Аннотация: Мои критические замечания к романам 4-ой группы литконкурса "Триммера-2011".
Я не уверен, что от участника конкурса принимаются заявки на конкурс рецензий, поэтому этим дисклеймером сразу же сворачиваю какие-либо свои претензии по этой номинации. Я просто делюсь уже собранным мнением по романам 4-ой группы, которые мне выпала честь комментировать и оценивать.
Вполне ровное произведение начинающего автора, у которого, без сомнения, есть потенциал. Он владеет умением складывать слова в предложения, сознательно чувствует, когда нужно ставить диалоги или описания, и в каком количестве. Не зацикливается на чем-то одном, импровизирует. Но все старания, увы, направлены в основном на решение сугубо тактических литературных задач, то есть создания худо-бедно вменяемого текста, ткани повествования. О том, что именно шьется из этой ткани, увы, говорить больно: пока это простенькая хламида. Может быть, с пояском, а местами даже с вышивкой. Но все равно очень просто, и это еще не самое страшное. Хуже то, что у читателя банально нет интереса к чтению. Не затягивает. Не зовет. Не ставит вопросов, не рождает тайн. Ну и, конечно, самый большой прокол - это абсолютно неизменный персонаж, от начальных строк романа до финальной недосказанности. Он не меняется, он один и тот же. Понятно, что в жанре детектива это вполне оправдано, но этот роман - НЕ детектив. И по понятным причинам - не драма.
В любом случае автору желаю... нет, настаиваю на том, чтобы автор продолжал писать и творить. Рекомендую работать плотно не только со стилем, но и с идеей. Сюжетом. Персонажами. Все это очень нуждается в разнообразии, и я уверен, необходимые авторские инструменты имеются. Возможно, не навостренные, разбросанные по разным ящикам творческого стола. Но они есть. Их нужно собрать вместе и подготовить. И научиться (разумеется, методом проб и ошибок) использовать в нужном порядке и с должным старанием. И все получится.
Моменты, на которые я бы хотел обратить внимание:
1) Очень неплохой синопсис, раскрывающий суть, но не дающий спойлеров и не раскрывающий секретов. Хороший намек на "коллегу", которым оказывается Люцифер. Не догматичный ход, и представить Люцифера в погонах офицера "хаособезопасности" очень интересно.
2) Есть многочисленные очепятки, которые очевидно были проглочены спелчеккером Word.
"Воздух то плотно укутывал, превращаясь в слишком густой, непролазный кисель, то вдруг резко разряжался".
Но они не сильно портят впечатление от довольно связного текста.
3) Сразу же поставлен хороший повествовательный фокус на ГГ, и не отлучается от него по ходу дальнейшего текста.
4) Психотипирование ГГ размазанное. Без сомнения, бывают милиционеры, искренне соболезнующие родственником жертв. Но вот подобного рода сочетания душевности и прагматизма в нормальном живом человеке добиться крайне сложно:
"Девушка всхлипнула, готовая разрыдаться с новой силой. Гуров по-настоящему глубоко сочувствовал этой девочке. Он хотел обнять ее, прижать к себе, дать выплакаться, но это только затянет беседу. А ему надо получить сведения, такие необходимые сейчас, и чем быстрее, тем лучше."
5) По развитию сюжета есть мелкие вопросы. Например, очень раздражает, когда ГГ уже заведомо обладает сверхспособностями (в частности, "видеть Мрак") к моменту первой их активизации. История-для-рассказа всегда лучше, когда ГГ только получает их. Впервые сознает, что они есть. Начинает приноравливаться к "подарку", ошибаться и косячить, и только потом приноравливаться. Еще хуже, когда подобной "одаренностью" вдруг, оказывается, владеют сразу несколько человек. И совсем плохо, когда они явяляются при этом какой-то организованной структурой. В данном повествовании два из трех "плохо" развиты "на отлично", что очень мешает интриге.
6) К сожалению, завязка сюжета сводится к "и нисполана была на него Благодать, и осваивал он ее в трудах праведных". То есть классический сценарий а-ля "Спайдермэн". В руки ГГ попала Сила, и сейчас он ею всех победит. Скучно.
7) Сама идея "преступник тот, кого захватил Мрак, человек же тут ни при чем" - очень гуманистична, не спорю. Но детская донельзя.
8) Флэшбеки слишком сильно интегрированы в текст, не отделены от него, ломая хронологию последнего. Зачастую вместо долгих флэшбеков можно было бы ставить одно-два поясняющих предложения абсолютно без ущерба тексту.
9) Диалоги. Вроде бы, вполне живенькие. Но иногда автора так зацикливает на "передаче информации", что он напрочь забывает о вполне реальных, живых персонажах, стоящих за диалогами.
"- Но ты не настояла на том, чтобы Сергей все-таки покинул помещение?"
Очевидно, что ни один живой человек в беседе с другим живым человеком ТАК казенно говорить не будет. И это повторяется по всему произведению. Как будто не живые люди общаются, а роботы обмениваются информацией.
10) Хороший баланс диалог/повествование.
11) Стиль пляшет.
#"Однако ни в одном из адресов..."
Теоретически можно отшлифовать тщательной редактурой.
12) Сюжет очень, очень линеен. Страж Порядка охотится на главного из злодеев из Хаоса, и, в конце-концов, настигает его. Да, читается вполне легко (по сюжету, не по техническое реализации), но общей идеи - нет. Как нет и интриги. К первой трети книги уже устаешь от этой линейности, и к половине произведения начинаешь понимать, что все чаще хочется пролистнуть две-три страницы.
13) Самое для меня непонятное - в чем тут видится раскрытие темы, объявленной в конкурсе? Той самой, которая "Умалчивать - наука королей"? Я понимаю, что многие участники просто подогнали уже написанное произведение под эту тему. Но здесь даже я, уж на что умелец придумать причину к готовому следствию, не вижу никакого умения умалчивать. Нет тайны, которая ведет по тексту, открывается кусочками, дразнит ароматами плохо удерживаемых секретов.
1) Повествования от лица "всеведущего автора" - трудно фокусироваться.
2) Много стыков шипящими и прочих стилистических проблем ("нашел вполне устраивавшую его работу", "не знать историю, предшествовавшую тому") - из-за этого текст трудно читается.
3) C самого начала обилие имен, причем довольно похожих друг на друга. Очень тяжело понять, кто о ком говорит. Классический переизбыток вводных, не годный для литературного текста.
4) Нарушен внутренний хронометраж. События, занимающие довольно много времени (по смыслу), в книге никак не отделяются от основной линии повествования, поэтому очень сложно понимать, сколько времени проходит в самом деле между А и Б
5) Баланс "диалоги/повествование/описания" очень сильно сдвинут в сторону диалогов. Утомляет.
6) В диалогах крайне мало прямой речи, а сами они строятся по принципу "А-Б-А-Б", что выглядит довольно искусственно. Но главная проблема - "голые" реплики в диалогах.
7) Очень прямолинейное повествование с изложением событий. До 20-ой страницы не происходит решительно ничего: лишь диалоги, какой-то слабый намек на интригу внутри царского двора да странная сцена "муж вернулся из командировки". Потом снова в описательном ключе - травма при выходе из ванны. Причем опять же все настолько ровно повествовательно в двух словах и, главное, снова от лица "всеведущего автора", что просто ловишь себя на том, что ты полностью теряешь нить сюжета. Кто упал? Когда? Как именно? Сколько прошло времени между событиями А и Б. Почему вдруг только что было в ванной, а теперь - рядом с кроватью?
Читать дальше решительно невозможно.
Тем не менее, я бы настоятельно рекомендовал автору продолжать работать, работать и еще раз работать. Текст небезнадежен, его вполне можно огранить. То есть долго и муторно работать напильником. Иногда такая вот грубая работа приводит к озарению. Еще я рекомендую автору как можно больше читать. Это к озарению не приводит, но зато, как и в случае с "врожденной грамотностью", позволяет подсознательно набраться чужого опыта, научиться "чувствовать" текстовку.
Отменно. Читается мегалегко и с мегаинтересом. Я не большой любитель исторической прозы, и тем более литературной мелодрамы, но прочитал практически на одном дыхании. Да, я не понял, в каком еще стиле С описываемая жизнь. Но это, в общем, неважно. Главное, что в наличии хороший язык, внятный сюжет, напряженное развитие событий, но без переигрышей... Надеюсь, эта работа будет оценена по достоинству, и по нему же попадет в финал. Правда, я как-то не очень понимаю, в чем тут "умалчивание как наука (королей)", но оставим это за скобками. Уверен, "Жизнь в стиле С" - один из фаворитов конкурса. И я с готовностью признаю, что и чисто литературно, и драматургически, и сюжетно это произведение намного сильнее всего того, что я доселе читал на Самлибе или писал сам. Браво.
Если интересно, вот еще по пунктам:
1) Хороший, годный текст. Я не сторонник разделения литературных талантов по гендерному признаку, однако признаю, что умение вязать текстовку, притягивающую хорошим рисунком, женщине-автору присуще больше, чем мужчине.
2) Начало - ну сущий квест. Абсурдный. Гадалка-командир, прошлое-будущее, сходи сделай то и то... Это не хорошо и не плохо, это факт. Как факт и то, что сразу же в роман внедряется некая толика то ли шарлатанства, то ли безумства. И, увы, сильно исключается реалистичность происходящего. Ну не поверит читатель в сказочной тупизны ГГ, который по бредовому совету гадалки бросится добиваться "того, кто, главное, при деньгах"... и одновременно это же делает дальнейшее чтение более увлекательным. Ну не может же она быть такой! - скажет читатель. - Наверняка дальше будет интереснее! И в самом деле, дальше интереснее. Мутноватое начало с гадалкой полностью забывается уже на десятой странице, и вспоминается как мимолетный, неудобный миг постановки декораций. Но декорации-то - не главное в представлении!
3) От текста за версту пахнет классическими женскими ценностями. Тоже не хорошо и не плохо, это факт. Но надо понимать, что в этом случае автоматически (!) из числа читателей исчезнет большая часть мужчин. Ну не интересно им это. У них другие ценности. Однако факт того, что на конкурс выставлена работа, априори лишенная значительной части читателей - внушает уважение.
4) Упомянутые выше ценности делают при этом текст вполне искренним. Я не знаю, насколько близок ГГ к автору произведения, но уверен, что герой списан если и не с амого автора, то с портрета кого-то из его знакомых - коллективного или же индивидуального. Искренность - это важно. Еще С. Кинг много раз говорил начинающим авторам: "Пишите правду!".
5) Чередование РОМАН/ЖИЗНЬ - хороший сюжетный ход. Увлекает. Может быть, хотелось чуть больше различия в стилистике описания действительности прошлого и настоящего. Но это уже мелкие придирки. Очень мелкие.
6) Как же мешают мелкие грамматические, большей частью пунктуационные ляпы! Это как чужой волос в десерте! Автор, вычитайте, христогосподом вас прошу! :)
7) Отлично вскрыта тема революционного движения и его спонсирования. Брависсимо.
Общая оценка: 9
(не ставлю 10 по двум причинам: а) максимальный бал можно не ставить, а к тому же, он может быть отфильтрован; б) количество мелких очепяток все-таки расстраивает...)
Признаться, все время, пока читал произведение, меня не покидало ощущение дежа вю. И все никак не мог понять, что же мне напоминает "Черный корректор". Потом дошло: конечно же, "Гуслярские истории" Кира Булычева. Но если в Великом Гусляре события разворачивались и записывались в форме рассказов, то автор "Корректора" решил увязать их в крупную прозу.
На мой взгляд - зря. Почти до самого конца произведения текст идет именно что эпизодами, рассказами, отдельными кусочками. Ну не склеивается это в единый поток, хоть режьте. Да и конечная мысль "сейчас мы свяжем это все воедино", если честно, не особенно прозрачна.
В общем, мое мнение - нужно расчленять текст на отдельные рассказы, и уверяю, сборник этих рассказов будет ничуть не слабее упомянутого труда Кира Булычева.
Несомненные плюсы произведения: как минимум три очень живо описанных персонажа, восхитительное качество текста (признаться, я думаю, что не обошлось без профессионального редактора/корректора), действительно смешной юмор. Вот честно. Пару раз на меня косились пассажиры электрички, где я читал "Корректора" с экрана своего телефона.
Недостатки: небольшой избыток "дядь". Честно говоря, в голове остался только дядя Паша, от лица которого ведется "репортаж", и дядя Миша с его ямами. Остальные дяди - не запали. Ну и еще один недостаток - иногда избыточно продолжительные измышления дяди Паши, когда он подводит читателя к какому-то событию. Вот честно, немного утомляет.
Тот самый редкий случай, когда отсутствие изящности в тексте и выпендрежа в сюжете являются несомненным плюсом "детского" произведения, написанного в том числе и для взрослых. И прежде всего, авторов. Пусть поучатся изображать весьма непростые на самом-то деле ситуации самыми что ни на есть простыми словами.
Отпардоньте меня от "разбора полетов", ибо высшую оценку в 9 баллов я вижу тут вполне очевидно. Нет, изначально было 8. Но единичку накинул на смелость. Смелость создать не героическо-бластерную фантастику или эльфийскую тоску, а произведение вне мейнстрима начинающих авторов.
Автор, слушайте все, что говорят вам по поводу произведения, но про себя знайте: это Произведение, даже со всеми своими частными недостатками.
Боюсь, больше я уже не успею ничего прочитать, поэтому подвожу итоги в одном, так сказать, месте: