МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон)
Многосоюзие? Ну, - это...
Это если больше двух
Союзов в строчке у поэта,
Союзов одинаковых,
Одних, но больше двух
В четверостишии поэта;
В строфе б мы ожидали,
Чтоб каждый стих её,
Да лучше бы в начале,
Союзом бы обозначали.
И лучше сочинительным
Иль соединительным!
* * *
Что до прозаиков, - то...
То уже не меньше трёх-
В сложном предложении,
И в предложении, желательно,
В сложносочинённом
Союзам быть не меньше трёх!
И это очень скромно:
"Перед глазами ходил океан,
и колыхался, и гремел, и сверкал,
и угасал, и светился, и уходил
куда-то в бесконечность."
(В.Г. Короленко);
"И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют..."
(М.Ю. Лермонтов);
"Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту..."
(П.Г. Антокольский);
"И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной..."
(И.А. Бунин);
"Она и боялась-то его, и не смела плакать,
и прощалась с ним, и любовалась
им как в последний раз" (И.С. Тургенев).
Многосоюзие всегда -
Такое текста построение,
Где вслед идущие слова
Легко соединяются
С словами предыдущими,
А предыдущие - всегда
Союзами являются.
Притом их появление
Повтором называется.
Союзов много, он -один,
Но часто повторяется.
Он тесно прижимается
К однородным всё словам:
Речь томно замедляется
И к вынужденным паузам
Незримо направляется:
"Тонкий дождь сеялся и на леса,
и на поля, и на широкий Днепр."
(Н.В. Гоголь);
"И блеск, и шум, и говор волн.";
"... и пращ, и стрела, и лукавый кинжал."
(А.С. Пушкин);
"И скучно, и грустно, и некому руку подать..."
(М.Ю. Лермонтов);
"По ночам горели дома, и дул ветер,
и от ветра качались чёрные тела
на виселицах, и над ними кричали вороны."
(А.И. Куприн);
"И было взвешено и сверено
Всё, что заманивало нас:
И заполярный холод Севера,
И северная щедрость касс.
И даровый билет плацкартный
До незнакомых берегов,
И простодушные плакаты
На стендах красных уголков..."
(А.К. Передреев).
Для Полисиндетона-фигуры
Сти-лис-ти-чес-кой
В речи предпочтительны
Союзы сочинительные.
Они просты, легки, пластичны,
Вместе со словами даже энергичны,
А что касается фактуры -
Изящно-стройно-симпатичные:
"Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи."
"Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид." (А.С. Пушкин);
"Я или зарыдаю, или закричу, или
в обморок упаду." (А.П. Чехов).
Редчайший случай приведу,
Такой, чтоб сразу не поверили:
Многосоюзье, на виду!
Сменяет бессоюзие
В одном стихотворении!:
"Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, -
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!
Её разбойники святые,
Её полёты голубые,
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи её ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние, хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено-степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она -
Моя ползучая Россия."
(И. Северянин).
Продолжение следует ...