35.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 6. ТЕКСТ 6-10.
ТЕКСТ 6
бандхур атматманас тасйа
йенатмаиватмана джитах
анатманас ту шатрутве
вартетатмаива шатру-ват
бандхух - друг; атма - ум; атманах - живого существа; тасйа - его; йена - которым; атма - ум; эва - безусловно; атмана - живым существом; джитах - обузданный; анатманах - для того, кому не удалось обуздать свой ум; ту - но; шатрутве - из-за враждебности; вартета - останется; атма эва - тот же самый ум; шатру-ват - подобно врагу.
Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "6. Ум друг того живого существа, которым ум непременно побежден. Но тот, кто не может контролировать свой ум из-за вреждебности, для него ум становится, непременно, как враг.".
КОММЕНТAРИЙ: Цель практики восьмиступенчатой системы йоги - обуздать ум и сделать его своим другом, который поможет исполнить предназначение человеческой жизни.
БОГ: На самом деле, это цель всех йог. Но речь идет не об восьмиступенчатой йоге, а о преданном служении. Но всегда надо хорошо понимать, что ум есть Сам Бог в человеке, ни о каком обуздании речи не может быть. Бог всегда будет подавать человеку через мыслительный процесс все желания, все соблазны, все направления на внешние материальные объекты, ибо это есть работа Бога над творением. Именно через ум Бог вовлекает материального человека в материальные развивающие игры и роли, за которыми последуют плоды благочестивой и греховной деятельности, которые и помогают развиваться человеку, его качествам, поднимая материального человека по ступеням своего собственного развития. Также, через ум Бог работает и с преданными, помогая им именно через ум обозревать все соблазны материального мира и учиться от них отказываться, как бы отказывая своему уму в том, на что он усиленно и неоднократно указывает. Такая практика у преданного происходит постоянно в материальном мире, где преданный показывает Богу через некоторое внутреннее сопротивление, что он хочет исполнять Волю Бога, провозглашенную в Святых Писаниях, хочет идти по пути отрешения от материальных объектов, хочет заниматься более чистым преданным служением. И в таком случае Бог дает преданному и те инструменты, которые ему в этом непременно могут помочь, т.е. речь идет о рекомендуемых Богом духовных практиках, посредством которых человек может как бы контролировать свои желания и свой непременно ум. На самом деле контролировать ум, удерживать его невозможно, ибо это вечно действующий инструмент Бога в материальном мире, но Бога можно как упросить ослабить работу ума там, где он усиленно предлагает внешние материальные наслаждения и сопровождает их внутренними энергиями человека желания и страстного желания, которое может порою перерастать и в вожделение. Так понимающий и так просящий Бога преданный направляется Богом на изучение Святых Писаний, на добродетель и аскетизм, на простой образ жизни, на постоянный внутренний контроль своего ума и чувств в плане неприятия материальных предложений ума; т.е, по сути, чтобы Бог помог в этом вопросе контроля ума, так можно сказать условно, необходимо преданному заниматься преданным служением достаточно старательно и постоянно с Богом в себе направлять свой мыслительный процесс на блокировку своих желаний, что порой может принимать и достаточно мучительный формы, где человек всеми в себе силами удерживает себя от того или иного соблазна. Такое практикование создает впечатление, достаточно иллюзорное, что человек борется со своим умом. Но и это все те же иллюзорные энергии Бога. Чаще всего они работают над преданным в начале его преданного пути. В дальнейшем отход от внешних объектов будет происходить как автоматически ценой самого преданного служения. Все это те вожжи, которыми Бог как позволяет преданному в себе управлять своим мыслительным процессом. Но весь этот процесс обуздания своих чувств и желаний, как и ума, есть ТВОРЕНИЕ Бога, как и преданное служение есть ТВОРЕНИЕ Бога, те условные действа, за которых Бог платит душе развитием качеств, угодных Богу, вхождением в Бога, также подъемом по ступеням материального и духовного развития и также выходом на духовный план. Также, ум невозможно сделать своим другом, ибо Бог никому не друг. Также, ум не может быть и врагом живого существа. Ум - есть работа Бога над живыми существами в материальном мире, направленная на развитие живых существ и подъем их по лестнице собственного развития.
До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия йогой будут лишь пустой тратой времени.
БОГ: Если человек достаточно серьезно занимается йогой, связующим процессом с Богом Кришной, то в таком случае Бог непременно дает ему понимание, что его ум его постоянно искушает и с этим надо что-то делать. Человек не глуп и понимает в себе, слыша в любом случае в себе Мнение Бога, что надо в некоторых вопросах со своим умом не соглашаться, не идти на его поводу или удерживать себя от внешних наслаждающих материальных объектов. Т.е. нет беспросветно невежественного йога, который бы не видел, что в практике йоги он неустойчив и мысль его то и дело устремляется вовне. И непременно он, дабы удержать те плоды или успехи, которые ему его практикование дало, будет Волею Бога в любом случае всеми в себе внутренними силами, иллюзорными на самом деле, сопротивляться тому, что ему мешает. Этот внутренний процесс автоматически сопровождает практику йогу, не делая ее пустой тратой времени, ибо Бог Сам Лично сохраняет и оберегает тот путь, который уже начат и убирает те препятствия, которые йогу могут мешать.
Тот, кто не может совладать с умом, живет бок о бок со своим злейшим врагом и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув ее цели.
БОГ: Если речь идет о материалисте, то ему и положено следовать своему уму во многих вопросах, ибо через ум его ведет Бог, как и развивает, поднимая нагара греховные или благочестивые качества и через них вовлекая в развивающие материальные игры и роли. Но и материальный человек все же должен еще на своих ступенях уметь свой ум немного как контролировать, т.е. не все брать умом у Бога, ибо некоторые соблазны могут для него или для других обернуться страданиями. Уметь сопротивляться уму человек учится через обстоятельства, ситуации, в которых он оказывается Волею и Планом Бога. Соблазны искушают в материальном мире всех. Но человеку приходится им отказывать с некоторой болью для себя, ибо или надо средства направить на другого человека, ибо здесь причиной может быть или долг, или болезнь, или тяжелое материальное положение. Отказывать себе приходится ради родственников или немощных, отказывать себе приходится в виду большой просьбы другого человека, отказывать себе приходится, ибо есть вещи менее наслаждающие чувства, но более необходимые по ситуации или жизненным условиям. Чтобы человек отказывал себе, Бог дает ему также и чувство жадности, экономии, здравого расчета, совести, долга, мыслительного процесса о том, что можно претерпеть, Бог также помогает человеку переносить в себе сроки наслаждений, учитывать чужие праздники и мероприятия и оказывать другим внимание за счет своих привязанностей. Т.е. материальный мир сведущ в контроле ума на житейских примерах своего быта и быта других людей. Так что контролируют в своей мере или овладевают своим умом, условно говоря, все. Все знают, что такое отказаться, не последовать, не воспользоваться, отречься... Но если человек все же идет на поводу ума, то и это не просто так. Значит, такова Воля Бога на человека. Но и такое следование уму может быть отчасти. Всегда найдется и тот момент, когда человек выберет для себя Волею Бога скорее отказ, нежели наслаждения. Поэтому Бог через ум никому не навредит и это надо понимать.
Каждое живое существо по своей природе призвано исполнять указания свыше. Пока ум остается непокоренным врагом, мы вынуждены подчиняться диктату вожделения, гнева, алчности, иллюзии и т.д.
БОГ: Не так. Живое существо не призвано, его природа такова, что он подчинен всем в себе своему Творцу, и, хочет или нет, но полностью Управляемо Богом через мыслительный процесс, желания, чувства, внутренние энергии, память, ситуации и обстоятельства, извне и изнутри. Материальный человек исполняет Волю Бога непрерывно, и другого пути у него нет. То же самое и преданный Бога Кришны. Но преданный Бога Кришны это знает через Святые Писания, где Бог Говорит о Себе, что он есть ум, память, жизненная сила, чувства, разум, жизнь живых существ. Но так называемый контроль ума Бог требует от человека, когда вопрос стоит о тех его качествах, которые должны выводить человека за грань материального мира, ибо надо постепенно обрывать зависимость от всех привязок к материальному миру, включая и внешние наслаждающие объекты. Но этот путь далеко не прост и штурмом его не берут, а постепенно, начиная с некоторых ступеней материального развития, далее в преданном служении через рекомендуемые Богом Кришной духовные практики. Что касается таких качеств, как гнев, жестокость, жадность, эгоизм, вожделение и пр., то эти качества в материальных людях Бог постепенно убирает средствами самого материального мира в круговороте рождений и смертей, что происходит автоматически и есть извечный труд Бога, направленный на развитие Своего творения. И особой привязки устранение этих качеств к удержанию ума от внешних материальных наслаждений они не имеют. Далеко не всегда даже для материальных людей сильное желание, не контролируемое в достаточной степени умом, может быть причиной гнева, жестокости, насилия, зависти, ибо это также зависит от того, на какой ступени материального и духовного развития стоит материальный человек. И на высокой ступени этого развития могут быть проявлены сильные желания, но отнюдь не влекущие за собой ярко выраженные греховные качества.
Когда же нам удается обуздать его, он добровольно соглашается исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого в образе Параматмы.
БОГ: Никогда и никому не удается обуздать свой ум. Но есть такая видимость, данная тем преданным, а порою и материальным людям, которые достигли высокой ступени добродетели, кто идет по пути аскетизма и ведет простой образ жизни, ни на что стараясь не претендовать... Таким людям, еще не занятым в преданном служении и преданным, которые непременно поклоняются Богу Кришне и проявляют особое усердие в духовных практиках и изучении Святых Писаний, Бог дает не контроль ума, а ослабление действия ума в плане предложения человеку внешних материальных источников наслаждения, ибо это есть помощь преданному не отвлекаться от служения Богу и с пользой использовать свой путь преданного служения, развивая качества достаточные, чтобы можно было говорить о выходе преданного на духовный план. Но а ослабление сильных материальных желаний материальных людей необходимо для того, чтобы начать их привлекать в свое время на путь преданного служения, ибо качества позволяют.
Истинная йога дает человеку возможность ощутить присутствие Параматмы в своем сердце и начать действовать, повинуясь воле Господа.
БОГ: В человеке каждом присутствует не некая параматра, а Сам Бог Кришна, Своим полным целым, и расположен Бог одинаково во всем теле человека, в любой точке тела, но с душой соединение идет преимущественно в мозжечке, откуда Бог дает мыслительный процесс, желания, память, чувства, как и в районе тела дает жизненные силы, внутренние энергии, обеспечивает работу всех внутренних органов и частей тела и чувств тела.
Для того, кто встал на путь сознания Кришны, совершенно естественно выполнять все указания Господа.
БОГ, Так можно сказать. Но непосредственно сами Указания Бога человек в себе знать доподлинно не может, но отчасти может в себе понимать Мнение Бога, Волю Бога, требование Бога. Но этот процесс всегда в развитии и зависит от преданного служения, времени в преданном служении, от стараний человека и его качеств и кармы. Но непременным условием является изучение Святых Писаний и поклонение Богу Кришне постоянное.
ТЕКСТ 7
джитатманах прашантасйа
параматма самахитах
шитошна-сукха-духкхешу
татха манапаманайох
джита-атманах - того, чей ум побежден; прашантасйа - того, кто, обуздав ум, обрел умиротворение; парама-атма - Сверхдуша; самахитах - достигнута; шита - в холод; ушна - жару; сукха - в счастье; духкхешу - и в горе; татха - также; мана - в почете; апаманайох - и бесчестье.
Тот, кто обуздал ум, уже осознал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "7.Тот, кто победил ум и достиг умиротворение, приблизился к Брахману (к Богу Кришне) в холоде и в жару, в счастье и страдании, а также в победе и поражении.
КОММЕНТAРИЙ: Предназначение живого существа - следовать указаниям Верховного Господа, который пребывает в сердце каждого в образе Параматмы.
БОГ: Надо уточнить. Предназначение не каждого живого существа, а только того, кто уже занят преданным служением и достиг некоторых результатов таких, которые позволяют преданному слышать, понимать в себе Мнение Бога Кришны. Также, Бог, пронизывая Собою живое существо, остается в нем, но не в сердце. В сердце, в этом органе нет ни души, ни Бога Кришны. Бог, пронизывая тело человека, любого живого существа, остается в нем своим полным целым в любой точке этого тела и полностью этим телом и душой, расположенной в теле, Управляет. Также, речь должна идти не о параматре, а о Личности Бога Кришны. Именно Бог Кришна присутствует в теле живых существ Своим полным целым. Также, следовать Указаниям Бога в себе может далеко не каждый преданный, не говоря о материальных людях. Преданные более низкого уровня могут следовать преимущественно Слову Бога в Святых Писаниях. Поэтому на изучение Святых Писаний непременно надо направлять усилия и старания всем преданным.
Когда ум живого существа оскверняется внешней, иллюзорной энергией, оно запутывается в сетях материальной деятельности.
БОГ: Никто не запутывается ни в чем. Иллюзорные энергии Бога, напротив, все упорядочивают в умах материальных людей сообразно ступени материального и духовного развития каждого. Все без исключения Управляются Богом в соответствии с качествами, кармой каждого, ступенью развития и Волей и Планом Бога Кришны на каждого конкретного человека.
Поэтому, если человек с помощью одного из методов йоги подчинил себе ум, следует считать, что он уже достиг поставленной цели.
БОГ: Нет глобального, масштабного, абсолютно очевидного, действенного безотказного подчинения своего мыслительного процесса себе. Это тоже иллюзия, но которую поддерживает Бог, ибо в противном случае человек не сможет развиваться и подниматься по ступеням материального и духовного развития. Иными словами, Бог Кришна просто отводит мыслительный процесс от внешних материальных объектов и направляет ум только и исключительно на преданное служения, а за основу такого отвода берется только старание преданного в преданном служении и время пребывания его в преданном служении. А в глазах преданного Бог может показать решающей причиной контроля ума любую йогу или духовную практику, сопровождающую преданное служение.
Когда ум живого существа сосредоточен на высшей природе, ему не остается ничего другого, как исполнять волю Всевышнего.
БОГ: Если говорить о сосредоточении, то надо говорить не о некоей высшей природе, а только и единственно о Боге Кришне, т.е. четко указывать, на Кого должен быть обращен ум преданного. Но такое сосредоточение на Боге Кришне может дать только преданное служение и достаточно долгое и с большим здесь старанием. Но даже такое сосредоточение не ставит человека в то положение, где он точно знает Волю Бога на себя, чтобы этой Воле Бога Кришны следовать, принимая ее Указанием для себя. Т.е. речь должна всегда идти только о СЛОВЕ БОГА В СВЯТОМ ПИСАНИИ. Только здесь есть однозначность, есть правильно понимание Воли Бога и есть благословение Бога преданному следовать этому СЛОВУ БОГА. Другой путь через Мнение Бога в себе дается не всем и далеко не все человек в себе может правильно понять или не всегда может отличить свое понимание и Волю Бога в себе, на него направленную.
Ум всегда должен подчиняться указаниям свыше. Тот, кто обуздал ум, естественным образом следует указаниям Параматмы, или Сверхдуши.
БОГ: Так называемое обуздание ума всегда в помощь человеку, его преданному служению. Это без сомнения. Это - ступень. Но это не заглушает ум, но просто Бог перестает направлять мыслительный процесс преданного на внешние материальные объекты или делает это редко, или не сопровождает сильными желаниями, или быстро этим мыслительным процессам дает угасать, или человек о своем желании быстро забывает... Но в таком случае самое лучшее для преданного просто заниматься преданным служением во всей его полноте, стараться перед Богом и понимать, что это и есть Указание Бога, и есть Воля Бога, и есть План Бога и других Указаний искать особо не следует. Если будет необходимо, Бог изъявит свою Волю в человеке на столько явно и четко, что человек не ошибется и поймет, и примет, и последует. Пусть это особо преданного не беспокоит. Бог никогда и ни с кем и особенно с преданными не теряет связь, и Воля Бога на каждого не замедляет себя ждать. Но для этого надо стараться и много раз стараться в самом преданном служении, ибо, иначе, ум станет неукротимым, и Воля Бога будет направлять человека на исправления, что есть путь сансары.
И поскольку, развив в себе сознание Кришны, преданный Господа сразу достигает духовного уровня, он поднимается над противоположностями материального бытия: счастьем и горем, жарой и холодом и т.д. Так он входит в состояние самадхи, то есть полностью погружается в мысли о Всевышнем.
БОГ: Никто полностью в себе не развивает сознание Бога Кришны, ибо причина - несовершенные качества. Также, никто не достигает духовного уровня, ибо всегда Бог Говорит о материальном и духовном развитии преданных. Чисто духовного уровня человек никогда не может достичь, ибо, опять же, не позволяют несовершенные качества и изначальное положение живых существ. Также, никогда человек не преодолевает двойственность материального мира, как и не преодолевает двойственность на духовном плане. Ибо эти иллюзорные энергии Бога обеспечивают и развитие человека и его внутреннее состояние и связь с внешним материальным и далее с духовным миром. Также состояние самадхи есть работа иллюзорных энергий Бога, есть обещание Бога, есть поддержка Бога, есть средство поддержания духовный усилий йогов и преданных.
ТЕКСТ 8
джнана-виджнана-триптатма
кута-стхо виджитендрийах
йукта итй учйате йоги
сама-лоштрашма-канчанах
джнана - благодаря знанию; виджнана - и духовному опыту; трипта - удовлетворенное; атма - живое существо; кута-стхах - достигшее вершины (самоосознания); виджита-индрийах - тот, чьи чувства обузданы; йуктах - готовое осознать свое истинное "Я"; ити - таким образом; учйате - говорится; йоги - йог-мистик; сама - одинаково (относящийся); лоштра - к гальке; ашма - к камню; канчанах - к золоту.
Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим свое "Я" и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "8.Душа, удовлетворенная приобретенным и реализованным знанием, расположенная в Верховном Брахмане, победившая чувства, есть, сказано, реализованный йог, неизменный при виде камня, гальки и золота.".
КОММЕНТAРИЙ: Знание, почерпнутое из книг, но не подкрепленное осознанием Высшей Истины, бесполезно. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.234) сказано:
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
"Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу".
БОГ: Так можно сказать. Но чувства человека на самом деле есть энергии Бога; все, что испытывает человек, все это дает ему Бог через Божественное в нем присутствие. Речь может быть о том, что эти энергии Бога ориентированы на ступень развития человека, на его качества, на его понимание. Эти энергии присутствуют или работают в материальном мире, привязаны к материальному миру, дают человеку возможность через эти энергии входить в контакт с материальным миром, строго соответствуют ступени развития человека, подаются Богом так, что человеку материальному на его ступени в этих энергиях комфортно, он их проявление принимает за себя, за свою суть и реагирует на них как на себя в любой своей ситуации. Бог дает, таким образом, человеку гнев, обиду, лень, высокомерие, нравственность, жадность, алчность, все другие чувства, каждому по его ступени... все это не продукты ума человека и самого человека. Все это есть энергии Бога, направленные именно на данную ступень человека и его качества на этот период. Когда человек развивается, поднимается по ступеням своего материального и духовного развития, когда качества его Волею Бога также развиваются, то в таком случае Бог дает человеку несколько другие энергии, ослабляя зависть, убирая гнев, заменяя жадность на практичность или аскетизм, и это происходит в круговороте рождений и смертей постоянно. Т.е. с позиции преданного чувства материального человека как осквернены в материи, а с позиции истины, энергии Бога просто работают Волею Бога над человеком и каждый данный период эти энергии также меняются Богом на более совершенные, более высокой ступени. Сам Бог эти энергии каждому дает в той мере, в которой он на данный момент как бы нуждается, как бы им соответствует, как бы их может принять, через них воспринимать окружающий мир и проявлять себя через них согласно своей ступени развития. Поэтому чувства никак не могут быть осквернены, как и понимание, как и качества, как и мыслительный процесс. Все в человеке по мере его просто вращения в круговороте сансары меняет Бог через предлагаемые игры и роли развивающего порядка. Но, а когда человек уже поднимается на достаточно высокую ступень своего материального развития, когда он уже развивает свои качества в достаточной мере, чтобы перейти на путь преданного служения, Бог Кришна дает ему те чувства, тот мыслительный процесс, те понимания, те реакции, которые и подходят для того, чтобы постигать Святые Писания, чтобы понимать Слово Бога в них и следовать ему. Всему у Бога свое время и все человек получает и низкого и среднего и высокого уровня только из Рук Бога, все чувства, все понимания, весь мыслительный процесс, разум, память... Все только от Бога, и малое и большое. Ничего не оскверняется чем-то, такого нет, есть просто работа Бога над человеком, и есть те энергии, которые, сменяя друг друга, сопровождают человека в пути его материального и духовного развития.
Науку сознания Кришны, изложенную в "Бхагавад-гите", невозможно постичь, опираясь на мирское образование. Она откроется только тому, кому посчастливится встретить человека, обладающего чистым сознанием, и вступить в общение с ним.
БОГ: Нет науки сознания Кришны. Есть Святое Писание, и есть Слово Бога в нем. Также, только Бог знает, на какой ступени материального и духовного развития стоит человек, и только Бог Знает, кто может начать изучать Бхагавад-Гиту, и только Бог Знает, в какой мере это Бог даст человеку, и насколько человек к этому готов. Также, для того, чтобы Святое Писание взять в руки, чтобы Бог дал благословение на прочтение и изучение этого Божественного труда, достаточно того, чтобы человек просто умел читать. Если Бог дал Бхагавад-Гиту человеку, это не просто так; значит, его карма, качества, Воля Бога и План Бога это разрешают. Также, неисповедимы пути Бога. Каждого человека к преданному служению, к изучению Святого Писания ведет только Бог. Каждого своим путем. Невозможно сказать, что непременно человек должен получить Бхагавад-Гиту из рук духовного наставника, или непременно обратиться к нему при прочтении этого Святого Писания. В каждом - Бог. И каждому Бог изнутри разъясняет суть Божественного Слова во время прочтения Святого Писания, каждому дает интерес, каждому помогает принять это Писание, находить в нем ответы на свои материальные и духовные вопросы, каждому Бог дает удовлетворение от того, что человек, наконец, нашел то авторитетное Совершенное Знание, которое отвечает на все вопросы материальной жизни, которое есть абсолютное Высочайшее Слово Бога, разъясняющее человеку его изначальное положение перед Богом и предназначение, дающее ответы на извечные вопросы, в чем смысл и цель жизни, куда человек идет, в чем грех и как правильно поступать и мыслить, как поклоняться Богу, как направлять чувства и мыслительный процесс на Бога, как жить, посвящая жизнь Богу, как достичь Всевышнего. Все это Бог может дать любому человеку, минуя духовных учителей, минуя наставления и разъяснения преданных, минуя особые жизненные ситуации и потрясения... Но каждому в свое время. И никто не может это время предвосхитить, и никто не может сказать материальному человеку, что он не заслужил, никто не может от человека потребовать признания от духовного учителя. Все дает Бог. Но когда Бог дает, это уже необратимо.
Человек, развивший в себе сознание Кришны, обладает практическим пониманием духовной науки, ибо находит удовлетворение в чистом преданном служении Господу.
БОГ: Удовлетворение в преданном служении Бог непременно дает старающимся преданным. Но всегда надо понимать, что чистое преданное служение не существует. Как бы преданный ни старался, у него не получится служить Богу Кришне абсолютно, ибо качества у всех людей в материальном мире, включая преданных, несовершенны. Но, тем не менее, в преданном служении присутствуют ступени преданного служения. Но о том, кто на какой ступени преданного служения стоит тот или иной преданный, Знает только Бог.
Применяя духовное знание на практике, человек достигает совершенства.
БОГ: Никто у Бога не достигает совершенства.
Это знание укрепляет его веру, того же, кто обладает лишь теоретическим знанием, легко ввести в заблуждение или смутить кажущимися противоречиями.
БОГ: Если Бог дал человеку Совершенные духовные Знания, то непременно Бог даст и духовную практику. Все в свое время. В этом не следует сомневаться. Бог работает над каждым достаточно тщательно или абсолютно, Бог дает человеку прочтение Святого Писания, Бог дает интерес, Бог дает направленный мыслительный процесс, Бог дает духовную логику, Бог дает память, Бог дает и радость при изучении этого Писания, и также Бог дает желание следовать Слову Бога в Святом Писании, что есть реальное преданное служение со всеми входящими сюда духовными практиками. И человек, ведомый Богом, устремляется по этому пути практического применения совершенных знаний без сомнений, получая от Бога Высшее благословение.
Только человек, способный применить духовное знание на практике, может всегда оставаться невозмутимым, так как он предался Кришне.
БОГ: не следует восхвалять себя преданному. Бог ему дал Святое Писание, Бог ему дал и духовную практику, Бог ему дал и контроль ума, желаний и чувств и сделал в некотором роде невозмутимым. Заслуги преданного нет. Есть Абсолютный труд Бога над каждым. Это пора хорошо понять и запомнить.
Безучастный к мирскому знанию, он уже не принадлежит к этому миру.
БОГ: только Бог Кришна Знает, конец или не конец сансары, принадлежит или не принадлежит душа к материальному миру. Но возвеличивающая себя душа точно принадлежит...
Мирское знание и умозрительные рассуждения, которые кто-то ценит на вес золота, для него не дороже булыжника или гальки.
БОГ: напрасно... Все эти мирские знания и умозаключения есть Работа Бога в материальном мире, есть Высочайший и Абсолютный Божественный труд, есть творение Бога, к которому надо относиться крайне почтительно и осторожно. Ибо и мирские науки и мирские мировосприятия есть путь развития людей, путь развития качеств, есть путь подъёма по ступеням материального и духовного развития, есть тот путь, который и приводит к преданному служению и другого пути у Бога нет. Умный преданный лучше промолчит.
ТЕКСТ 9
сухрин-митрарй-удасина-мадхйастха-двешйа-бандхушу
садхушв апи ча папешу
сама-буддхир вишишйате
су-хрит - к тем, кто по природе своей желает другим добра; митра - к отзывчивым благодетелям; ари - к врагам; удасина - к сторонним наблюдателям; мадхйа-стха - к посредникам; двешйа - к завистникам; бандхушу - к родственникам или доброжелателям; садхушу - к праведникам; апи - даже; ча - и; папешу - к грешникам; сама-буддхих - тот, кто ко всем относится одинаково; вишишйате - превосходит.
Его превосходит тот, кто одинаково относится ко всем, будь то искренние доброжелатели, отзывчивые благодетели, сторонние наблюдатели, посредники между ним и его врагами, завистливые, друзья или враги, праведники или грешники.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: "9.Но еще более реализованный тот йог, чей разум неизменен к доброжелателям, благодетелям, врагам, к сохраняющим нейтралитет, к посредникам, к завистливым, родственникам, а также к праведникам и грешникам.".
ТЕКСТ 10
йоги йунджита сататам
атманам рахаси стхитах
экаки йата-читтатма
нирашир апариграхах
йоги - йог; йунджита - пусть действует в сознании Кришны; сататам - постоянно; атманам - сам (своим телом, умом и душой); рахаси - в уединенном месте; стхитах - находящийся; экаки - одинокий; йата-читта-атма - тот, у кого ум под контролем; нираших - не испытывающий влечения к чему-либо другому; апариграхах - освободившийся от собственнических чувств.
Тело, ум и душа йога должны быть всегда заняты деятельностью, связанной со Всевышним. Ему следует жить одному, в уединенном месте, постоянно держать ум в повиновении и быть свободным от желаний и собственнических чувств.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: "10.Йог должен постоянно исполнять практику йоги, вовлекая ум, тело и душу, будучи расположенным в уединенном месте, один, контролируя деятельность ума, не имея ни в чем убежища, свободный от чувства собственности.".