Аах - Один из священных Богов Луны стародавнего Египта.
Адити - Небесная Богиня Индусов.
Агни - Бог Индусов, у которого 3 формы: солнце, молния и огонь.
Аид - Греческий Бог, Король Подземного Мира.
Амон (Амен) - Египетский Бог Жизни, земледелия и размножения; изображался в виде мужчины с головой барана.
Анаитис - Богиня Плодородия у Персов.
Ану - Кельтская Мать-Богиня, Мать Рассвета, и Богиня смерти и мертвых.
Анубис - Египетский Бог смерти и черной магии, изображался в виде собаки или мужчины с головой шакала.
Аод - Кельтская Богиня огня.
Аполлон - Греческий бог солнца, света, плодородия, охранитель стад, дорог, предсказаний; Бог - губитель, стреловержец.
Арес - Греческий Бог войны, гибели, кровопролития и разрушений.
Арианрод - Уэльская Мать-Богиня и неоязыческая богиня плодородия.
Артемида - Вечно юная греческая Богиня Луны, охоты и диких животных.
Астарта - Финикийская богиня любви и плодородия. Ее сравнивали с луной и изображали рогами полумесяца.
Астраэа - Греческая богиня невинности и чистоты, и дочь Темис (Темиды), богини правосудия. Говорят, что после ухода с Земли она поселилась среди звезд, где стала созвездием непорочной Девы
Баал - Финикийский бог природы и плодородия, ассоциируется с зимним дождем. Его изображали в виде воина в шлеме с рогами и копьем.
Баст - Египетская богиня плодородия. В древности представлялась в качестве женщины с головой кошки.
Баккус - Римский бог вина и веселья, его сравнивают с богом вина Дионисом, супруг Ариадны.
Балдер - Скандинавский бог солнца, сын Одина, и олицетворение мудрости, доброты и красоты.
Бригита - Кельтская и неоязыческая богиня огня, мудрости, прорицания и исцеления.
Венера - Римская и неоязыческая богиня весны, любви, красоты, удачи, благополучия и процветания, цветущих полей и садов.
Веста - Римская Богиня Домашнего Очага, ее храм был освещен священным огнем, за которым присматривали 6 девственных жриц, известных как Девственные Весталы.
Гера - Греческая богиня смерти и возрождения, богиня земли и семейного очага, хранительница брачных уз.
Гермес - Один из древнейших греческих Богов. Покровитель стад, торговли, ловкости.
Гестия - Греческая богиня домашнего очага.
Гефест - Греческий Бог огня и кузнечного ремесла.
Горус (Хорус) - Египетский бог небес и сын Озириса и Изиды. Его изображают в виде мужчины с головой сокола, с солнцем и луной вместо глаз.
Дагда - главный бог языческих племен Ирландии, бог плодородия и земли.
Деметра - Греческая богиня плодородия и урожая.
Диана - Римская и неоязыческая лунная богиня, покровительница животных, полей, лесов, Богиня - охотница.
Дионис - Греческий бог вина, плодородия, театральных искусств, развлечений.
Дью - Греческая богиня плодородия
Зевс - Греческий верховный Бог, повелитель небес и земли, грома, молнии.
Изида - Египетская Богиня плодородия и неоязыческая богиня магии.
Иштар - Ассирийская, Вавилонийская и неоязыческая богиня любви, плодородия и войны.
Кали - Индусская Богиня Смерти, олицетворяет темные и пугающие аспекты природы. Ее изображают клыкастой чернокожей воинственной женщиной, у которой ожерелье из людских черепов.
Кеарас (Киарас) - Древне-языческий бог огня.
Кернуннос - Кельтский рогатый бог природы и диких животных, охоты и плодородия
Керридвен - Кельтская и неоязыческая богиня гор, плодородия и вдохновения.
Купала - Славянская богиня любви и жизненной силы.
Кхонс - Один из священных лунных богов древнего Египта. Он так же известен, как бог исцеления
Лусина - Римская богиня луны, которая ассоциируется с деторождением.
Локи - Скандинавский бог огня.
Луг - Ранний Кельтский Солнечный Бог, который почитался древними друидами, как щедрый даритель урожая.
Луна - Римская и неоязыческая Лунная Богиня, чье имя на латыни будет означать "луна". Ее сравнивают с Селеной и Артемидой
Луперкус - Римский бог плодородия, его сравнивают с богами природы Паном и Фаунусом.
Маат - Египетская богиня правды, правосудия и порядка во вселенной, чьим символом является перо.
Мин - Египетский бог плодородия и защитник путешественников.
Митрас - Был в оригинале персидским Богом Солнца.
Морриган - Кельтская Богиня смерти, войны и разрушения.
Мут - Египетская богиня плодородия.
Немезис - Греческая богиня гнева и мести, мифическая дочь Эребуса и Никс.
Нептун - Римский бог моря, брат Зевса и эквивалент греческого бога моря Посейдона.
Никс - Греческая богиня ночи, приходится сестрой и супругой Эребусу, повелителю тьмы.
Нут - Египетская богиня неба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтис.
Ньорд - Скандинавский бог моря и покровитель рыбаков. Он так же известен как бог процветания
Один - Скандинавский и неоязыческий бог мудрости, магии, искусства и поэзии. Он так же Бог Мертвых и супруг богини Фригги. Согласно Северной мифологии Один сражался с великанами, соблазнял смертных и воскрешал мертвых в своем путешествии за оккультной мудростью и абсолютной силой. Его изображают как старика с одним глазом, носящего волшебное кольцо и мчащегося на восьминогой лошади.
Осирис - Древнеегипетский бог овощеводства и плодородия, чья смерть и возрождение персонифицируют самообновляющую жизненность и плодородие природы. Он так же был повелителем мертвых, а так же братом и супругом богини Изиды (Изис). Согласно египетской мифологии Осирис был утоплен и разорван на 14 частей своим завистливым братом Сетом, но потом возвращен к жизни с помощью магической силы Изиды.
Пан - Греческий и неоязыческий рогатый бог лесов, полей и плодородия.
Персефона - Греческая богиня, Королева Подземного Мира.
Помона - Римская богиня фруктов и плодородия.
Посейдон - Греческий бог моря.
Птах - Бог Древнего Египта, который считался создателем вселенной и покровителем архитекторов, скульпторов и ремесленников.
Ра - Египетский Бог Солнца; бог рождения и перерождения. Он почитался как Гелиополис и был главным божеством в Энеиде.
Рианнон - Кельтская Мать-Богиня, идентифицировалась с Гаэльской лошадиной богиней Эпоной. Ее изображали едущей верхом на белой лошади и везущей мешок изобилия.
Сварог - Славянский бог огня и металлургии
Селена - Греческая Богиня Луны.
Сет - Египетский бог тьмы и черной магии, и олицетворение зла.
Сильванус - Римский бог лесов, полей и пастухов; изображался как бородатый сатир.
Танатос - Греческий бог смерти
Тор - Скандинавский Бог Неба, Повелитель Молний и Грома, сын Одина, бог-покровитель моряков и фермеров.
Тот - Египетский бог луны, мудрости, магии, искусств и науки. Он так же известен, как грамотей богов и изображался в виде ибиса, мужчины с головой ибиса, человекообразной обезьяны.
Триединая Богиня - Божественная троица, имеет три разных аспекта. Лунная Мать почитается как Триединая Богиня. Ее три аспекта соответствуют трем лунным фазам: на растущей луна - Селена, мать и дарительница света; в полнолуние - Диана-охотница; на убывающей луне - Геката, Королева мертвых и тьмы.
Уранус (Уран) - Древнегреческий бог, известный как "Небесный Отец".
Флора - Римская Богиня весны, цветения и плодородия.
Фрей - Скандинавский бог плодородия, мира и процветания.
Фрея - Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты. Ее изображали в виде красивой женщины, управляющей золотой повозкой с запряженными кошками. Она так же была королевой Подземного Мира, сестрой и супругой Фрея.
Фригга - Скандинавская Богиня-Мать и супруга бога Одина. Она так же глава браков и плодовитости. Изображалась управляющей повозкой, запряженной священными баранами.
Хадес - Греческий бог Подземного Мира, повелитель мертвых и брат могучего Зевса. Так же известен как Аид, и в римской мифологии - Плутон.
Хатор - Египетская богиня красоты и небес, покровительница новорожденных, плодовитости и музыки. Изображалась в виде женщины с головой коровы, в ее головном уборе можно было видеть два пера и солнечный диск, украшенный звездами.
Эостр (Остара) - Саксонская и нео-языческая богиня плодородия, именем которой назван праздник весеннего равноденствия.
Эпона - Кельтская лошадиная богиня.
Юпитер - Римский Бог, могущественный властитель неба, света, грозы, бури.
Янус - Римский бог ворот и дверных проходов и божество, которое ассоциируется с путешествиями и началом всего нового. Его изображают двуликим, каждое из его лиц смотрит в противоположном направлении.
Ярило - Славянский бог плодородия, супруг лунной богини Марины.
http://magworld.narod.ru/
Чтобы изложение было полным , решил дать сведенья о Римском браке . Хочется обратить внимание на простую и ЯВНУЮ зависимость . Рим , Древняя Русь и прочие страны и народы в язычестве ВСЕ были , как и сейчас дикари , многожёнцами . И только Рим , ещё в до-Христианскую эпоху , и Русь с Православием приняли современный вид брачного Союза между Мужчиной и ЕГО Женщиной . И началось возвышение Рима и становление России из Руси . И это , не смотря на все несчастия и бедствия продолжается до сих пор . Что не скажешь о мусульманах - вечно злобных , затюканых , НЕРАЗВИТЫХ при любых формах Правления и лозунгах . Бог даёт возможность выбора - или похоть , как её не оправдывай , или РАЗВИТИЕ через не могу и усилия , и ВОЗДЕРЖАНИЯ - и в пороках тоже .
Оправдывать разрушение брака отговорками - всё равно ВСЕ изменяют !!! Подло и не умно . Во-первых не ВСЕ !!! И , главное , тогда с ТАКОЙ логикой можно и НУЖНО разрешить , кражи , убийства , насилие и пр.. Всё равно нам об ЭТОМ каждый день по ТВ показывают - других тем у них просто НЕТ ( т.е. сознательно высткпают проводниками порока ) , тем не менее то же Общество требует "борьбы" с коррупцией , с педофилией и пр. Как-то несуразно , не логично . Или всё можно или ВСЁ - порочное , не льзя !!!
***
Брак в Древнем Риме
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви[1]. Авторы времён Римской империи придерживались мнения, что республика была периодом расцвета римского брака, так как мужчины строго следили за моралью и поведением своих жён. Партнёрство супругов в современном понимании не требовалось, было не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.
Значение брака
Римский брак:
concubinatus - "сожительство" (от лат. concumbere, дословно: "вместе лежать")
coniuges - "супружеская чета" (дословно: "идущие в одной упряжке")
contubernium - "совместное проживание" (дословно: "соседство по палатке")
conubium - "разрешение на брак"
manus - "рука, власть, сила"
matrimonium iustum - "законный брак"
nuptiae - "свадьба", "обряд бракосочетания" (от лат. nubere - "кутаться в покрывало")
Если желавшие заключить брак находились на содержании главы семьи (арх.-лат. pater familias), им требовалось получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением "расположения к браку" (лат. affectio maritalis), "решения соединить жизнь" и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала именно эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигест "De ritu nuptiarum" в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: "Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права", что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.
В свободном браке присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались "священными". Юристы конца республики уделяли большее внимание "человеческому", чем "божественному" праву, а в Институциях Юстиниана определение брака выглядит так: "Законный брак заключают между собой римские граждане, которые сходятся, следуя предписаниям законов".
Мотивы для вступления в брак
Поиск подходящего жениха для девочки отец семейства порой начинал уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства иногда выбирали для своих наследников неподходящих жён. Так [родители] тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены жених, согласно Сенеке, часто узнаёт лишь на свадьбе.
Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Известны многочисленные примеры подобных союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у неё дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтверждал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.
Не менее важным было рождение законных наследников, которые тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы та осмотрела невесту и узнала, способна ли она к деторождению и продолжению рода.
Предпосылки для вступления в брак
• Возраст. Девочки могли быть отданы замуж по достижении совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens - "в состоянии принимать мужчин"), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки жили в доме жениха с более раннего возраста, однако для такой невесты обязанности жены в полном объёме наступали строго по закону. По мнению некоторых учёных, в действительности девушки чаще всего выходили замуж в возрасте между 17 и 23 годами, а мужчины женились в среднем в 27-30 лет. Однако один из современников императора Траяна считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), по "сегодняшним меркам, довольно поздним". Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.
• Родственные связи. Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью[14] (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. Со временем условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами. Такой брак, заключённый в 171 году до н. э., описывает Тит Ливий . В III веке н. э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между братьями и сёстрами встречался в Римском Египте среди простолюдинов, что для римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.
• Согласие. Для заключения брака согласие отца семьи было обязательным. В ранний период римской истории не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, её согласие рассматривалось как формальное. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или "запятнанного позором" жениха. Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.
• Статус. Право на создание семьи (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекунам и их подопечным, магистратам провинций во время нахождения в должности, солдатам и иноземцам, рабам.
Приданое
О приданом (лат. dos) отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).
Эпиграммы
Зачем я на жене богатой не женюсь?
Я выйти за жену богатую боюсь.
Всегда муж должен быть жене своей главою,
То будут завсегда равны между собою.
Марциал
Отец девушки должен был выплатить приданое в течение 3 лет после свадьбы. Муж мог использовать его во время брака: "Приданое, будучи связано с браком, служит его тяготам и общим детям..." При разводе муж был обязан выплатить всё приданое, если муж прежде умирал, жена также получала приданое обратно, так как, как писал римский юрист Помпоний, "для государства важно, чтобы приданое сохранялось для женщины, ибо крайне необходимо, чтобы женщины были с приданым ради рождения потомства и пополнения гражданства детьми". Муж не имел права распоряжаться личным состоянием женщины. "Исходное приданое", данное отцом дочери, возвращалось отцу в случае смерти дочери "вместо утешения" (лат. solacii loco), "чтобы, потеряв дочь, он не страдал ещё и от денежного убытка", приданое, данное матерью, оставалось у мужа умершей дочери как "пришлое".
Обычай выдавать дочерей и сестёр замуж без приданого большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: "Но какой скандал - девицу выдать без приданого". В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что, "взяв деньги, власть он продал за приданое..."
Помолвка
Свадьбе могла предшествовать церемония помолвки (лат. sponsalia, от лат. spondere - "обещать"), на которой отцы договаривались о предстоящей свадьбе. Этот обычай соблюдался прежде всего в семьях высшего сословия и в юридическом плане являлся лишь праздником[13]. Будущий жених вручал невесте наряду с дарами в знак верности железное кольцо (лат. anulus pronubus) без камня (в более позднее время - золотое кольцо). Кольцо носила только невеста на безымянном пальце левой руки, так как римляне полагали, что оттуда идёт вена к сердцу. Помолвка во времена империи скреплялась ещё и поцелуем. Во времена поздней республики и Римской империи праздник с приглашёнными гостями и подарками был скорее обычным делом и устраивался, чтобы упрочить уважение в обществе. Помолвка могла быть в любое время расторгнута словами: лат. conditione tua non utor - "твоим предложением не воспользуюсь".
Возрастных ограничений для помолвки не существовало. По закону Августа, от наказаний за безбрачие освобождались помолвленные холостяки, вследствие чего многие мужчины стали использовать это правило для уклонения от брака: устраивалась помолвка с совсем маленькими детьми. Август постановил, что помолвка считается недействительной, если в течение двух лет после неё брак не заключается официально[18].
Свадьба
Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба являлась формальным "переходом" от девочки к женщине. Из письменных источников известны обычаи подготовки и проведения свадьбы в высших сословиях Древнего Рима, о традициях в семьях крестьян, торговцев, ремесленников точно ничего не известно[8].
Дата
Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни. Браки не заключались в календы, первые дни каждого месяца, ноны, 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев, иды, дни в середине месяца[13]. Неблагоприятными считались весь март, посвящённый Марсу, богу войны, так как "воевать не пристало супругам"[27], май, на который приходился праздник Лемурий, и первая половина июня, занятая работами по наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как дни печали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда бывал открыт mundus - вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и 8 октября. Благоприятной считалась вторая половина июня.
Наряд
Вечером перед свадьбой девушка жертвовала ларам свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. cingillum) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье.
Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья (лат. caelibari hasta) в 5 прядей. Использовался именно наконечник копья[28], возможно, как символ дома и семейного права, или потому, что матроны находились под опекой Юноны Куриты, "которая именовалась так от носимого ею копья, что в языке сабинов зовётся curis, или потому, что оно предвещало рождение храбрых мужей; или что в силу брачного права невеста передаётся под власть мужа, так как копьё есть и наилучший [вид] оружия, и символ высшей власти". Затем волосы скреплялись шерстяными нитями (лат. vittae) и собирались в конусообразной форме.
Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье - паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum[30]), немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветными коврами.
Церемония
Свадебный обычай: жених переносит невесту через порог своего дома
Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму. Затем пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то проводивший ауспиции давал своё согласие на брак.
Затем подписывался брачный договор (лат. pacta dotalia), пара произносила "да" и обменивалась кольцами. В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление договора) жених и невеста подавали друг другу правую руку (лат. dextrarum iunctio). Затем просили благословения у пяти богов: у Юпитера как гаранта союза, у Юноны как богини брака, Венеры как богини любви, Фидес как олицетворения верности и Дианы как богини-матери.
После брачной церемонии начиналось обильное застолье (лат. cena nuptialis). Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония "отведения" (лат. deductio) - проводы невесты в дом жениха. Невесту "похищали" в память о древних традициях: "делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы".
Затем пару отводили в дом мужа в сопровождении насмешливых, а также непристойных песен (лат. versus Fescennini - так назывались, возможно, потому, что считалось, что они оберегают от колдовства (лат. fascinum), песен, гимнов, шуток. Также по дороге кричали свадебный возглас "Талассию!", по словам римского историка Тита Ливия, обычай идущий со времён похищения сабинянок:
Одну из девиц, самую красивую и привлекательную, похитили, как рассказывают, люди некоего Талассия, и многие спрашивали, кому её несут, а те, опасаясь насилия, то и дело выкрикивали, что несут её Талассию; отсюда и происходит этот свадебный возглас.
Невесту вели за руки двое мальчиков, третий нёс перед ней факел из терновника (лат. spina alba)[34], который зажигали от огня на очаге дома невесты. За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятий в доме мужа. Прохожим раздавали (бросали) орехи как знак плодородия, которые должны были обеспечить новой семье обильное потомство.
Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась о него, что считалось плохим знаком[14]. После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема[8]) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте.
Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат. Ubi tu Gaius, ego Gaia - "Где ты Гай, буду я, Гайя". Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью его. Поначалу фразу говорили после подписания брачного договора, позднее лишь в доме мужа.
Жену усаживали на стул напротив двери, затем ещё раз произносились молитвы, на этот раз божествам дома. Затем жена перенимала огонь и воду как два основных элемента домашнего хозяйства и давала за это три монеты. Одну из них получал муж, другую оставляли для домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для компитальных лар на перекрёстке. В постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанный геркулесовым узлом, чтобы у него было так же много детей, как у Геркулеса.
Новобрачные призывали в первую брачную ночь "на помощь" Мутуна-Тутуна (греческий бог Приап, на "фаллос которого советуется сесть новобрачной") и богиню Пертунду, Венеру, бога Субига ("чтобы она подчинилась мужу") и богиню Прему ("чтобы, подчинившись, сохраняла покорное положение"). Августин считает, что при их содействии, "женщина, слабая полом и на первых порах робкая, была лишена девственности". Тертуллиан так взывал к римлянам: "Пощадите вы богов, бесстыдники! Никто не присутствует при игрищах молодых супругов. Лишь сами новобрачные наслаждаются на ложах - и краснеют".
К фамильным ларам обращались также в связи с бракосочетанием
На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны и ещё раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа. В этот день молодая семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких родственников и друзей (лат. repotia).
Расходы
Роскошь свадебных праздничных пиров император Август пытался ограничить законодательными мерами: затраты на свадьбу и последующее торжество не могли превышать 1000 сестерциев. Сумма слишком маленькая, поэтому этот закон, вероятно, не соблюдался. Сумма увеличивалась ещё и за счёт того, что гостям в благодарность за оказанную дому честь преподносили денежный подарок. Пары, не желавшие шума и больших растрат, предпочитали жениться в сельской местности.
Брачный договор
Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.
Брачный контракт составлялся на табличках, ни одной из которых не сохранилось[5]. Сохранилось несколько брачных договоров (из Египта, I век н. э.), представляющих собой листы папируса, на которых указаны все украшения и одежды невесты, составлявшие её приданое.
Уклонение от брака и законы Августа
Упадок семейных добродетелей и разорительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни[. Число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем сословии быстро увеличивалось, а вместе с ним снижалось число детей. К концу римской республики положение настолько ухудшилось, что Август (лат. Lex Iulia) и последующие императоры пытались изменить ситуацию путём принятия законов, ограничивавших гражданские права холостых граждан (санкции в случае безбрачия могли повредить cursus honorum и политической карьере) и предоставлявших некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.
Поначалу сенат не соглашался принять закон, поэтому Август зачитал речь цензора Квинта Метелла Македонского, который около века до того также пытался повысить рождаемость и говорил о женщинах как о "неизбежном зле", без которого не может существовать государство. В сенате разразились споры о женской распущенности как одной из причин нежелания вступать брак и моральном поведении самих сенаторов. Всё же закон, направленный на укрепление брака и семьи в сословиях всадников и сенаторов, был принят. Тем самым, впервые в римской истории император лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства.
Законы императора Августа о браке предусматривали, что мужчина был обязан жениться между 25-60 годами, а женщины - между 20-50 годами. В случае нарушения закона они не имели права наследовать, отлучались от общественных игр и празднеств (последний пункт отменил сам Август в 12 году до н. э.).
Гражданам также вменялось иметь детей. По закону о безбрачии и бездетности не имевшие детей женщины, которым исполнилось 20 лет, наказывались штрафом, мужчины платили штраф за бездетность по достижении 25 лет. После рождения третьего ребёнка женщина больше не платила налогов с личного имущества в соответствии с законом трёх детей (лат. ius trium liberorum) и освобождалась от власти мужа.
Виды брака
Церемония бракосочетания: новобрачные подают друг другу правую руку