Аннотация: В 1800 году А. И. Мусин-Пушкин Опубликовал в Москве текст героико-эпической поэмы XII века "Слово о полку Игореве", ранее обнаруженной им в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре. Поэма получила всеобщее признание, как величайший памятник древнерусского искусства, и прочно вошла в сокровищницу мировой литературы. Уже более двух веков "Слово..." возбуждает глубокий интерес читателей и привлекает к себе внимание поэтов. Его переводили на современный русский язык В. Белинский, В. Жуковский, Л. Мей, А. Майков, а в советское время ― И. Новиков, Н. Заболоцкий, Н. Рыленков и другие. В данной книге "Слово о полку Игореве" даётся автором в поэтическом переводе Аполлона Майкова. Автор позволил себе обработать, в общем-то неплохие белые стихи А. Майкова, зарифмовав их и разбив на отдельные главы. При этом автор старался избавится от непонятных современному читателю славинизмов и устаревших оборотов речи, сделав поэму еще более удобочитаемой. К сожалению сделать это полностью не удалось и, поэтому в конце поэмы приведён небольшой словарь. Автор посвящает свою работу к тысячелетию Ярославля. "Слово о полку Игореве" ― это не только памятник древнерусского искусства ― это, возможно, и единственный сохранившийся письменный памятник древнерусской истории. Такие выражения из этой поэмы, как "Трояновы пути", "Трояновы тропы", "Трояновы века" и "Трояновы земли" заслуживают пристального внимания наших историков. Возможно, они говорят о том, что домонгольская Русь еще имела письменные доказательства своих древних корней, которых по мнению западных историков у русского народа нет и не было. Ведь, согласно этим выражениям, и некоторым другим данным, наши корни можно продолжать вглубь веков до основателя гомеровской Трои. Согласно легендам, сын Афродиты Эней, родственник последнего царя Трои Приама, спасшийся с группой троян после поражения от греков, бежал на Апенинский полуостров и создал там своё государство. Все города на севере современной Италии, в том числе и Рим, основаны предками Инея. Историки называют их этруссками. Сами этрусски называли себя расенами. Несколько веков этрусски-расены были в древней Италии патрициями (господами), а коренное население считалось плебеями. Так продолжалось до победного восстания римских плебеев в 509 году до нашей эры. Восставшие плебеи постепенно захватили все этрусские города. Этрусское население было частично уничтожено, частично ассимилировано, а часть его ушла за Альпы в северную и юговосточную Европу. Отсюда началась история древнеримской империи, которая унаследовала всю богатую культуру этруссков. Не случайно, что один из римских императоров имел имя Траян, а Гай Юлий Цезарь, например, гордился тем, что считал свой род происходящим от Энея и римских патрициев. Одно из этрусских племён, отошедших на юговосток впоследствии и основало Киевскую Русь. Не эту ли древнюю историю русского народа, уходящую к основателю Трои, имел ввиду автор "Слова о полку Игореве" в своих словах "Трояновы пути", "Трояновы века" и "Трояновы земли". И не случайно в 1455 году, после падения Констатинополя под натиском турков, первый патриарх уже Московской России воскликнул: "Два Рима пали. Третий Рим ― Москва стоит, и будет стоять еще много веков".
|