Третий год хожу на Уколы Ужаса - вдохновляюсь первоклассными картинками, что становятся год от года всё первокласснее. Это, по крайней мере, даёт возможность сочинить что-то новое: типа укол... иголкой в известное место. Предназначенный моему ленивому музу.
Ну и, естественно, по ходу дела пытаюсь на практике разобраться, что такое хоррор в литературе.
Какие страхи и фобии свойственны людям.
Нет, конечно, теорию я более или менее знаю, но здесь получается неплохая практика, основанная на самих текстах.
Для того, чтобы изучить и классифицировать фобии, плодотворнее читать учебник психологии.
Но зато читать беллетристику интереснее.
Вот я и решила, наконец, взвалить на себя работку - из чистой благодарности к прочитываемым.
Только прошу вас, не принимайте мои излияния по вашему поводу близко к сердцу.
Во-первых, я сама хоррорить не умею: какого-то винтика в голове или душе не хватает. Если и попадаю в мишень, то по чистой случайности.
Во-вторых, то, что я напишу, будет не столько характеристикой ваших рассказов, сколько узорным профилем моей личности с её вывертами и предпочтениями.
Нет, конечно, когда я буду окончательно ставить оценки, я сделаю это на основе трёх китов, указанных оргами Укола. Постараюсь, по крайней мере. Пока в процессе обзирания своих групп никакой особенный ужас меня не постиг (разве что от неграмотности пишущего, и то умеренный). И вообще пока не вижу здесь ни одного такого рассказа - имеется в виду не теоретическая, а натуральная эмоция.
В целом - почти идиллическое повествование о деревенской любви подростков с элементами социальной сатиры. Герой - довольно пассивный субъект ужасного происшествия на кладбище. (Не очень ужасного - гадам воздаётся по справедливости.) Если сделать "видение ведьмы" таким сном героя, который изменяет реальность; если выбрать таким изменяющим фактором любовь подростков - рассказ бы выиграл, а так он вяловат и затянут.
Хм. Отличная "кольцевая" или "спиральная" композиция. Сюжет намечен грубовато, эскизно, но есть колорит. Интригует: мальчик что - будет всё время попадать в петлю одного и того же события или наметится движение? Киса невероятно элегантна, оттого не страшно - интересно.
Не одна я замечаю, что это производственный рассказ и не более того. Конечно, страшный, но как сама жизнь. Вот ещё в копилку. Когда я была маленькой, отец, знавший работу в горячем цеху, рассказывал, как году этак в 1930-м с цепи сорвался ковш, перевозивший поверху сталь из мартеновской печи (там такие рельсы на потолке, кран по ним ходит), и накрыл всем содержимым идущего внизу рабочего. От человека один пар остался. Кажется, тогда меня постиг сладкий ужас. Просила пересказывать. Ночью это не снилось.
Автор давит на отвращение: ход довольно выигрышный, однако заезжен. Вместе с грамматическими небрежностями и опечатками (меня поставили - вместо подставили) это создает довольно-таки монотонную картину. Героиня - то, что называется "классическая блондинка": в жизни таковых не встречается. Что глупее и опасней: поверить ненадежному человеку или принять за чистую монету мерзкую иллюзию? Ну, допустим, губы у невидимого мертвеца человеческие, теплые.(А если это теплые червяки?) Но если вся действительность в самом деле кишит тварями? Если наведенная картинка отражает суть произошедшего в кафе! Ну, если я чего тут и страшусь, то картины человеческого ничтожества. Будь героиня ярче характером и решительней - и повестушка была бы не такой грустной.
Рассказ сделан живо, трогательно - и очень по-ученически. Главного героя показывают то извне, глазами девочки, то изнутри, планы восприятия меняются хаотично. Когда дается психология собаки, реакция - они слишком очеловечены (ну вот как пес мог надеяться сказать, когда он вообще умеет только рычать и лаять?) Красное платье - слабая привязка к картинке. Финал вялый - в конец стоило бы поставить ударную фразу с энергичной интонацией. Скажем, девочка говорит псу: "Верный друг". И все.
Вещь манящая, запредельная, полная мрачного очарования. Сделана твердой рукой. Не уверена, что автор хотел вложить в неё ту неоднозначность, которую я уловила... но это моё. Что можно на деле противопоставить потусторонним зовам, если твоя жизнь - это лишь "школа", "приятели", "прошвырнуться" и "дочка, иди кушать"? Чёрное обаяние - тем не менее обаяние: и нет страха.
Бойкий, изящный, даже в чем-то лукавый детектив. Страсти-мордасти - в приемлемых для жанра пределах. Когда девица начинает вопить в душе: "Мертвый человек" и "Что я такого сделала?" это... Ну, я говорила выше: реакция типично атипичной блонды. Конец - великолепный катарсис. Типа "все денежки и красотки будут наши". Ужас на нуле.
Люблю этого автора за его высокую, как та позаброшенная башня-карандаш, и неколебимую нравственность. Тем более что всякий раз по пути проезжаю мимо этой гордости г-на Лужкова. Вещь написана хорошо, плотно, в отличие от многих тут стоящих. Превращение средненькой девицы в могучую демонессу - рельефно. Но вот, понимаете ли, грешным делом самой хочется крикнуть: "Я твой человек!" и посмотреть, что из этого выйдет. Веселее, чем детишек-то спасать.Хотя, конечно, детишки - это трогательно.
Изюмина этой вещи - в старомодной, неторопливой стилистике. В смаковании деталей. В подробнейших перечислениях книг и предметов обстановки. Кому такое нравится, кому не очень, судя по комментариям. Лично я воспринимаю это как литературно-архитектурный (ну да) памятник. Монумент Лавкрафту. Идея адского исчадия, распыленного на живые молекулы, - самое оригинальное, что тут есть. Однако для меня и сам оригинал не был ужасен.
Классическая схема "из ужаса в ужас". Подробно, буквально по-бытовому, прописанный колорит. Вполне традиционный ход - "любопытство сгубило кошку", то есть кота. Мужчину. (Мне пояснил сам автор, что не любопытство, а нужда. Ха. Знаем мы сих человечков с их рационализацией низменных инстинктов. Шучу.) Неожиданная социальная подоплёка - кстати, в этом месте напряжение снижается: истинные потомки старорежимных язычников или староверов с факелами были бы страшнее. Несколько переложено запятых: уже по одному тому, что я это замечаю, можно судить, что мне не было страшно, лишь любопытно, куда далее завернёт автор. Концовка - отмщение - хороша. Маслом по сердцу.
Тоже славно сделанная вещь. Было бы покороче, стало бы притчей. Хотя и так...хммм... весело. О эта еда, которая вот-вот слопает нас самих! О героические ассенизаторы! Ох уж эта смесь мерзотности, черного юмора, инфернального детектива и добротного социального романа! Идея протухшего мира меня зацепила, а картина выхода в небо - воодушевила. Но - ужасно не было. Очевидно, благодаря напряженному экшну.
Как ни странно, этот не-рассказ-а-набросок меня увлёк. Именно эскизностью. Тем, что сюда можно многое приписать. И - экзотикой, неоднозначностью. (Люблю узнавать о новых видах кровососов.) Тем, что вот это почти притча, а притчи я уважаю. Ну, и гордых девушек с мечами, которые на той стороне с лихвой получают недоданное в этом. И единственный укольчик ужаса - эти изгрызенные руки. Как представлю себе...о-о. Епископ Гаттон, съеденный крысами... Вий Гоголя - там тоже мертвец себя ел.
Стильно, лаконично, ярко. Типажи одновременно жизненные и символические. Прием закороченной бесконечности интересен (хотя видела я и трехмерную композицию, и этюд о слишком запутанном двумерье в метро). Подобные вещицы я предпочитаю тем, что сделаны в реальном времени", как рассказы Вадима Ечеистова и Лады Овчинниковой. Субъективно предпочитаю, заметим. И к тому же... третьей на постере быть хочется, ага.
Снова воздаяние капризной блондинке. Рассказ в меру лаконичен, в меру страшен, удовлетворяет мою угрюмую душу картинкой человеческой деградации. Ну и, возможно, тем, что Эвридика хоть как-то вырвалась из ада - на другой свет.
Не знаю, что сказать. Гиньоль,замешанный на крови, - почти классический. Для социальной сатиры (пересадка органов, засилье "лиц кавказской национальности") слишком гротескно, да и не люблю я наездов определенного рода. Сделано, однако, с большим пониманием дела.
Язык хорош, очень живой, но грамотность подводит. Идея интересная: месть для насильника и убийцы заключается в том, что ему не дают свернуть с пути в ад. Но вот то, что его жертва становится не просто мстительницей, а воплощением зла, - перебор. Чем та изнасилованная девочка виновата? Впрочем, мое недоумение касается лишь логики событий. Концовка, изрядно смазанная, делает скачок от реальности (убивай, грабь) к метафоре (идет, и сапоги тяжеленные).
Лучший рассказ в группе и таковым для меня останется. Ужас повседневности, заверенный свидетельством автора. Сильные характеры. Коллизии одновременно жизненные и многозначительные. Добро и зло не отделены друг от друга непререкаемой чертой. Неоднозначность концовки - тоже радует. В самом деле: нас с тобой, папа, ждут - не рай и ад. Но разные небеса. И не будем вспоминать, что в исламе ад тоже на небе. Хорошо? Хорошо весьма. Но буквально лопается от информации: явный зародыш повести.
Изящная фантазия о злой доминатрикс. Гипнотизирует самца так, что истинный смысл происходящего прорывается лишь во снах, ужасающе реальных. Красиво сделано.
Типичные сны ребенка, по крайней мере такого, какой была я. Миры-миражи, попадая в которые, никак не можешь вырваться, лишь переходишь из одного морока в другой. Иногда тебе снится, что ты - вот! - проснулся в бытовуху с макаронами на ужин. Но истинная реальность капсулы еще и хуже. Впрочем, для того, чтобы исправить дефект программы, бывает достаточно повзрослеть. Что-то там такое принять. Многозначительный рассказ. Философский. Хорошо прочувствованный на лично моей шкуре.
И снова сновидческий кошмар, который вызывает в моей душе живейший отклик. уж не говоря о портрете злокозненной станции "Площадь Ногина" (вредность её для меня ушла с прежним названием). Язык виртуозный, аллюзии богатейшие. Однако - что страшного в том, что и собака, и огонек ведут в любимому человеку - где бы он ни находился? В том, что нечто нагоняет тебя, как рок? Но это ведь не смерть, это лишь страх смерти корёжит душу и тело героини и меняет все облики на обличья. Как на мгновение это произошло в яви с любимым человеком.
Рассказ куда лучше первого. Этакая добродушная злобность инфернальной героини,
послушная бригада мертвецов в заклятом доме... И живая, суматошная девчонка, которая едва не вошла (влипла) в историю. Что тут не очень хорошо: полно брошенных концов, как я это называю. Деталей сюжета, которые стоило бы развить. Предметов меблировки, которые описаны ради описания. То есть ружей, которые так и не выстрелили.
Элегантный повтор "Синей Бороды".(Существует множество сказок о невесте мертвеца или разбойника, но я припоминаю лишь европейские.) Атмосферно. Жутковато, лаконично и выверено в деталях. Я наслаждалась этой кровавой жемчужиной ото всей души. Кстати, это типично постмодернистская новелла.
Идея истинного имени интересна, но сюжет тонет в разношерстных деталях. И - ну нельзя ставить скобки в первой же фразе! Это вообще противопоказано живому художественному тексту. Мальчик думает по-книжному, говорит по-взрослому, витиеватыми периодами, девочка от него в этом не отстаёт. Вычитка и то небрежная ("выполнила общение" - вместо обещание). Связи с картинками не видать.
Потрясающе. Потрясающе лирично. К тому же писал мастер: ни одного слова, не насыщенного смыслами. Сама идея "ходячего любимого трупа" встречалась мне в переводах раза три-четыре: самый яркий пример - "Американские боги" Геймана. Все-таки там- не настолько виртуозно. Но тут главное - ЕМУ удается собрать мозаику из тех осколков, которые ОНА теряет. "Материальная" связь с картинками если и есть, то очень слабая. Все равно в топе будет.
Не знаю. Вроде бы и жутко, и трэшево, и сочные подробности... но слишком все нагромождено, чтобы такой мозг, как у меня, сумел прочувствовать, что происходит. То есть это все приключение в чистом виде, без организующего центра. И практически без мистики. Есть на такое охотники, но не я.
Историческая атмосфера моих любимых годов "века джаза", прихотливый сюжет, разветвленная сюжетная линия. Дьявольская мистика как подоплека действа. Это, пожалуй, классика ужаса. Задумывался ли кто-нибудь из вас, как много темного родил "сухой закон"? Сколько гангстерских и преступных династий взошло на его жирной почве?
Интеллектуальная сказка о причинах, следствиях, нелепых случайностях и сладости предсмертных видений. Что снится бабочке и что - стрелку? Все перепуталось, и сладко повторять...Пересказывать и даже рассуждать по поводу - значит портить. Я пока не рискну.
Снова гиньоль. А, сейчас это вроде называют трэш. Ловко написано, с юморком, правда, есть погрешности в стиле (голова два раза подряд в самом начале), а поскольку я мочилова не люблю, даже когда умная моська торжествует над хамским слоном, то и эмоций немного. И жути соответственно.
Сюжетная линия очень интересная - соединение махрового полицейского быта с этнической мистикой. Идея благородная. Но вот исполнение сильно подкачало - неграмотности, корявости повсюду.
Рассказ динамичен, держит в напряжении и экстазе, но единственное, что меня напугало, - это заглавие. Как-то не доверяю я этим перекрашенным ангелам-хранителям и христианской проблематике. (И верно уже сказали: предыстории маловато.) Что называется, лучше бы Брат в тёмных ходил. Шучу, конечно.
Идея о каплях просто замечательная, притягательность старинного холодного оружия именно для дам - тут вы просекли фишку. Сама такова. Но текст попахивает канцеляризмом: гладкие книжные фразы, маловато эмоций, перегруженность информацией. И Никколо Макиавелли - слишком уж имя говорящее. Замах крупнее удара: ну, мстительница роду человеческому, ну, вампирша-людоедка, но хоть чем-то возвышенным от неё должно пахнуть?
Напряжение первой части рассказа, длинной и полной экшна, обрывается как-то враз. Коллизия мелковата: стоит отказаться задавить подонков - и ты уже на небесах, да и на земле всё улажено? Не знаю. Было бы всё так просто...
Прочла с интересом: как из чего-то заурядного вырастают мрачные, но чудеса. Невероятно симпатичная (хмм) девица. Преображение глуповатого героя в нечто - пускай гибельное и даже тлетворное, однако более значительное, чем прежде, - почти радует.
Рассказ, который представляет собой куда меньше, чем обещает. По всему пространству разбросаны символы, аллюзии, намеки (тот же пожар в"Соломенной сторожке"), а автор будто и не замечает этого. Вампирная куколка с мечом - единственный след картинки, причём поданный с некоей ироничностью. Сюжет радует "игрой": не простое преодоление полосы препятствий, но события самого разного толка. И уж как я люблю самоцветы!
В заключение скажу следующее:
В целом рассказы производят хорошее впечатление. Команда подобралась более сильная, чем в прошлые годы. Будет время - припишу сюда и впечатления от уже прочитанных рассказов из "неподсудных" мне 1 и 3 групп. (Это время пришло!)
Окончательные оценки буду ставить по принципу: первый рассказ - тщательно выполненный "гобелен", второй - "новаторство", третий - "перспективное начинание". Присутствие картинки будет органично привязано к этим трем. Но вот насчет хоррора... Пока, повторяю, меня ни одна вещь насквозь не прошибает, а если и случается легкая сладострастная дрожь по коже, то в связи с кое-какими чисто индивидуальными воспоминаниями времен далёкого детства.
Ещё соображение очень общего характера. Фэнтези- и мистические рассказы делятся, по моей личной классификации, на два вида. Максимально приближенные к реалистическому рассказу (детальные, с отчетливо выписанными персонажами; события развертываются в режиме реального времени) и похожие на притчи, мифы и легенды. (Лучший пример последнего - "Седина".) Бывают и гибриды: эти часто самые лучшие.
Так вот. Хоррор возможен только в вещах первого типа. Ибо мы редко чувствуем себя в сказке. Ибо страх овладевает нами по следующей схеме: вот практически наша жизнь, - и тут он охнуть не успел, как на него медведь-педобир насел...
Еще под самый-самый финал. Знаете, что может в самом деле напугать меня до полусмерти? Вот человечка мурыжат, пытают, гонят, как борзые - зайца... Вот он близок если не к победе, то к умиротворению пред лицом смерти... И тут просыпается в мирке, где у него любимая жена/муж, кофе в постели, работа за воротами и детки, в школу собирайтесь. На худой конец, в ясли.
Вы поняли меня?
Ну, раз поняли и откликнулись - продолжим, благословясь. За счёт - учтите это - моих любимцев. На ругань не хочу тратиться.
Кто читал "Гойю" Фейхтвангера или откуда ещё знает, кто такой дуэнде? Демон полуденной жары?
Так вот, это повествование им одержимо. Две бойких девицы на заброшенной станции, пыль да пыль кругом, возня с сумками и припасами... Отчего-то не находится питьё вместе с термосом, да и еда их не шибко волнует. Так и бродят по окрестностям, бездумно и беспечно, Пока не начинаешь понимать, что как-то всё это странно, - а от странного до страшного не так и далеко. И вот эта душноватая атмосфера сгущается, давит медленно, как тиски, пыль не принимает следов, кладбищенские изваяния медленно, как в "Исповеди вампира" поднимают веки...
Кто жив, кто мертв в этом раскалённом и вязком мире, неясно почти до конца. Ибо тот и этот свет привычно сливаются. Доброе привидение и две разморенные от жары бабы, мертвая девушка и та, что пока жива, рутина подгоревшего молока и острота мщения убийце и насильнику - воедино смыкается всё.
И всё очень достоверно. Даже ретроградная амнезия (не поручусь за термин) девушек: когда человек теряет сознание, он забывает то, что было непосредственно до, так как информация из кратковременной памяти не успела достичь кратковременной. Даже отсутствие интереса к еде - не только у нашей покойницы, это "легендарная" норма. Та, что жива, тоже не должна есть, чтобы не остаться в "пыльном мире" навсегда.
А что они тезки - так это вообще талантливо. Варежки - пара, двойники, близнецы. Тоже играет на путаницу. Как бы одна судьба на двух девушек.
Рассказ не совершенен, не ужасен (а мне того и не надо) и вызывает прекрасную печаль.
Рассказ очень заметен благодаря актуальности темы: наркотики. Впору подавать на "Майю". Подробности расписаны с вязкой детальностью кошмара: призрачная рожа с её "закрой дверь", взорванный потусторонними образами телевизор, кукольный домик, который странным образом совмещается, "параллелит" с реальным миром. Овеществление наркотических грёз самым страшным образом. Ну да, я в курсе, что автор не проводил многих аналогий специально, они возникают у читателя спонтанно, однако впечатляет. Кстати: многие ли заметили, что погибший мальчик наделён садистскими наклонностями и оттого оживает в виде зомби, когда его самоотверженная сестрёнка гибнет?
Что можно отнести к недостаткам в моих глазах: некоторая небрежность стиля (косяк двери - три раза, это при том, что в наркотическом контексте он воспринимается сами знаете как. Исправлено!) и эксплуатация популярной темы. Уж очень легко ужаснуться тому, что "с детишками делает косвенное потребление дури". Фильмы по теме мы смотрели весьма выразительные.
Отлично! Вещь, заметная на общем фоне литературными и мифическими аллюзиями, глубиной и знаковостью. Чёткая проработка образов, актуальность (Боже мой, сколько таких злобных тупиц и сколько затравленных жен!) и гиперболичность. Разумеется, женщина и мужчина суть архетипы. Гиперболичность выражена в том, что все-таки не настолько эти фигуры в жизни прямолинейны: из наших героев как бы "вычищена грязь быта". Муж злобен до предела, жена не смеет и пикнуть... Психоанализ - в одной короткой фразке про маму. Если "мамины сынки" не сплошная жижа, они становятся именно такими: из балованных рабов получаются самые лучшие тираны и насильники. Правда, я бы добавила к туалетной сцене что-нибудь, дабы уравновесить мольбу во взгляде: намек на то, что, возможно, этого типа или помилуют, или реинкарнируют. Я ведь добрая. Кстати, слова "Тани" всегда имеют подкладку. "Уверена, что тебе это надо?" - о личной мести. Насчет маски - снова ритуал смены - не имиджа, вообще личности. Ключевое слово "Тани" - СВОБОДНА. А ее дочь свободна отродясь. И оттого мне не страшно: типа "пусть мужчины боятся".
Ещё один рассказ, написанный профессионально и "хорошо по-мужски". Симфонически разыгрывает темы привычных людям страхов. Кого не осеняли подобные кошмары при виде бюрократического вида листовки на заднем стекле кабины водителя (на самом деле именно там)? Кого не затягивало в болото горечью предсмертных разлук? Кто не боится Виргинии Вулф...оговорилась: коричневой чумы терроризма? Буро-красной стихии обывательства? И если немногие выкарабкивались с края того света и пучины наркоза, то ведь кошмарные сны знаем мы все... или почти все. И картинка обыграна чётко - даже глаза на спине. Я так поняла для себя - они обращены в прошлое, от которого надо отключиться.
Прекрасно увязан с действием образ Шута-Тиля-Пепелаца, он Человек-Молния.
Прочла с удовольствием, хотя это стоит в одном ряду со множеством подобных вещей. (Вспоминаю новеллу, написанную кем-то маститым (Викторией Токаревой? не вспомню)после взрыва на Пушкинской-Чеховской. Там женщину без ног и рук, дышащее нечто, напротив, ангел уводит из боли и мира в смерть на самой лучшей волне: любви.) Мыслей появилось много. Но я, видимо, иной человек: когда что-то в Москве реально взрывалось каждый день, не боялась. Фаталист, да и только. Причем не боялась не по причине "уж я-то уцелею", а оттого, что для меня уже решено наверху: а уж устраивает ли это - неважно, мне остаётся только принять и переварить.
Значит, так. Все рассказы, которые я отметила сверх подсудных, - это "топовые", расписывать то, что не совсем увлекло, просто некогда. Разумеется, хороших рассказов куда больше, чем я анализирую здесь.
Из обязательных к прочтению отмечаю шестёрками (гобелены): Кащенко Пелагея Петровна. Ночная охотница и Вавикин Виталий. Дагерротип безумия и боли. Тройками (новаторство) - Tragedy A. Авария Мёбиуса и Терехов Андрей Сергеевич. Седина. Если бы Андрей написал совсем в тему, это было бы лучшим из обеих групп. Единички (перспективное) - Vi. Нахцерер и Белова Алла Алексеевна. Цвет бирюзы.
Ну да, скажете вы, не такой уж объективный выбор, особенно в смысле "Нахцерера", который не очень, скажем так, словесно распространен. Но вот он меня зацепил: аллюзиями с классикой и нехоженой темой. И, возможно, симпатией к католическому священнику.
И грянул финал! В него, к моему удивлению, прошла я - и кое-кто из моих особенных любимцев. Поскольку теперь нашлось время прочитать еще кое-какие рассказы, о которых я слышала только хорошее - продолжим.
Отличная стилизация "под старину", чего здесь не так много. (Разве вот выбывший по недоразумению Вавикин с его "дагерротипами".) Изложенная адекватным языком стория маниакально "повёрнутой" на роли Чио-Чио-Сан певицы - бесспорно талантливой, вряд ли просто безнравственной. Если бы последнее было верным - ужас перешёл бы в ранг обыденности, а этого нет. Ибо здесь налицо мания. Как говорится, трудно стронуть телегу с места - далее она катится сама, и остановить ее бывает невозможно. В ход идут рискованные приемы, нет места ни чести, ни простому рацио... Мелькают перед воспалёнными глазами видения...
Тогда как расчетливая карьеристка, тем более из нашего лукавого женского роду, сделала бы всё тихой сапой, нимало не рискуя.
"Наш род" и отомстил за себя: нежелательной беременностью. И всё же... Подумайте: если бы героиня рассчитывала, если бы не было для нее чего-то выше вульгарной карьеры - разве Ждана показала бы апофеоз? Посмертие тоже бывает разным...
Нет, я верно угадываю манию, то есть помешательство, которое сужает мир, низводя до одной-единственной цели. И более того: извращенный до неузнаваемости - но поиск себя настоящей.
Единственный недостаток рассказа относится к композиции: жертвы героини становятся всё гаже, а "по закону" надо бы в точности до наоборот. См. "Леди Макбет Мценского уезда".
А самая главная неожиданность - финальная фраза, резко поворачивающая сюжет - от реала к мистике: "Ей было всё равно, кто будет следующей жертвой"... Аура портрета, новое воплощение героини в то "тело", которое не виделось, но в самом деле существовало в водном зеркале - или вечный "Призрак театра"?