ПЕСЕННЫЙ СТИХ.
Как разновидность Народного стиха,
Где встретим мы лирические песни,
Стих Песенный слагается всегда
В среде народной, где автор неизвестен.
В нём вечное народное стремление
Душой в словах воспеть явления,
Где в чести слава, доблесть и любовь, -
И слышать хочется их вновь и вновь.
В нём строгое членение стиха
По ритмике и интонации,
И каждая звучащая строка, строфа
Несёт законченную информацию.
В нём есть словесная напевность
И мелодичность внутри строф.
Нет переносов фраз и слов,
Сквозит людская задушевность
По тексту созданных стихов.
Нередко в мелодичности стихов
Участвуют анафора, параллелизм
В повторах фраз, отдельных слов
В начале, середине, в конце строк.
Рассмотрим на примере этот механизм:
"Вдоль по речке, вдоль да по Казанке
Сизый селезень плывёт.
Вдоль по бережку, вдоль да по крутому
Добрый молодец идёт"
("Вдоль да по речке...", народная песня)
В поэзии порой случается,
Что стих народный песенный
По стилизации встречается,
И автор всем известный.
И чем точнее стилизация
Песенных стихов народных,
Тем их быстрее адаптация
На ниве сочной, плодородной.
Произведения таких поэтов
Народ поёт и хочет слушать.
Если Некрасов - "Тройка" это,
Коль Исаковский - то "Катюша".
"Бьётся в тесной печурке огонь..." -
От Суркова привет фронтовой.
Чтобы тему песенную
К точке подвести,
Мы споём ответственно -
Пе-е-есня впереди-и:
"То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит,
То моё сердечко стонет, как осенний лист дрожит"
(Русская народная песня)
Чёрный ворон.
Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ты вьёшься надо мной?
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой!
Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Чёрный ворон, я не твой!
Завяжу кроваву рану
Подарённым мне платком
Да ударит, потом встану
С чёрным в небе вороном
Послужи мне, что даром бьешься,
Коль дано тебе летать
Буду ждать пока не вернёшься
Других буду отгонять.
Ивушки.
Ивушки, вы ивушки...
Тополя зелёные...
Что же вы наделали,
Вы в любовь поверили?
(На любовь ответили)
У крыльца высокого
Встретила ты сокола,
Встретила, поверила,
На любовь ответила.
Вот осень кончается,
Зима начинается,
Все снега повыпали,
Ивушку засыпали...
Лодочка качается,
К берегу причалится,
К берегу причалится,
А любовь кончается.
Коляда, Коляда.
Ай, заинька,
Ай, серенький,
Ай, заинька,
Хвостик беленький,
А он на столицу вскочил,
Кусок сахара схватил,
Штаны рваные, худые,
Ножки тонкие, кривые.
Припев: Коледа, карасинка,
Коледа, красная девка,
Коледа, не садись близко,
Коледа, близко к дорожке.
Коледа, возьмут тебя,
Коляда, продадут тебя,
Коляда, Коляда.
Ай, заинька,
Там река глубока,
А как на речке, на крутанке
Едет миленький на палке.
Штаны рваные, худые,
Ножки тонкие, кривые,
Ножки тонкие, кривые,
Штаны рваные, худые.
Припев:...
***
ДОЛЬНИК.
Покинув отчий дом стиха народного,
В силлабо-тонике был всяко на слуху,
Стих Дольника есть форма переходная
В своём движении к Акцентному стиху.
Рассмотрим на деле, в чём же секрет
В стих. действиях Дольника странных.
В строках, слогах ли таится ответ?
Гласных ударных и безударных
Сколько должно быть в каждой строке?
Их сочетания в целом стихе?
Из разных источников то означает,
Что в строках число ударных слогов
Во всяких подобных стихах совпадает;
Число безударных слогов в строках стихов
Между ударными в ритмах гуляет -
Колеблется ровно до 2-х слогов.
"ДнЕй (0) бЫк (0) пЕг,
МЕдленна (2) лЕт (1) арбА,
НАш (0) бОг (0) бЕг,
СЕрдце (1) нАш (2) барабАн"
(В.В. Маяковский)
"ЧЁрный вОрон в сУмраке снЕжном,
чЁрный бАрхат на смУглых плечАх,
тОмный гОлос пЕнием нЕжным
мнЕ поЁт о Южных ночАх"
(А.А. Блок)
Сколько есть ударений в строке,
Значит, столькоударный Дольник.
Три ударения в первом стихе,
Стих этот - трёхударный Дольник.
Ударений четыре в другом стихе,
Размещённых в каждой его строке,
Стих - четырёхударный Дольник.
Всё двадцать раз повторишь в уме,
Будешь отличником, школьник!
Двух - пяти ударный и т.д. [э]
Дольник понижает к.п.д. [э],
Усложняет стройную игру -
Междуударье длит строку:
Чем больше строк междуударных,
Тем меньше Дольников отрадных.
Интервал междуударья 3 -
Стихи уже Тактовики;
В четырёхстопном безударье
Акцентный стих в брендОвой таре.
Близки ему трёхсложные размеры,
Где дактиль, амфибрахий и анапест.
Междуударья в них как 2, 1 и 2.
У Дольника подобные пределы
Плюс их расположенье слабых мест -
И будет настоящий Дольник он тогда.
Рассмотрим один из примеров,
Где трёхударный Дольник
В одном из трёхсложных размеров:
"Не знАю, что знАчит такОе,
Что скОрбью | Я | смущён;
ДавнО не даёт покОя
Мне скАзка | стАрых времён"
(Г.Гейне "Не знаю, что значит..." Пер. А.Блока)
А следом Дольник четырёхударный:
"В густОй травЕ пропадЁшь с головОй,
В тИхий дОм войдЁшь, не стучАсь..."
(А.А. Блок)
От Блока есть ещё примеры -
У Дольника в них разные размеры:
"О'сень пОздняя. НЕбо открЫтое,
И лесА сквозЯт тишинОй.
ПрилеглА на бЕрег размЫтый
ГоловА русАлки больнОй...
И опУшками отдалЁнными
Месяц хОдит с лЁгким хрУстом и глядИт,
Но, запУтана узлАми зелЁными,
Не дЫшит онА и не спИт"
(А.А. Блок "Осень поздняя. Небо открытое...", 1905)
Схема:
U'U_'UU_'UU_'UU
UU_' U_'UU_'
UU_' U_'UU_'U
UU_' U_'UU_'
UU_'UUUU_'UU
U'U_'UU'U_'UUU_'
UU_'UUU_'UU-'UU
U_'UU_'UU_'
"ДЕвушка пЕла в церкОвном хОре
О всЕх устАлых в чужОм краЮ,
О всЕх кораблЯх, ушЕдших в мОре,
О всЕх, забЫвших рАдость свОю"
(А.А. Блок)
В русской поэзии Дольник впервые
Открыл девятнадцатый век.
Новаторы все романтики были -
Григорьев, Лермонтов, Фет...
К концу - началу века символисты
В стихах подняли Дольник на гора -
Всё те же модернисты - акмеисты,
Которые А. Блок и А. Ахматова.
В плеяде той Сергей Есенин
Любил тактичность Дольника,
Как тонкий лирик из Россеи
Воспел пейзажи вольныя.
Сквозят они при встрече с той любимою,
Сквозят они при жизни пьяной, городской.
В душе всегда поют, неугасимые,
С любовью к Родине могучей и больной.
"Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья,
Только прочь от своих могил"
(Анна Ахматова)
"Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осенье,
Эта прядь волос белесых -
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом"
(Сергей Есенин)
Продолжение следует ...