Предлагаю Вашему вниманию (возможно слишком пристрастное) чтение лучших поэтических работ проекта <Новые имена>, которые были предложены авторами в мае 2009 года. Работы размещены в порядке появления их в проекте, начиная с 01/05/2009 по 31/05/2009 включительно. При этом от одного автора <читалась> только одна первая работа /надо уже привыкать к обычным правилам конкурсов Портала ЧХА/. Всего из заявленных 56 планку в 7 баллов преодолели 12, составив мой личный Лонг-Лист. Комментарии - не больше чем частное мнение. Оценки, выставленные в конце, не больше чем частное мнение, но они вряд ли бы намного отличались от оценок, попади работа в полноценный конкурс с моим участием в составе жюри. Полная версия чтения всех 56 работ размещена на Портале ЧХА в разделе "Обзоры и итоги конкурсов" http://litkonkurs.ru/index.php?dr=forum.php&project=88 в трех частях
Рифмовка строк - предполагалась по правилу "ABAB", но не всегда выдержано, чаще - через строчку /не хватает оперативного запаса созвучных рифм?/
По содержанию:
- "поезда, поезда - в никуда, ниоткуда" - а у всех их есть и пункт отправки и станция назначения..
- "десять дней без тебя в ожидании чуда"
- "бесконечные дни, безответные ночи" - разве дни бесконечные - бесконечная череда дней, но сам период дня вполне определенного промежутка времени. Почему ночи должны быть ответными??
- "пробегают они, превращаются в строчки" - превращает их в строчки воля автора, а не сами по себе..
- "сильный ветер и дождь, тяжело и тревожно" - обычная зарисовка лета..
- "если ты их прочтешь, то припомнишь, быть может силуэт в темноте" - прочтешь что: "сильны ветер и дождь" или дни, превращенные в строчки?? Нестыковочка с предыдущим текстом.
- "каждый раз, беспокоясь, я ходила к тебе и встречала твой поезд" - а не "беспокоясь", конечно же, не ходила бы..
- "так и не подошла, а пустыми глазами наблюдала с моста над промокшим вокзалом" - наблюдала что??
- "ты не видел меня и скрывался в вагоне" - многократное повторение местоимения "ты" становится заметным. А если бы увидел, безликий "ты" тал бы "скрываться в вагоне"??
- "я терялась в огнях, заливающих город" - терялась в огнях как ориентирах или "среди огней"??
- "вся во власти судьбы и душою и телом" - если вся, то было бы странно прочесть "лишь душою, а[не] телом"..
- "я хотела любить, но еще не умела" - многовато глагольного действия..
- "поезда, поезда, сколько судеб в них разных" - констатация очевидного и общеизвестного факта
- "десять дней без тебя в ожидании казни" - казнь - смотреть с моста и не идти на плаху встречи??!
- "каждый день, каждый час - это пытка безверьем" - "пытка безверьем" - интересно..
- "где б ты ни был сейчас, возвращайся скорее" - а знает ли, что надо возвращаться??..
- "мне почти все равно, что ты скажешь печально" - а если "весело" будет не "все равно" ??
- "ведь любой твой ответ будет лучше молчанья" - слово-паразит "ведь" не в плюс.
- "поезда, поезда Ваше сердце не тронут десять дней без тебя на пустынных перронах" - у поездов есть сердце, легкие, руки, ноги??! У нас лирика или мультик?..
- "гаснет пламя любви, о которой не знал ты" - а если бы узнал, разгорелось бы ярче?? И кто виноват в незнании?!
~!~!~~!~~~!В гримерках <Глобуса> темень да ледник,
~!~!~~~~!~.И снятся <Глобусу> сны о лете,
~~~!~~!~!~.А у Шекспира октябрь последний
~!~!~~!~!~.Ворует бредни о Cмуглой леди:
Ритмический рисунок - почти каждая строка "сшита" из кусочков двустопного ямба ("~!~!~" + "~!~!~"). Портит впечатление переменная длина строк катренов и отступление от заявленного правила. Было бы лучше, если бы каждый из кусочков был бы срифмован друг с другом..
Рифмовка строк осуществлена по правилу "ABAB". В копилку заимствования отобрать нечего - много узнаваемого, с другой стороны, хорошо вписаны имена нарицательные. Прокол "пинтой/свинкой".
- "а листья - цвета гитарной деки, а капли - звука струны простывшей" - капли воспринимаются исключительно на звук?! В целом - хорошо
- "пьют в пабе эль Капулетти с Монтекки, друг другу все навсегда простивши" - и кто автору это рассказал?!
- "на <Глобус> вылилась осень - эпоха всепрощенья и всепрощанья" - осень нагрянула исключительно в Глобус?!!
- "а у Шекспира с деньгами плохо и полсонета для завещанья" - возможно было бы лучше заменить: "и полсонета" на " - лишь полсонета"
- "а в небе - запах кулисы прелой, а дождь на вкус - перегорклой пинтой" - вкус "перегорклой пинтой"??
- "и мудрый Гамлет душою зрелой жалеет дядю больного свинкой" - у "мудрых" может быть душа "незрелая"??
- "и плачет очень из всех созвездий, и не сбежать от нее планете" - обычно, когда в одной части осень, есть место, где весна. Не соответствует действительности. Фраза "плачет из всех созвездий" хороша..
- "а у Шекспира жена в отъезде и не сидят у постели дети"
- "а миссис Темза под утро зябнет, а норд разносит туман по миру" - "миссис Темза" - отлично, вот только многочисленное "А ..." и "И ..." пусть и выравнивают ритм, но все-таки не несут особой смысловой нагрузки.
- "скандалит дворник с четою Макбет и дочки варят овсянку Лиру"
- "в гримерках <Глобуса> темень да ледник, и снятся <Глобусу> сны о лете" - для одного катрена два <Глобуса> - много
- "а у Шекспира октябрь последний ворует бредни о Смуглой леди" - отличная концовка.
Техника построения стиха почти освоена, рифмовка на хорошем уровне. Содержательная часть радует оригинальными находками. Но хотелось бы чистоты исполнения, когда каждое слово несет свою смысловую нагрузку. Пока 7 баллов.
- "тебе водить. считаем до трехсот - быстрее мне не спрятаться надежно" - за триста секунд можно очень далеко убежать, если захотеть..
- "апрельский снег ударился в падеж, но циклон тепло из Азии несет" - как понимать "снег ударился в падёж" - все вокруг засыпал, не проехать или что-то другое. Разве падать с неба не естественное и очевидное свойство снега?! В падёж ударяется только апрельский снег??!
- "закрой глаза. Подглядывать нельзя! (Секретных мест осталось так немного)" - слово "так" оттеняет впечатление, лишнее, в минус.
- "я спрячусь благовонием в треногу и поплыву дымком" !!
- "меня не взять руками, а тем более, сквозь снег" - секретные места в помещении /где тренога с благовонием?!/ или ритуал пряток на улице. Или в помещении идет снег?!
- "мы с ним (снегом) сплелись, и спелись, и связались" - одна лирическая героиня превратилась в МЫ??.
- "он - занавес из плотного сизаля, над сценой поднят" - нейтрально
- "пьеса о весне - китайский вечер, иероглиф ай - похож на паучка на белом шелке" пьеса о весне исключительно в китайском стиле?
- "акупунктур целебные иголки дрожат на хвое. В ветре нота фа" - !
- "на черном лаке неба перламутр луны - бумажной лампы - тонкий профиль с коньком посередине" - тяжелая для восприятия фраза. Хотя автором разбита строка, но все равно сложна. "Профиль с коньком посередине"??
- "кто-то, профи шьет кимоно из наших нежных утр.." - а из "жестоких вечеров" сшить что получается?!
- "ищи меня, попробуй уследить за мной - имбирным афродизиаком"
- "мы сговорились с этим азиатом - тебе водить. Опять тебе водить" - кто "этот азиат"?? Почему "МЫ"?? Концовка запорчена нечеткостью
Техника построения стиха освоена, рифмовка на должном уровне, образно отражать внутренний мир получается неплохо, в данном случае иногда очень закручено. Перспективы у автора есть и неплохие, а пока 8.5 баллов
- "Сумрак ей шалью на плечи ложится, медленно Грусть выплывает с гитарой" - возможно, лучше бы звучало: "В Сумраке ... Грусть выплывает с гитарой". А авторском тексте два предложения плохо согласованы друг с другом.
- "Вечер, таинственно в избу входящий, дымкой туманной наводит на сон" - а Вечер всегда входит таинственно?? Неплохо..
- "в блеске последнем зари уходящей свой поднимает Тоска саксофон" !!!
- "тень от невидимых пальцем ложится на покосившийся старый рояль"
- "слушаю музыку я неземную, звезды срывая, скольжу по Луне" - "звезды срывая, скольжу по Луне" - на Луне растут звезды, словно ромашки и их можно лирическому герою срывать в свое удовольствие?!
- "Жаль, что мгновения там существую, а потом вечность живу на Земле" - очень размыта длинным предложением концовка, смазана.
Техника стихосложения освоена хорошо, в рифмовке уйти бы от глагольного однообразия. Образность - на должном уровне. Пока 7,5 балла