Первая Светлана : другие произведения.

К спору о "вторичных" расах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


К спору о "вторичных" расах

   Проблема использования в произведении так называемых неоригинальных рас обсуждается достаточно давно, и мнения встречаются самые противоположные. На днях мне попались на глаза сразу три статьи по этой теме: "Почему эльфы плодятся, как кролики" Е. Лифантьевой, "Оригинальные и неоригинальные расы" Амарги и "Продолжая разговор об эльфах" М. Великановой. Причем, условно говоря, два голоса были за остроухих и один против. Но вот что странно: при всей кажущейся противоположности, в высказанных авторами идеях есть кое-что общее. Именно об этом и хотелось бы поговорить.
   Начнем с самого простого, на первый взгляд, вопроса: о чем ведется спор? Ну, как же! Об эльфах, орках, гоблинах и прочих, скажете вы и будете правы - да не совсем. Поскольку, на мой взгляд, речь не столько о них, сколько об оригинальности. И тогда получается, что в основном утверждении авторы согласны друг с другом: в хорошей книге жанра фэнтези мир должен быть своим, а не заимствованным. Иначе у нас получится не самостоятельное произведение, а так называемый фанфик.
   Я знаю только одно исключение из этого правила, хотя многие, думаю, со мной поспорят: "Черная книга Арды" Н. Васильевой и Н. Некрасовой. Казалось бы, вот где плагиат, вот где прямая калька мира и героев, пусть даже "перевернутых"!.. Но дело в том, что "Черная книга..." не просто приключенческий роман или волшебная сказка. Это спор двух философских концепций, использующих один и тот же иллюстративный материал, и именно поэтому книга воспринимается как самостоятельное, цельное произведение. Другое дело, что читательская аудитория у нее сравнительно невелика, но это уже отдельный разговор.
   Итак, вернемся к вопросу об оригинальности мира. Прежде всего, следует определиться, какой мир считать таковым. Предложу следующие критерии: индивидуальность, цельность, логичность, самодостаточность, внутренняя непротиворечивость и завершенность. К сожалению, из встречавшихся мне этими признаками в полной мере обладают буквально единицы: Средиземье Дж. Р. Р. Толкина, Земноморье Урсулы Ле Гуин, Колдовской мир А. Нортон и Подземье Р. Сальваторе. Миры А. Сапковского и Г. Л. Олди - на мой взгляд, очень сложные и как бы подвижные, плывущие - также относятся к, безусловно, оригинальным мирам. Я бы включила в этот ряд еще и Аалан В. Арчера, однако не уверена, принадлежит ли "Выбравший бездну" к жанру фэнтези. Хотя, наверное, все-таки принадлежит.
   Из молодых авторов, которым повезло создать такой мир, могу назвать только О. Громыко (несмотря на то, что Белория имеет реальный прототип :) ), Амаргу (ее "Золотая свирель" должна вскоре выйти в издательстве "Форум") и М. Капшину (к сожалению, созданная ею и воплощенная в "Идущей" Центральная равнина никак не найдет своего издателя, поэтому книга доступна только в электронном варианте). По-своему интересны книги С. Лукьяненко, но он все же писатель-фантаст, а не "фэнтезист". А вот миры Н. Перумова - да простят меня его поклонники! - воспринимаются как талантливая компиляция и не более. Сложно сказать, чего в них не хватает, однако на фоне остальных они проигрывают.
   Теперь остается только решить: а нужно ли (и можно ли) в новом мире селить старые расы. Я полагаю, да. Собственно, авторы, перечисленные абзацем выше, с успехом это доказали. В чем же фокус? Почему кому-то удается с "вторичными" эльфами, орками и прочими гоблинами создавать по-настоящему запоминающиеся, мастерски написанные книги, а другие, даже придумав новых, нигде и никогда прежде невиданных существ, не могут "оживить" героев?
   Мне кажется, все дело в том, что оригинальные расы действительно не панацея. И важнее не то, как сделана книга, а - о чем она.
   Тут позволю себе еще одно маленькое отступление. Зачем нужны фантастические расы в произведении? Зачем вообще нужна фантастика и фэнтези, как ее часть? Почему никто не кричит: "Книги о людях - старо! Даешь новое и оригинальное!" А ведь о людях пишут намного дольше, чем об эльфах... Наверное, потому что литература - настоящая литература! - она именно о людях и для людей. И даже фэнтези. Особенно фэнтези. Поэтому и появляются кентавры, эльфы, гномы и прочие существа с нечеловеческой психологией - для того, чтобы в сравнении, скрытом или явном, ярче высветить человеческий характер, обнаружить новые грани человеческой натуры... Показать человека.
   По-моему, в классической фэнтези практически нет действительно запоминающихся, признанных произведений, где главным героем выступало бы существо с нечеловеческой психологией. Да, можно вспомнить "Темного эльфа" Р. Сальваторе, но эта книга и интересна, в первую очередь, тем, что в ходе повествования ее герой меняется, становится другим, учится... Учится быть человеком. И не важно, что он бессмертен, фантастически ловок и умеет летать. Важны ценностные установки, психология и убеждения. А они - человеческие.
   Так вот, причина успеха одних писателей и неудачи других заключается, на мой взгляд, в степени необходимости каждого действующего лица, каждой декорации или действия для воплощения авторского замысла. Иначе говоря, если собираешься столкнуть героя с тем же эльфом или гномом, подумай - зачем? Что даст эта встреча, о чем расскажет читателю? А если эльф и есть герой... Тогда придется еще и убедительно доказать, что он - именно остроухий, а не человек, приклеивший к ушам бумажные треугольники с кисточками, и что только он сможет рассказать ту историю, которую никто прежде не слышал.
   Справедливости ради следует отметить, что изобретатели новых рас сталкиваются с той же проблемой, но с другой стороны. Им вообще с самого начала приходится убеждать окружающих, что создания их буйной фантазии не раскрашенные картонные фигурки, которых они двигают по игрушечному полю, не механические куклы без прошлого и будущего, а живые существа - думающие, чувствующие. Так же, как люди.
   И получается, что секрет мастерства невероятно прост и немыслимо сложен: создать такой мир, в котором герои - неважно, эльфы ли, гномы, шарьки или люди - грустят и радуются, любят и ненавидят, рождаются и умирают... Просто живут. И не потому, что так захотел автор, а потому что для них иначе - невозможно.
  
  
   Новый вариант статьи вышел на моем канале в Дзене "Редактор Школы вдохновения" (ссылка - https://zen.yandex.ru/id/5ae507efbcf1bc9888589859)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"