37.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 16-23
ТЕКСТ 16
натй-ашнатас ту його 'сти
на чаикантам анашнатах
на чати-свапна-шиласйа
джаграто наива чарджуна
на - не; ати - чрезмерно; ашнатах - того, кто ест; ту - но; йогах - воссоединение со Всевышним; асти - является; на - не; ча - также; экантам - исключительно; анашнатах - воздерживающегося от еды; на - не; ча - также; ати - слишком много; свапна-шиласйа - того, кто спит; джагратах - бодрствующего по ночам; на - не; эва - конечно; ча - и; арджуна - о Aрджуна.
О Aрджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "16.Но тот, кто слишком много ест, не может находиться в этом связующем процессе, никогда также тот, кто слишком воздерживается от еды, никогда тот, кто слишком много спит, а также никогда непременно тот, кто слишком много бодрствует, о, Арджуна.".
КОММЕНТAРИЙ: Здесь Кришна рекомендует йогам упорядочить свое питание и сон. Есть слишком много - значит есть больше, чем нужно для того, чтобы поддерживать тело.
БОГ: На самом деле человек не совсем может контролировать свой режим, как и объем принятия пищи. Эти вопросы для преданного не краеугольные и не определяющие для преданного служения. Этот путь в материальном мире достаточно специфичен и требует от преданного не мало сил и нормального питания, где все же иногда приходится эти требования и нарушать, но без последствий для самого преданного служения. Т.е. человек остается в рамках связующего процесса с Богом. Бог дает и время от времени преданному насыщать себя в хорошей мере, поскольку далее может быть и достаточно долгий перерыв в принятии еды. Все эти вопросы в преданном служении контролирует Бог, и Бог Знает, как надо вести преданного, чтобы он был в нормальном физическом состоянии и мог преодолевать трудности преданного служения, где чаще приходится и недосыпать и недоедать. Поэтому, этот стих надо рассматривать как то, что человеку необходимо по мере возможности себя в преданном служении оберегать, следить за своим здоровьем, непременно находить время для отдыха и стараться употреблять пищу полезную и по мере возможности калорийную. Но также надо знать, что в современном мире Бог упрощает жизнь преданных, позволяя им не тратить много времени на джапа-медитацию и дает возможность жить и преданно служить Богу Кришне в условиях своего дома и семьи, что может обеспечить ему правильное питание и соблюдение режима. Касательно режима можно сказать, что в среднем преданный должен спать не менее 8 часов в сутки, подъем преданного должен быть не ранним утром, а примерно к 7ч утра или по обстоятельствам, но не в 4ч утра, как у многих это принято. Питание должно быть четырехразовое, вплоть до 21ч вечера. Бог разрешает. И никогда не следует забывать, что полностью режимом дня преданного Управляет Бог, и потому на сбои в режиме дня надо относиться с пониманием и не очень переживать, если не все удается сделать так, как рекомендует Бог теперь. Все отклонения по каждому входят в План Бога, есть Воля Бога и все в итоге должно быть направлено на старание и успех в преданном служении.
Людям нет необходимости питаться мясом животных, так как природа дает им вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока. Эта простая пища, согласно "Бхагавад-гите", является пищей в гуне благости, тогда как мясо - это пища в гуне невежества.
БОГ: Надо сказать более жестко. Преданным запрещено питаться мясом. Что касается рыбы, то и этот продукт крайне нежелателен. Но для начинающих преданных Бог разрешает употреблять в пищу рыбу не чаще двух раз в неделю на протяжении шести месяцев со дня начала преданного служения и далее должен быть полный отказ. Не разрешается преданным употреблять безалкогольное пиво, пиво, алкоголь, кофе, чай. Яйца можно, чеснок можно, лук можно, все крупы, фрукты, овощи, перец; бедные преданные, очень нуждающиеся преданные могут при приготовлении пищи заменить масло маргарином. Преданный может сам давать себе обеты воздержания от той или иной пищи, но не истязать себя голодом или безвкусной пищей или старой пищей, также не должен направлять себя на похудение при нормальном весе. Также, преданному категорически запрещается в любых условиях доедать пищу за другими людьми, даже если они к ней не притронулись. Пища должна быть или отдана животному или выброшена.
Те, кто ест мясо, пьет спиртное, курит или ест пищу, не предложенную Кришне, будут страдать за свои грехи, так как вся их пища является нечистой. Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат (Б.-г., 3.13).
БОГ: Да, поедание мяса есть греховная деятельность в материальном мире, как и употребление алкоголя, как и курение. Также, за пищу надо всегда Бога благодарить. Иначе, считается, что человек занят греховной деятельностью, которая непременно влечет за собой последствия греховной деятельности в виде страданий.
Человек, который склонен к чревоугодию и готовит пищу для себя, не предлагая ее Кришне, ест один лишь грех.
БОГ: Так можно сказать.
Тот, кто ест греховную пищу или неумерен в еде, не может по-настоящему заниматься йогой. Лучше всего есть пищу, предложенную Кришне.
БОГ: если человек неумерен в еде, не может себя контролировать, то надо понимать и то, что он и не в силах этот процесс контролировать, ибо всем в человеке Управляет Бог, и Бог Знает, почему человек неумерен в еде. Эти вещи нельзя осуждать, ибо причины существуют, и они достаточно существенные. Большой вес, почти неограниченный аппетит, страстное желание хорошо или вкусно постоянно есть, на самом деле, дается человеку не просто так. Иногда это есть путь наказания человека, имеющий причины в его прошлом рождении. Иногда Бог дает неумеренность в еде, вплоть до ожирения, человеку, чьи качества и активность в прошлой жизни зашкаливали, его характер был непреклонен, слишком тверд и самоуверен, и в таком случае смягчить характер, сделать его менее подвижным и более умиротворенным может наличие ощутимого веса тела. Переживая такую ситуацию длительный период, человек становится более уравновешенным, миролюбивым, более контактным и смиренным... В свое время, когда надо избавить человек от большого веса, Бог дает ему те практики, те препараты через медицину, те способы воздержания и также физические нагрузки, которые помогают избавиться от лишнего веса и начинать более активную жизнь и деятельность в материальном мире. Также большой вес есть то, что помогает человеку избавиться от желания постоянно наслаждаться пищей. Это пристрастие Бог также убирает через обилие пищи, через пресыщение, через то, что человек воочию видит, что дает ему его неумеренность и необузданность в еде, и человек, запоминая это, в последующих рождениях будет к еде относиться не как к высочайшему благу и наслаждению, а как к необходимости просто поддерживать тело, ибо пресыщение едой в прошлом рождении в человеке закрепляется на уровне подсознания некоторым отторжением привязанности к пище и дает умеренность и потерю особого к ней интереса... Поэтому, люди, которые много едят, есть, по сути, труд Бога над их качествами. Но и таким людям Бог не отказывает в йоге, если человек уже по своим некоторым качествам на такую практику смотрит с интересом и желает вкусить ее плоды. Несомненно, это не будет полноценная йога, но это будет уже начало пути к преданному служению, и плоды этих усилий Бог направит на развитие качеств, которые и будут открывать дверь к преданному служению в свое время.
Преданный, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет есть того, что не было предложено Господу.
БОГ: Следует в современном мире говорить не о предложении пищи Богу Кришне, а о благодарении Бога до и после еды. В таком случае принятие пищи не будет считаться большой греховной деятельностью.
Поэтому только он может достичь совершенства в йоге.
БОГ: Нельзя принятие пищи и благодарение за нее связывать с совершенством в преданном служении. Совершенства преданных в преданном служении не существует, ибо преданный служит Богу несовершенными качествами и никогда не сможет их развить до уровня совершенных. А без такого уровня качеств преданный никогда не сможет точно знать, что можно делать и что нельзя, что Бог разрешает и что нет, как и не может знать последствий любой своей деятельности, как и не может не ошибаться.
Йогой не способен заниматься и тот, кто искусственно воздерживается от еды, придумывая собственные правила голодания и поста.
БОГ: Человек перед Богом может давать обеты воздержания. И Бог их примет. Но этот вопрос надо решать разумно и прося Бога ему в этом помочь. Любое действо, которое неугодно будет Богу, Бог легко отменит, просто убрав у человека желание или возможности в чем-то начать конкретный путь ограничений с целью своего духовного развития и с целью удовлетворить Бога Кришну. Также надо понимать, что все желания в плане воздержания дает человеку Бог. Это могут быть вещи, которые никак не скажутся на здоровье и общем самочувствии человека, но снизят его устремления к внешним объектам наслаждения. Однако, речь не должна идти о голодании и постах, минуя те дни воздержания, которые рекомендованы Святыми Писаниями.
Человек, достигший уровня сознания Кришны, постится в соответствии с указаниями шастр. Он не морит себя голодом и не переедает, поэтому он вполне способен заниматься йогой. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и потому спит больше, чем необходимо.
БОГ: Нет такой прямой зависимости. И тот, кто много есть, и тот, кто много спит, не может этим процессом управлять сам. Этими процессами Управляет Бог. Только Бог будит человека, только Бог дает бессонницу, только Бог дает преданному состояние, подходящее для преданного служения. Поэтому, преданный должен в этом вопросе вручить себя Богу. И увидит, что ничего от него самого не зависит. Он не сможет и мгновения больше поспать, если пора вставать. Бог Сам его тело поднимет прежде, чем он сможет это осознать, как и Бог Сам его вовремя уложит спать, руки сами начнут стелить постель... Бог Сам разбудит, если надо, преданного ночью и не даст сомкнуть и глаз, если Богу нужна и такая разовая аскеза, Бог Сам заставит преданного поесть и Сам отведет от еды или забрав достаток или убрав желание есть, или дав преданному пожертвовать свою еду другому... неисповедимы пути Бога, неисчерпаем труд Бога над каждым. Никто у Бога не залежится и никто у Бога особо или без надобности не ожиреет, но и никто у Бога не будет голодать, ибо преданное служение превыше всего и Бог тщательно и неукоснительно за этим следит, тем более за преданным.
Спать следует не более шести часов в сутки.
БОГ: Нет. Бог разрешает в современном мире преданному спать не менее восьми часов в сутки и не изматывать себя постоянным желанием спать, что практически всегда присутствует пока в жизни современного преданного и что недопустимо и вредно для преданного служения. Человек должен высыпаться.
Тот, кто спит больше шести часов, несомненно, находится под влиянием гуны невежества. Человек в гуне невежества ленив и любит долго спать. Он не способен должным образом заниматься йогой.
БОГ: Это заблужение. Ни о какой гунне невежества нельзя говорить, если преданный спит восемь часов в сутки. Это Божественная норма, данная преданным в современном мире.
ТЕКСТ 17
йуктахара-вихарасйа
йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа
його бхавати духкха-ха
йукта - упорядоченны; ахара - прием пищи; вихарасйа - того, чей отдых; йукта - умеренно; чештасйа - того, кто работает, чтобы прокормить себя; кармасу - в исполнении обязанностей; йукта - упорядоченны; свапна-авабодхасйа - того, чей сон и бодрствование; йогах - занятия йогой; бхавати - становится; духкха-ха - уничтожающая страдания.
Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "17.Регулируемая еда восстанавливает силы того, кто своими усилиями вовлечен в работу. Такой человек, регулируя сон и бодрствование и занимаясь практикой йоги, достигает уменьшение страданий.".
КОММЕНТAРИЙ: Излишества в том, что касается еды, сна, самозащиты и половой жизни, одним словом, излишества в удовлетворении потребностей тела, могут стать препятствием на пути йога.
БОГ: На самом деле, этот вопрос касательно любых излишеств в материальном мире решает только Бог. Но преданный непременно должен понимать, что он в этом мире должен направлять свои усилия на то, чтобы развить качества, угодные Богу, позволяющие вывести его за пределы материального существования. А для этого надо шаг за шагом убирать все те привязки к материальному миру, которые этому процессу могут мешать и порой существенно. Сон и еда достаточно болезненные вещи для любого человека в материальном мире, и мало кому удается в этом плане пресыщаться, ибо так устроена Богом жизнь, что человек должен трудиться, воспитывать детей, отдавать Богу долги, а преданному надо заниматься еще преданным служением. И это требует и силы и здоровье, и отдых и на этих вещах особо не получится как бы преданно развиваться или выигрывать через воздержание. Здесь, напротив, нужны меры, чтобы не упасть, не сорваться, но обеспечить себе тот световой день, который поможет человеку выполнять успешно практику преданного служения. Поэтому лучше всего просто предаться Богу в этих вопросах, просто понимать, что отдых, как и еда, вещи необходимые, но и требующие все же и качества человека, умение преодолевать, умение себя воздерживать, умение контролировать на сколько Бог даст эти процессы в существовании. И также надо всегда просить Бога, чтобы в некоторых случаях помогал все же преодолевать и усталость, и голод, и бессонницу, которые в любом случае, так или иначе, но имеют место в жизни любого человека. Без просьбы к Богу, без молитвы преодолеть эти вещи в преданном служении далеко не просто и можно не выдержать. Или может случиться так, что Бог преданное служение перенесет на следующее рождение.
Что касается питания, упорядочить его можно, только питаясь прасадом, освященной пищей. Согласно "Бхагавад-гите" (9.26), Господу Кришне можно предлагать молоко, овощи, фрукты, зерно и некоторые другие вегетарианские продукты.
БОГ: В современном мире речь может быть не о предложении пищи Богу Кришне, а о благодарении Бога за еду перед едой и после окончания принятия пищи. Эта еда считается благословенной Богом. Каждый получает такое благословение только вследствие своего благодарения Бога за еду. Т.е. невозможно для кого-то другого или ради другого человека благодарить Бога за еду. Исключение могут составлять дети, до двух лет. В два года ребенок должен поблагодарить Бога, ему родители должны озвучить и неоднократно такую необходимость. Также исключение составляют больные люди. За их пищу можно Бога поблагодарить. Но такая пища не является прасадом и не очищает существование человека. Но и не делает процесс принятия пищи очень греховным, но достаточным, чтобы говорить о возможности преданного служения и поклонения Богу Кришне.
Питаясь таким образом, человек, идущий путем сознания Кришны, приучается есть только то, что предназначено в пищу людям, то есть пищу в гуне благости.
БОГ: Пища в гунне благости есть, прежде всего, пища, за которую человек благодарит Бога, а также та, которую потребляют преданные, включая все ограничения. Такая пища считается благословенной Богом и дающая человеку то семя, которое в свое время, если он еще не преданный, взрастет преданным служением Богу Кришне.
Что касается сна, то преданный старается отдавать как можно больше времени деятельности в сознании Кришны, поэтому время, без нужды потраченное на сон, является для него невосполнимой утратой.
БОГ: На сне особо экономить не следует. Сон продолжительностью восемь часов считается нормой и никак не может навредить преданному в преданном служении. Но если преданный измотан бессонницей или очень коротким периодом сна (а шестичасовой сон таким считается), то его преданное служение, его карма-йога, его обязанности в семье - все будет страдать, и это принесет значительно больший вред и ему и тем, кто его окружает, как и работе, так и поклонению Богу Кришне.
Aвйартха-калатвам: человек, обладающий сознанием Кришны, стремится к тому, чтобы каждое мгновение его жизни было отдано служению Господу.
БОГ: Это, несомненно, преувеличение. Каждое мгновение не получится ни у кого отдать с пользой преданному служению, тем более, если человек периодически не высыпается и ест слишком аскетично. И, тем не менее, жизнь преданного должна быть посвящена Богу Кришне, и все деяния преданного должны быть направлены в эту сторону. Но не следует никогда забывать, что преданным служением каждого преданного Управляет Бог, и Бог Сам распоряжается временем преданного, его работой, его сном и едой, его домашними обязанностями, его отдыхом, его благотворительностью. Но, чтобы преданный поддавался в себе Указаниям Бога и действовал как бы согласованно с Богом, необходимо, чтобы он развивал свои качества, такие, как бесстрашие, аскетизм, добродетель, милосердие, терпение, смирение перед Богом, ибо эти качества в первую очередь и помогут ему все преодолевать и ни в чем не испытывать внутренних препятствий или неготовности или раздражения или, не дай Бог, сопротивление Воле Бога в себе.
Поэтому время его сна сведено к минимуму.
БОГ: Это непозволительная, грубейшая ошибка преданных.
В этом отношении идеалом для преданного является Шрила Рупа Госвами, который был постоянно занят служением Кришне и спал не более двух часов в сутки, а иногда и того меньше.
БОГ: Этот пример не должен быть использован в преданном служении для всех преданных даже частично. Есть у Бога отдельные люди, и далеко не всегда это преданные, которым Бог дает такой путь индивидуально, никак ни в назидание другим, это их личная карма, их личный образ жизни, это работа Бога над такими людьми, имеющая свою цель. Иногда в прошлом такие люди вели слишком праздный образ жизни или иногда такие люди были прикованы к постели болезнью годами и им для равновесия Бог в следующей жизни дает достаточно короткий или беспокойный сон, но и это Бог употребляет для человека с некоторой для него пользой, касательно его материального или духовного развития. Этот короткий сон ни есть заслуга человека, но Воля Бога на него и дается человеку без особых его страданий, ибо и такое состояние Бог может поддерживать как угодно долго, если в этом есть Божественная необходимость на этого человека.
A великий преданный Тхакур Харидас не ложился спать и даже не принимал прасада, не повторив на четках триста тысяч имен Господа (свою ежедневную норму).
БОГ: Только Бог Знает, ложился он спать или нет и сколько тысяч раз повторял имена Бога. Также надо понимать, что такое сильное усердие далеко не всегда Бог дает за благодеяния и служение Богу в прошлой жизни, но иногда и тому, кто оскорбил Бога в своей жизни в бытовых условиях. И тогда в следующем рождении Бог так может и наказать, но с пользой для человека, чтобы уяснил, Кто есть Бог через вибрирование джапы столь усиленное, превышающее все нормы жертвоприношений и аскетизма.
Что касается деятельности, то человек, обладающий сознанием Кришны, никогда не станет заниматься тем, что не связано с интересами Кришны, поэтому его деятельность всегда упорядоченна и не осквернена желанием удовлетворять потребности собственных чувств.
БОГ: Человек не может знать об интересах Бога Кришны. Так ставить вопрос не следует. Преданный просто должен хорошо понять, что на него есть ни интерес Бога, а Воля Бога, и она имеет отношение к преданному служению. Только преданное служение и старание преданного в этом направлении имеют ценность для Бога, и только этот путь будет Волею Бога в преданном поддерживаться всеми средствами Бога, ибо это единственные врата для очищения качеств преданного и подготовки его к выходу на духовный план.
Свободный от стремления к чувственным удовольствиям, он ни минуты не тратит на мирские развлечения. И поскольку все его действия, его речь, сон, бодрствование и удовлетворение других потребностей тела упорядоченны, он не испытывает материальных страданий.
БОГ: Все упорядочивает Бог, но так, чтобы преданный испытывал постоянную ответственность перед Богом, чтобы сотрудничал с Богом и старался в преданном служении постоянно. Также, надо понимать, что не все в преданном служении выглядит для преданных, для каждого преданного, гладко. Бог дает видимость и сбоев, и неудач, и торможения, и отсутствие иногда желания в преданном служении и разочарования и пр. Все это необходимые атрибуты преданного служения, и на самом деле все вписывается в эту упорядоченность, и благоприятное и неблагоприятное, ибо это то, что и развивает преданного, рождает в нем недовольство собой, заставляет мыслить и мыслью искать свои ошибки, которые часто и присутствуют и являются причиной несовершенного служения Богу Кришне. Все надо преодолевать и все надо делать с упованием на Бога, молясь и прося Бога, чтобы помог в преданном служении, дал силы, дал желание, дал необходимые обстоятельства, поддерживал память, отношение с другими преданными, давал религиозную речь и помогал преодолевать семейные и бытовые проблемы, которые также могут мешать в преданном служении.
Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.
БОГ: неверный перевод. Правильный перевод: "18.Когда умственная деятельность контролируется, человек, непременно, сосредотачивается в себе. Если он также не устремлен ко всякого рода удовлетворению чувств, тогда о нем говорят, что он вовлечен в практику йоги.".
КОММЕНТAРИЙ: В отличие от обыкновенного человека, йог в своих действиях не руководствуется материальными желаниями, главным из которых является половое.
БОГ: Каждому Бог дает свое в зависимости от Плана Бога на человека. Материальному человеку Бог дает свои многочисленные желания, которые есть и кармические и которые есть средство Бога, ведущее человеку по пути преодолений, что в свою очередь развивает материального человека и подготавливает его качествами к преданному служению, ибо этот путь у Бога работает на всех. Но каждый приходит к преданному служению строго в свое время. Точно также и йогу Бог выдает на первый план те желания преимущественно, которые непременно должны быть направлены и на развитие качеств преданного и одновременно на само преданное служение во всей своей полноте. От качеств, мешающих преданному служению, Бог помогает постепенно освобождаться в своей мере самой практикой преданного служения и через нее отводит те желания, которые излишни, которые, по сути, свое отработали в этом человеке еще в пути материального развития и которые не полезны для преданного служения.
Совершенный йог полностью управляет своим умом, поэтому его не беспокоят никакие материальные желания.
БОГ: две серьезные ошибки: Никогда никакой йог, занятый в преданном служении Богу Кришне, не может быть совершенным. И второе, никогда ни один преданный не может ни полностью, ни частично управлять своим умом. Это иллюзия дается Богом как следствие духовных практик преданного, дабы преданный понимал, что есть его усилия и есть его плоды. Усилия есть преданного. А вот плоды - это только труд Бога, именно Бог дает видимость того, что у преданного получается владеть своим умом, а на самом деле просто Бог забирает мыслительный процесс лишнего порядка, направляя Сам преданного на сосредоточении на преданном служении и всем, что с этим связано. Ибо это не шутки, надо преданного вести, надо ему помогать, убирая все, что мешает, ибо речь все же идет о выходе на духовный план.
Этой ступени совершенства естественным образом достигает тот, кто развил в себе сознание Кришны.
БОГ: Никто и ничего сам в себе не развил. Только все от начала до конца дает преданному Бог и не отбирает, делая качества человека его сутью. Но чтобы этих высших качеств достичь, Бог дает преданному далеко не простой путь заслуживания у Бога этих качеств. И только по старанию преданного Бог убирает материальные желания, материальные качества и укрепляет в человеке все направленное на Бога, на духовное развитие и на преданное служение. Никогда не следует преданному себя восхвалять, считать себя и свои качества совершенными, и себя достигшим Бога. Все это есть несмирение, все это есть греховное понимание, все это есть полное непонимание, как Бог работает в материальном мире, включая преданных.
В "Шримад-Бхагаватам" (9.4.18 - 20) сказано:
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе
мукунда-лингалайа-даршане дришау
тад-бхритйа-гатра-спарше 'нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хришикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттама-шлока-джанашрайа ратих
"Царь Aмбариша прежде всего сосредоточил ум на лотосных стопах Господа Кришны, а затем, одно за другим, занял в служении Господу все свои органы чувств: его уста прославляли трансцендентные качества Господа, руки убирали Его храм, уши слушали рассказы о деяниях Господа, а глаза созерцали Его божественный образ.
БОГ: Сказания древних грешат значительными преувеличениями и много излишней сладостности вкладывают в уста и дела своих персонажей, также и относительно восприятия себя, Бога, своего положения и своих возможностей перед Богом. Но в любом случае надо хорошо понимать, что и таких людей тоже полностью всем необходимым наделяет Бог. Бог дает человеку на определенной ступени его материального и духовного развития при наличии необходимых качеств, глубочайшее смирение и почтение перед Богом, позволяет уму его лицезреть Стопы Бога, обозревать Божественный храм, созерцать Божественный образ, только Бог открывает уста и ими возносит Себе молитвы, давая такому преданному иллюзию великого блаженства и почти единения с Богом. Для чего это надо и надо ли это Богу? Это все есть работа Бога в материальном мире с преданными Бога, но теми, чья ступень позволяет ему так видеть и воспринимать. Это полезно и для преданного и для его окружения, ибо через таких как святых Бог сообщает преданным о Себе, наслаждает такими картинами, дает человеку через это большее старание в преданном служении, ибо все доносит через авторитетных религиозных людей, показывая, что Бог явно может себя проявить, что Бог великолепен, что усердия преданного также Бог видит и может поощрить. И такие вещи долго удерживаются и передаются преданным, как повествования о великих преданных, которые есть для каждого образец духовной мысли, чувств, заслуг перед Богом. Но и это все фетиш, то, что не ценится Самим Богом, что есть просто работа Бога в материальном мире, обращенная на людей, которые Бога готовы воспринимать через эмоции, чувства, сказочные рассказы других. На самом деле для Бога важно серьезное отношение к преданному служению, серьезный настрой на труд, на Бога, на свои качества, которые необходимо развивать, на посвящение своей жизни Богу, без подобных слащавых описаний и здесь подстегиваний.
Тело царя касалось тел преданных Господа, нос вдыхал аромат цветов лотоса, поднесенных Господу, а язык наслаждался вкусом листьев туласи, возложенных к лотосным стопам Господа. Ноги несли его к местам паломничества и храмам Господа, голова склонялась перед Господом, а все желания были связаны с желаниями Господа. Все эти духовные занятия как нельзя лучше подходят тому, кто стремится стать чистым преданным".
БОГ: Эти все вещи Бог Кришна ориентирует на преданных прошлых веков. В современном мире надо трезво относиться к преданному служению, прежде всего. И если надо преданного за старание вознаградить, Бог сделает это уникально, так, как достойно преданного и так, чтобы это было в помощь преданному служению. Надо понимать, что Бога не следует связывать ни с лотосными стопами, ибо их у Бога Кришны нет, как и нет человеческого образа, не следует связывать с ароматами лотоса, с вкусом листьев туласи, невозможно и не следует непременно устремляться также в места паломничества... Преданное служение должно быть без лишних атрибутов и телодвижений, без измышлений и поиска, как еще можно удовлетворить Бога или за счет чего. Богу от преданного нужно не расточительство чувств, пониманий и времени, но ежедневное, полностью сосредотачивающее на Боге Кришне преданное служение и изучение Слова Бога, без которого - никуда, в пределах своего дома и своего месторасположения. Все остальное - пустая трата времени и Божественного и своего.