Разумова Татьяна : другие произведения.

Пв-16 Пусть никто не уйдёт необиженным!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор конкурсных рассказов на "Презумпции виновности - 16" (весна, 2018)

  "Дружба автора детектива с матчастью и логикой всегда лучше вражды автора детектива с матчастью и логикой".
  из подражания Страшиле Мудрому
  
  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
  
  Обзор не добрый, не корректный, не вежливый. Он способен поранить авторское самолюбие.
  Мне невыносимо ставить оценки молча, а высказать те же самые критические мысли тактично, поддерживающе, со всей куртуазностью, да хорошим литературным языком, заняло бы в разы больше времени. Вот я и пользуюсь тем, что правила и обычаи Детектив-клуба не порицают меня за написание недобрых рецензий, а авторы с нежными сердцами, будучи предупреждёнными, получают возможность в них не заглядывать.
  
  Ниже все конкурсные рассказы разобраны по такому плану и в такой последовательности:
  - Это не детективы!!!
  (Альтер - Твои 11 часов; Лещина Мария - "Темнее всего перед рассветом"; Комбедоносец - Разверстка с секретами)
  - Это не реалистично!!!
  (Мистер - Плохая игра; Дилетант - Деликатное дело; Воронцова Елизавета - Дневник Флер; Петров Пётр - С днем рождения, тёзка; Агатка - Первое дело Блондинки; Патиссон - Обрыв)
  - Братья по разуму?
  (Мокша - Логика и Пёс с ней; Маци-Маци - Потеряный Ван Гог)
  - Сколько-то-ходовки
  (Костик - Поросло травой; Авдеенко Екатерина - Пропавшие раритеты; Ежик Из Тумана - Хмарь)
  - Историки и пограничники
  (Фравий - Нож; Завада Марек - Удушье; Правнук - Весь вечер на арене; Рекс - Про боно; Айвен Прович - На ком пресекается род; Лоис Лейн - Люська и инопланетяне)
  
  Приятного, как говорится, вам чтения!
  
  
  ЭТО НЕ ДЕТЕКТИВЫ!!!
  
  Альтер
  Твои 11 часов
  
  "В чёрной-чёрной комнате на чёрной-чёрной подушке, набитой пером чёрных кур, лежала чёрная-пречёрная пуговица!"
  из подражания городскому фольклору
  
  Страшная сказка с элементами детективного антуража.
  Диалогов, на мой взгляд, перебор, мир обозначен слишком эскизно. Однако благодаря лёгкому юмору и обещанию автора убить главного героя, читать историю можно. Главное не искать в сказочной стране логику детектива.
  Дела о похищенных (и проживающих далее в двух шагах от места преступления) девочках не раскрываются десятилетиями не потому, что сыщик глуп, а жители города сказочно терпеливы. Нет, многократности повторения трагедии, зрелых лет повзрослевших девочек и уже преклонных для сыщика требует логика мифа. Ведь миф тот родственен историям о ламиях, о недобрых духах или о лесных феях...
  Преступницы играют в сказки-подсказки-чёрные пуговицы не потому, что они одержимы игрой в "полицейские и воры" и не потому, что это часть их продуманного плана. Просто в родственных сказках про похищение младенцев, магия без волшебных предметов может и не подействовать. Ещё чего доброго, люди перестанут верить в нечисть, не оставляющую никаких следов!
  Нет, я не хочу сказать, что застегнувшись на чёрные-чёрные пуговицы и скрыв хищный блеск глаз под чёрной-чёрной вуалью, в Детектив-клуб прокралась злая волшебная сказка. Родство с нереалистичным жанром тут скорее в традициях, в архетипах. Не в технологиях. И, надо вам сказать, родство это привносит в рассказ чёрную-пречёрную атмосферу застарелой тайны и затянувшейся беды. Кто знает, может быть, в более объёмной версии истории найдётся место и для линии настоящего детектива?
  
  
  Лещина Мария
  "Темнее всего перед рассветом"
  
  "Если пятнадцатилетняя девушка написала фанфик NC-17, сможет ли она его прочитать?"
  из сетевого фольклора
  
  Мелодраматическая история с элементами детективного антуража.
  В её основе - тайна инцеста между братом и его старшей сестрой. Страшная тайна, которая может погубить каждого, кто приблизится к её разгадке. Даже главную героиню - падчерицу той самой женщины, вступившей в кровосмесительную связь.
  Тема инцеста не раскрыта. Хотя, раз уж автор взялась теребить форточку Овертона, надо бы раскрывать, да притом - в деликатных подробностях.
  Детектива в рассказе нет.
  Есть неплохой язык и интригующее (напрасно интригующее) начало.
  Героиня случайным образом, из-за происшествия с братом на море, получает ложную информацию о том, что группа крови передаётся ребёнку от отца. Она делает вывод, что её младший брат - сын не её отца и мачехи, а мачехи и мачихинова брата, имеющего одинаковую с ребёнком группу крови. Случайно неверный и антинаучный ход рассуждения приводит героиню к верному выводу в данном конкретном редком частном случае. Героиня предполагает, что её сестра Катеринка, утонувшая в ванне, на самом деле была убита, потому что узнала про кровосмесительную связь мачехи и мачехинова младшего брата. Найдя, случайно разбив копилку, флешку Катеринки, героиня узнаёт, что несколько лет назад её сестра пошла в наблюдениях и антинаучных размышлениях по тому же пути и пришла перед смертью к сходным выводам.
  Информацию о том, как брат-любовник мачехи смог бы убить Катеринку, находит в прочитанном когда-то детективе приятельница главной героини. Случайно убийца пользовался для утопления в ванне Катеринки именно тем способом, что и был описан в книге.
  Главная героиня решается ловить преступника "на живца". Она даёт знать преступникам, что близка к разгадке их тайны. Непонятным способом девушка добывает и незаметно устанавливает в ванной скрытую камеру, обнажается, ложится в ванну и поджидает там убийцу. Брат-любовник мачехи приходит её соблазнять, а после - дёргает, согласно инструкции из детектива, за ноги и топит. Непонятным образом подруга главной героини успевает примчаться из другого дома и забежать по винтовой лестнице на второй этаж до того, как главная героиня погибнет и успевает откачать подругу. Случайно мачеха и её любовник-брат не чинят подруге главной героини никаких препятствий, когда та врывается в их дом.
  "Темнее всего перед рассветом". Так пусть же в следующем рассказе и, если автор того пожелает, на следующем конкурсе, солнышко над горизонтом взойдёт!
  
  
  Комбедоносец
  Разверстка с секретами
  
  "По военной дороге шёл в борьбе и тревоге..."
  уже народная
  
  Твёрдая анти-научная фантастика с элементами стилизации под времена Гражданской.
  Григорий Кошкин возглавляет в Липовке Комитет Бедноты.
  Вероятно, узнав о том, что в Липовку идёт на продразвёрстку отряд красноармейцев (а в этом отряде служит брат Гриши), парень подгадывает под его прибытие убийство семьи Зотовых - родителей Даши. Убийство он позже выдаёт за отравление грибами.
  Вероятно, по замыслу Гриши, Даша, оставшись сиротой, скорее пойдёт за него замуж, так как деваться ей станет некуда.
  От бывшего друга по детским играм - сына мельника Капитона - Гриша знает, что на мельнице есть тайник. По неизвестным причинам он пробирается в этот тайник уже будучи взрослым. Гриша находит там бутыль с маркировкой о том, что в ней - опасная для жизни жидкость. (Бутыли с аналогичной маркировкой могли рядами стоять дома и у Гриши, много же хозяйственных нужд. Однако, содержимое из своих бутылей, известное и верно даже, подписанное, отравителю не приглянулось.)
  По неизвестным причинам Гриша предполагает, что неизвестная жидкость из бутыли с мельницы послужит надёжным ядом. Возможно, Гриша неизвестным читателю способом распознаёт в жидкости метиловый спирт и ошибочно принимает его за подходящий для его преступного замысла яд. Возможно, по неизвестной причине, Гриша имеет информацию о том, что эта жидкость является метиловым спиртом от своего бывшего друга Капитона. Только в этом случае Гриша не мог бы не знать, что Капитон этой жидкостью имитировал язвы, чтобы не попасть на фронт, то есть - уродовал руку восстановимо, без существенного вреда для здоровья.
  Тема, как выглядит данный метиловый спирт - орудие убийства, в рассказе не раскрыта. С одной стороны, пьющие Зотовы путают его с этиловым. С другой стороны, события происходят задолго до индустриализации, до создания Советским Союзом химической промышленности.
  Метиловый спирт не зря называли древесным. Его прежде получали сухой перегонкой из древесины и, соответственно, в спирт выходили из дров фракции разных веществ. Был такой спирт, получается, мутным, темноватым и пах, в лучшем случае, дёгтем. Без доступа к университетским химическим лабораториям (Лучше бы, в Петербурге или в Казани), получить чистый, синтезированный (а не перегнанный из дров) метиловый спирт (подобный по качеству современному) персонажам было бы крайне затруднительно.
  Итак. Гриша подбрасывает бутыль с метиловым спиртом так, чтобы её подобрал сын Зотовых - младший брат Даши - Павлуша. Случайно подросток несёт найденную бутыль домой, а не к товарищам. Случайно у обоих родителей подростка и у него самого обнаруживаются редчайшие физиологические особенности - метанол отравляет их не за сутки - несколько суток, а за считанные часы. Случайно эти редчайшие особенности проявляются у всех троих настолько синхронно, что никто из жертв не способен идти искать помощь, увидав, что другому стало плохо. Случайно, в те часы, когда жертв рвёт, случайно не выводя при этом из их организмов часть выпитого метилового спирта, никто из соседей не проходит мимо, не заходит к Зотовым - не узнаёт о беде до тех пор, пока Гриша, посланный красноармейцами к Лукьянихе за самогоном, не успевает замести следы.
  
  (Поясню "на пальцах" про механизм отравления метиловым спиртом.
  Сам по себе метиловый спирт малоопасен. Смертельный яд - формальдегид - синтезируют из него ферментные системы человеческого организма.
   Следовательно,
   - Разрушительное действие метанола на организм всегда отсрочено. Сколько его жертва не выпьет, мощности её ферментных систем, которые будут "готовить" формальдегид, оттого не возрастут.
  Большинству людей понадобится на отравление (на то, чтобы начали проявляться первые симптомы угрожающего жизни состояния) сутки - двое.
  Пока организм не приготовит из метилового спирта формальдегид, жертва может чувствовать опьянение и страдать от несильной интоксикации. А вот через сутки - двое (а то и через несколько дней) начнётся действие формальдегида. Оно проявится в таких симптомах, как: рвота, боль в животе, боль в икроножных мышцах, спутанность сознания, нарушение зрения вплоть до слепоты...
   - Летальная доза метилового спирта зависит от массы жертвы и мощности её ферментных систем, синтезирующих формальдегид.
   - Отравление метиловым спиртом не проявится синхронно, тем более, у мужа, жены и сына-подростка.
  - Отравиться насмерть метиловым спиртом так, как это случилось с Зотовыми в рассказе: одномоментно трое, за несколько часов, без возможности искать помощи у соседей - нереально.)
  
  Вычислить Гришу главному герою помогает череда случайностей. Несмотря на то, что Гриша - бедняк, он носит даже в страду необыкновенные штаны, близкие по крою к современным, с карманом сзади. По неизвестным причинам, став обладателем рисунка с изображением обнажённой Даши, он носит его не у сердца или в головном уборе, а в этом самом необыкновенном кармане - возле попы. Случайно он этот портрет теряет, случайно на пути подготовки злодеяния он также теряет нитку от своих необыкновенных штанов, а главный герой эти улики находит.
  Понятно, что такая череда случайностей, а также рассуждения главного героя, основанные лишь на предположениях, не проверяемые досконально в ходе расследования, не могут обеспечить никакой игры с читателем. (Гриша мог знать про тайник на мельнице, потому что в детстве дружил с сыном мельника. Гриша мог иметь мотив для убийства, потому что любил Дашу и получил отказ. Гриша мог побывать на месте убийства до красноармейцев, потому что задержался у Лукьянихи.) Даже необыкновенные штаны Гриши, наличие которых, а тем более использование их в качестве повседневной и рабочей одежды затруднительно предположить из характеристики Гриши, как бедняка, автор читателю не предъявляет.
  После расследования, по итогам которого Гриша вычислен, но не обезврежен, главный герой говорит о возможной женитьбе на Даше. Тему склонности героя к девушке из пьющей семьи, которая и сама уже возможно стала пьяницей, автор не раскрывает.
  Вот такие секреты у "Развёрстки".
  Ясно, что автор имел в виду совсем не то, что написал, а замысел у него было велик.
   Да будет же каждому великому замыслу - по проработанной автором матчасти!
  
  
  И ОТДЕЛЬНОЕ ПОЯСНЕНИЕ
  
  Естественно, дружба автора детектива с матчастью и логикой всегда лучше вражды автора детектива с матчастью и логикой.
  Однако, не любая вражда столь разрушительна, что разносит вдребезги детективную составляющую произведения. "Темнее всего перед рассветом" и "Разверстка с секретами" не уродились детективами, потому что их авторы пренебрегли естественнонаучными данными и логикой непосредственно в хронологии событий, в расчётах преступника и других персонажей, в оставленных уликах и в ходе расследования.
  В следующей части обзора я разберу детективы, в которых вражда автора с матчастью и логикой не разрушила созданный им художественный мир "до основанья" и нефатально задела детективную составляющую произведения.
  
  
  ЭТО НЕ РЕАЛИСТИЧНО!!!
  
  Мистер
  Плохая игра
  
  "Так не бойся, милая, ляг на снег. Слепой художник напишет портрет, воспоёт твои формы поэт..."
  из "Крематория"
  
  История взрослого расследования обстоятельств детской тайны, продолжающей тревожить и пугать.
  История искренняя и атмосферная, особенно в начале, где достоверно описаны переживания подростка.
  Тема раскрыта великолепно. Единственно, на мой взгляд, автору не стоило так упирать на тему значимости расследования для журналисткой карьеры героя. Тут уж надо или полно раскрывать попытку продажи боли из детства. С подробностями, как эта попытка рискует необратимо изменить героя. Или же вообще не упоминать про карьеру столь громко. Повод и повод.
  Главный герой не верит, что девушка Яна, которую он, будучи школьником, встретил на мосту и помешал своим появлением совершить суицид, на следующий день бросилась в том же месте с моста на лёд, что ей не помогли погибнуть. Эта посылка ложная. Один из признаков реальности желания совершить суицид - выбранный способ. Однако, нет ничего плохого в том, что герой вдохновляется на частный сыск ложным утверждением. Важно, как он его проведёт и что выяснит.
  Достоверно описанная улика, она же - ключик для внимательного читателя - лужа крови на льду, указывающая, что с моста не мог быть сброшен труп.
  А теперь перейдём к недостоверностям и к откровенным "роялям в кустах".
  О звукопроницаемости стен родного дома герою сообщает мама! Ни он, ни читатели соседей не слышат.
  Следователи, привыкшие работать с ориентировками, не заметили появления в кабинете у судмедэксперта приметной приставки с носорогами. А она была в репортажах, которые "часами крутили в новостях".
  Судмедэксперту не пришло в голову протереть носорогов перекисью и, выждав "карантинный" срок, вернуть приставку хозяйке. Но это ладно. Преступников нельзя обязать проявлять интеллект и запретить им коллекционировать улики.
  Рояль-везение - попадание героя (уехавшего на учёбу в другой город и возвращающегося домой ненадолго) в архив при помощи работающей там одноклассницы и возможность сфотографировать материалы дела.
  И самое главное. То, из-за чего я отказываю "Плохой игре" в реалистичности.
  В резонансном деле следователи приняли убийство за самоубийство. Автор объясняет это тем, что преступник - патологоанатом, а значит, он знает, как нужно бросать человека с моста. Но, во-первых, как именно? Что он скрыл? Что сделал? А во-вторых, знать - не равно уметь. А бросить девушку с моста можно лишь раз. Перекинуть её, учтя ошибки и натренировав руку, не выйдет.
  
  
  Дилетант
  Деликатное дело
  
  "Дети в подвале играли в гестапо, зверски замучен сантехник Потапов"
  из городского фольклора
  
  Молодые люди узнают про тайник с купюрами в студии и проникают туда, воспользовавшись маскировкой - сантехника - для входа, приметной шубкой и машиной жилички студии - для выхода. Один из них погибает в результате несчастного случая, и жиличка находит его труп.
  Расследование - частное, его ведёт предприниматель, открывший предприятие "Деликатное дело", это он и жиличка обнаруживают труп. Расследование проходит по типу: пришёл - спросил - примерил - сравнил. Улики для сыщика (а их подсказкам, на кого думать и как действовать, которые они дают, сыщик следует безальтернативно), являются же и уликами, предложенными читателю.
  Похоже, что авторский интерес, как скомпоновать рассказ преобладает над интересом показать логику расследования (и по возможности, пригласить читателя в соучастники следствия). Это единственное объяснение, почему ни следственная группа, ни частник, узнав, что прежде студия была в общем пользовании жильцов, долго не интересуются, прошлым её использования и вероятными способами проникновения.
  Авторский взгляд на композицию, вероятно, объясняет и тот факт, почему не раскрыта тема гибели сантехника и не изобличён явственно, с разбором способа совершения преступления, его убийца.
  Расставляя "рояли" по окрестным кустам, автор подыгрывает главному герою и не даёт никакого объяснения, почему в расследовании дела буксуют правоохранители.
  У системы по непонятным причинам не хватает ресурсов для быстрого опознания тела с разбитым лицом. Труп сантехника из своего района участковый не может опознать, более того, он предполагает проблемы с опознанием и у системы.
  Обыск без санкции в доме сантехника почему-то проходит благополучно, а отсутствие в жилом помещении рабочей одежды (Побольше, побольше домой микробов и прочих монстров из канализации!) почему-то оказывается уликой.
  Зато достоверную информацию про того убитого, чьё тело нашли в студии, сыщик легко добывает на чужеродной ему молодёжной тусовке.
  Автор даёт безыдейного, не шибко умного, осторожничающего частника-консультанта, тщательно избегающего опасностей и клиентов с серьёзными проблемами. Сам по себе такой подход интересен. Но почему тогда главный герой так привлекателен для участкового Петра? Только как друг детства? Но за столько-то лет Пётр уже мог бы понять, что обращаться к главному герою бессмысленно. Во-первых, ненадёжен, во-вторых, непрофессионален - не могло же много раз подряд так везти с уликами, чтобы ненадёжность и аморальность искупалась бы видимостью хороших сыскных качеств.
  
  
  Воронцова Елизавета
  Дневник Флер
  
  "...есть в графском парке чёрный пруд, там лилии, там лилии..."
  из мушкетёрского
  
  Простенькая ретро-история.
  Тема раскрыта хорошо: и через тайну прошлого, и через значимость событий для главной героини.
  Интересна линия про меняющийся цвет глаз Флер и дамы на картине, вот бы ещё сделать из этой линии игру с читателями.
  Само расследование представляет собой оркестр из роялей в кустах, играющих на стороне майор Брайана, а после - Флер и против полицейского сыска.
  Логика обвинения Флер в убийстве у официального следствия проста: "А кто шляпку стырил, тот и старушку убил". Причём, шляпку-картину на тот момент украла ещё даже не Флер.
  Подсвечник из Вязов оказался таким неказистым, что его, выставленного на продажу, никто не брал посмотреть и не затёр отпечатки убийцы своими? Более того, в антикварном магазине, после дороги и пребывания в земле (достав из грязного пакета) подсвечник даже не протирали.
  
  
  Петров Пётр
  С днем рождения, тёзка
  
  "Косички всё да бантики, да прядь золотых волос..."
  уже народная
  
  Ещё одна история взрослой разгадки детской тайны. В этот раз - завершение расследования, которое не задалось у подростков. Девочку они нашли, а что с ней, ничего не помнящей, случилось, установить не смогли ни они, ни официальное следствие.
  Тема раскрыта великолепно. И про время - есть тайна школьных лет и нестихаемая тяга её разгадать, и про "дело чести" - главный герой в финале предпочитает делу чести безопасность и покой.
  Отлично автор формулирует загадки для читателя. Куда могла пропасть девочка Соня в закрытом подъезде, из которого она не выходила? Как мог появиться труп Вики в пустой квартире, осмотренной до того полицейскими?
  Дети ведут расследование именно как дети, особо беспокоясь, как им войти рано утром в закрытый подъезд.
  Все ключики читателю предоставлены - описана этажность дома, ремонт, сообщение между подъездами. Существование небольшой тайной комнаты под квартирой, в которой появился труп - ожидаемо.
  Провал официального расследования убийства убедителен - полиция была пущена по качественному ложному следу и получила подозреваемого. А вот провал официального расследования в том, что случилось с Соней и как объясняется её амнезия, не описан. Нашлась и нашлась.
  Слабость рассказа и в том, что объяснение обстоятельств похищения Сони и убийства Вики не может обойтись без особенных (так и просится на язык - "волшебных") качеств преступника, наличие которых не обусловлено даже литературно. И тайна-то у него есть, стоящая убийства и риска разоблачения. И романы-то он крутит рядом со входом в тайную комнату, не оставляет, верно, преступная работа времени выбраться на нейтральную территорию, а женщины так и льнут. И убивать-то он привычен. И зелье мощное у него всегда под рукой для выключения свидетелям памяти.
  Вот не верю я в подобного супермена с первого этажа.
  
  
  Агатка
  Первое дело Блондинки
  
  "...и если захочу, то поздно или рано, я всех разоблачу"
  из советских Бременских
  
  Простенький женский детектив в две переплетающиеся линии: кто убил поклонника Риты и где похищенная икона.
  Интересно описаны отношения девушек, милота блондинки, её самоирония, ёмкими штрихами дан город. Бодрое начало с дтп, в финале - нападение. Лёгкий слог.
  Рита обижена на подругу, она переживает за украденную икону - и в перерывах на пострадать читатель может поинтерпретировать добытые девушками улики. Благодаря описанию дружбы Олеси и Риты у автора есть ресурсы ввести заранее Алексея-убийцу, разложить ключики, и тут же отвлечь от них читательское внимание на эмоции героинь.
  Тема, на мой вкус, раскрыта плохо из-за избыточной нарочитости её подачи. Для меня не достоверен плач Риты об утрате ею чести. (Дворянской. Гусары, молчать!) И даже, если девушка вещает подобное по пьяной лавочке, находясь притом в сильном стрессе, то почему её самовосприятию так подыгрывают соседи? И потом, Агатка, это же - дурной тон подавать тему конкурса настолько в лоб, столь часто и напористо возвращать к ней читателя.
  В "Первом деле Блондинки" частный сыск опережает официальное расследование. Такое бывает, только необходимо показать, где правоохранители потеряли нить, почему они потерпели поражение. Ситуация, когда убийство расследуется "спустя рукава" просто так, пропуская на видном месте улики, не прорабатывая детально версии о проникновение в жилище Риты с целью похищения ценной иконы, не выглядит реалистично.
  
  
  Патиссон
  Обрыв
  
  "... я готов целовать песок, по которому ты ходила"
  эстрадная
  
  История про цирковых, сочетающая классические детективные сюжеты о том, как жертвой покушения стал не тот, против кого оно замышлялось, а также о том, как под угрозой разоблачения, убийца убирает свидетеля и угрожает самодеятельному сыщику. С огоньком угрожает, заперев вместе с выпущенными из клеток тиграми.
  Тема раскрыта. Есть старая волнующая тайна о чп с лебёдкой, которое, вероятно, не было простым чп. К идее застарелой тайны не без иронии пристёгнута проскользнувшая в одном из диалогов мысль про "журналистскую честь".
  Ключики разложены: рассказано о страсти Дамира к Эле; указано, что Эля не должна была в тот день тренироваться; засвечена зажигалка Zippo.
  Текст портит, на мой вкус, некоторая нарочитость в описаниях жизни цирка. Подробностей много, а вот всё равно авторское (прозвучавшее в словах главного героя) обещание (читателю) показать тайны закулисья не исполнено. Что я нового узнала о цирке? Что артисты - тоже люди? Что в детективе про цирковых есть место классическим схемам?
  Герои рассказа малоестественны. Порой они говорят нечто (например, про достижения и награды Эли и Клима), лишь потому, что это нужно сейчас озвучить автору.
  Образ сыщика слишком, на мой вкус, банален.
  А теперь о просчётах более осязаемых и объективных.
  Орудием убийства стала цирковая лебёдка. Она либо её аналог доступны изучению сыщика и, скорее всего, расположены на прежнем месте. Станет ли это приглашением в технический детектив? В электротехнический! А вот не станет.
  Для создания литературной достоверности, автор выкручивается, доверив расследование гуманитарию и убрав руками Дамира свидетеля-технаря - электрика Алексея, который мог бы ввести читателя в курс дела. Алексей враждебен создаваемой автором иллюзии достоверности, и возможно, поэтому его смерть не привлекает должного внимания даже при рыскающем по закулисью журналисте, не пугает, не оплакивается, не вызывает ненависти к убийце.
  Решающими уликами, указывающими на то, что лебёдку повредил Дамир, оказываются лишь новые злодеяния. А это, во-первых, уклон в остросюжетность в ущерб детективности; во-вторых, лишение читателя возможности понять детали совершения преступления и причины, по которым потеряло след официальное следствие; а в-третьих, с чего это Дамир пошёл вразнос? К технологии порчи лебёдки (не что сломали, а как, какими средствами, притом - в довольно людном месте) журналист не приблизился.
  Сама идея, что порча лебёдки столь легко далась гимнасту Дамиру, выглядит неубедительно. Я думаю, немало читателей может засомневаться в реалистичности детектива, опираясь на свой опыт. Например, велосипедный. Всем понятно, что ездить на велосипеде и даже уметь заменить на нём цепь или камеру не равноценно умению сделать серьёзный ремонт, а тем более, навыкам, как незаметно испортить нечто, чтобы организовать плановую аварию в расчётное время.
  
  
  И ОТДЕЛЬНОЕ ПОЯСНЕНИЕ
  
  Бывают детективы, выполненные в таких поджанрах и описывающие такие миры, что их реалистичность создаётся иными средствами применения логики и матчасти.
  О них ниже.
  
  
  БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ?
  
  Мокша
  Логика и Пёс с ней
  
  "А кто увидит нас, тот сразу ахнет, и от кого-то жаренным запахнет..."
  из советских Бременских
  
  Не стоит критиковать Мокшу за то, что он не обосновал, почему в аптечке клуба "Родничок" хранился пурген. А вот за то, что автор оставил неполными условия, по которым можно было бы вычислить возможность чревовещания, его отругать стоит. Дело не только в том, что Олечка - современная цирковая артистка, и ожидаемо для читателя - выступает в шатрах или дворцах культуры под фонограмму. В современной цирковой культуре для чревовещания мало места. Перед нами - сборник задач. А задачу можно заложить условие: "считать пурген типовым медикаментом в аптечке клуба "Родничок"", благо важное для детективной составляющей свойство фенолфталеина хорошо растворяться в спиртовом напитке показано верно.
  Однако и в сборнике задач, особенно в его финальной части, не должно быть таких неполных данных, что пойдут во вред детективной составляющей рассказа и его композиции. Интеллектуальный фокус не должен оборачиваться разоблачением фокусника.
  Это нетривиальный вопрос, как разрешить противоречие между требованием задачника усложнять раз за разом задания, в том числе, допуская в них всё больше неполных условий, и требованием композиции к финалу - быть не только неожиданным, но и ожидаемым, узнаваемым, признаваемым читателем. Я думаю, Мокша отыщет позднее сильное решение для состыковки трёх задач - в ряд по нарастающей сложности - с формой рассказа. И пусть среди братьев детективов по разуму процветают и криминальные задачники!
  Тема конкурса в рассказе "Логика и Пёс с ней" несомненно раскрыта. Жаль только, что автор не развернулся во всю мощь во второй задаче про лихие девяностые, а большую часть повествования уделил расследованию якобы сказочных свойств статуи-новодела.
  
  
   Маци-Маци
  Потеряный Ван Гог
  
  "Говорить правду легко и приятно"
  Мессир Воланд
  
  История обмана и провокаций между парой преступников и сыщиком, расследующим исчезновение железнодорожника Гильома.
  Тема раскрыта через тайну Ван Гога. Опытный Маци-Маци даже не замечает, что выбранный им дом посещаем, не заброшен. Он самоотверженно идёт по следу тайны. Тема звучит в беспокойстве возвращающегося в Ле Сипрэ следователя. Тема гремит в финале, когда сыщик Сюркуф выбирает между Долгом и Любовью.
   Рассказ представляет собой "вывернутый" детектив. Преступники блефуют, создают ложные улики. Им нужно дать Сюркуфу некоторую конкретную информацию, объяснить, что происходило в Ле Сипрэ перед исчезновением Гильома, но им нельзя давать конкретику, в оглашении которой легко попасться на вранье.
  Неважно, любят ли на самом деле пеларгонии, чтобы их не тревожили, либо это просто Клоди по неопытности повредила им корни, когда устраивала клумбу над тайной могилой железнодорожника. Читателю не рассказали о предпочтениях пеларгоний, но читатель знает, что Клоди ездила покупать рассаду цветов. Ключик о том, что на вранье про пеларгонии, якобы растущие в Ле Сипрэ давно, можно попасться, лежит у читателя перед носом.
  Если же детективную составляющую автор предпочтёт усилить, то я предложила бы обратить внимание на следующие моменты.
  Не обозначен чётко день убийства и поэтому, когда Марсель и Клоди во вторник говорят о том, что убитый (пока пропавший для следствия) железнодорожник приходил к ним в воскресенье (всё равно система легко отследит его маршрут и знакомство с девушкой), выпил кофе и получил от Клоди отставку, не вполне понятно, о чём они врут следователю, а о чём точно - нет.
  Когда проснулась Марцелина, и почему именно она должна была бы заметить идущего из Ле Сипрэ Гильома? Раз уж в начале истории говорливости Марцелины уделено немало места, то быть может, пусть её говорливость "выстрелит" более прицельно?
  Ключик-то про Марцелину лежит. Мадам известна преступникам и представлена читателю, просто её опасность ими недооценена. Нельзя было рассказывать сыщику про утреннюю дорогу Гильома домой, не зная достоверно, что внимание Марцелины будет приковано к другому месту либо о том, что она в тот час спит.
  Мало ясности с кольцом у Гильома. Обручальное ведь не такое двойное? Или именно обычное обручальное могло бы именно так повредить Клоди руку?
  В любом случае драка и закапывание трупа оставили некие следы на теле у мадмуазель. Внимательному читателю (настроенному на детектив) это очевидно (или станет очевидно, когда скажет автор). Сближение с влюблённым сыщиком в слишком открытой одежде - опасная ошибка в блефе. По характерным синякам Сюркуф сможет заподозрить девушку в обмане. И всё же, если кольцо Гильома так мощно "выстреливает" в финале, то в завязке его лучше бы, показать поближе. Тем более, что за сексом Гильома и Клоди наблюдал такой внимательный художник.
  Среди несомненных достоинств работы - великолепные ритм и динамика. Повествование разворачивается ожидаемо и неожиданно одновременно - небольшие повороты, за каждым - сюрприз, а в финале - та самая картина в музее!
  Замечательные персонажи.
  Цепкий взгляд художника у главного героя.
  Умытый солнцем Прованс. (Или это где-то рядом?)
  В ироничной и доброй истории про преступников нет ни тени апологии криминала. Легко балансируя, автор проходит по будоражащему краю, не уклонившись к воспеванию воровства, обмана или беспутства. У пары сообщников впереди хеппи-энд, но ведь до него "по-своему честному" Маци-Маци придётся укрывать труп железнодорожника, а юной Клоди рисковать оказаться во власти сообщника, который никакой ей не родственник и вовсе не законопослушный гражданин.
  Обалденно написано!
  
  
  И ОТДЕЛЬНОЕ ПОЯСНЕНИЕ
  
  А что труднее создать: классический детектив или работу в пограничном жанре?
  Удачных классических расследований на конкурсе немного.
  
  
  СКОЛЬКО-ТО-ХОДОВКИ
  
  Костик
  Поросло травой
  
  "...есаул догадлив был, сумел сон он разгадать. Пропадёт, - он говорит, - ой, твоя буйна голова..."
  народная
  
  С виду - традиционная история, в которой преступник уводит следствие, убивает свидетелей и в итоге попадается. Однако остросюжетность рассказа здесь не конфликтует с его детективностью. Преступника вычисляют, предположив направления, по которым стоит возобновить поиск тридцать лет спустя, добывая и сопоставляя улики.
  Новые злодеяния убийцы логично вытекают из его личных мотивов. Задумывается он или нет о прошедшем сроке давности - неизвестно, но уважение сельчан, весь свой бережно обустроенный краеведческий мирок, всю скопленную соль жизни, Кулагин при разоблачении потеряет.
  Тема раскрыта безупречна. Тайне пропажи студента тридцать лет. Незавершённость дела болит и у его близких, и у не сумевшего отыскать парня участкового Христолюбского.
  Тепло описана деревня, студенты, новые времена. Поначалу жалко сносимый клуб, который строили студенты, и за который заступается краевед Кулагин. Но потом, на первом же повороте сюжета - под клубом находят скелет стройотрядовца, а дальше оказывается, что Кулагин заступался за клуб вовсе не из любви к родному краю.
  Ключики предоставлены читателю в полном комплекте.
  Кулагин настойчив. Только ли энтузиазм раз за разом приводит его к участковому?
  Кулагин узнаёт про поиски бывших стройотрядовцев - свидетелей, заглянув к участковому за материалом для стенгазеты музея, а потом следователи находят труп стройотрядовца Фомина и его "признание" в убийстве студента.
  Кулагин был возле дома Христолюбского перед тем, как у следователя злоумышленно залило компьютер, дав преступнику фору во времени.
  Хороший, логичный рассказ.
  Из минусов - отсутствие ярких ложных следов; некоторая типичность деревенского участкового; схематичность, невзрачность героев, кроме Христолюбского и Кулагина.
  А может ли традиционность детектива не противоречить его новизне?
  
  
  Авдеенко Екатерина
  Пропавшие раритеты
  
  "Лапти, да лапти, да лапти мои, лапти липовые..."
  народная
  
  История без ярких нелепостей, но и без ярких героев или сюжетных ходов.
  Почему бы пока и нет. Сконструировано для первых попыток неплохо, а хитрозавёрнутость детективной интриги и остросюжетность, думаю, в новых созданных автором мирах, нарастут.
  Ключиков нет. Что следователи нашли, то и осмыслили - это и предложено автором читателю, не больше.
  Герои, на мой вкус, схематичны и простоваты. Поинтереснее среди них - неудачливая воровка Софья Павловна и Сева, к которому напрасно ведёт первая ниточка следствия.
  Расследование просто: спросили - перепроверили - следующего пошли спросили. Только в финале затеяли прикольную провокацию подозреваемой.
  
  
  Ежик Из Тумана
  Хмарь
  
  "Три смелых зверолова охотились в лесах. Над ними полный месяц сиял на небесах".
  С.М.
  
  Частное расследование вдовы, которая жаждет знать правду, как на самом деле погиб её муж Женя, кем он был убит.
  Неудача официального следствия прописана хорошо - оно пошло по ложному следу и посчитало убийцей бомжа, чьи отпечатки пальцев были сняты с ножа - орудия убийства. Главная героиня не верит, что бомж справился бы с её мужем - умелым единоборщиком.
  Круг подозреваемых ограничен приехавшими на охоту, следствие героиня ведёт сличением улик и перебором вариантов: кто где был, кто имел возможность. Да ещё коньяк осмыслить картину преступления ей помогает.
  В финале - яркий поворот и сильная сцена объяснения между персонажами. Оказывается, что убийство готовил сам погибший.
  Тема раскрыта прекрасно. Утрате пять лет, она нестерпимо у героини болит. Да и без вины осужденный бомж все эти годы на зоне.
  Предоставив героине вести следствие простыми средствами и выяснить всю правду уже из объяснения с Борисом - самооборонщиком, которого планировал убить Женя, автор ведёт красивую игру с читателем. Ключики разнообразны. Кто кого позвал, привёз на охоту? Кто мог бы успеть совершить убийство? Кто мог обеспечить предварительную подготовку? Не раз упоминается, что это Женя попросил Бориса составить ему на охоте компанию и что Женя занимался в театральной студии, а значит (в отличие от других охотников) мог иметь навык, чтобы, замаскировавшись, сыграть не найденного следствием собутыльника бомжа.
  Минус рассказа в туманности технической стороны сохранения на ноже отпечатков пальцев бомжа. Понятно, что раз преступление готовилось заранее грамотным человеком, сделать предварительные ходы для их лучшей сохранности было можно. Но какие? Можно было бы и нож подобрать, допускающий разные захваты, некоторые из которых позволяют бережно отнестись к отпечаткам, защищённым полиэтиленом. Но тогда, какой это нож? Могло следствие удовлетвориться отпечатком бомжа на рукояти, не соответствующим захвату для нанесения удара. Других-то подозреваемых нет.
  Однако, детективности рассказа подобная непроработанность, недоговорённость не нарушает. Ведь героиня не использует сравнение отпечатков пальцев в качестве улики для своего расследования. Она ищет, кто имел возможность совершить манипуляции с ножом, итоги которых уже зафиксированы официальным следствием.
  
  
  И ОТДЕЛЬНОЕ ПОЯСНЕНИЕ
  
  Мне интереснее всего читать детективы из приграничья детективного и другого жанра, особенно, исторические. Такие работы я оставила для финальной части обзора.
  
  
  ИСТОРИКИ И ПОГРАНИЧНИКИ
  
  Фравий
  Нож
  
  "... и сколько весит этот зад, узнает скоро шея"
  Ф.В.
  
  Яркая попытка создания исторического детектива - альтернативной микроистории Франсуа Вийона.
  Тема раскрыта натянуто. Друг поэта, Фремен Лемен поклялся честью раскрыть за три дня убийство священника, в котором обвинили Вийона, поскольку священника того нашли убитым ножом поэта, вскоре после ссоры с ним в таверне "Сосновая шишка". Откуда такой дедлайн? Кто бы мог потребовать подобную клятву?
  Если разбирать фабулу трагедии, то выходит, что трактирщик Тюржи зачем-то взял на чужую драку чужой нож и убил им оглушённого священника, а позднее попробовал совершить второе убийство - убрать свидетеля, наблюдавшего, как Тюржи поднимал чужой нож из-под стола. Зачем такие ухищрения? "Сосновая шишка" на описанном в завязке празднике - это проходной двор, где нож мог подобрать кто-угодно, а неприятелей в Париже было у того священника, судя по описанию его непорядочности, предостаточно.
  Видно, что автор задумывал закрытый детектив, усиливал динамичность сюжета и открывал дорогу частному расследованию. Однако знания матчасти на реализацию таких задумок не хватило. Всё это можно было бы обеспечить, если привлечь ресурсы, характерные для эпохи. (Например, обоснование "дедлайна" - неделя празднования Троицы, на которой не будет ни судов, ни казней, а вот потом...) Возросшая ресурсность автора, его информированность об эпохе и мире помогли бы и героев сделать живее и узнаваемее, а заодно красиво и грамотно дать детали событий. И неудачу (или безразличие) официального расследования в таком простом, в общем-то, деле объёмнее описать. И Фремена Лемена представить интересно, показать каков он, почему именно так ведёт следствие, может быть даже, обеспечить поединок умов: такого... (Какого?) невольного частного сыщика и расчётливого хозяина таверны.
  В общем, возвращаясь к тому, с чего начался обзор: "Дружба автора детектива с матчастью и логикой всегда лучше вражды автора детектива с матчастью и логикой". Впрочем, непроработанность мира в этом рассказе ещё не рушит в нём детективную составляющую. Во всяком случае, если читатель уловит намёк на классическую схему и согласится с условием считать героев, встретившихся в "Сосновой шишке", персонажами герметичного детектива.
  Обстоятельства, которые как выяснится позже, привели к потере Вийоном ножа и попаданием его в руки Тюржи, описаны в завязке подробно. Позднее Фремен Лемен шаг за шагом восстанавливит детали происшествия. При этом, все улики, найденные им, предъявляются читателю. Данные от Фремена Лемена годны для того, чтобы читатель мог строить логичные предположения, кто убил священника. Игра идёт честная.
  
  
  Завада Марек
  Удушье
  
  "И холодное утро займётся, и сюда уж никто не вернётся".
  Ах, пане, панове
  
  Атмосферный лиричный ретро-детектив с неспешно разворачивающимся повествованием. Неспешно-неспешно, а сколько событий, оказывается, вместилось в рассказ!
  Тема раскрыта. Есть тайна из прошлого, пусть и поиски в её направлении оказались ложным следом. Ясно, что проверка обстоятельств получения коллекции наследником - потенциальным продавцом на чистоту от криминала - дело чести для клиента пана Горачека.
  С достоверностью всё хорошо. Скрытность от героев и читателей некоторых потенциальных улик, например косвенных следов от удушения подушкой на теле убитого или в его постели объясняется эпохой и местом действия. Ретро-настрой текста не только создаёт уютную атмосферу, завораживающий ритм, но и открывает дорогу частному сыску сыщика, вышедшего на пенсию, а также смещает акцент от возможностей разнообразных экспертиз современной полицейской системы на интеллектуальное расследование.
  Ключики разложены. Знание убийцы про распорядок в доме, про ухудшение здоровья у Адама Гоштейна и ночных приступах удушья указывает на небольшой близкий круг убитого, который перебирается внимательными читателями и сыщиком в процессе выяснения, у кого из героев была возможность, и у кого - мотив.
  Неспешный ретро-мир с сильными, умными и страстными героями. Минусы его в его же плюсах - так близка классика жанра!
  
  
  Правнук
  Весь вечер на арене
  
  "... а Кот показывал удивительные фокусы с белыми мышами..."
  из советских Бременских
  
  Это единственный (почти единственный) исторический детектив на конкурсе.
  Эпоха показана не без огрех. Однако, их исправление не ведёт к изменению сюжета или детективной составляющей, не грозит глобальной трансформацией художественному миру, речь только совершенствовании произведения.
  Сразу скажу, какую ошибку я вижу основной.
  Для обеспечения удалённости от глобальных процессов и большей провинциальности героев, автор располагает Нежинск в Сибири, по направлению "куда Макар телят не гонял". Но в XIX-XX веке земной шар уже стал очень маленьким, а понятие отдалённости весьма относительным. Правильнее было бы, выбрав на карте место для Нежинска, изучить каналы связи (доступные всем или отдельным героям), а также средства изолированности от Большой Земли. Почитать больше и подробнее, желательно бы современников описанных событий, как осуществлялось руководство страной, как люди в те времена путешествовали и переписывались. Может быть, такого рода анализ источников привёл бы автора к новым детективным ходам. Возможно, дал бы свежие образы отдалённости и провинциальности. Но уж точно, позволил бы избегнуть ошибок. Пусть столицы с их малоинтересными для повествования большими событиями от Нежинска далеко, но пути-то, начинающие к ним вести, рядышком.
  Разберу подробно, почему я считаю рассказ "Весь вечер на арене" настоящим историческим детективом.
  Во-первых, средствами детектива (в том числе) в нём показана эпоха. Чего только стоит реакция публики на выступление артистов цирка, притом что, по выступлению щедро разложены ключики. Во-вторых, сыщик начала XIX века расследует дело средствами своего времени. В частности, его предвзятость к цирковым, недооценка их ума и солидарности, непонимание, в силу провинциальности, значения тучи-декорации в сочетании с обращённым к ней жестом Сильвестра Моретти, приводит к тому, что дело не раскрыто. А профессиональная честь провинциального сыщика требует завещать дело, в котором что-то не то, расследованию потомков. В-третьих, рассказ показывает эпоху и её жителей, - подозреваемых и не подозреваемых, - довольно грамотно. В-четвёртых, детектив обошёлся без лубка и штампов. Из него действительно можно узнать много нового о цирке начала XX века, да и не только о нём. В-пятых, что не маловажно - обращающий к описываемым временам стиль повествования.
  Тема раскрыта блестяще. Есть и старинная тайна, расследование которой досталось герою по наследству и дело чести, с которым не справился прадед. Правнук, имеющий лучший кругозор (и к тому же, похоже, лучшие аналитические способности по сравнению с прадедом-деятелем), понимает значение тучи в декорации. Он более внимателен к трюкам цирковых и выделяет среди них трюки криминальные. Соткав из странностей непротиворечивую версию, правнук, вероятно (перепроверить его версию за давностью лет уже невозможно), находит разгадку, которую не разглядел прадед
  Ключики в изобилии. Решение, - а главное ход логического рассуждения к нему, - и доступно, и недоступно; и ожидаемо и внезапно. Так и должно быть в хороших детективах.
  
  
  Рекс
  Про боно
  
  "А для испанки, что дороже чести?"
  из мушкетёрского
  
  Остросюжетный детектив.
  В нём есть место интеллектуальному расследованию, дракам и резким поворотам в повествовании, особенно - в развязке.
  С достоверностью хорошо.
  Тема раскрыта многогранно. Это и про боно, и тайна рождения соседки по подъезду, и странное завещание, и подозрение главной героини - адвокатессы в убийстве.
  Прекрасный ход, когда само обвинение героини в убийстве является ключиком. Я его, увлечённая страданиями Маруси, просмотрела и возмущённо обернулась на эту подсказку, выложенную прямо под нос, читая финал. Но правда же, чёрное одеяние убийцы, не способствовало незаметному покиданию подъезда и двора после поднятого героиней крика. Получается, у официального следствия были причины искать убийцу либо укрывшего его сообщника в подъезде. А у кого из жильцов мотивы? То-то...
  Если решите усилить детективную составляющую, то лучший ресурс для этого, на мой взгляд - адвокатские случаи с работы Маруси - превращённые в мини-детективы или детективные задачи и вкраплённые изюминками в основное повествование. Кто знает, может быть, из подобной изюминки и большое ложное направление вырастет, когда Аля придёт "за помощью" к Марусе.
  Если соберётесь подробнее прописываться банду, то лучше бы, я думаю, через быт, из которого эти персонажи так желают улизнуть в лучшую жизнь. В прочитанной версии меня по-детски обрадовало, когда преступники полетели с башни. Наверно, в более совершенном тексте что-то должно от описания их гибели похолодеть.
  
  
  Айвен Прович
  На ком пресекается род
  
  "Все континенты могут гореть в огне, только всё это не по мне.
  Но парус! Порвали парус!"
  Владимир Семёнович
  
  Медицинский остросюжетный детектив.
  Откровенно показана линия мести.
  Месть - покалеченное возмездие и страсть, губящая человека. Виктор привлекателен, как персонаж и тем, как он очень-очень слаб в своей страсти.
  В поисках катера, а потом убийцы на Виктора вываливается большой массив данных. На сыщика-дилетанта-одиночку (пусть и при незримой поддержке Татьяны). Но Виктор довольно быстро находит улики. Он действует "не числом, а умением", например, упорядочивает данные по значимости, по пересечению множеств, к которым они относятся. Ремонтную мастерскую, где мог чиниться катер убийцы, Виктор ищет "на живца". Связи и везение помогают главному герою не в большей степени, чем помогли бы любому другому хорошему специалисту. Интеллектуальная работа, жажда ответа оказываются для героя целительными. Когда справедливое возмездие оказывается невозможным из-за родственных связей преступника в высших кругах правоохранительной системы, поимка убийцы оборачивается расправой.
  Виктор - врач, его профессиональное восприятие звучит в рассуждениях и в выборе средств борьбы. Мне было бы интересно, если бы в отредактированном (или в несокращённом) детективе, медицинская тема заиграла ещё ярче. В чём характер Виктора успел профдеформироваться? Связана ли его успешность в поиске катера с навыками систематизировать информацию с целью диагностики и выбора способа лечения? В какой обстановке, с какими чувствами Виктор выбирает препараты, которые смогут послужить ему оружием? Насколько он изменился как врач после пережитого?
  Из минусов.
  Недоверие может вызвать описание трудностей Виктора с подчерками в протоколах. Думаю, в чужих медицинских рукописных записях врачам сразу понятно, что скорее всего (выбор из небольшого числа хорошо отличимых вариантов) написано там, где для пациентов текст видится неразборчивым и нечитаемым. А рукописные протоколы полицейских Виктор просто не в силах прочитать привычным методом. Может быть, у вас другая версия, в чём там дело. В любом случае, этот момент надо как-то пояснить читателям. Многие из них имели опыт знакомства с подчерками правоохранителей в протоколе и с подчерками врачей на рецептурных бланках и в медицинских картах. Не поверят.
  Образ Веры требует большего описания. Слишком малыми штрихами дана ситуация, в которой два медика не смогли честно договориться и сплотиться для решения проблем, касающихся возможностей покалеченного тела.
  И линия дружбы Татьяны и Веры требует большего места. История про то, как женщина стала суррогатной матерью для детей умершей подруги интереснее истории прощения изменившего несколько лет назад жениха и создания с ним семьи, несмотря на все плохие обстоятельства.
  Как Виктор сумел с Татьяной договориться о таком нетрадиционном способе продолжения рода? Ведь прежде он не смог обсуждать трагедию прекращения рода Безруковых и современные технологии, которые помогли бы их род возродить, с сестрой-медиком. В то, что героя может "научить разговаривать" месть или само по себе возвращение любимой - не верю.
  В целом медицинская составляющая, на мой вкус, хороша.
  Тема раскрыта замечательно.
  Ключики разложены по двум направлениям.
  В линии "сокровище рода" - разговор Татьяны и Веры в начале повествования, о том, что нечто, требующее большой нагрузки даже от здоровой, что делает Вера, даст Виктору силы, если окажется, что его азооспермия неизлечима, чем-то спасёт Виктора после потери сына.
  В линии "поиск убийцы" - указание на причастность к сокрытию улик правоохранителя высокого ранга. Это запись в материалах дела об отсутствии следов аварий на катерах, в то время как битые суда (о причастности или непричастности которых к аварии могли бы быть сделаны следователями выводы) - на пристанях в наличии.
  Во всех отношениях сильная работа.
  
  
  Лоис Лейн
  Люська и инопланетяне
  
  "Лето. Ах, лето. Лето звёздное, будь со мной!"
  из репертуара Аллы Пугачёвой
  
  Иронический детектив. Верный иронический детектив - горький и тёплый, с щекотными брызгами смеха.
  Рассказ очень близок к историческому детективу - девяностые звучат! В детских наблюдениях, которые спустя много лет превратятся в улики во взрослом расследовании. В описаниях провинциального городка и его жителей. В деталях быта и речи. Но всё же, девяностые здесь - прежде всего - юность героев, не самоценная для повествования эпоха. Приди "Люська и инопланетяне" на конкурс исторических детективов, я бы сказала, что это прекраснейший исторический детектив, достоверный и безупречно стилизованный. Однако, на "Презумпции виновности" отнести его к ироническим будет точнее.
  Тема раскрыта через противопоставление детской и взрослой оценок одних и тех же наблюдений.
  Разложены ключики, есть ложные ходы.
  Внимательному читателю оставлена возможность обратить внимание на работу в музее резко разбогатевшего после "похищения инопланетянами" Палсемёныча; на фингалы у Костыля и Лёлика; на приятельство Костыля и Лёлика и на сходство по росту Костыля с Лёликом и "инопланетян".
  А увлечённого читателя ложный след ведёт к Веталю. До самого финала, где случится резкий поворот повествования. Веталь предупреждает главную героиню, не влезать в расследование. Веталь в детстве выручил Люську из погреба, после чего фотолабораторию девочек кто-то разгромил. У Веталя чёрная иномарка, а чья-то чёрная иномарка сбила насмерть Люську.
  Хоботы у "инопланетян" отвлекают внимание читателя от сходства роста и комплекцией "инопланетян" с преступниками.
  Не хватает только появления музея в рассказе до встречи Люськи с "инопланетянами" в проклятом доме. И про выборы в городе читатель должен бы узнать задолго до финала, потому что реклама, предваряющая их скорое проведение, бросится главной героине в глаза по возвращению в родной город. Светить на рекламных щитах Лёлика при этом не обязательно. Там может быть, например, саркастический лозунг, понятный лишь местным, а то и лозунг - игра с читателем с ассоциации.
  
  
  ВСЕМ АВТОРАМ СПАСИБО ЗА РАССКАЗЫ И ЗА ИГРУ!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"