Летний день0k "В СТРАНЕ РОДНОЙ"
Аннотация к разделу: Здесь почти всё, что написала в литературных жанрах. Некоторые журналистские работы сюда тоже протиснулись. Короче, на СИ мой самый полный литсклад. Постаралась его понятно структурировать - ради Вас, читатель, историк, литературовед, архивист, издатель и кто-то ещё... Aрхив будет пополняться, пока жива.
Глава 1. Как я была безработной Глава 2. Как я работала на олигарха Глава 3. Как я боролась с олигархом Глава 4. Как я давала олигарху шанс быть человеком Глава 5. Особенности войны с олигархами Глава 6. Как я судилась с олигархом
Этот, в общем, негазетный материал был опубликован в "Северной правде" 1.08.2003г. В сокращении. В.Я. Игнатьев, создатель костромского художественного музея и его коллекции, Объединенным Международным Биографическим Центром за его невоспроизводимый вклад в мировую культуру был назван в числе двухсот выдающихся деятелей современности. Мне выпало счастье знать его при жизни.
"Пейзаж с домом и окрестностями", литературно-критический очерк И.А. Дедкова, думается, стоит в его творчестве особняком. Для себя, разумеется, весьма условно, называла его гимном Костроме и Провинции вообще. Перечитывая его нынче, понимаю: все гораздо глубже. Как всегда, Игорь Александрович решает проблемы коренные, корневые, главные для любого мыслящего человека. Горизонтальные строчки вырастают в немыслимую вертикаль. "Почему бы не быть литературно-критическому роману?" - когда-то задавался он вопросом. Действительно, почему бы не быть? Но жизнь Дедкова оказалась короткой. Можно только догадываться, каким он мыслил роман. А 35 страниц очерка по объему на роман не тянут, но по содержанию, сюжетным линиям, стекающиеся, как ручейки, в одно озеро, - да. И по наличию главного героя, - самого автора, которому хочется "хоть где-нибудь чувствовать себя "своим", к чему-то прикрепленным"... - это писал он на 23-м году жизни в Костроме.
Эксклюзив: Николай СКАТОВ, директор "Пушкинского дома", урожденный костромич. Почему и как он уехал из родного города? Оп-но в Костроме (г-та "Северная правда"), в в Наб. Челнах (ЛГ "Звезда полей").
Разговор об отечественнй словесности второй половины ХХ века немыслим без глубоких, блестящих оценок литературного критика И.А. Дедкова. В Кострому он приехал после окончания МГУ как поднадзорный известного ведомства после студенческих волнений в начале 50-х. "Писать о провинции легко - жить в ней трудно" - сказал впоследствии Дедков, после 30 лет жизни в Костроме все ж уехавший отсюда... Статья опубликована в каталоге выставки костромских шестидесятников "Любить? Ненавидеть?! Что еще?!..", в областной газете "Северная правда", в ЛГ "Звезда полей". (Наб.Челны)
Сегодня понятно: их творчество в 60-х было живописью будущего. Неоспоримо, что это живопись настоящего, так же как и то, что у нее есть будущее... Сообщаю читателю, что пунктуация, орфография, стилистика реального документа оставлена мною без изменений
Пролог. Глава 1. Как я стала "орудием евреев" Глава 2. Писать о провинции легко - жить в ней трудно... Глава 3. О дискуссии, призраках и немного горючих слез о личном Глава 4. Удар по "головникам" Глава 5. Блистательный Игнатьев и другие Глава 6. Апломб по-костромски и реконструкция сознания по-московски Глава 7. Радуга. Накануне любви Глава 8. Надо б лампочку повесить - денег всё не соберём . Интерлюдия. "Как шаланду назовешь..." Экскурс в будущее библиотеки им. Крупской. Глава 9. Если рабы - не мы, то кто мы? Глава 10. Грошовая публика Глава 11. Любовь и война Глава 12. Пустое "Вы" сердечным "ты..." Глава 13. Как библиотека снимала имя Н.К. Крупской Глава 14. Вторые Дедковские чтения Глава 15. Медаль на мой пиджак и другие награды Глава 16. Исполнение желаний, или беги, а то умрёшь
Глава 1. Пейзаж после событий Глава 2. Что им Гекуба или Наши мёртвые нас не покинут Глава 3. Как мы спасали премию имени Дедкова Глава 4. Кое-что о жизни Дедкова; бытийный аспект. Глава 5. Под дамокловым мечом. Глава шестая. 'Объявление вины и назначение казни' или Особенности работы пером. Глава седьмая. О нравах в Красном Доме и прочих пристутственных местах. Глава восьмая. Два пролога к Лебединой песне Игнатьева
Галактион Табидзе, единственный, ответивший на требование подписать осуждение Пастернака прыжком из окна больницы 17 марта 1959 года, искупив таким образом позор тех, кто его подписал, а подписали все - кроме Лидии Чуковской...
Костромской гобеленщик Евгений Радченко похож на постаревшего Маленького Принца... Свои дивные гобелены он создаёт простой столовой вилкой и называет их "половиками".
В конце 2011 года в издательстве "Плутон" при поддержке Министерства культуры РТ вышла в свет первая книга о жизни и творчестве известного поэта, писателя и переводчика Рустема Кутуя. Ее автор - литературовед, научный сотрудник Академии наук РТ Маргарита Небольсина. Рецензия опубликована в газете "Республика Татарстан"
Нет нужды напоминать тем, кто читал статью И.А. Дедкова "Объявление вины и назначение казни", как здорово досталось одному из лучших писателей второй половины 20 века Виктору Астафьеву от лучшего критика. Но большой писатель потому и большой, что до мелкой реакции на критику не опускается. Когда в Костроме через 5 лет после смерти Дедкова в областной газете шла дискуссия о переименовании библиотеки им. Н.К. Крупской в Дедковскую, я получила письмо от Виктора Петровича, в котором он просил учесть его голос ЗА переименование. "Я добра всем нам хочу, и чтоб хотя бы за гробом жила добрая память об Игоре, и жила поширше, далее Костромы, тоже хочу". К письму Астафьев приложил машинописный "Ответ Игорю Дедкову (увы, уже вослед)" на критику романа "Прокляты и убиты", отстаивающий его право на мужицкий матерный вопль (чем, по сути, и является роман)... Чтобы дать возможность сопоставить ответ и серьезность претензий критика к роману, выстраиваю основную суть этой объемной статьи из цитат, объединив для удобства прочтения в главки.
В Татарстанском журнале "Идель" (март, 2012) опубликовано интервью, которое готовилось еще в декабре, в связи с выходом книги моих стихов "В стране родной".
Коллега попросила описать впечатление от встречи с какой-нибудь знаменитостью. Из перечисленных ей подошел Ролан Быков. Я написала, а потом подумала: чего добру пропадать, может быть, и здесь найдутся поклонники Артиста, и с удовольствием прочтут этот штрих к портрету
Я написала эту статью в 1998 году, прочитав о Тургеневе все, что можно было прочесть в то время, а также несколько книг о судьбах женщин, связанных с ним чувством... Но, наверное, не решилась бы вторгаться в литературоведение, если бы в жизни не наблюдала женщину,как мне кажется, похожую на Полину Виардо и внешне, и внутренне. Она "подсказала" то, чего нельзя прочесть в книгах. Размер статьи газетный - для газеты она и написана - в "Северной правде" я делала разворот для дамского чтения, и в каждом выпуске "угощала" читательниц историей любви великих женщин
11 апреля день рождения Игоря Александровича Дедкова, мыслителя-гуманиста, числимого по ведомству литературной критики. Совпадение даты с Международным днём освобождения узников фашистских концлагерей, достаточное основание для обращения к его статье "Как это случилось". Речь в ней о заглавных вещах: на что полагаться в век могущественных средств пропаганды и неизжитых иллюзий, государственной мощи и ПРЕДУСМОТРЕННЫХ людских реакций, о коричневом зле, о преодолении человеком страха смерти, о человеке "настоящих принципов", над которым циники посмеиваются... Опубликовано в газете "Северная правда"
Органы опеки, призванные защищать законные интересы детей, порой грубо попирают права как детей, так и родителей, нанося их тяжелейшие моральные травмы, за которые никто не несет ответственности и не выплачивается никакой компенсации
Сама рецензия значительно короче, чем Постскриптум к ней. Да и дело, собственно, не в рецензии, а в картинке нравов, которая нарисовалась после ее опубликования в главной газете Татарстана. Однако, несмотря на географическую привязку, проблема дутых репутаций и ложных положений характерна, думается, не только для этой славной республики
Из цикла статей под рубрикой "На планете людей" Что могут сделать общество и государство, чтобы дети из неблагополучных семей вырастали духовно и физически здоровыми?
По поводу пятой части "Медитаций". Ты молодец! Эти стихи надо читать, перечитывать, завидовать и запоминать. Преодолённая газетчина, газетчина, обогатившая поэта, та презренная газетчина, что вдруг становится плечом к плечу - рядом со стихами, и они делают честь друг другу - очень редкий случай. Арямнову можно преподавать в Литературном институте. Жду известий от тебя - обо всём, что видишь со своей колокольни. На семинарах у нас, конечно, спорят... Но твоё слово уже сказано. (В.Н.ЛЕОНОВИЧ)
"Мучительное сознание своей вины, отнюдь не исчезающее в силу таких обстоятельств, как гарантированная безнаказанность и невозможность возместить жертве принесенный ей ущерб - чисто человеческая черта. К тому же свойственна она далеко не всем человеческим индивидам, а только некоторым, как бы избранным. Заметим, что евангельский Иуда, памятуя конец его, стоял на голову выше многих нераскаянных преступников былых времен и нынешних. Для них даже уподобление Иуде - незаслуженная честь. Они ведь и его намного хуже". Автора цитаты, увы, не помню...
Творчество гениального художника Николая Шувалова вобрало в себя весь спектр художественных исканий ХХ века. Он принадлежит к числу российских художников, творчество которых составляло содержание эпохи. Сегодня понятно, как велик труд, не снискавший одобрения при жизни...
Ну а вскоре после этой встречи в 2006 году Дмитрий Александрович возьми да и умри. Мир праху его и Царствие Небесное. Говорят кикиморой кричал как никто замечательно. Опубликовано в газете "Республика Татарстан"
Человек есть то, что он делает. Делать то, что требуется, вот пункт, в толковании которого обычно расходятся люди. Одни - воплощение конформистской готовности к принятию любой реальности, другие, как стрелка компаса - вытянуты в определенном направлении. Такое подчинение осложняет жизнь. Все дело в запасе нравственной энергии, необходимой для создания своего, невоспроизводимого вклада в культуру. Художественная коллекция костромского музея, удостоенная м/д призов "Золотая пальма" и "Гран-при" состоит на 75% из шедевров, остальное произведения идеологической конъюктуры. Соотношение могло быть иным, если бы Игнатьев, создатель костромского художественного музея и его коллекции не был личностью, способной на поступки опережающего значения. (очерк оп-н в "Северной правде" 13.04.1999г.)
Тимур Кибиров мне понравился своей скромностью. Я ему говорю: извините, я не поклонница Вашего творчества, но есть задание редакции - с Вами поговорить... Он очень смущенно улыбнулся и поговорить согласился. Опубликовано в газете "Республика Татарстан"
Это лирическое название (про грезы) - первое, что пришло в голову. На самом деле все намного прозаичней. Скорее, это омлет на скорую руку из разного рода утренних мыслей и беспокойств. Постараюсь сделать из этого сериал. Сегодня омлет номер 1
Интервью В.П. АКСЁНОВА опубликовано в газете "Республика Татарстан" и в газете Зарубежные Задворки - литературная газета на русском в Германии. В номере 8/3, 2010. Это одно из последних интервью писателя, если не последнее
В детстве верилось: если идти за человеком след в след - узнаешь, о чём он думает и что чувствует. То есть, можно понять его. И чего проще читая стихи, прозу человека, видеть следы идущего и определить - по дороге ли тебе с ним? Не то со стихами Юрия Бекишева, талантливейшего российского поэта. Навряд ли удастся попасть сразу след в след, но и попасть не значит совпасть, потому что на его дорогах "образ - лишь предлог к прогулке дальней без путей-дорог". Рецензия опубликована в костромской областной газете "Северная правда"