Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Панторим. Тавтограмма. Ропалик. Буриме. Шарада

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/

ПАНТОРИМ.

Панторим и Панторифма -
Все идут от корня к рифме.
Ритм должен быть, размерность,
Неприемлема чрезмерность.
Слов рифмованных в строке,
Больше, чем в любом стихе.
 
Стих с метрикой балуется -
Все слова рифмуются.
В нём начальные, центральные слова
И созвучны, и рифмованы всегда.
Но случается, бывает иногда -
В них рифма перекрёстная слышна.
В чистом виде Панторим
Не такой, как мы хотим -
Очень редки встречи с ним.
Чаще он в произведении -
Только часть стихотворения:
Их не вводят плавно, явно...
Рассыпают фрагментарно:
"Стал и сел. Взял и съел..." (В.Маяковский).

В том же темпе нам пропел и В.Высоцкий:
"Сорвано, уложено, сколото -
Черное надёжное золото"

Там, где все слова рифмуются,
Панторимы образуются:
"Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну"
(В. Брюсов)

"Сидит кот у ворот,
К себе милую ждёт.
Кошечка в окошечке,
Кошурки в печурке,
Котятки в подлавке"
(Русская народная песня)

"Шумели, сверкали,
И в дали влекли,
И гнали печали,
И пели в дали"
(К. Бальмонт)

А вот один из крупных Панторимов -
Изящен! А звучит?! - неповторимо:
"В начале года -
нынче-то -
погода
половинчата.
Ну, вот тебе,
негоже ведь:
то оттепель,
то ожеледь;
то лужица
завьюжится,
то стужица
закружится;
то стелется,
то колется
метелица
в околице!"
(А. Недогонов)

Нам интересен редкий опыт с Ним,-
Извольте, перекрёстный Панторим:
"Телом смуглый и тощий
Бредит во сне калиф,
Опустелые круглые площади
Из меди дней проросли"
(Н. Тихонов)

Панториму здесь чуть-чуть не по себе -
Рифмовки схема в нём: АБАБ.

***

ТАВТОГРАММА.

Искусственный жанр - Тавторгамма,
По сути - идея забавна:
В стихах все слова начинала 
С одной и единственной буквы,
Которую и называла,
Кому на "б", кому на "у", на "к", "в", "и" [ы].

Любое малое творение -
Стихотворение, произведение
С единой буквой для начала слов,
В творчестве поэтов - редкое явление,
Но каждый в этом жанре пробовать готов.

Поэты большие и не очень
В жанр постучались - так, между прочим,
Решив изощрённо другим показать,
Как нестандартные вирши писать.

А тавтограммы откуда? 
С фольклора вестимо:

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
чертили чёрными чернилами чертёж.
Чертили чрезвычайно чисто!
(Скороговорка...)

Пётр Петрович пошёл погулять,
Поймал попугая - понёс продавать.
Просил полтину - получил половину...
(Считалка...)

Отец Онуфрий, окончив обедню, отправился осматривать 
окрестности Онежского озера. Около озера обнаружил 
обнаженную Ольгу.
- О, Ольга! - обезумел охальник. - Отдайся! Озолочу!
- Отойди, отец Онуфрий, - отмахнулась Ольга. - Обманешь.
- Обещаю! - обнадежил Онуфрий.
 Ольга отдалась. Онуфрий, однако, обманул... Ольга 
отравилась.
(Народная присказка... анонимная история)

Н.А. Культяпов, вдохновлённый
Нехитрой присказкой народной,
С названьем "Ольгин остров" текст продолжил,
16 тысяч слов на "О" примножил.
И с тем рекордом в Книгу Гинесса вошёл;
Вновь вдохновлённый, дальше сочинять пошёл.
И, вскоре, ещё книга появилася -
В ней 40 тысяч слов на "п" явилося.
Ждёт приглашения от Книги Гиннеса.

А мы пока, у нас ещё есть время,
Пройдемся по примерам, что по теме: 

"Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак...
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк"
(В. Брюсов "Мой маяк")
 
"Ленивой лани ласки лепестков
Любви лучей лук;
Листок лежит лиловый лягунов
Лазурь легка
Ломаются летуньи листокрылы
Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН
Лилейные лукавствуют леилы
Лепотствует ленивый лгун
Ливан лысейший летний ларь ломая
Литавры лозами лить лапы левизну
Лог лексикон лак люди лая
Любовь лавины латы льну"
(Д. Бурлюк "Лето", 1911)

"Случайно слово сделалось строкой,
Случайно слово сделалось страницей,
Случайно слово сделалось судьбой,
Судьба случайно сделалась синицей...
Синица снова сделалась страницей,
Страница снова сделалась строкой,
Строка совсем случайно стала снова
Сырой слезой сорвавшегося слова,
Совсем случайной, сладостной слезой..."
(Лев Яковлев)
 
ЗОО-ЗВУКИ                     ЮБИЛЕЙНОЕ
 
Зубр заревел.                 Ючусь, юродив:
Заливается зяблик.            юбками юн юбилей...
Зебра заржала.                Юркнула юность!
(В. Загорянский)

"Устал удав,
усну, устав" 
Пётр Степанов

"Шипр -шикарная штука..." 
И. Ахметьев
 "Начнём на небе нашу ночь..." 
Михаил Чёрнолузский

***
 
РОПАЛИК (РОПАЛОН ИЛИ РОПАЛИЧЕСКИЙ СТИХ).

Ропалический стих, Ропалон, Ропалик
И как бы его ни называли,
Имеет свой нормативный строй -
И буквенный, и слоговой.
Если в любой Ропалона строке
Каждое слово, за словом идущее,
Имеет на букву больше в себе,
Чем слово пред ним - предыдущее,
Мы говорим, что да - это он -
Есть буквенный Ропалон.                     Кол-во букв в словах

"Нет меры спору - мнения расхожи.           3,4,5,6,7  
Нас злое пламя чувств жестоко обжигает...   3,4,5,6,7,8 
Кто даст совет, агонию умножив -            3,4,5,6,7
Как жить, покой друзей всерьёз оберегая?"   3,4,5,6,7,8  
                           (Алекс Фо)

Но если каждое слово в строке
Длиннее предыдущего на слог,
То значит в Ропалическом стихе,
Рассчитанный по всей его длине,
 
Идёт словесно-слоговый приток:       Кол-во слогов в словах
"Без надежд напрасны устремленья,    1,2,3,4
Как кортеж, лишенный управленья,     1,2,3,4
Жизнь тогда - явленье необъятно,     1,2,3,4
А года уходят безвозвратно..."       1,2,3,4
(Василь Ганжар "Надежда" (отрывок))

Стих поначалу звучал у Гомера,
Где Дактиль стопу поделил с Хореем -
Был шестистопного он размера
С Гекзаметрическим измереньем.

В нём каждое новое слово в строке 
На слог один больше имело в конце -
Ход необычный в античном стихе,
Приверженцам многим явился во сне.

Стали писать Гекзаметром стихи,
Рифмы,  подчас, расставляя свои.
Больше всего удавались женские,
Меньше всего - рифмы мужские,
Редко звучат - дактилические.

Взяв тот приём на вооружение,
Поэты писали стихотворения,
Ночи, подчас, проводя бессонные,
Утром читали Молитву Авсония:

"Бог Отец, податель бессмертного существованья,    - 1,2,3,4,5
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий..."    - 1,2,3,4,5
(Авсоний "Молитва", IV в.н.э)

В горизонтальном Ропалическом стихе 
Есть слоговое нарастанье слов в строке,
Где слово первое - как односложное,
Второе - обязательно двусложное,
А третье слово может быть трёхсложным,
Четвёртое в строю - четырёхсложным:

"Жизнь - игра желаний мимолетных,       - 1,2,3,4
Есть - пора мечтаний безотчётных        - 1,2,3,4
Есть, потом, - свершений горделивых,    - 1,2,3,4
Скук, истом, томлений прозорливых;      - 1,2,3,4
Есть года жестоких испытаний,           - 1,2,3,4
Дни суда глубоких ожиданий..."            - 1,2,3,4
(В. Брюсов)

Но есть ещё Ропалик вертикальный,
Не то что бы звучал, как уникальный, -
В нём зримо ощущаешь удлинение
Любой строки на один слог при чтении.
Пример конкретный отыскали мы
С юмористическим Ропаликом.
По подготовке "Бо..." и "По..." - отличник,
И бдит всегда "Бдительный пограничник":
1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом - в это болото
11 Не лезь!... без визы на эмиграцию

А тут и Брюсов развернул стихи
С горизонтали к вертикали, 
Чтоб Ропалон преподнести, 
Да и Ропалик чтоб узнали:
"1 Пусть
2 мечта
3 рыдает
4 горестными
5 восклицаньями
1 Даль
2 горит
3 сверкает
4 радостными
5 ожиданьями..."
 
(В. Брюсов)

***

БУРИМЕ.

Стихов экспромтом сочинение
На заготовленных впрок рифмах
Среди поэтов - развлечение
На разных стихотворных играх.

История явленья Буриме
Обязана Дюло, французскому поэту.
Сонетов 300 он держал в уме,
А рукопись, мол, потерял - сонетов нету.

Сомненья публики...  Скандал уж назревал.
И тут Дюло не выдержал, признался:
Что он сами стихи - сонеты не писал,
Что заготовкой рифм он увлекался.

После того его коллеги по перу
На его рифмы - заготовки, честь ему,
Сонеты неплохие написали
И долго публику в руках держали.
 
Держали до тех пор, пока
Эта стихотворная игра
Не стала повсеместным увлеченьем
И популярнейшим салонным развлеченьем.

Известно также, что Ал. Дюма,
Отзывчивый на моду, как всегда,
В Париже конкурс сорганизовал,
Поэтов всех на Буриме призвал.
По результатам книгу - альманах издал.
Жюри работало по трудной теме:
"Книга лучших Буриме - стихотворений"
Буриме, как стихотворная игра,
Век девятнадцатый оставила,
В двадцатый, бурный век пришла.

Но скажем пару слов о девятнадцатом,
О веке "Золотом", поэзии подвластном,
Где среди сложных и банальных рифм
Услышишь музыку, напевный ритм.

Вот как у Брюсова Валерия,
От рифм банальных "горе-море", "печаль-даль",
Услышишь музыки мгновения,
И в них ты вспомнишь ласку, детскую печаль:

"Когда встречалось в детстве горе
Иль безграничная печаль, -
Всё успокаивало море
И моря ласковая даль"

А как шутливо А.С. Пушкин
Банальность рифм освежил!
Не превращая их в частушки,
Он им работу предложил:

"И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
Читатель ждёт уж рифмы "розы",
На, вот, возьми её скорей"

Другой пример от Пушкина нам в радость:
Оправдывая рифму "радость - сладость",
Оставив в ней свой звуковой полёт,
Он смысловую связь в нёй признает:
И связь эту считает постоянной,
Как в рифме "жданной - долгожданной":
".............младость
И вечная к ней рифма радость"

Итак, двадцатый век уж на дворе,
Среди прибывших ищем Буриме:
Одни остались там, им незачем идти,
А те, что стали Классикой, ещё в пути;
Одни коснулись вечности, свой век отжив;
Смотрите, Буриме! - живее всех живых!
И вновь идёт средь сложных и банальных рифм,
И выглядит моложе - соблюдает ритм:
"Огни да блестки на снегу.
Исчерканный сверкает лед.
За ней, за резвою, бегу,
Её коньков следя полет.
И даже маска не упала.
Исчезла, как воспоминанье,
Костюмированного бала
Неуловимое созданье.
Теперь давно уже весна,
Мой пыл угас, каток растаял,
Покрылась шишками сосна...
Но этот сон меня измаял"
(В. Ф. Ходасевич, 1917 г.)

И в наши дни игры стихотворные -
Есть проба сил в мире поэтическом.
Не встретишь в них ты маты подзаборные,
Стихи звучат на уровне этическом.

В них редко встретишь признак слабоумия,
В них чаще виртуозность, остроумие.
Ведь Буриме - игра, соревнование.
В ней выигрыш звучит как почитание,
Участие в игре - как испытание.

Мы показательный пример дадим
От Юры Горного - поэта:
Ему предложили 4 пары рифм,
Минуты дали для ответа.

Так быстро справился он с ним -
Оторопели конкурсанты все.
Секунды стукали в часах, что на стене,
А замечательный экспромт уж на столе:

Заданные рифмы:
                         Избу не возвести без друга-топора,
  воздух - отдых         И труд иной порою просто отдых,
  игра - топора          Работа-радость мне: весёлая игра,
                         Когда в лицо - удачи свежий воздух.
                         Болезни я отвёрг, мне незнаком недуг.
  недуг - досуг          Не трачу на лекарство ни рубля.
  земля - рубля          Дорогой под ноги мне стелится земля:
                         Природа для меня - лекарство и досуг.
(Юрий Горный (из Архива конкурсов на лучшее буриме))

Нам пропустить никак нельзя
Те конкурсы, что в интернете.
За Буриме призы дают, друзья!
Поэты! У себя пометьте.
Хорошие поэты - на примете.

Задания из "зарифмованных концов"
Предложат вам как рифмо - пары.
Жюри определяет лучших из творцов,
Сгоревших в творческом угаре.

Последний конкурс был такой -
На выбор дали три задания:
1.	победа - непоседа, сюрприз - каприз;
2.	апрель - портфель, налог - эпилог;
3.	банкомат - виноват, добыл - забыл.
Берёшь хоть все, любой какой -
Зависит от желания.

Михаил Медовый
"Забавен деточек каприз, 
Но по душе мне вальс "каприс"
Люблю я приз, мне данный как сюрприз.
И не люблю я легкие победы,
А после них тщеславия беседы
Шумят на праздниках герои-непоседы;
И многих гложет славы червь
Их самомненья - стимул для победы.
И это не так плохо, мне поверь.
Некрасов как-то написал:
"Согласен я, что если б не было писак - педантов,
то не было бы, друзья, Скоттов, Шекспиров, Дантов""

Нина Петрова
"Апрель! Тепло! Кругом капель!
Душа поёт: "Забрось портфель!"
Забудь работы канитель!
На пароход! На самолёт!
На дельтаплан! Весна идёт!
Подарки - маме, папе, тёще!
Зови друзей! Будь легче, проще!
Люби жену, целуй, танцуй!
С детьми играй!
Не будь к ним строг!
Не думай, чем платить налог!
А эпилог? Да он прекрасен:
Ты отдохнул! Ты весел!
Счастлив!"

Эрик Маркин
"Март прошел. Пришел АПРЕЛЬ
Меняют конкурсы друг друга
Разбух редакторский ПОРТФЕЛЬ
От поэтических потугов
Введут, наверное, НАЛОГ
На буриме и на частушки
И, как печальный ЭПИЛОГ
Мы все окажемся в психушке...
Писал стихи про БАНКОМАТ,
И прочую шизофрению? -
А, значит, сам и ВИНОВАТ!
Не зарься на призы чужие!
Поэзию ты носом рыл
Желаю получить халяву
А, что в итоге, ты ДОБЫЛ?!
Что МНЕ, а не тебе! ЗАБЫЛ?!!
Жюри присудит приз по праву.
В поэзии "ни БЭ, ни МЭ",
А, все туда... Соревноваться.
Нет! До вершины буриме
Тебе не суждено подняться.
Тебе подняться до меня
Как до орла взлететь кукушке...
Смотри! Завидуй! Вот он - Я!
- Творец поэм, стихов... Частушек!"

После трёх дополнительных туров,
Горячих в жюри пересудов,
Победу и главный приз -
Эрику Маркину!!! Please.
 
"Я знал, для меня не сюрприз.
Жду всех на свой Бенефис".

***

ШАРАДА.

Шарада - загадочная тема
От франц. charade - болтовня, беседа.
Стихотворение - загадка!
Для ума ленивого - зарядка,
Для ума пытливого - разрядка.

Замечена в истории с VI века.
Шарада как загадка усложнённая,
Достигла наивысшего расцвета
К середине XVIII века
Во Франции, как игра салонная.

Так что же такое шарада?
Она из загадок отряда.
Эта игра увлекательная,
Занимательно-познавательная.

Это - на части разбитое слово,
Пока не собрали, не знаем такого.
Будем играть по отдельным слогам,
Здесь слог - это слово, нужное нам.

Задание, впрочем, в игре не ново -
Назвать осмысленное слово.
Чтобы найти для Шарады разгадку,
Проще решать по частям, как загадку.
В этом помогут вам разные признаки,
Что по условиям важными признаны.
Вдумчиво нужно бы к ним подойти,
Чтобы вернее разгадку найти.
      
Начало слова - зверь морской, 
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.

(кит + ель = китель)

***

С птицы начинается,
Зверьком кончается,
Как город называется?
(Воронеж- "ворон" + "еж")

***

ДЕВЯТЬ КОТОВ.

Этот кот из фланели сшит:                 ко . т .      (кофта)
Этот кот на Луну спешит:                  ко. . . . . .т  (космонавт)
Этот кот из подземных мест:               к . от        (крот)
Этот кот хворостинки ест:                 ко . т . .    (костер)
Этот кот в рукаве живет:                  . . кот.      (локоть)
Этот кот на руках идёт:                   . к . о . . т  (акробат)
Этот кот вызывает смех:                   . . кот. .     (щекотка)
Этот кот восхищает всех:                  к . . . от .   (красота)
Этот кот проглотил письмо:                ко. . . . т    (конверт)

Отметим также мы сейчас,
Что для Шарады в самый раз
Использовать любые части речи:
Прилагательное, существительное,
Местоимения, глагол, наречия,
А с ними и числительное,
И, как вы правильно заметили,
Союз, предлог и междометия:

Предлог с игрой соедини ты,
И чудо вдруг произойдет,
Цветок Египта знаменитый
Перед тобою расцветет
(Лотос - 'лото' + 'с').

***

Дремлют два предлога
Около порога,
Почему-то тишь
И не пикнет мышь.
(Кот - 'к' + от')

***

Как-то раз
Пустились в пляс,
Кто б подумать мог:
Город в Польше, я, предлог.
(Краковяк - 'Краков' + 'я' + 'к')

***

Смотрю: змея, союз, предлог -
И я от страха занемог!
(Ужас - 'уж' + 'а' + 'с')

***

Вам известно или нет,
Есть на свете такой цвет -
Если ноту уберёте,
В лес сосновый попадёте.
(Бордо - 'бор' + 'до')

***
 
Всего две ноты и предлог
Построить папа на даче смог.
(Домик - 'до' + 'ми' + 'к')

***

Первый слог найдёшь в меню,
Подают его к столу.
Слог второй - на корабле,
Моря мерит глубину.
Верно слоги назовёшь -
В океане целое найдёшь.
(Кашалот - 'каша' + 'лот')

А как во Франции, да в веке том,
Для нас уж древнем, - восемнадцатом?
Шарады каковы бывали,
Понятно ль было, как слагали?
Загадками ли всех пленяли,
Когда мы их к себе позвали?

Когда нас первое терзает и томит,
Тогда без прихотей мы и второе гложем;
А целое моё и скользко и блестит:
Его мы на стекле всегда ощупать можем.
(Глад-кость)

Продолжение следует ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"