Аннотация: Рождение Иисуса; явление Ангела пастухам; Встреча Младенца в храме Симеоном и Анной (Лк.гл.2:1-39);
Ещё до свадьбы, после обрученья
Мария понесла.
Познал Иосиф ревности мученья,
когда такой она к нему пришла.
А был он человек благочестивый,
но беззаветно он её любил.
И потому он для себя решил
не оглашать1 её. Миролюбиво
Марию отпустил.
И вот во сне явился Ангел Божий
и так сказал ему:
"Иосиф, сын Давидов, ты не можешь
винить свою невесту, потому,
что Дух Святой послал дитя Марии.
И в жёны ты её не бойся брать.
Твоя судьба беречь и охранять
Младенца, что появится впервые,
и праведную Мать.
Родившемуся Иисус2 дашь имя.
Господень дар таков.
Учением, деяньями Своими
людей Своих спасёт он от грехов.3
Когда от сна Иосиф пробудился,
Он, боле не колеблясь, поступил,
как повелел в виденье Гавриил,
когда во сне ночном ему явился:
Марию он просил
придти к нему и быть его женою.
Та девственна была,
хранима мужем, как цветок от зноя.
А срок пришёл - Младенца родила.
Иосиф Иисусом без сомненья
назвал дитя, ласкал его, любил,
играл с ним, ремеслу его учил
покуда Сын Господень до крещенья
с ним и Марией жил.
А до рожденья сына, повеленье
от кесаря пришло,
чтоб всё страны еврейской населенье,
по роду каждый, перепись прошло.
И вот они пошли из Назарета,
что в Галилее, в древний Вифлеем -
Давидов город, именно затем,
чтоб записаться в славном месте этом,
как приказали всем.4
В то время срок пришёл рожать Марии.
И родила она.
И жёны ей не помогли чужие -
Младенца приняла она одна.
Запеленала мальчика родного
и уложила в ясли до утра.
Она была не по годам мудра
и знала, что родить дитя готова
в том городе вчера,
но не было в гостинице им места,
а хлев нашли с трудом.
Там было от скота тепло и тесно.
Заночевать решили в хлеве том.
Здесь по ночам овец своих на воле
три пастуха усердно стерегли
и у костра на склоне прилегли.
Но вот Господень Ангел к ним, на поле
спустился до земли.
Господня слава местность осияла,
как яркий балдахин.
На миг светло и ясно в мире стало.
И очень испугались пастухи.
Но Ангел им сказал: "Христос родился!
Христос Господь ваш - радость для людей!
И весть моя отрадней всех вестей:
Спаситель ваш на свете появился.
Сейчас Младенец сей
находится в пещере, в Вифлееме.
Он в яслях видит сны".
Закончил Ангел речь, и в это время
Мельканье крыл закрыло диск луны.
Несметны сонмы Ангелов Господних
кружат и славу Господу поют,
Ему хвалу на небе воздают
и мир среди людей богоугодных
на землю к нам зовут.
Но вот утихло всё. И золотая
опять видна луна.
И тишина от края и до края.
Объята сном, покойно спит страна.
А пастухи не стали ждать до утра.
Они пошли немедля в Вифлеем,
дабы увидеть и поведать всем,
что Сам Господь им дал в явленье мудром
весть младенце Сем.
И поспешив, они нашли пещеру,
в ней хлев, а в яслях Он,
несущий людям свет, любовь и веру,
лучом рассвета первым озарён.
И пастухи Марии передали,
что Ангел Божий им сказал о Нём.
Они ей рассказали обо всём,
что видели воочью и слыхали
в видении своём.
Дивились люди, а сама Мария
внимала их словам.
Слагала в сердце те слова святые,
что довелось услышать пастухам.
Отправились в обратную дорогу,
рассказывали всюду про Него
все пастухи. За это торжество
они в пути благодарили Бога
и славили Его.
Настало время делать обрезанье.
Всё, как Господь сказал.
Иосиф внял святому указанью -
он Иисусом первенца назвал.
Очистились они. Господь был с ними.
И Моисеев выполнив закон5,
Младенца принесли Она и он
во храм Господень в Иерусалиме.
Был славой окружён
в те годы храм, восставший из развалин.
И Богу посвятить
своё Дитя супруги пожелали
и жертву отступную приносить -
двух горлиц, или пару голубиных
ещё не оперившихся птенцов
дать по закону древнему отцов,
как Бог велел в седых веков глубинах -
основа из основ6.
И жил в то время в Иерусалиме
почтенный Симеон.
На нём был Дух Святой и это имя
благочестиво нёс по свету он7.
И Дух Святой сказал ему однажды,
что смерти не дождётся он своей,
и лишь тогда покинет мир страстей,
когда Господь Избранника укажет
ему среди людей.
И вот пришёл он в храм по вдохновенью,
когда туда вошла
Семья святая и к благословенью
Младенца Иисуса принесла.
И славный старец взял Его на руки
и благодарно Бога восхвалил:
"Господь наш Бог, ты всё предвосхитил,
тому Дитя прекрасное порукой!
Прошу, чтоб отпустил,
раба Ты Своего, как обещал мне.
Пусть с миром я уйду,
усну навеки под могильным камнем,
покой желанный средь своих найду.
Ведь видели глаза мои спасенье,
что милостью великою Своей
открыл для всех народов и людей
Господнего Мессии появленьем!
И на земле Твоей
несёт Он правды свет для всех народов -
и духу и уму!
Он честь и славу даст под небосводом
Израилю - народу Твоему"!
Иосиф и Мария подивились
тому, что Симеон сказал о Нём.
А старец в озарении своём
Благословил Семью. И возносились
слова его о том,
что Сей Младенец призван на паденье
в Израиле одних,
но также призван Он на возвышенье
перед людьми и Господом иных.
Он станет в мире знаменем Господним,
но многие не примут, не поймут,
за знаменем Христовым не пойдут,
и мысли их откроются свободно
на справедливый суд.8
"Тебе самой Мария, - ей печально
сказал старик седой, -
во времени, теперь уже не дальнем,
мечом тоски безмерной, ледяной
пронзит насквозь страдающую душу.
И унесёт отраду и покой,
наполнит дни мученьем и тоской.
И время боль не снимет, не заглушит
Она всегда с тобой
в душе не заживающею раной".
Он кончил говорить.
И тут пророчица седая Анна
Вошла, чтоб Господа благодарить.
Об Иисусе всем она вещала:
"Спасти пришёл Он Иерусалим!9
Врагов заклятых с Ним мы победим"!
Дочь Фануилова в видениях узнала:
"Христос - Господень сын"!
Окончив все законные обряды,
вернулись в Вифлеем.
И завершенью дела были рады,
Но в Вифлеем пришли не насовсем...
Примечания:
1 Во многих других рукописях употреблено более сильное слово - пристыдить или подвергнуть опасности, огласить затем, чтобы навлечь нечто худое, предать смерти как женщину, не оказавшуюся верной;
2 Иисус слово еврейское, преобразованное из Иешуа, или (до Вавил. плена) Иегошуа, значит Бог Спаситель. Имя это было обычно у евреев;
3 т. е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ - так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, - однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежат собственно Ему;
4 Поскольку Иосиф и жена его Мария были из рода (дома) Давидова, то и на перепись они должны были явится в Вифлеем - Давидов город;
5 Женщина, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении;
6 Все перворожденные сыновья у израильтян, прежде чем были избраны на служение Богу левиты (Чис 8:14 и сл.), как собственность Иеговы, были назначены для служения в скинии и храме. Но за пять сиклей, они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которою во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца);
7 Очевидно, евангелист видит в Симеоне пророка, потому что в пророках пребывал Дух Святой (2 Петр 1:21). Этот Дух и внушил Симеону, что он не увидит смерти, т. е. не умрет, пока не увидит Мессию Господнего;
8 Симеон, в согласии с кн. Ис (Ис 8:14; ср. Мф 21:42,44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин 3:19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по божественному решению, должны пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе израильском;
9 Прежде всего, Анна имела в виду политическое избавление Израиля от римской власти. Однако, своим пророческим чутьём она ведала, что Дитя находящееся в храме - Мессия-Христос.