АЛФАВИТНЫЙ СТИХ.
Стих Русский Алфавитный
Берёт своё начало
От Азбучной молитвы.
Она впервые прозвучала
В десятом веке эры новой
На Руси средневековой -
Руси недавно покрещённой,
В азы молитвы посвященной.
В таком стихе молитвы,
В порядке алфавитном,
От Азъ до Ять шли изреченья -
К Христу, как к Богу, обращенья.
И буква первая строки любой
Шла строго вниз за буквой той,
Что прозвучала в алфавите.
Допустим, после "Н" шла буква "О"
(За тавтологию простите).
"Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ..."
(Азбучная молитва, Хв)
По алфавиту идёт каждая строка,
Встречается и каждая строфа,
Но чаще из двустишного стиха:
"Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы..."
(В. Маяковский)
Недавно Алфавитный стих прозвали
По буквам алфавита - Абецедарий.
***
АКРОСТИХ.
Простое ль, не простое ли,
Но есть стихотворение.
Достойно ль, не достойно ли
Тех авторов творение...
Не в текстах ли магических
Нашло своё начало,
И в поздний час античности
Стихами зазвучало?!
Вело себя достойно
В стихах средневековья,
Стремится слыть, как стансы,
В эпоху Ренессанса.
В Барокко популярен,
И уж в России славен,
С семнадцатого века,
В стихах иных поэтов.
И Акростих с тех пор у нас,
И бодро чувствует сейчас:
Любой поэт или любитель
Готов прийти в его обитель, -
Кому-то, что-то посвятить,
По буквам первым сообщить.
По первым буквам строк
Им посвящаемых стихов.
Будь то фамилия и имя,
Иль буквы поздравления, -
Всегда звучит девиз "Во имя",
Порой достойный умиления.
Всяк Акростих берёт в объятья,
По буквам первым сверху вниз,
От зрительного восприятья.
С глубоким смыслом он - сюрприз!
Ведь Акростих всё ж обращён
Всегда и только к глазу,
Но если слуху посвящён,
То в слух летит не сразу.
Боролся Акростих, когда случалось,
С цензурой всяких спецчинов:
Инициалы строк в созданьи слов,
В которых тайна заключалась,
Цензурой, не заметив, пропускалось.
А вот ещё последний штрих,
В чём отличался Акростих:
Он в древности с того и начал,
Чтоб имя автора запечатлеть,
Когда нельзя было его воспеть
И даже как-то обозначить.
"Ангел лёг у края небосклона,
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о свете и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений"
(Н.С. Гумилев "Акростих", 1911 г.)
Но Акростих не одинок,
Он породил наследников:
Так, Мезостих - один сынок,
А Телестих - второй сынок,
Теперь они - посредники.
МЕЗОСТИ'Х (МЕСОСТИ'Х).
Играет так же, как отец,
В простом стихотворении,
Но только в центре он творец
В загадочных сложениях.
Слагает буквы сверху вниз,
А то и слоги, и слова -
То сочинителя каприз,
Но чтоб внутри его стиха.
Да лучше в центре, посредине.
И от строки к строке тогда
Вдруг складываются слова
И даже фразы воедино.
Из них мы можем прочитать,
Какое адресата имя,
А, может, автора стиха?
Иль посвящение узнать,
Кому оно, и кто она -
Прекрасная богиня:
"Когда тумаН как дым ползёт к ущелью,
азалий ДафнА ищет по горам,
венок плетёТ... а я несусь с метелью
Сквозь льды, без солнцА, выше по скалам,
туда, где тиШь царит в пустыне синей...
Там в глубинЕ зеркальной паутиной
Я вечно сковаН: с Дафной я не сам.
Когда онА волной своей прибойной
бьет снизу в насыПь Млечного Пути,
я, как звездА и как ручей разройный,
лечу к ущельяМ - вижу, не найти;
ищу огнЯ, в который мир закован...
опять, опяТь землей я зачарован.
чтоб снова в натишЬ звёздную уйти"
(А.В. Туфанов "Месостих", 1920-е гг.)
ТЕЛЕСТИХ.
И этот так же, как отец,
В стихе словами управляет,
Но в строках движется к концу,
И там он буквы составляет.
Все так же идёт сверху вниз
С начала до конца стиха,
Всё тот же автора каприз, -
Он знает для кого слова.
Из уст осмысленный мотив
Звучит и льётся, как струя.
Предназначенье слов забыв,
Он их направил на себя.
Составил звонкий Телестих,
Но посвящать не стал... нельзя.
"Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК,
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не позаказу, пеЛ"
(И.В. Чудасов "Колокол", 2002 г.)
А вот пример среди других,
Где вместе акро-телестих.
Составить трудно, архисложно,
Но если мастер, то возможно:
"Юлою жизнь юлит в чаду своих повтороВ.
Рассеянно бредя, ты проглядел еЕ;
И слушал тишину, и слушал в поле вечеР,
Юдоль тоски земной переплавляя в стиХ,
Не требуя наград, шагая неустаннО - ,
И в тридцати годах спокойных чистых слоВКаким зерном нагруз твой полновесный колоС!
Ах: что нам пожелать поэту в этот сроК?
Немного радости да отдыха немногО...
Да чтобы Муза та, которой он ведуМ,
Ревниво сторожа его скупую славУ,
Опередив других, не уступая праВ,
Верна, как и всегда, к нему стремила дланИИ, скромный юбилей приветствием почтиВ,
Чтоб с нами здесь она, ликуя, возгласилА:
Ура! - Верховскому, - ура! ура! виваТ!"
А. Альвинг (Ю.Н. Верховскому, 1929 г.)
Продолжение следует ...