* Хронический алкоголик Мустафа Кемаль, ставший Ататюрком, создал современную "светскую" Турцию из магометанской Оттоманской империи, султан коей по совместительству был еще и халифом ( духовным правителем , как ватиканский седелец ) всех мусульман.
Полторанин и Коржаков также свидетельствуют, что Ельцин пил во время гос.переворота в 1993.
Коржаков:
"Пьянство в Кремле начиналось с утра. Реально мой раб.день продолжался 2 часа (прием людей, подписание док-тов, решения по кадрам). А потом, часов в 11 звонок Ельцина по прямой линии:
- Ну что, Александр Васильевич, не пора ли пообедать ? Так начинался обед и он продолжался целый день до ужина. Хорошо, если удавалось привести его домой часов в 10, 11 ночи. Вот такой был обычный день."
Он мог, вдруг, исчезнуть в самый ответственный момент и не показываться неделями.
Советник президента Клинтона:
- У Клинтона был опыт общения с алкоголиками. Отец Клинтона - был алкоголик . И я помню, как-то мы - советники президента - пришли в ужас от того, в каком состоянии был Ельцин .
Президент Клинтон сказал тогда:
- "Да ладно ! Я к такому привык. Этот парень - просто кандидат на крепкую любовь и я знаю, как общаться с людьми в таком состоянии"
http://yuriblog.ru/
Вообще ОЧЕНЬ рекомендую почитать Коржакова . И никакой демократии НЕ захочется . НИКАКИЕ самые "справедливые" выборы не спасут от скотины на троне . Возьмите хоть Сукашвили ...
** Олег Васильевич Шеин (род. 21 марта 1972, Астрахань, РСФСР, СССР) - российский политический и общественный деятель, был депутатом Государственной Думы Российской Федерации III, IV и V созывов. С декабря 2011 года депутат Астраханской областной думы.
Родился 21 марта 1972 года в Астрахани в семье инженеров. Закончил с золотой медалью среднюю школу ? 15 (сегодня технический лицей), затем - Астраханский педагогический институт по специальности "история". В 1994-1995 годах работал учителем истории в школе села Три протока.
В 1989 году вступил в Объединённый фронт трудящихся России (ОФТ), создал Астраханскую организацию ОФТ. В 1992 году избран сопредседателем ОФТ России. Участвовал в октябрьских событиях 1993 года в Москве на стороне Верховного Совета. Среди прочего, участник прорыва блокады Дома Советов и событий у телецентра в Останкино.
В 1994 году избран депутатом Астраханского областного представительного собрания. Тогда занял пост заместителя председателя Комиссии по природопользованию и природным ресурсам. В 1997 году вновь избран депутатом областного представительного собрания, став председателем Комиссии по законности, правопорядку, нормотворчеству и местному самоуправлению.
В 1995 участвует в выборах в Государственную Думу Российской Федерации, входя в общефедеральную часть списка блока "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз".
С 2005 года возглавляет Астраханскую организацию партии "Родина", затем - партии "Справедливая Россия".
Да это же просто нижневолжский "рыжков" , тамошнего розлива ... То же "историк" , фанатик , беспредельщик , провокатор ... Как же г-Миронов разочаровал , то с "чириковыми" вяжется ... а теперь и с этим ...
С 2002 по 2009 год состоял в браке. Бывшая жена - Карин Клеман (Karine Cl;ment), француженка, кандидат социологических наук, научный сотрудник Института cоциологии РАН, директор Института "Коллективное действие" - информационно-аналитического агентства, работающего в сфере поддержки социальных инициатив www.ikd.ru.
Евойная бабёнка именно разрабатывает теории протестов ... А он - та кочерга , коей угольки ( кто поумней ) выгребают .
В 2012 году снова участвовал в выборах мэра Астрахани, на которых официально получил 29,96 % голосов. По официальным данным, на выборах победил кандидат от партии "Единая Россия"
Олег Шеин не признал итогов выборов, мотивируя это грубейшими нарушениями при подсчете голосов на многих участках. 16 марта он и ряд его стороников объявили бессрочную голодовку
8 апреля (24-й день): лидер голодающих Олег Шеин отрицает информацию о критическом состоянии голодающих; по его словам все участники голодовки контролируют свою состояние и при наличии показаний выводятся из акции
12 апреля (28-й день): Олег Шеин и Владимир Чуров по телефону договорились о просмотре видеозаписей процедуры пересчёта голосов
Из личного : голодание , даже "сухое" в три-пять дней может выдержать любой ЗДОРОВЫЙ человек без труда и последствий . И даже клизмы не нужны .
Я уже где-то излагал . Один моей знакомый системно , постояно , длительно голодал . Так вот на десятый день , он - ватный , заторможенный . Спрашивает вяло , отвечает квёло . И при ЭТОМ ходил на работу !!! Мы боялись за него . Он же гудка не услышит ... как среди праотцов окажется . При голодании в три недели и больше , он на работу не ходил . Был совершено варённым . Жаловался , что ВСЕ шлаки в виде слизи и пр. из ВСЕХ дыр сочатся . Тут уж не до общественной деятельности ...
Посему , глядя на астраханского "рыжкова" , как-то , даже при ВСЕЙ своей доверчивости ... я сумлеваюсь в чистоплотности ( в данном случае - медицинской , к политике ЭТО слово не подходит ) организаторов и участников "голодания" ... ради ДОЛЖНОСТИ !!! Обкакаться , не снимая штанов .
Да , он "страдалец" за народные чаянья похудел ... Только уши торчат как из жопы . Но есть примеры НАСТОЯЩЕГО и более длительного голодания ( правда ради здоровья ) и успешного ...
Не удивлюсь если там есть что-то , потом ему аукнующиеся ...
В некоторых европейских странах, например, во Франции, Дании и Норвегии энергетические напитки могут продаваться только в аптеках. В России энергетические напитки могут содержать только один или два тонизирующих вещества, их запрещено продавать в школах, а на банке должны быть указаны рекомендуемые ограничения.
С употреблением "энергетиков" было связано несколько судебных разбирательств. Один из ирландских спортсменов умер прямо на баскетбольной площадке, после того, как выпил три банки энергетического напитка, а в Швеции трое скончались на дискотеке, смешав энергетический напиток с алкоголем.
Господи , сам не ожидал , не ища , найти подтверждение :
Шеин голодает в тринадцатый (!) раз - он занимался этим по самым разным поводам, иногда - просто за компанию. Хобби у человека такое - лишать себя пищи. В справочниках по психиатрии это называется синдромом нервной анорексии. Впрочем, самого Шеина недуг, судя по всему, не особенно расстраивает, он бодр, и, КАК САМ ПРИЗНАЕТСЯ, СИДИТ НА ГЛЮКОЗЕ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ СМОЖЕТ ТАК ЖЕ 'ГОЛОДАТЬ' ЕЩЕ ХОТЬ ГОД.
ER.ru'news/2012/4/15/burmatov-golodovka...sheina-ne...
Т.е. этот раздолбай , политический онанист - за двадцать лет своей "околополитической суеты" отголодал 13 раз !!! Смахивает на обычную долговременную схему голодания придурков-фанатов пользИтельности "голодания" : один день в неделю , три дня в месяц , неделю в квартал ... три-четыре недели в один-два года . Только этот подонок ( а любой провокатор - ПОДОНОК , в детстве ТАКИХ дерущиеся мальчишки били за подзуживание ... ) ещё дальше пошёл - сел на глюкозу-энергетик . Думаю никакой медкомиссии при назначение на ЛЮБОЙ Государственый Чин он не пройдёт : ни психиатрическую , ни общей практики .
Всё что можно загубить в желудке и ниже , он загубил ... Даже небрезгливая француженка его бросила ... Вам обязательно ткнуть пальцем куда-и-почему ?! Думаете , ЭТО не "играет" на психику профессионального неудачника ? И Фрейд не нужен ...
Теперь малая подборка о голодании :
Длительная голодовка негативно отражается на здоровье человека и может привести к смерти от истощения организма. В истории есть примеры обычных голодовок более 100 дней. В частности советский диссидент Анатолий Марченко держал голодовку (точнее, голодовка лишь была объявлена, но к нему было применено принудительное кормление) с требованием освобождения политзаключённых в СССР 117 дней, умер через несколько дней после выхода из голодовки в тюремной больнице. Кубинский диссидент Гильермо Фариньяс держал голодовку с аналогичными требованиями 134 дня. Есть примеры и длительных сухих голодовок. Бывший советский диссидент, политзаключенный Андрей Деревянкин в 1997 г. выдержал две сухих голодовки продолжительностью 10 дней - в спецприемнике "Северный" и в следственном изоляторе "Матросская Тишина" г. Москвы.
Голодание как способ достижения "просветлённых" состояний известно с древности, и упомянуто во всех основных религиях - иудаизм (Моисей), буддизм (Будда), христианство (Христос), ислам (Мохаммед). Причем во всех случаях речь идёт о 40 дневном голодании. И никакого физического ущерба эти голодания не нанесли.
Само понятие "голодание" несколько некорректно, т.к. на самом деле в течение длительного времени (до 1-2 месяцев) нехватки питания как такового при голодании не происходит, т.к. организм переходит на питание накопленными запасами - гликоген (мышечный крахмал), жиры, белки. По поводу белков хотелось бы заменить, что никакие внутренние органы при голодании не страдают от истощения (до определённого предела, разумеется).
Даже при голодании до смерти, мозг, нервы и сердце практически не страдают.
Потери веса организма собаки при голодании до момента смерти :
жир - 97 %
селезёнка - 60
печень - 53,7
мышцы - 30
кровь - 26
почки - 25,9
кожа - 20,6
кишки - 18
лёгкие - 17,7
поджелудочная железа - 17
кости - 13,9
нервная система - 3,9
сердце - 3,6
Явление, известное как "голодный обморок" объясняется не отсутствием пищи как таковой. Возможные причины этого либо интоксикация, как следствие пренебрежения очистительными процедурами, либо, прием некоторых малых количеств пищи. Это с одной стороны, не обеспечивает организм достаточным питанием, а с другой стороны не дает ему перестроится на питание внутренними запасами.
Неправильный выход может не просто создать какие-то проблемы, но и быть смертельно опасным!
Впервые так называмый "синдром возобновленного кормления" (refeeding syndrome) был описан в годы Второй мировой войны, когда отмечались случаи внезапной смерти военнопленных и заключенных концлагерей при усиленном питании после длительного голодания
Окончательные причины внезапной смерти при возобновлении питания после длительного голодания до настоящего времени не установлены.
Итак, о сроках голодания.
Как правило, приступая к голоданию человек заранее определяет себе некоторый срок. В частности это может определяться отпуском, заездом в санаторий и т.д. Вряд ли можно дать однозначные советы по срокам голодания, но возможно выделить некие биологические его этапы и планировать выход исходя из них.
Основываясь на имеющемся материале составим карту голодания:
День 1 (т.е. накануне поужинали, а утром уже не едим).
К вечеру в моче уже могут появиться кетоновые тела, что свидетельствует о переходе организма на питание жирами и начинающимся ацидозе. Впрочем вероятно точный срок зависит от состояния конкретного человека, в частности от запасов гликогена в печени и её желания им делиться.
1-я неделя. Теряется много воды, так что радость голодающих с целью похудания совершенно безосновательна, на выходе эта вода вернётся. Точный срок опять-таки зависит от человека. Некое переключение в обмене веществ хорошо заметно по таблице или графику потере веса. Уменьшение этой потери указывает на этот переход (1-й криз). Многие ждут этот криз ориентируясь на самочувствие (т.е. ждут, когда поплохеет, а потом наоборот), но не дожидаются. Представляется, что суточная потеря веса может служить более точным критерием.
ИМХО восстановление после 7-8 дневного голодания не представляет труда (речь не о самом возобновлении питания, а о весе!). Я сам, будучи худым и не самым здоровым человеком, несколько раз голодая до 8-ми дней с 52-53 кг. восстанавливал вес за несколько недель без всякого спорта. Да и внешне было не очень заметно (за исключением первого раза - 4.5 дня).
2-я неделя. Вроде бы ничего специфического не происходит. Но проголодав 14 дней я, не качаясь, за полгода так и не добрал 3 кг. до исходного веса. Мой внешний вид был худой, но не страшный.
3-я неделя. Согласно исследованиям, о которых рассказывал anyk99 слазит эпителий кишечника, на основании этого был сделан вывод об опасности срывов на этих сроках (дни 13-20). Мой внешний вид после трех недель уже вызывал концлагерные ассоциации.
4-я неделя. Согласно anyk99 на 21-й день начинает чиниться гормональная система, и выход также нежелателен. Однако я сам вышел после 23-х дней, но по чувству голода (тут уж продолжать нельзя) и хорошо восстанавливался.
До упора - то есть до появления классических признаков - очищение языка и чувство голода. Надо отметить, что много людей голодали и более 40 дней, но так и не дождались этих признаков. ИМХО это зависит и от веса.
Часто спрашивают - "сколько нужно голодать, чтобы избавиться от того-то и того-то?". Ответить на этот вопрос невозможно, есть примеры, когда за неделю - две избавлялись от многолетних болезней, и есть примеры, когда даже несколько длительных голоданий не принесли полного выздоровления.
Кроме того, есть общая рекомендация не выходить на обострении.
Цитата:
Хотите верьте, хотите нет, но именно 21 день могут голодать только абсолютно здоровые люди. Да и то лишь, если им ну абсолютно нечего чинить!
У любого не абсолютно здорового именно к 21-му дню голода, организм настолько влезает в ремонт гормонально-имунной системы, что тут уж остаётся голодать до упора.
Цитата:
В конце 10 дня голодания, мужчины были в очень плохом состоянии, как физическом, так и психическом. Появилась усиливающаяся слабость и апатия по отношению к умственной и физической работе. У них были частые провалы в памяти, они были совершенно не внимательны, медленно отвечали на вопросы, были уставшие, бледные и измученные, имели признаки мышечных судорог, что может быть связано с отсутствием соли и истощением запасов тела.
http://golodanie.su/
А вот интересная статья :
Т. П. Селиванова "Голодовки как этикетная форма"
Этикет у народов Южной Азии: Сб. ст. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999, с. 215-228.
Известны два вида добровольного отказа от пищи. Один из них - это пост, другой - голодовка. Пост имеет религиозные цели, а голодовка является обычно средством давления в сфере внерелигиозных, мирских интересов, своеобразным нарушением поведенческих норм.
Нашему современнику не всегда понятно, каковы истоки этих акций, а также и то, что между ними в некоторых случаях трудно провести четкую границу. Обратим внимание на некоторую парадоксальность самого факта отказа от физиологического акта приема пищи для того, чтобы в одном случае осуществить служение высшим силам, а в другом - добиться социальной справедливости. Следует также отметить, что традиция поста распространена повсеместно, а голодовки приняты лишь в определенных культурах. Для ряда культур голодовка как средство давления абсолютно неприемлема.
Корни добровольного отказа от пищи уходят глубоко в период детства человечества, когда голод, особенно сезонный, был регулярным нормальным фактором жизни общества. По всей вероятности, именно тогда было замечено изменение состояния сознания в связи с голодом, порой приводящее к галлюцинации и другим психическим явлениям, которые, как правило, воспринимались как реальные факты общения с духами и другими высшими силами. Видимо, таким образом голодание стало признаваться средством общения с потусторонними силами, а позже - обычной шаманской практикой и обычаем более развитых религий. От естественного самоограничения при хроническом недостатке пищи пост развился через узаконенные табу в вид религиозной аскезы 1.
--------------------------
Enciclopaedia of Religion and Ethics / Ed. by J. Hastings. Edinburgh, 1909. Vol. V. P. 762-763.
216
Цели поста разнообразны. Это акт покаяния и средство очищения, способ стимулировать провидение и метод усиления магического обряда и так далее. Происхождение поста комплексно, но в целом он используется для магических целей 1.
Не всегда можно с достаточной уверенностью провести грань между постом и голодовкой, а сами участники этих акций, несомненно, долгое время не ощущали между ними большой разницы. Голодовка имеет сходство и с ордалией в том, что объявивший ее человек, отказываясь от пищи, оказывается перед лицом высших сил, призывает их в свидетели, чем утверждает свою правоту.
В Древней Индии "Брихадараньяка упанишада", например, рассматривала пост и тапас (элемент аскезы) как средства мистического постижения Атмана - высшего духа 2. Индийские дхармашастры среди средств очищения, уменьшающих последствия греха, называли пост и неоднократно упоминали о нем как о сильном средстве для улучшения дурной кармы 3.
В легендарной форме такие примеры можно встретить еще в эпосе. Из "Махабхараты" хорошо известна история Вишвамитры, который многие сотни лет провел без пищи и воды, совершая подвижничество. В результате ему удалось приобрести такую магическую силу, что он вынудил богов исполнить его желание и даровать ему, кшатрию по рождению, брахманство 4. Таким образом, изменив свою карму, Вишвамитра изменил свой социальный статус.
Рассмотрим еще несколько примеров поста, упомянутых в "Махабхарате". Дурьодхана, один из братьев-кауравов, претерпел позорное пленение и был освобожден врагами-пандавами. Рассказывая об этом, он признает свое бесчестье и в раскаянии говорит: "Я [останусь] здесь и заморю себя голодом до смерти"5. В примечании к переводу Я. В. Васильков и С. Л. Невелева отмечают: "Самоубийство (в частности путем голодания) как антитеза позорного существования неудачника не раз упоминается в эпосе" 6. Добавим, что и в XX в. встречаются примеры умерщвления себя голодом в тяжелой жизненной ситуации. Супруги Мерварт описывают в своих путевых заметках инцидент, происшедший в цейлонской деревне с молодой женщиной. Она страдала в доме мужа от дурного обращения и решила отказаться от пищи и умереть. Жители деревни были взволнованы тем, что молодая Сугандхи "легла и собирается умирать", и сообщили этнографам, что "у сингалов, так же как, впрочем, у малайцев и индусов, это значит, что у человека было какое-то огорчение, после которого ему не хочется жить"7.
--------------------
1 Enciclopaedia of Religion and Ethics. Vol. II. P. 230; Vol. V. P. 759.
2 Брихадараньяка упанишада. М., 1964. IV. 4. 22.
3 Kane P. V. History of Dharmasastra. Ancient and Medieval Religions and Civil Law. Vol. 1-5. Poona, 1930-1958. Vol. 4. P. 41-56.
4 Махабхарата. Адипарва. Книга первая / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. М.; Л., 1950. 64, 20-29.
5 Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва) / Пер. с санскр., предисл. и коммент. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. М. 1987. 238, 10-20.
6 Там же. С. 695.
7 Мерварт А. М., Мерварт Л. А. В глуши Цейлона (путевые заметки участников экспедиции Академии наук в Индии и на Цейлоне в 1914-1918 гг.) Л., 1929. С. 37-40.
217
Голодание до смерти упоминается в "Махабхарате" неоднократно, но цели, преследуемые таким постом, могут быть различными. В пересказе сюжета из "Рамаяны" говорится, что обезьяны-помощники Рамы не в силах пересечь океан и добраться до Ланки. В глубокой печали они "уселись [на берегу] и решили умереть голодной смертью" 1. А в "Книге о женах", когда вдовы и родственники оплакивают павших на поле брани, упоминается злодейское убийство "человека, совершенного духом, в то время, когда тот держал полный пост, чтобы уйти из жизни" 2. Последний пример говорит о смерти от голода по обету. Этот способ медленного умерщвления плоти голодом без ее разрушения предпочитали джайны, которые видели в растянутом во времени умирании особый способ очищения от грехов 3.
Само завершение жизни братьев-пандавов, победителей в эпической битве, заслуживает внимания. В комментарии к переводу XVII и XVIII книг О. Н. Крылова указывает, что в этих книгах "не единожды упоминается о добровольном решении вступить на смертную стезю (XVII. 1. 5, 17, 22). Способом достижения смерти герои избирают некий комплекс действий, называемый в тексте дхарма йоги, дхарма самоотречения (XVII. 1. 28; 2. 1, 3), составной частью которой является пост (XVII. 1. 27)" 4.
Пандавы относятся к сословию кшатриев, но выбирают способ уйти из жизни, предписанный брахманам. Став йогами, они отрешаются от всего земного, направляются на север к горе Меру, где обитают боги. Они долго идут без пищи и воды, пока не падают замертво 5.
По сути герои совершают религиозное самоубийство. Можно даже назвать это особым видом жертвоприношения, с одной стороны, и способом очищения от грехов - с другой.
И наконец еще один пример поста-голодовки, который особенно интересен в контексте нашей темы. В поисках способа переправы через океан герой Рама решает обратиться к самому Океану: "Я обращусь к самому кладезю вод. Отказавшись от еды, я буду лежать на берегу, пока он сам не предстанет передо мной. Если же он не укажет мне путь, то я подожгу его своим мощным, неотразимым оружием" б. В данном случае пост способствует соединению с
----------------------
1 Махабхарата. Книга третья. 267, 33-45.
2 Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, или книга об избиении спящих воинов; Книга одиннадцатая. Стрипарва, или книга о женах. М., 1998. XI. 24. 11-16.
3 Thakur U. The History of Suicide in India. Delhi, 1963.
4 Махабхарата. Книга XVII: О великом исходе / Пер_ О. Н. Крыловой; Под ред. С. Л. Невелевой // Петербургское востоковедение. СПб., 1997. Вып. 9. С. 54-61.
5 Там же. С. 64.
6 Махабхарата. Книга третья. 267, 22-32.
218
желаемым объектом, но преследует и еще одну цель - запугать Океан, надавить на него, то есть, по существу, это уже голодовка-давление, голодовка-шантаж, так как угрожает уничтожить объект в случае невыполнения требований. Океан действительно испугался, "с почтением" предстал перед Рамой, и цель была достигнута 1.
Известно, что шастры рекомендуют кратковременную голодовку (абходжана) или голодовку насмерть (прайа) как подходящее средство давления кредитора на должника - наряду с заточением в тюрьму, похищением или даже убийством родственников должника или его скота (иногда, впрочем, и скота, принадлежащего самому кредитору) или осадой дома должника. В комментарии к переводу "Дхармашастры Нарады" А. А. Вигасин и А. М. Самозванцев признают, что обычаи, когда "кредитор может сам голодать или перестать кормить своих слуг и детей ... хорошо засвидетельствованы различными индийскими источниками"2. Голодовка кредитора, направленная против упрямого должника, проводилась у дома должника, где кредитор голодал до тех пор, пока не выполнялось его требование. В случае смерти кредитора должник считался его убийцей 3. Это напоминает кельтский обычай "голодовки против определенного лица", согласно которому один человек голодает "против другого", к кому предъявляется какое-либо требование; в случае смертельного исхода голодовки кровь падает на голову "ответчика" 4. При этом исследователи отмечают сходство в терминах аскетической практики кельтов и индийцев 5.
Приведем в параллель чрезвычайно любопытные способы давления на должников, бытовавшие на Цейлоне в XVII в. О них есть свидетельство англичанина Роберта Нокса, который был там в плену и имел возможность изнутри наблюдать за жизнью местного населения:
У них есть в обиходе забавный обычай возвращения долгов. А именно такой. Иногда они приходят в дом своего должника с листьями растения нейингала, из разряда ядовитых, и угрожают, что съедят этот яд и убьют себя, если тот не заплатит, что должен. Должник приходит от этого в ужас и, только чтобы другой не отравился, иногда даже продает собственного ребенка, дабы уплатить этот долг. И [делает он это] не столько потому, что дорожит чужой жизнью, сколько из-за страха за свою. Потому, если тот умрет от яда, другой, из-за кого он отравился, должен будет заплатить выкуп за его жизнь. Точно так же они угрожают убить себя и перед теми, с кем имеют тяжбу, и бывает, делают это. С той же целью они иногда прыгают с обрыва или вешаются или [другим способом] расстаются с жизнью, чтобы ввести своего противника в большие убытки 6.
-----------------------------
1 Махабхарата. Книга третья. 267, 22-32.
2 Дхармашастра Парады / Пер. с санскр. и коммент. А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева. М., 1998. С. 169.
3 Jolly J. Recht und Sitte. Strasburg, 1896. S. 147.
4 Joice P. W. Social History of Ancient Ireland. Vol. 1. London, 1903. P. 204-207.
5 Enciclopaedia of Religion and Ethics. Vol. II. P. 72.
6 Knox R. An Historical Relation of Ceylon. London, 1681. Pan 3. Cap. 9. Цит. по рукописному переводу Н. Г. Краснодембской, которой автор выражает искреннюю признательность.
219
Как видим, эти достаточно экзотические способы принуждения к выплате долга тоже основаны на том, что должник обвиняется в грехе убийства, если его кредитор покончит с собой. Но при этом во искупление этого греха он обязан выплатить большой штраф - "выкуп за жизнь" кредитора. То есть общество "контролирует" соблюдение принятых норм и наказывает за их нарушение таким большим штрафом, который разоряет нарушителя. Не исключено, что отказ от пищи тоже мог быть средством покончить с собой в приведенном перечне способов "убить себя перед теми, с кем имеют тяжбу".
Первые свидетельства о широком применении голодовок как специфического способа социальной борьбы в истории Индии со- держатся в кашмирской хронике XII в. "Раджатарангини" Калханы 1. Этот вопрос заслуживает особого внимания.
Именно в "Раджатарангини" содержатся первые исторические свидетельства о внерелигиозном использовании поста. Здесь упомянуто более двадцати голодовок, выдвигавших политические и экономические требования, а также требования о справедливом решении спорных судебных дел и соблюдении моральных норм. Голодовки бывали индивидуальные и коллективные, устраивали их люди разного социального положения, но чаще всего Калхана сообщает о коллективных голодовках брахманов, причем только в этом последнем случае голодовки преследовали политические цели.
Коллективные политические голодовки брахманов происходили обычно в периоды политической неустойчивости и смуты в стране, не раз их целью было поддержать того или иного претендента на престол. Самая крупная из таких акций произошла в XII в. в столичном храме Гокула, когда для участия в ней собрались члены паришадов (храмовых советников) со всех концов Кашмира (VIII. 900-906). Голодовка была направлена против царя Бхикшу и имела целью реставрацию на троне его соперника Суссалы. Важной особенностью этой голодовки была поддержка, оказанная брахманам столичными жителями, которые не только ежедневно посещали храм для обсуждения с брахманами различных вопросов, но и приняли участие в укреплении храмовых оборонительных стен на случай возможного приступа войск царя.
------------------------
1 Kalhana's Rajatarangini / Ed. by M. A. Stein. Vol. 1 (Sanskrit text). Bombay, 1892; Vol. 2 (english translation). Westminster, 1900. Ссылки на этот источник даны в тексте статьи в круглых скобках, римская цифра означает книгу-тарангу, арабская - шлоку. Краткую характеристику этого источника см. на стр. 125 настоящего сборника.
220
Целью голодовки могло быть также провоцирование беспорядков в стране с тем, чтобы претенденту на трон было лете им овладеть. Так, в конце Х в. брахманы-владельцы главных аграхар (земельных владений), подстрекаемые соперником царицы Дидды начали голодовку и добились народного волнения (VI. 336-337). Население страны, следовательно, внимательно следило за политической позицией брахманов, чутко реагировало на их голодовки и оказывало им поддержку. Зная неотразимое действие этих голодовок, их пытались использовать в своих целях царские министры. Например, после смерти Дидды (начало XI в.) министры-брахманы побудили брахманов-членов паришадов устроить голодовку протеста против главного министра Тунги, фаворита царицы, происходившего из низкой касты (VII. 13-19). Требования министров-брахманов вскоре были выполнены, но голодавшие брахманы, подбодренные успехом, не прекратили голодовку и выдвинули новые требования.
Политические требования, ради которых брахманы предпринимали голодовки, могли быть адресованы не только царю. Так, при выборах царя собранием брахманов в Х в. брахманы-члены паришадов устроили голодовку с целью вынудить собрание выбрать царем их ставленника (V. 465-468).
В основе политических требований брахманов, вероятно, лежали их экономические интересы. В некоторых случаях Калхана прямо указывает на это. Так, голодовка против царя Джаясимхи в XII в. (VIII. 2733-2734) произошла потому, что брахманы "хотели сохранить свои земли" перед лицом угрозы их поглощения крупными феодаламп-дамарами: брахманы добивались от царя немедленных военных действий против дамаров. Царь, видимо, не был уверен в успехе военного предприятия, но брахманы не приняли его посольства и не пожелали выслушать его доводы. "Чтобы угодить брахманам", царю пришлось выступить в поход (VIII. 2736), а затем сместить одного из министров, и только тогда голодовка прекратилась. Подобная ситуация сложилась в XII в. и при царе Суссале, когда брахманы устроили голодовку против бездействующих, по их мнению, министров (XIII. 768-772). "Кто же даст нам созревающий осенний урожай, если он попадет в руки врагов?" - вопрошали они.
В других случаях коллективные голодовки брахманов имеют ярко выраженный экономический характер, они направлены прежде всего на защиту храмовой собственности или других форм собственности и экономических привилегий, полагавшихся жреческому сословию. В XI в., например, были конфискованы ценности у храма Бхимакешава, поскольку храм долго оставался закрытым из-за ссоры членов паришада между собой (VII. 1085-1086). В знак протеста члены храмового совета устроили голодовку, в результате чего царь даровал им "в качестве компенсации" освобож-
221
дение от переноски грузов, повинности, которую прежде государство налагало на крестьян, обрабатывающих земли этого храма (VII.1088). В другом случае храмовые жрецы (стханапала) в ходе голодовки окружили царя и едва ли не силой принудили его отдать им золото и другие ценности (VIII. 811). Следовательно, действенность голодовки как средства экономической борьбы основывалась на авторитете религиозных установлений средневекового общества и являлась результатом очевидного нравственного насилия, скрывавшегося под маской принципа ненасильственного воздействия.
Сходные ситуации возникали и в некоторых других описанных Калханой случаях. Например, в г. Авантипуре брахманы начали голодовку, направив ее против министра, который "проявлял злодейское упорство в повышении поборов" и не заботился об интересах царя. Многие из них прибегали к самосожжению, их примеру последовал и пастух, который сжег себя после конфискации пастбища, предназначенного для выпаса священных коров (VIII. 2224-2226). Голодовку и самосожжение устроили брахманы, пострадавшие в другом случае от политических беспорядков (VIII. 658).
Голодовки с экономическими целями проводили не только брахманы. В поэме упоминаются два случая, когда в разное время (XI и XII вв.) царские войска в условиях внешней военной угрозы добивались голодовками неоднократного увеличения жалованья (VII. 1157; VIII. 808). Следовательно, тут, как и в других подобных случаях, голодовки оказываются средством шантажа.
Разного рода голодовки проводились частными лицами индивидуально. В поэме описывается голодовка, ставившая своей целью добиться пересмотра несправедливого судебного решения (VI. 25-41). За давностью лет истец не смог доказать, что его собственность, водоем, была несправедливо присвоена другим лицом, поэтому, добиваясь пересмотра дела, он объявил голодовку и потребовал, чтобы царь лично рассмотрел его. Царь, действительно, лично обратился к этому делу и с помощью советников решил его в пользу истца.
Другой пример голодовки подобного рода относится к соблюдению моральных предписаний. Некая вдова-брахманка устраивает голодовку, требуя от царя наказать виновника безвременной смерти ее мужа, она настаивает на том, что царь обязан следить за тем, чтобы в стране никто не пользовался колдовскими чарами и с их помощью не лишал людей жизни (IV. 82). Царь обнаружил нечестивого убийцу-брахмана, но для этого ему самому пришлось подвергнуть себя строгому посту в священном месте, чтобы заручиться содействием богов. В данном случае перед нами пример магической роли голодовки. Голодовка сама по себе может рассматриваться как верное свидетельство правоты предпринявшего ее человека. В случае голодовки во имя справедливости особенно
222
отчетливо выступает ее магическая функция, которой в той или иной мере, несомненно, обладали и все прочие виды голодовок Поскольку лицо, начавшее голодовку, прибегает к "божьему суду" то голодовки ради справедливости можно сравнить, например, с ордалиями и поставить их в один ряд с испытанием огнем, водой и др. в судебном обычае многих народов 1.
Приведем еще один случай индивидуальной голодовки. На рубеже XI и XII вв. вдова одного Дйукоры-землевладельца предприняла голодовку у царского дворца, настаивая на том, чтобы царь принял в свое владение крепость, доставшуюся ей в наследство от мужа (VII. 1172). Царь отказал ей в этом, и крепость захватили дарды. По всей вероятности, вдова пыталась таким образом спасти от захвата свои земли, находившиеся в приграничной области. Следует заметить, что голодовка эта была предпринята представительницей весьма низкой касты: дамары, несмотря на свои довольно крупные земельные владения, имели низкое происхождение.
Известно, что долг царя охранять общественный порядок и установленные нормы жизни частных лиц независимо от их сословной принадлежности возлагал на царя личную ответственность за все случаи нарушения законности в его землях. Исполнение этого долга отражалось на судьбе царя и его последующих рождениях. Поэтому смерть брахмана, например, особенно тяжким грехом ложилась не только на то лицо, из-за которого была начата голодовка, но и на самого правителя страны.
Естественно, что цари были заинтересованы в прекращении голодовок и действовали уговорами или, часто, подкупом. Царь Уччала даже "дал клятву покончить с собой, если хоть один человек умрет от голодовки", чем побудил судей к осторожности (VIII. 52). Это известие говорит о том, как широко применялись голодовки и как неблагоприятно отражались они в конечном счете на ходе управления страной. К середине Х в. относится упоминание специальных чиновников, которые следят за случаями голодовок (прайопавешадхикрита) и доносят о них царю, а он сам лично распоряжается о принятии мер (VI. 14). Видимо, подобные же чиновники фигурируют и в сообщении о голодовке брахманки: особые закононадзиратели (дхармадхикарин) в присутствии царя расспрашивают ее о причинах голодовки (IV. 82).
Как видно, голодовки, особенно предпринимаемые брахманами, были не только сильным средством давления снизу вверх, они возбуждали общественное мнение в пользу голодающего, являя собой решительный аргумент в пользу его невиновности, когда все другие аргументы уже были исчерпаны. Голодовкам придавалось несомненное магическое значение. Если учесть, что во времена массовых голодовок брахманов прерывалось исполнение религиозных обрядов, т. е. нарушалась связь с богами, то можно
------------------------
1 Renou L. Le jeune de creancier dans 1'Inde ancienne // Journal Asiatique. 1943-1945
223
понять силу воздействия этого метода на верующих. Это воздействие было неизменным, несмотря на злоупотребление голодовками, а часто и своекорыстное их использование. Ярким примером последнего является голодовка брахманов-владельцев аграхар, которые, будучи недовольны политической ситуацией, начали голодовку с намерением спровоцировать беспорядки в стране. Им без особого труда удалось добиться этого: народ восстал (VI. 336-337). Царица подкупила брахманов, голодовка прекратилась, а с нею прекратились и беспорядки в стране (VI. 339). Брахманы, однако, вскоре возобновили голодовку и вновь получили золото от главного министра (VI. 343). Автор поэмы страстно обличает злоупотребление этим методом общественной борьбы, он говорит, что с помощью голодовок "нечестивые брахманы, у которых не было силы даже согнуть соломинку, превратили нити правления в спутанный клубок" (VIII. 772). В связи с этим Калхана называет брахманов "второй вражеской армией" (VIII. 773), по его мнению, они даже "хуже разбойников" (VIII), а голодовки перечисляются в поэме среди основных общественных зол (VIII. 706-710). Безусловно, не может быть случайностью то, что большинство упомянутых в поэме голодовок - это голодовки брахманов: голодовка как метод политической и экономической борьбы была как бы привилегией жреческого сословия, к тому же именно голодовки брахманов вызывали наибольший общественный резонанс.
Таким образом, не порывая известной связи с религиозным постом, голодовки являлись эффективным оружием политической, экономической и правовой борьбы. Впервые упомянутый в средневековой кашмирской хронике "Раджатарангини", этот метод позже широко и успешно использовался по всей Индии вплоть до новейшего времени.
Известно, что для христианства сама возможность умереть добровольно от голода неприемлема, поскольку, как и любое самоубийство, это один из самых тяжких грехов. Сама пища, особенно хлеб, у всех народов сакрализована. Метафоры из области пищи и питья чрезвычайно часты в религиозной литературе.
И тем не менее иногда беспомощный и безоружный человек бывает поставлен в такое безвыходное положение, когда решающим в его поведении, как кажется, выступает подсознательное древнее убеждение, что, голодая, он войдет в контакт с высшими силами, которые не оставят его, помогут добиться справедливости. Невзирая на христианскую идеологию, в сильном эмоциональном порыве протопоп Аввакум, например, в XVII в., узнав о царском приказе держать его на хлебе и воде, реагировал так: "И я, плюнув на землю, говорил: "Я, - реку, - плюю на его кормлю; не едши Умру, а не предам благоверие". И потом повели меня в темницу, и не ел дней с десяток, да братья велели" 1.