Летний день0k "В СТРАНЕ РОДНОЙ"
Аннотация к разделу: Здесь почти всё, что написала в литературных жанрах. Некоторые журналистские работы сюда тоже протиснулись. Короче, на СИ мой самый полный литсклад. Постаралась его понятно структурировать - ради Вас, читатель, историк, литературовед, архивист, издатель и кто-то ещё... Aрхив будет пополняться, пока жива.
Глава 1. Пейзаж после событий Глава 2. Что им Гекуба или Наши мёртвые нас не покинут Глава 3. Как мы спасали премию имени Дедкова Глава 4. Кое-что о жизни Дедкова; бытийный аспект. Глава 5. Под дамокловым мечом. Глава шестая. 'Объявление вины и назначение казни' или Особенности работы пером. Глава седьмая. О нравах в Красном Доме и прочих пристутственных местах. Глава восьмая. Два пролога к Лебединой песне Игнатьева
Пролог. Глава 1. Как я стала "орудием евреев" Глава 2. Писать о провинции легко - жить в ней трудно... Глава 3. О дискуссии, призраках и немного горючих слез о личном Глава 4. Удар по "головникам" Глава 5. Блистательный Игнатьев и другие Глава 6. Апломб по-костромски и реконструкция сознания по-московски Глава 7. Радуга. Накануне любви Глава 8. Надо б лампочку повесить - денег всё не соберём . Интерлюдия. "Как шаланду назовешь..." Экскурс в будущее библиотеки им. Крупской. Глава 9. Если рабы - не мы, то кто мы? Глава 10. Грошовая публика Глава 11. Любовь и война Глава 12. Пустое "Вы" сердечным "ты..." Глава 13. Как библиотека снимала имя Н.К. Крупской Глава 14. Вторые Дедковские чтения Глава 15. Медаль на мой пиджак и другие награды Глава 16. Исполнение желаний, или беги, а то умрёшь
Глава 1. Как я была безработной Глава 2. Как я работала на олигарха Глава 3. Как я боролась с олигархом Глава 4. Как я давала олигарху шанс быть человеком Глава 5. Особенности войны с олигархами Глава 6. Как я судилась с олигархом
Эксклюзив: Николай СКАТОВ, директор "Пушкинского дома", урожденный костромич. Почему и как он уехал из родного города? Оп-но в Костроме (г-та "Северная правда"), в в Наб. Челнах (ЛГ "Звезда полей").
11 апреля день рождения Игоря Александровича Дедкова, мыслителя-гуманиста, числимого по ведомству литературной критики. Совпадение даты с Международным днём освобождения узников фашистских концлагерей, достаточное основание для обращения к его статье "Как это случилось". Речь в ней о заглавных вещах: на что полагаться в век могущественных средств пропаганды и неизжитых иллюзий, государственной мощи и ПРЕДУСМОТРЕННЫХ людских реакций, о коричневом зле, о преодолении человеком страха смерти, о человеке "настоящих принципов", над которым циники посмеиваются... Опубликовано в газете "Северная правда"
Разговор об отечественнй словесности второй половины ХХ века немыслим без глубоких, блестящих оценок литературного критика И.А. Дедкова. В Кострому он приехал после окончания МГУ как поднадзорный известного ведомства после студенческих волнений в начале 50-х. "Писать о провинции легко - жить в ней трудно" - сказал впоследствии Дедков, после 30 лет жизни в Костроме все ж уехавший отсюда... Статья опубликована в каталоге выставки костромских шестидесятников "Любить? Ненавидеть?! Что еще?!..", в областной газете "Северная правда", в ЛГ "Звезда полей". (Наб.Челны)
Я написала эту статью в 1998 году, прочитав о Тургеневе все, что можно было прочесть в то время, а также несколько книг о судьбах женщин, связанных с ним чувством... Но, наверное, не решилась бы вторгаться в литературоведение, если бы в жизни не наблюдала женщину,как мне кажется, похожую на Полину Виардо и внешне, и внутренне. Она "подсказала" то, чего нельзя прочесть в книгах. Размер статьи газетный - для газеты она и написана - в "Северной правде" я делала разворот для дамского чтения, и в каждом выпуске "угощала" читательниц историей любви великих женщин
Галактион Табидзе, единственный, ответивший на требование подписать осуждение Пастернака прыжком из окна больницы 17 марта 1959 года, искупив таким образом позор тех, кто его подписал, а подписали все - кроме Лидии Чуковской...
По поводу пятой части "Медитаций". Ты молодец! Эти стихи надо читать, перечитывать, завидовать и запоминать. Преодолённая газетчина, газетчина, обогатившая поэта, та презренная газетчина, что вдруг становится плечом к плечу - рядом со стихами, и они делают честь друг другу - очень редкий случай. Арямнову можно преподавать в Литературном институте. Жду известий от тебя - обо всём, что видишь со своей колокольни. На семинарах у нас, конечно, спорят... Но твоё слово уже сказано. (В.Н.ЛЕОНОВИЧ)
Коллега попросила описать впечатление от встречи с какой-нибудь знаменитостью. Из перечисленных ей подошел Ролан Быков. Я написала, а потом подумала: чего добру пропадать, может быть, и здесь найдутся поклонники Артиста, и с удовольствием прочтут этот штрих к портрету
В детстве верилось: если идти за человеком след в след - узнаешь, о чём он думает и что чувствует. То есть, можно понять его. И чего проще читая стихи, прозу человека, видеть следы идущего и определить - по дороге ли тебе с ним? Не то со стихами Юрия Бекишева, талантливейшего российского поэта. Навряд ли удастся попасть сразу след в след, но и попасть не значит совпасть, потому что на его дорогах "образ - лишь предлог к прогулке дальней без путей-дорог". Рецензия опубликована в костромской областной газете "Северная правда"
В конце 2011 года в издательстве "Плутон" при поддержке Министерства культуры РТ вышла в свет первая книга о жизни и творчестве известного поэта, писателя и переводчика Рустема Кутуя. Ее автор - литературовед, научный сотрудник Академии наук РТ Маргарита Небольсина. Рецензия опубликована в газете "Республика Татарстан"
Интервью В.П. АКСЁНОВА опубликовано в газете "Республика Татарстан" и в газете Зарубежные Задворки - литературная газета на русском в Германии. В номере 8/3, 2010. Это одно из последних интервью писателя, если не последнее
Органы опеки, призванные защищать законные интересы детей, порой грубо попирают права как детей, так и родителей, нанося их тяжелейшие моральные травмы, за которые никто не несет ответственности и не выплачивается никакой компенсации
Сама рецензия значительно короче, чем Постскриптум к ней. Да и дело, собственно, не в рецензии, а в картинке нравов, которая нарисовалась после ее опубликования в главной газете Татарстана. Однако, несмотря на географическую привязку, проблема дутых репутаций и ложных положений характерна, думается, не только для этой славной республики
Нет нужды напоминать тем, кто читал статью И.А. Дедкова "Объявление вины и назначение казни", как здорово досталось одному из лучших писателей второй половины 20 века Виктору Астафьеву от лучшего критика. Но большой писатель потому и большой, что до мелкой реакции на критику не опускается. Когда в Костроме через 5 лет после смерти Дедкова в областной газете шла дискуссия о переименовании библиотеки им. Н.К. Крупской в Дедковскую, я получила письмо от Виктора Петровича, в котором он просил учесть его голос ЗА переименование. "Я добра всем нам хочу, и чтоб хотя бы за гробом жила добрая память об Игоре, и жила поширше, далее Костромы, тоже хочу". К письму Астафьев приложил машинописный "Ответ Игорю Дедкову (увы, уже вослед)" на критику романа "Прокляты и убиты", отстаивающий его право на мужицкий матерный вопль (чем, по сути, и является роман)... Чтобы дать возможность сопоставить ответ и серьезность претензий критика к роману, выстраиваю основную суть этой объемной статьи из цитат, объединив для удобства прочтения в главки.
В Татарстанском журнале "Идель" (март, 2012) опубликовано интервью, которое готовилось еще в декабре, в связи с выходом книги моих стихов "В стране родной".
Из цикла статей под рубрикой "На планете людей" Что могут сделать общество и государство, чтобы дети из неблагополучных семей вырастали духовно и физически здоровыми?
Костромской гобеленщик Евгений Радченко похож на постаревшего Маленького Принца... Свои дивные гобелены он создаёт простой столовой вилкой и называет их "половиками".
Это лирическое название (про грезы) - первое, что пришло в голову. На самом деле все намного прозаичней. Скорее, это омлет на скорую руку из разного рода утренних мыслей и беспокойств. Постараюсь сделать из этого сериал. Сегодня омлет номер 1
Тимур Кибиров мне понравился своей скромностью. Я ему говорю: извините, я не поклонница Вашего творчества, но есть задание редакции - с Вами поговорить... Он очень смущенно улыбнулся и поговорить согласился. Опубликовано в газете "Республика Татарстан"
Ну а вскоре после этой встречи в 2006 году Дмитрий Александрович возьми да и умри. Мир праху его и Царствие Небесное. Говорят кикиморой кричал как никто замечательно. Опубликовано в газете "Республика Татарстан"
"Мучительное сознание своей вины, отнюдь не исчезающее в силу таких обстоятельств, как гарантированная безнаказанность и невозможность возместить жертве принесенный ей ущерб - чисто человеческая черта. К тому же свойственна она далеко не всем человеческим индивидам, а только некоторым, как бы избранным. Заметим, что евангельский Иуда, памятуя конец его, стоял на голову выше многих нераскаянных преступников былых времен и нынешних. Для них даже уподобление Иуде - незаслуженная честь. Они ведь и его намного хуже". Автора цитаты, увы, не помню...
Человек есть то, что он делает. Делать то, что требуется, вот пункт, в толковании которого обычно расходятся люди. Одни - воплощение конформистской готовности к принятию любой реальности, другие, как стрелка компаса - вытянуты в определенном направлении. Такое подчинение осложняет жизнь. Все дело в запасе нравственной энергии, необходимой для создания своего, невоспроизводимого вклада в культуру. Художественная коллекция костромского музея, удостоенная м/д призов "Золотая пальма" и "Гран-при" состоит на 75% из шедевров, остальное произведения идеологической конъюктуры. Соотношение могло быть иным, если бы Игнатьев, создатель костромского художественного музея и его коллекции не был личностью, способной на поступки опережающего значения. (очерк оп-н в "Северной правде" 13.04.1999г.)
Сегодня понятно: их творчество в 60-х было живописью будущего. Неоспоримо, что это живопись настоящего, так же как и то, что у нее есть будущее... Сообщаю читателю, что пунктуация, орфография, стилистика реального документа оставлена мною без изменений
"Пейзаж с домом и окрестностями", литературно-критический очерк И.А. Дедкова, думается, стоит в его творчестве особняком. Для себя, разумеется, весьма условно, называла его гимном Костроме и Провинции вообще. Перечитывая его нынче, понимаю: все гораздо глубже. Как всегда, Игорь Александрович решает проблемы коренные, корневые, главные для любого мыслящего человека. Горизонтальные строчки вырастают в немыслимую вертикаль. "Почему бы не быть литературно-критическому роману?" - когда-то задавался он вопросом. Действительно, почему бы не быть? Но жизнь Дедкова оказалась короткой. Можно только догадываться, каким он мыслил роман. А 35 страниц очерка по объему на роман не тянут, но по содержанию, сюжетным линиям, стекающиеся, как ручейки, в одно озеро, - да. И по наличию главного героя, - самого автора, которому хочется "хоть где-нибудь чувствовать себя "своим", к чему-то прикрепленным"... - это писал он на 23-м году жизни в Костроме.
Этот, в общем, негазетный материал был опубликован в "Северной правде" 1.08.2003г. В сокращении. В.Я. Игнатьев, создатель костромского художественного музея и его коллекции, Объединенным Международным Биографическим Центром за его невоспроизводимый вклад в мировую культуру был назван в числе двухсот выдающихся деятелей современности. Мне выпало счастье знать его при жизни.
Творчество гениального художника Николая Шувалова вобрало в себя весь спектр художественных исканий ХХ века. Он принадлежит к числу российских художников, творчество которых составляло содержание эпохи. Сегодня понятно, как велик труд, не снискавший одобрения при жизни...