Одинаковое расположение
Сходных членов предложения
Вплоть до отдельных слов
В смежных предложениях
Текста прозаического, речи,
Стихотворных строк иль строф.
Такое построение
Соседних предложений,
Идущих рядом, параллельных,
Называют термином одним -
Приёмом стилистическим,
А если быть точнее с ним,
С "приёмом" этим...как его?
Бери словарь, ищи на -изм.
Нашёл! Название его
Синтаксический
Па-ра-л-ле-ли-зм:
"Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни."
(В. Хлебников);
"Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской."
(М.Ю. Лермонтов);
"Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой."
(С. Поделков);
"В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт." (А.С. Пушкин);
"Жёлтый пар петербургской зимы,
Жёлтый снег, облипающий плиты..."
(И.Ф. Анненский);
"Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла."
(А.А. Блок);
"Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы."
(В.Я. Брюсов);
"Когда идёшь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь в облака, -
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!"
(С.Г. Островой);
"Познай, где свет, -
Поймёшь, где тьма." (А.А. Блок);
"Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном ?"
(М.Ю. Лермонтов).
Где есть прямой П., там и другой есть П.,
Горбатым быть не обязательно,
Сегодня он иной - обратный, не кривой,
А просто - отрицательный.
Параллелизм весь такой -
Он и прямой, и обязательный.
Сегодня он построен, тем не менее,
На отрицательном сравнении:
"То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит."
(Народная песня)
Но то сегодня, а вчера,
Без всяких объявлений,
Он сообщил нам: не различия
В связях признаков явлений
Он обнаружил, как всегда,
А признаков их совпаденья!
И тот пример нам показал,
Как мысли подтвержденье:
"Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась."
(А.С. Пушкин).
Начальный ход Параллелизма, -
Притчи, песни из народа,
Потом связался с Библией -
Псалмы пел за порогом,
Потом прибился к Атеизму.
Потом в поэзию... за -изм,
Потом сменил позицию на "ком-",
И в тоне он композиционном
Словестно-ритмо-звуковом:
"Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали;
Ох, кабы на меня не кручина,
Ни о чём-то бы я не тужила."
(Народная песня);
Образ поэтически единый!
"Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград."
(Б.Л. Пастернак).
Параллелизм словесно-звуковой!
"Когда волнуется желтеющая нива
И свежий след шумит при звуке ветерка <...>
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой <...>
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон <...>."
(М.Ю. Лермонтов);
Но часто замечаем мы,
Как Параллелизм творит,
Живёт по принципу Анафоры:
"Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы..."
(М.Ю. Лермонтов)
Параллелизм опять спешит к Анафоре.
Чтоб сразу не ушла в отказе,
Он прихватил с собою амфору.
Ей нужно в каждой фразе,
В её начале сказать Разве, Разве, Разве:
"Базарову все эти тонкости непонятны.
Как это, думает он, подготовлять и
настраивать себя к любви? Когда
человек действительно любит, разве
он может грациозничать и
думать о мелочах внешнего изящества?
Разве настоящая любовь колеблется?
Разве она нуждается в каких-нибудь
внешних пособиях места, времени
и минутного расположения,
вызванного разговором ?"
(А.Ф. Писемский)
В конце Анафора спросила:
-Ну и зачем тебе повторы
В начале предложений?
-Конструкции есть новые,
В меру синтаксические, -
Параллельные они. Тебе спасибо!
Продолжение следует ...