так, послюнит и получается самокрутка. Сиди, пыхай, на темнеющее небо смотри, на котором звёзды уже появились. Звон колокольный в сумерках с горы плывёт... чистый такой, серебряный...
Гудок вечерний - ночная смена. Хорошо, что батя в смену уже не работает - поговорить можно.
Алёна присела рядом и, не удержавшись, потыкала пальчиком в руку отца. Во, мускулы какие, а?! Твёрдые! Это потому, что батя работает много.
- Ну, что, стрекоза? Как там Дороховы? - спросил отец.
- Тимка-младший жопой в крапиву сел, - тотчас обрадовано затараторила Алёна, стараясь приглушить голос. - Бабушка Таня на спину жалуется, а дед Василий с охоты двух зайцев принёс и черемши два пучка. Дядя Чжи говорит, что на заводе у кузнецов прибавка будет. Не такая, как у токарей, а поменьше. Жена евойная Рита в Синячиху уехала вместе со старшими. Там им надо перину менять на какую-то штуку, забыла, как называется. Прабабушка Марина нам редиски дала и мне про компутеры сказку рассказала...
- А что за сказка? - улыбнулся отец.
- Про то, как компутеры на людей Чуму напустили! - выпалила Алёна".
И этого самого момента начинается объяснение, как они докатились до жизни такой. Самое правдоподобное, какое только может быть - не в виде наукообразной лекции, а как легенда. Ведь только легенды могут жить тысячелетиями. Все верно!
Присутствует в рассказе и желательное (по условиям конкурса) изобретение - то, собственно, из-за которого они все и "докатились до жизни такой". Вполне даже правдоподобное: ведь мы вечно как что-нибудь изобретем-изобретем, так оно против нас же и прилетит потом. Словом, и против истории не погрешил автор нисколько. То есть имеется в произведении и философское начало. И название запоминается, не пришлось вспоминать при написании разбора: "Так... К.И.С... что же там было, в его рассказе?" Нет, сразу встает перед глазами картинка: деревня, девчонка, история людей, которые сами себя надурили. В общем, полный набор достоинств! Зачетно!
Критерий жабизма: а здорово написано! Однозначно топить! Конкурент!
Тесленко О.В. "Переход"
Наверно, в следующей жизни...
Когда я стану кошкой...
М.Ржевская
Забавный, несколько легкомысленный рассказик о сумасшедшем ученом-историке, который, не щадя живота своего, воспользовался случаем оказаться в любимой эпохе.
Из плюсов: да, я совершенно согласен, что даже если и изобретут машину времени, перебросить в прошлое или будущее тело подопытного она не сможет. А вот поселить его сознание в тело кого-нибудь из того периода - это не такая уж ахинея. Не знаю, пошел бы на это профессор, мировая знаменитость, покоящаяся на лаврах всеобщего признания, или нет: нынче они и без таких резких перемен не желают слезать с кипы своих монографий. Особенно в области истории. Думаю, автор бывал на исторических форумах, где сходятся в смертном бою ветвисторогие мастодонты. СИ просто институт благородных девиц по сравнению с "прениями", разворачивающимися в блогах какого-нибудь Солкина, не к ночи буде помянут! Но ладно, допущение принято: профессор на это пошел.
"Помните - вы можете быть только наблюдателем. Перебирайтесь на кушетку, устраивайтесь поудобней, я сделаю вам укольчик. Сновтоворное, обычное снотворное! - успокоил он готового возмутиться профессора, - Исключительно из соображений гуманности по отношению к тому древнему римлянину, который предоставит вам своё тело. Подумайте, каково ему будет внезапно оказаться в нашем времени?
Геннадию Андреевичу пришлось согласиться - даже после инструктажа его психика с трудом справлялась с услышанным. А неподготовленный человек может просто сойти с ума. Да еще и попутно повредить профессорские мозги.
Он послушно подставил руку.
"Попался, голубчик..." - мягко скользнуло в затухающем сознании. Профессор погрузился в сон".
Из минусов: много разговаривали о Брэдбери и его бабочке, отсюда я как читатель невольно начал ждать какого-нибудь сбоя пространственно-временного континуума. Но не тут-то было. Что позволено бабочке, то не дозволено молосске Каллисте, любимой собаке римского императора Адриана. Профессор Бибиков прогулялся по эпохам и благополучно вернулся домой. То есть как-то ждешь-ждешь события, а оно так и не случается. А мы, читатели, народ вредный, как плебс Древнего Рима! Нам бы пожирнее смысловую нагрузку к античным цветочкам на античной клумбе с античными бабочками!
А вообще "Дар Амона" понравился мне у автора куда больше.
Критерий жабизма: мило, забавно, притопим при случае, но нам он не соперник...
Кельвин К. "Хиж-2009: Не гвайдом единым"
D'ou venons nous? Que sommes Ou allons nous?*
Отчего-то этот рассказ мне кажется сильно перекликающимся с "Кроманьонцами". Может, от обилия умных, а то и непонятных слов, может, от позиции: некий сверхразум, прогнозирующий жизнь во всей ее масштабности. Но, слава великому гвайду (правда, я так и не понял, что это такое - надо сварить себе еще зелья сообразительности! NB! Ну не мануал игры ведь, в самом-то деле? Или... ой!), в историю России Создатель и Нулевой в своих размышлениях лезть не стали. Да будет так - от этого произведение сильно выиграло в сравнении с "осьминогами".
Но, конечно, диалог читается со скрипом. Очень монотонный, безэмоциональный. Нет, я согласен, что они, эти высшие, далеки от эмоций, так и надо. Но я-то - жалкий смертный. Мне, мерзавцу, хлеба и зрелищ подавай. И, желательно, пару мест в партере.
Долго ли коротко они решают, какую программу запустить, чтобы по ней развивалось человечество - пожалуй, даже скорее долго, чем коротко, хотя всё становится и так понятным где-то в первой трети рассказа. В принципе, философия присутствует, пусть весьма мудреная, но каждый будет толковать ее в меру своей испорченности. Конечный вариант, естественно, логичен, но остались вопросы: а что там за бета-версии АГАМЭВА, АДАМЭГА и АНАДЕВА? И было бы лучше, если бы реализовались они? То есть, я так понимаю, в случае с Нулевым вместо Адама был бы какой-то Агам? Во втором - Адам один (эго)? В третьем - Ева одна (хе-хе)? А где вариант АДАМЛИЛЯ? Он, помнится, первоначальным был в древних скрижалях, это уж потом запасной подключили...
"Неужели Совершенства не будет? Никогда?.. Решение пришло внезапно. Я придумал вас, дети Мои, как элементы чистого разума. Я поспешил к понятийной туманности; в какой-то мере вы и ее дети тоже. По задумке вы должны были стать особой секвенцией, означающей зародыш нового мироустройства: и каждый определял бы свою сторону бытия. Так было задумано и реализовано. Я выделил облако, где разместил только лучшие качества, гвайды для будущего развития, а затем определил ячейки, где можно было бы записать программы пути к совершенству. Потом создал вас, соединил с облаком и дал вам сознание... Более Мое участие не требовалось. Я отправился мечтать. Когда вы подготовились и рассказали мне о своих гвайдах, Я выпустил вас в мир, лелея мечту о совершенстве".
Эх, вот говорила тому Создателю мама: "Учи, сынок, арифметику!" - так не послушал! Создал гвайдов, с нуля по седьмого, да и воссел, уверенный в непогрешимости расчетов и ожидая духовного совершенствования "седьмого брата". А ведь каждая цыганка на вокзале вмиг сочтет, что если с нуля отсчет вести, то не семь, а восемь будет. Как ни крути.
Так что все наши проблемы, получается, в том, что кто-то там, наверху, не очень дружит с точными науками? И мы все - это ошибочный гвайд Создателя? Лихо!
В принципе, рассказ хороший, юмор есть, но мама Создателя гвайдов произнесла в свое время еще одну заповедь: "Не грузите, да не грузимы будете!". Уж слишком тяжеловесные фразы для художественного (да и для научного тоже) текста! Или как-то разбавить действием, картинкой, или подсократить - даже не знаю, что лучше. Но поработать с текстом желательно, ведь смысл интересный, а воплощение немного подкачало.
_____________________
* "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?" (фр.)
Критерий жабизма: все равно его никто не поймет, поэтому пусть остается с нами...
Колотнев Н.Э. "Хиж-2009: Смерть в руках "Ребёнка""
Даром преподаватели
Время со мною тратили...
Л.Дербенев
А вот что бывает, когда сынки недостаточно усердно учат арифметику, а также физику, химию и прочие сложные науки. Багнутый гвайд может к таким последствиям привести, что хоть режиссеров из Голливуда приглашай - Армагеддон снимать на натуре.
В общем, снова злые инопланетяне покушаются на нас, незаменимых. И тут уж, как говорится, хоть ученый ты, хоть бездарь карьеристская вроде главного героя, а итог один.
"На все операции ушло чуть больше суток, и на саму операцию пять часов.
Сергей с Петром летели на Землю, любуясь взрывами кораблей пришельцев, через несколько минут к ним пришло голосовое сообщение: "Ви Вси Умроти Страшний Смиртью".
Они, конечно же, не уделили должного внимания корявым словам пришельца, но по возвращению на родную планету, а возвращение заняло очень много времени, так как они практически всё своё топливо выложили на Петькин корабль, земляне прокляли всех богов! На дисплее камер внешнего наблюдения корабля открывалась ужасающая картина гибели человечества. Невообразимые ураганы закрыли сплошной пеленой атмосферу Земли, материки покрылись болезненной коркой магмы из извергающихся вулканов, океаны испарялась, и на мелководье гибло всё, что когда-то дышало. Пресные источники давно перестали существовать, было совершенно ясно, что на некогда плодородной планете ни осталось, ничего живого".
Не слишком ладно слеплено, достаточно крепко сшито, но чересчур все пунктирно и надуманно. Характер героя поверхностен до невозможности. И, если он таким и являлся, то грош цена тем, кто отобрал такого для столь важной миссии. У них что, психологические тесты не в ходу? Для космолетчика это важнее, чем для кого бы то ни было. Что за странная халатность? Не верю!
Критерий жабизма: нам не соперник! Проходной балл!
Бекер В.Э. "Хиж-2009: Усадьба"
А вон и долгополый -
Сторонкой - за сугроб...
Что, нынче невеселый,
Товарищ поп?
А.Блок
На всем протяжении рассказа из головы не шла блоковская поэма "Двенадцать". Ну хоть что делай - а ассоциация прочно засела. Может, из-за попа с революционерами, может, из-за общего настроения смуты и тревоги - не ведаю!
Но написано великолепно! Пожалуй, самая сильная вещь в группе - и с сатирическим подтекстом, и с некой долей мистики, и с иронией. Да и стиль уверенный, оттренированный, красивый.
А вот здесь, кстати, весь политический антураж смотрится вполне органично и уместно. Не давит, не утомляет, не раздражает. Да и не столь политический здесь антураж, если присмотреться повнимательнее! Скорее социальная фантастика в стиле Стругацких.
Главный герой (повествование от первого лица) решает переждать грозу в заброшенной усадьбе и оказывается там взаперти с... целой уймой народа из различных эпох. И все они, точно в "Дне сурка", не могут ни умереть, ни освободиться из плена безвременья: каждый убитый или покончивший собой наутро оказывается жив-здоров. А за окнами, подобно кинговскому "Туману", ползет серая, клубящаяся мгла, и из нее словно кто-то следит за тобой...
И тогда герой принимает единственно правильное решение: он отправляется знакомиться с соседями поневоле. Мне показалось, что все они - символы неких социальных явлений: номенклатуры, приспособленчества, непротивления, бюрократии...
"Разбудило меня ощущение чужого присутствия в комнате.
В проеме двери стояла непонятная фигура в черном. Сначала мне показалось, что это Никодим в своей рясе. Но нет - пропорции фигуры и черты лица постоянно менялись... Теперь я видел сумасшедшую тетку из холла, а в следующую минуту на ее месте уже скалился ее приятель алкаш. Будто кто-то пытался подобрать подходящую случаю форму, но не мог сделать окончательный выбор".
Мне лично показалось, что автор имел в виду олицетворение эгрегора государства (недаром ведь он принимал облик то одной, то другой, то третьей своей марионетки). Главный герой (Андрей) не вписался в "распорядок дня в лагере", а никакой эгрегор не потерпит неповиновения. В реальности Андрея растерли бы в порошок (уж нашли бы способ управы!), а в рассказе многоликий "пальтовый" просто избавляется от "маргинала", выпустив его из странной усадьбы.
И все по-новому, как сначала...
"Аптека, улица, фонарь"...
Критерий жабизма: потопим однозначно! Нам такие соперники не нужны!
Матюхин А. "Хиж-2009: Deja vu со льдом"
Вытащи седьмую булавку!
Р.Желязны
Мне показалось, такой рассказ должен был присниться. Вернее, его идея. Не самая основная, а с дежа-вю и льдом. Впрочем, может, я ошибаюсь, а сюрреалистичность этого эпизода - плод ясного сознания автора. Спорить не буду.
Перед нами мир, где люди, как у Роджера Желязны, сами выбирают... нет, не лица, а сколько им жить. Ставят себе "запчасти"-органы, освежая тем самым себя, делают пластику. Словом, выпьем за кибернетику!
Честно говоря, в эпизоде затаривания жены героя кусочками льда мне помстилось, что она биоробот (или вообще робот). Наверное, виной тому неосторожная фраза:
"Я подошел ближе. Мария шипела и извивалась. Глаза у нее затуманились... перегорели? Гарантия, вроде, еще не закончилась".
Так я и не понял, к чему это было? Ну, повел автор читателя неверным путем, а потом правду молвил - а смысл? Словом, "не понял юмора" я...
Вообще задумка, конечно, интересная: люди, как персонажи Азимова в его "Обнаженном солнце", спрятались в своих квартирах и общаются только виртуально. Медицина развилась до такой степени, что способна поддерживать в них жизнь сколь угодно долго. И далее встает этический вопрос: "А зачем?" Действительно: будь они великими мыслителями, изучай они мир, изобретай что-то сверхважное, лети, наконец, в далекую-далекую галактику на встречу с братьями по разуму - бессмертие (относительное) не помешало бы. Но прожигать жизнь, впадая в бесконечные дежа-вю из-за ее монотонности? Собственно, в этом вся соль рассказа. Есть над чем поразмыслить.