Есликова Ольга : другие произведения.

(5)Карандашом на полях, или записки дилетанта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Номинация "Дальние страны"


  (продолжение, начало часть 1.1, часть 1.2, часть 2, часть 3, часть 4)
  
  
  II Парнасские игры (октябрь-ноябрь 2008).
  Номинация 5. ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ
  
  Мне кажется, что не все стихи этой номинации попали в тему. Даже если какая-то дальняя страна была призвана служить лишь декорацией к действию, ее черты должны были бы присутствовать. А я рассмотрела только полупрозрачный фон.
  Поэтому моих голосов в этой номинации крайне мало.
  
  
  Песнь о Граале Файн Илья
  Кем был тот герой? - не романтик, а воин
  Но песнь о Граале пропел менестрель -
  И он, этой песней смертельною болен,
  Стрелою себя запустил прямо в цель
  
  От ветра взрывалась роскошная грива,
  И кожа дубела под ветер и дождь,
  Но девы ему улыбались игриво
  Завидя его королевскую мощь.
  
  А он, даже взор свой на женщин не тратя,
  То брёл по песку, то скользил по траве,
  То падал в ущелье с рекой в водопаде
  Под зонг,напевавший в его голове.
  
  Порой разражался он бранью площадной
  В преградах узрев чью-то злобную месть.
  Рубил он врагов - и друзей -беспощадно,
  Когда их слова заглушали ту песнь.
  
  Топор пробивал через скалы дорогу,
  Но годы сумели настичь его бег,
  И в час, когда он победил все невзгоды,
  Его шевелюра была словно снег.
  
  И кубок в дрожащих ладонях качался
  Когда он в ознобе закутался в плед.
  Что делать с находкой? - припомнить пытался
  Но был позабыт самый главный куплет...
  
  Не позавидуешь герою. Столько усилий приложено, столько трудностей преодолено, такой долгий и тернистый путь проделан - и все зря.
  Чудится мне здесь некоторое противоречие. Грааль не дается в руки любому. Только достигший высшего духовного совершенства способен его отыскать. И тогда открывается истина, а, может быть, даруется бессмертие. Впрочем, какие только шутки не играет с нами судьба.
  Не могу сказать, что мне понравилось изложение. Вот предпоследнее предложение возьмем, к примеру. Оно начинается с того, что топор прорубает дорогу. Дальше его настигают годы, шевелюра топора белеет. Да и последнее четверостишие уже не к герою относится по тексту... Я понимаю, что речь не о топоре вовсе. Но читается именно так.
  Многочисленные 'но', мне кажется, не везде оправданы.
  
  О пользе краткосрочных коммандировок Алексеев Алексей
  В который раз по улицам Женевы
  Брожу я, наблюдая праздник жизни,
  А Вы, рожденная под знаком Девы,
  Остались в нашей сумрачной отчизне.
  
  Но я зачем-то спрашиваю "где Вы?"
  
  На время позабыты все заботы,
  Женевский мир спокоен и приветлив,
  И я не задаюсь вопросом "кто ты?"
  И подозрений сбрасываю петли.
  
  А "ты" и "Вы" - в гармонии, как ноты.
  
  Плюмажем вздыблен белый столб фонтана,
  Шелк озера расцвечен парусами.
  Так много красоты, что даже странно,
  Как можно звать тебя (иль грезить Вами).
  
  Сердечная, не заживает рана.
  
  Когда вернусь в любезную отчизну,
  Увидеть Вас (или тебя) надеюсь.
  Какой ты будешь, милой ли, капризной,
  Мне всё равно - с тобой я молодею
  
  И по любви я не справляю тризну!
  
  Единственное замечание: в первом четверостишии немного сбоит на 'рожденная'. А так - простое, ровное, понятное. Симпатичная форма. Оптимистичный финал.
  
  В Америке Рахунов Михаил
   Что за идея - рисовать яблоко...
   (Жак Превер)
  
  Надуваюсь, наливаюсь,
  Впечатлений набираюсь,
  Просвещаюсь в праздных чатах,
  Упираюсь рогом в блогах,
  Балагурю о девчатах,
  Засыпаю на дорогах,
  Улыбаюсь лицам новым,
  Копам вешаю лапшу,
  Дымом легким и вишневым
  С должной дерзостью дышу.
  
  Не готовлю, не стираю,
  Письма в Yahoo не стираю,
  Не гоняюсь за вещами,
  Понапрасну не рискую,
  И за суточными щами
  Не скучаю, не тоскую,
  Не кривляюсь: "Рад стараться...",
  Не готов очки втирать,
  Не умею расставаться,
  Не желаю умирать.
  
  День весенний на излете,
  Стих упругий, как из плоти,
  Дом просторен и уютен,
  Кофе сварено вгустую,
  Жизнь безоблачна, по сути,
  Твердо верится в такую.
  За окном деревья сада,
  Птичий гомон, детский крик,
  Все устроено, как надо.
  Поживем еще, старик.
  
  'Все устроено, как надо'. Интересная рифмовка. Легкое (беспечное?) отношение к жизни лирического героя прекрасно вписывается в выбранную форму. А вот послевкусия нет.
  
  Осень в Вечном Городе Черный-Георг
   И дольше века длится день,
   И не кончается объятье.
   (Борис Пастернак, "Единственные дни")
  
  
  "Desidera?" - Ты говоришь -
  И улыбаешься... - Зачем?..
  Лемуры туч над лесом крыш
  Задрали длинные хвосты...
  В который раз я потерял
  От сердца ключ. Из темноты
  Подушек-пледов-одеял
  Комар назойливо запел...
  
  "Ritornero!" - Не говорю,
  Но корчу рожицу. - К чему?..
  И что за дело сентябрю
  До наших - будущих - разлук?..
  А я сказал уму: "Прощай!" -
  И сердце вновь ушло из рук.
  Малина, градусник и чай
  Здесь имитируют - тюрьму.
  
  "Arrivederci, Roma!" - Вот
  И подошла пора простить...
  "Mi scusi, no!" - В ответ плывёт:
  "Нет, я не Рома, я другой,
  Ещё неведомый избранн..."
  И долька месяца - с тоской
  Многоэтажных икебан
  Сливается... И сны - просты.
  
  И мы - не можем разорвать
  Кольцо зациклившихся тем,
  И возлагаем на кровать
  Венки сплетающихся тел...
  И - совершенно всё равно,
  Кто нас придумал и зачем...
  
  И входит ночь через окно...
  И дольше века длится день.
  
  
  _________________________________________________
  Примечания
  
  Desidera? [дэзИдэра] (ит.) - Тебе нужно что-нибудь?
  Ritornero [риторнэрО] (ит.) - Я вернусь.
  Arrivederci, Roma [аривэдЭрчи рОма] (ит.) - До свидания, Рим.
  Mi scusi, no [ми скУзи нО] (ит.) - Извини меня, нет.
  
  Чудная музыка, замечательные образы, тщательно выписанное настроение.
  Одно удовольствие читать.
  
  Мы тронемся в путь на рассвете... Кириллова Екатерина
  Мы тронемся в путь на рассвете,
  Оставив всё прошлое разом.
  Почти повзрослевшие дети
  Почти непридуманных сказок.
  
  Не спросим у феи дороги,
  Волшебных колец не наденем.
  Почти всемогущие боги,
  В почти уцелевшем Эдеме.
  
  Не станем с драконом сражаться,
  Спасая чужие короны.
  Мы будем почти самозванцы,
  Почти драгоценного трона.
  
  Мы даже не можем с тобою
  Уплыть за пиратами в море.
  Как будто живые герои
  Почти настоящих историй.
  
  'Что-то в этом есть,'- думается по прочтении. Уклончивость и неопределенность повторяющегося 'почти' подкупает. А ускользающее 'что-то' так и не находится ни после второго, ни после третьего прочтения.
  
  The Big Apple Будяк Иван
  Этот город, похожий на карте на кафельный пол,
  где без компаса стороны света в лесу небоскрёбов
  узнают по асфальтовым просекам, где на помол
  местной пыли - представьте наждак - непривычное нёбо
  реагирует, будто белуга на слово "икра", -
  этот город играет на бирже и делает ставки.
  
  Разноцветной и разноплемённой гурьбой детвора
  оккупирует Нью-Вавилон, не послушавшись Кафки.
  
  В этом городе каждое утро творит чудеса
  воскрешения кофе - но, сдав караул, летаргия
  так искусно снимает ремейк "Андалузского пса",
  что двойному эспрессо сродни только лоботомия.
  
  Этот город ест сэндвич на lunch, презирая обед;
  даже dinner à la bourgeiose предсказуемым стейком
  заставляет рассчитывать только на мокко с чизкейком
  и на то, что беседа пройдёт, как всегда, tête-à-tête.
  
  Здесь заношено взглядами небо, как ветошь, до дыр -
  и латать его некому в век торжества прагматизма:
  неоплаченный счёт - ведь не более чем сувенир
  на крещение в водах реки социал-дарвинизма.
  
  Мегаполис, за день проживающий тысячи лет,
  распихав подозрительных лиц по вагонам сабвея,
  перед сном на диване глазеет на автопортрет
  в новостях, будто впрямь никогда ни о чём не жалея.
  
  P.S.
  Вечерами по клубам и барам тут ловят мужчин
  одинокие женщины, что недоступно доступны -
  это их зеркала, не жалея незримых морщин,
  отражают пристрастно и этим, конечно, преступны.
  
  Считаю эту работу лучшей в номинации. Мне все здесь нравится. Яркие образы, фундаментальное полотно.
  
  Баллада о Тутанхамоне Парошин Андрей
  Не имея всемирной известности,
  До начала античных времен
  В чахлой древнеегипетской местности
  Жил один молодой фараон.
  
  Дальний родственник Тутмоса Третьего,
  Не мечтая в анналы попасть,
  На пороге тринадцатилетия
  Получил абсолютную власть.
  
  Не был личностью он замечательной:
  Не боролся, не пел, не страдал
  И не вел действий завоевательных,
  Лишь в постели с женой воевал.
  
  Но по воле злодея Анубиса
  (Спорить c богом, дружок, не моги!)
  Юный несостоявшийся умница
  Умер от перелома ноги.
  
  И, оплакан народом и жрицами,
  Был в Долину царей отнесен,
  Там, увенчан роскошной гробницею,
  Успокоился Тутанхамон...
  
  Под землей в безмятежной гармонии
  Мирно тысячелетия шли,
  Но недавно, - вот дату не помню я, -
  Только эту гробницу нашли.
  
  Дрогнул свод под киркой археолога,
  В предвкушенье напрягся рычаг, -
  Всюду золото, золото, золото! -
  И в алмазах большой саркофаг.
  
  Долго в яме ученые возятся
  И находки увозят в Каир, -
  И гремит фараоново прозвище
  На весь наш переразвитый мир.
  
  И из каждого ящика слышится:
  "Он велик, он могуч и умён!" -
  И из всех фараонов египетских
  Всех известнее Тутанхамон...
  
  Так скажу я вам без околичностей,
  С прямотой и открытостью всей:
  Зачастую мы судим о личности
  По размерам и блеску вещей.
  
  Преклоняемся мы перед тронами,
  Коронуя злачёных тельцов,
  Почитаем подчас фараонами
  Недалёких сутяг и дельцов.
  
  Становясь год от года критичнее,
  Я ищу за оберткою суть.
  Обращайте вниманье на личности!
  Ну и на саркофаги - чуть-чуть...
  
  Чувству юмора автора можно только позавидовать. Спасибо, развеселили! Может, автор и не собирался обыгрывать пословицу "встречают по одежке...", но вспоминается именно она. И каковы для нее декорации! Чудная басня получилась. Длинновата, правда.
  
  Внутренний свет Цветкова Галина
   Сладкий сон до рассвета плывет в тишине
   Запах виски навек пропитал каждый дом
   Блик далекой звезды померещится мне,
   Эта чья-то душа полыхает огнем.
   Раскрываясь румянцем на бледном лице,
   Рыжей прядью цепляясь за черный берет,
   Знаком рода застыв на старинном кольце,
   Она светит во тьме уже тысячи лет.
   Воплощаясь в поэмах, твореньях, мечте,
   Она вечно идет за хозяином вдаль,
   Непрерывно мерцая в пустой темноте
   Своим светом порой разгоняет печаль
   Огоньки белых звезд покорят небеса,
   Не уйдут молчаливо в безвестный покой,
   Будут вечно сиять и дарить чудеса.
   Надо только уметь поделиться душой...
  
  Приятное стихотворение. Только последнее четверостишие кажется мне немного оторванным от остального текста. Может быть, смещением временного акцента, может, переходом от частностей к общему. И запах виски как-то размыт в пространстве.
  
  Уехал твой милый Винокур Роман
  Уехал давно - очень жаль, что не вместе, -
  Уехал твой милый в далёкий Вест-Честер.
  
  Уехал твой милый, где Мэри и Джоны,
  Уехал навек из страны разобщённой.
  
  Уехал твой милый, где синие дали,
  Где времени нет для тоски и печали,
  
  Где с неба ленивым не сыплется манна,
  Но люди живут без вражды и обмана.
  
  Уехал твой милый к зелёным лужайкам,
  Уехал давно. Почему ж его жалко?..
  
  Чувствую себя несколько обманутой. Меня вели, вели к финалу, да и огорошили вопросом. Повествование идет от третьего лица. И финальный вопрос повисает в воздухе (кто его задает, кому жалко уехавшего?). Ощущение незаконченности, резкого обрыва у меня остается. Хочется как-то трансформировать последнюю строчку.
  
  Представь Качур Виктория
  Спешишь, толкаешься в метро.
  Здесь шумно, душно и пестро.
  Сквозняк приносит дым костров
  Чужих миров.
  
  Представь заброшенный маяк
  В каких-нибудь чужих краях.
  Фонарь погас, прогнил косяк,
  Фонтан иссяк.
  
  Представь темнеющий залив,
  Листву серебряных олив,
  Ряд черепичных крыш вдали,
  Следы в пыли.
  
  Представь вечерние огни.
  Пускай дверной косяк прогнил
  И пересох фонтан - Бог с ним.
  Вдохни. Шагни.
  
  Это про меня. Путешествовать, закрыв глаза или просто отгородившись от действительности - отдушина и счастье. И стоит только появиться в чужих мирах или странах путнику, начинают работать заброшенные маяки, фонтаны снова устремляют в небо сверкающие струи, фонари матовым блеском ласкают черепичные крыши... Хорошо...
  Спасибо автору.
  

  
  
  
  Тройка лучших, по моему мнению, работ:
  
  Осень в Вечном Городе. Черный-Георг
  The Big Apple. Будяк Иван
  Представь. Качур Виктория
  
   (продолжение следует)
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"