Вампу́ка - выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно банальные и нелепые ходы воперных постановках, а также сами оперы, написанные по подобным шаблонам. В определённой мере является аналогом выражения "развесистая клюква" в литературе и распространившегося несколько позже слова "халтура" (в значении "неряшливая, непрофессиональная работа"; примерно в те же годы бытовало в том же значении выражение "театр купца Епишкина", по названию сатирического водевиля Е. А. Мировича).
Этимология
Происходит от названия одноактной оперы-пародии "Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера" (1909) на музыку В. Г. Эренберга, либретто его же по фельетону А. Манценилова (князя М. Н. Волконского). Источник слова - известный в конце XIX - начале XX века анекдот о том, как воспитанницыСмольного института, приветствуя принца Ольденбургского, спели ему на мотив из Мейербера: "Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим...", - и одна дама приняла словосочетание за имя.
Вот о чём хочу сказать: о рождении в моей квартире пресловутой "Вампуки". Автор её - Михаил Николаевич Волконский. Я не раз с ним возмущался "условностями" сцены. Стремясь к отсутствию кривлянья и гримасничанья на сцене, мы всё время преследовали то жеманство, что пышным цветом расцветало даже на образцовых сценах и более всего в опере. Волконский много раз говорил мне: "Надо написать такой гротеск, чтобы раз навсегда было убито это манерничанье". "Вампука" написана им сразу, но подготовлялась к рождению много лет. Само происхождение имени героини таково. У нас бывала родственница жены, институтка, уже не первой молодости, наивничавшая иногда, искренне или не искренне - не в этом дело. Раз Волконский рассказывал, как чествовали в Смольном институте престарелого герцога Ольденбургского, и хор воспитанниц с цветами пел ему на известный мотив из "Роберта-Дьявола": "Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим..." Она его спросила: "Разве есть такое имя - Вампук?" Сначала никто не понял. Но потом сообразили, что девица слила два слова в имя собственное. Волконский ответил ей: "Неужели вы не знаете: Вампук - это употребительное имя. И женское есть. Вампука. Очень звучные имена". Тут его осенило. Обращаясь ко мне, он прибавил: "Эврика! Имя для героини пародии найдено: оно будет Вампука". Так создалось это прозвище, ставшее крылатым, и теперь ничем уже не вытравить его из театрального обихода. Так создаются вековечные термины. От Вампуки пошло наречие - вампукисто, и даже образовался глагол - навампучить.
- Пётр Петрович Гнедич. Книга жизни. Воспоминания. - Л.: Прибой, 1929.
Опера высмеивала нелепые условности и махровые штампы в оперных спектаклях - затянутость действия, расчленение слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл, доведённые до абсурда условности сюжета (так, главный герой притворяется туземцем-дикарём и только в финале сбрасывает "голый костюм", надетый поверх европейского платья).
Впервые поставлена в 1909 году в Санкт-Петербурге театром "Кривое зеркало"; до 1927 года исполнялась в Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси.
Последнее известное представление "Вампуки" в XX веке состоялось в 1930 году.
В 2005 году опера "Вампука, невеста африканская" поставлена Центром оперного пения Галины Вишневской.
В 2010 году театр "Геликон-Опера" отметил своё двадцатилетие постановкой "Вампуки"
***
Материал из Википедии
Антрепри́за (фр. entreprise - предприятие) - форма организации театрального дела, в котором организатор (антрепренёр) приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой).
Примером современной театральной компании, работающей на антрепризной основе, является "Арт-Партнёр XXI" и "Театральное товарищество 814".
В современном театральном мире, многие европейские и мировые театральные коллективы переходят на систему антрепризной самоорганизации, что не обязательно является признаком коммерческой доминанты их деятельности. Росту независимых антрепризных коллективов в мире способствовала реформа в финансировании учреждений культуры и возможность получения грантов и дотаций со стороны государства как отдельным режиссёрам, продюсерам, актерам или перформерам, так и организациям, занимающимся созданием и прокатом антрепризных спектаклей.
***
Материал из Википедии
Ва́мпум - нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин вида Busycotypus canaliculatus, служившие североамериканским индейцам для различных целей.
Эти пояса у алгонкинов и особенно у ирокезов имели ряд особых функций: они были украшением одежды, служили валютной единицей, а главное - с их помощью передавались разные важные сообщения. Такие вампумы у ирокезских племён обычно доставляли особые гонцы - вампумоносцы. Развитие вампумовых записей, по всей вероятности, привело бы к созданию и развитию у североамериканских индейцев письма. Исключительно посредством вампумов долгое время оформлялись договоры между белыми и индейцами. Сохранился, например "записанный" договор о союзе между знаменитым Пенном и квакерами, с одной стороны, и делаварами - с другой. Согласно этому договору делавары уступали квакерам довольно обширную часть территории своего племени. На этом вампуме изображён индеец и белый, символически держащиеся за руки.
Однако вампумы служили не только для передачи сообщений и заключения договоров. Простейшими условными символами на них обозначались и наиболее важные события из истории племени. По этим "записям" старики, владеющие искусством "чтения" вампумов, знакомили новые поколения воинов с племенными традициями.
Насколько важным считалось такое составление и чтение вампумов у некоторых алгонкинских и ирокезских племён североамериканского востока, лучше всего иллюстрирует тот факт, что имя легендарного Гайаваты (создателя наиболее значительного союза североамериканских индейцев - Лиги ирокезов) буквально означает "Тот, кто составляет вампумы".
Вскоре после появления белых торговцев индейцы перестали делать вампумы из простых ракушек и начали широко применять стеклянные бусинки, привозимые в Америку из северной Чехии.