33.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 21-29.
ТЕКСТ 21
бахйа-спаршешв асактатма
виндатй атмани йат сукхам
са брахма-йога-йуктатма
сукхам акшайам ашнуте
бахйа-спаршешу - к внешним, чувственным удовольствиям; асакта-атма - тот, кто не привязан; виндати - испытывает; атмани - в себе; йат - которое; сукхам - счастье; сах - он; брахма-йога - сосредоточением ума на Брахмане; йукта-атма - связанный с истинным "Я"; сукхам - счастье; акшайам - беспредельное; ашнуте - вкушает.
Такого человека, свободного от мирских привязанностей, не привлекают материальные, чувственные наслаждения: он всегда погружен в транс и черпает радость внутри себя. Так человек, постигший свое истинное "Я" и всегда сосредоточенный на Всевышнем, наслаждается беспредельным счастьем.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "21.Душа, непривязанная к внешнему удовлетворению чувств, которая наслаждается счастьем в себе, она, соединенная в себе с Верховным Брахманом посредством практики йоги, наслаждается в себе неограниченным счастьем.".
КОММЕНТAРИЙ: Шри Ямуначарья, великий преданный Кришны, говорил:
йад-авадхи мама четах кришна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане
бхавати мукха-викарах суштху ништхиванам ча
"С той поры как я посвятил себя трансцендентному любовному служению Кришне и нашел в Нем источник постоянно обновляющегося блаженства, стоит мне подумать о плотских утехах, как губы мои кривятся в отвращении и я сплевываю".
БОГ: Плотские наслаждения человеку дал Бог. Это Воля Бога, есть путь продолжения рода человеческого, путь рождения и развития всех живых существ. Этот путь Свят. Им Управляет и поддерживает его Личность Бога. Преданные не должны высокомерно и с презрением относиться к этому факту. Они не должны в себе к этому пути относиться брезгливо. Такое отношение к сексу есть греховное, больное, может быть свойственно человеку с нарушенной психикой и далеко не доброму ко всем живым существам. Ограничения в этом направлении преданных должно принимать, как путь аскезы, путь воздержания, ибо преданные Бога Кришны находятся в несколько особых условиях в материальном мире. Они заканчивают круговорот рождений, и эту, Богом данную привязку к материальному миру, им надо преодолевать, но достойно, без оскорбления материальных людей, без порицаний, без высокомерия и гордыни. Ибо все материальным людям дает только Бог, все желания, все чувства, все устремления, свой отдых, свои переключения из одного вида деятельности к другому. Это надо понимать, к этому нельзя привязываться умом, спекулировать на этом, возвышаться на этом, относиться в своей степени отрешенно и без ненависти ни к сексу ни к женщине, ибо всем Управляет Бог, и человек никогда не сможет без Бога обуздать это чувство, ибо Бог дает человеку вожделение, дает человеку чувство любви, дает человеку страсть, дает человеку ситуации и обстоятельства, Бог сводит людей, Бог дает и потомство.
Тот, кто достиг уровня брахма-йоги, или сознания Кришны, настолько поглощен любовным служением Господу, что у него пропадает всякий вкус к мирским удовольствиям.
БОГ: Если Бог привел человека к преданному служению, то шуток нет. Бог будет его отводить от мирских наслаждений. Но всегда надо понимать, что к преданному служению Бог приводит тех, кто качествами готов, кто уже в материальном мире пресытился наслаждениями всякого рода, кто наигрался во все материальные игры, кто извлек для себя Волею Бога все необходимые уроки и не по одному кругу. Такие люди уже готовы и через мыслительный процесс и через свои чувства и через качества, которые Бог развил в человеке материальными путями. Поэтому вкус к наслаждениям отводит Сам Бог. Заслуга преданного здесь очень невелика и только в том, что он, будучи ведомым Богом, с Богом претерпевал, т.е. трудился душой. Но не сам. С Богом.
Высшей формой материального наслаждения является наслаждение сексом. Весь мир находится у него в плену, и ни один материалист не стал бы работать без этого стимула.
БОГ: В материальном мире занятие сексом полностью Управляется Богом. Человек и в плане секса находится всегда на определенной ступени материального развития. Это означает, что постепенно именно материальными средствами Бог ослабляет этот стимул человека, переводя его из чисто сексуальных потребностей на более высокие ступени, где секс может ослабевать за счет других устремлений человека, через науки, творчество, принужденную практику одиночества, через болезни, через усталость физическую... Вкус к сексу у людей, к другим материальным наслаждениям от рождения к рождению притупляется, активность от рождения к рождению также ослабевает, интерес падает. Также имеются и возрастные ограничения, где Бог также регулирует настрой на секс, но все это делается с каждым человеком адресно, в соответствии с Планом Бога на развитие человека. Чем более человек начинает устраняться в материальном мире от секса, тем, считается, он в плане секса стоит на более высокой ступени и можно сказать, что Бог его уже готовит к преданному служению. Такой естественный отход от секса в условиях материального мира средствами материального мира обуславливает почти беспроблемное преданное служение, которое и дальше будет поддерживать Бог, работая с каждым преданным Лично.
Но человек, развивший в себе сознание Кришны, может работать с огромным энтузиазмом, не стремясь при этом к сексуальным удовольствиям и, более того, даже избегая их.
БОГ: В этом надо видеть только работу Бога, помощь Бога преданным, и всегда Бога необходимо благодарить, ибо сам преданный никакой духовной практикой, никакими личными усилиями не смог бы воспрепятствовать сексуальным энергиям Бога, которые не имеют преград ни для кого, но подчиняются только Богу.
Это признак, по которому можно судить о духовном росте человека. Духовное развитие и сексуальные удовольствия несовместимы.
БОГ: Так можно сказать.
Человека, обладающего сознанием Кришны, не привлекают никакие чувственные удовольствия, ибо он является освобожденной душой.
БОГ: Не следует преданным себя считать освобожденной душой. Никто в Боге не освобожден. Также, пока преданный присутствует в материальном мире, он всегда связан пусть в небольшой степени, но своей работой, долгами, обязанностями, материальным телом, чувствами, желаниями, несовершенными качествами, внешними материальными объектами. Эта зависимость всегда присутствует, но имеет те ограничения, которые достигаются преданным служением и которые достаточны, чтобы человека условно считать независимым от материального мира и готовым отправиться на духовный план. Но эту степень обусловленной свободы Знает о каждом преданном только Бог. Преданный ни по каким признакам о своей ступени преданного служения знать не может, и Бог ему никаким образом об этом не сообщает. А потому каждый преданный не должен слишком увлекаться внутренними расчетами о своей ступени преданного служения, но просто служить Всевышнему, следовать Слову Бога, изучать Святые Писания, посвящать плоды своего труда Богу, ни на что не претендовать.
ТЕКСТ 22
йе хи самспарша-джа бхога
духкха-йонайа эва те
адй-антавантах каунтейа
на тешу рамате будхах
йе - которые; хи - безусловно; самспарша-джах - порожденные соприкосновением с материальными чувствами; бхогах - удовольствия; духкха - страданий; йонайах - источники; эва - конечно; те - они; ади - начало; анта - конец; вантах - имеющие; каунтейа - о сын Кунти; на - не; тешу - в тех; рамате - испытывает удовольствие; будхах - разумный.
Разумный человек сторонится удовольствий, рожденных от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "22. Все наслаждения, которые рождаются в результате контакта с внешними материальными объектами, непременно являются источниками страдания. Эти наслаждения имеют начало и конец, о, сын Кунти. Разумный не устремляется к наслаждению ими.".
КОММЕНТAРИЙ: Материальные удовольствия возникают от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия. Такие удовольствия преходящи, потому что само материальное тело бренно. Освобожденную душу не интересует ничто преходящее. Да и может ли тот, кто изведал высшее, духовное блаженство, довольствоваться иллюзорными радостями? В "Падма-пуране" сказано:
раманте йогино 'нанте
сатйананде чид-атмани
ити рама-паденасау
парам брахмабхидхийате
"Для йогов Aбсолютная Истина является источником безграничного духовного блаженства. Поэтому Высшую Aбсолютную Истину, Личность Бога, называют Рамой".
БОГ: Не следует упоминать какие-либо другие имена Бога Кришны. Новые Писания исключительно направлены на одно имя Бога: БОГ КРИШНА. Бог Кришна - Абсолютная Истина, обладающая великолепными качествами. Но безграничного духовного блаженства нет и на духовном плане. Его люди на духовном плане заслуживают через путь преданного служения. Также, духовное блаженство есть достаточно сильные энергии Бога. Они не могут быть непрерывными, ибо мешают живым существам преданно служить, развиваться, общаться в свою меру с Богом через воплощение Бога на духовном плане, данное каждому, как его супруг. В условиях материального мира эта энергия также дается преданным не постоянно, но при определенных условиях, ибо все должно быть в Боге умеренно, в свое время и при своих обстоятельствах.
В "Шримад-Бхагаватам" (5.5.1) по этому поводу сказано следующее:
найам дехо деха-бхаджам нри-локе
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам
"Дорогие сыновья, живому существу, получившему тело человека, нет смысла трудиться не покладая рук ради чувственных удовольствий, ибо такие удовольствия доступны даже пожирателям испражнений [свиньям]. Вы должны посвятить жизнь аскезе, чтобы очиститься от материальной скверны и изведать беспредельное духовное блаженство".
БОГ: Вопросы труда в материальном мире полностью подчинены Богу. Кому надо, тот будет заниматься работой ради наслаждений. Ибо для определенных качеств людей необходим стимул хотя бы на уровне мысли. Человек, Волею Бога устремляясь к наслаждениям через труд, самим процессом труда развивает Волею Бога те качества, которые в свое время откроют ему врата к преданному служению. В любом случае с плодами материального труда работает и распределяет их Бог. Преданные об этом знают преимущественно, а материальные люди нет. Но Бог, давая причину труда, устремляя человека работать через обещания иллюзорных энергий Бога, Сам создает те условия и необходимости, где человек лишь отчасти использует плоды труда для удовлетворения чувств, а остальные средства Бог направляет насильственным образом, т.е. через сложившиеся обстоятельства и ситуации, на нужды других людей, на долги, на болезни, на непредвиденные проблемы, на стариков и детей, на пожертвования. Поэтому, не следует особо никому давать указаний по поводу наслаждений в материальном мире или сравнивать людей со свиньями. Все есть работа Бога, всем абсолютно Управляет Бог и дает каждому через его труд то, что он заслуживает кармически и согласно Воле и Плану Бога. Преданные же должны думать о себе, о своем преданном служении, об своем отрешении от внешних материальных объектов и не пытаться доказывать Богу или разоблачать перед Богом материальных людей, занятых своей материальной деятельностью.
Таким образом, истинные йоги и мудрецы не стремятся к чувственным удовольствиям, которые приковывают живое существо к материальному миру. Чем сильнее мы привязаны к материальным удовольствиям, тем больше страданий выпадает на нашу долю.
БОГ: В современном мире надо говорить только о преданных Бога Кришны. Остальные йоги и мудрецы имеют свой путь от Бога и здесь этот вопрос не должен рассматриваться. Только преданное служение Богу Кришне дает Богу основание поддерживать и помогать человеку отрекаться от всех наслаждений материального мира. Только преданное служение Богу Кришне имеет от Бога благословение на духовные практики высокого порядка, только преданное служение Богу Кришне выводит за пределы материального существования.
ТЕКСТ 23
шакнотихаива йах содхум
прак шарира-вимокшанат
кама-кродходбхавам вегам
са йуктах са сукхи нарах
шакноти - может; иха эва - здесь (в своем нынешнем теле); йах - который; содхум - терпеть; прак - прежде; шарира - от тела; вимокшанат - освобождения; кама - желанием; кродха - и гневом; удбхавам - порожденное; вегам - побуждение; сах - тот; йуктах - находящийся в трансе; сах - тот; сукхи - счастливый; нарах - человек.
Если человек в своем нынешнем теле научился сдерживать позывы материальных чувств и обуздывать свои желания и гнев, значит, он уже достиг совершенства и обрел истинное счастье в этом мире.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "23.Тот, кто в этом мире способен терпеть, прежде, чем оставит тело, управляя желаниями и гневом, порождаемым из желаний, он соединен со Всевышним, он счастливый человек.". Надо правильно понимать касательно счастья преданных. Оно не должно быть эмоциональным, никак внешне у отдельных преданных не должно выражаться, но переходить в некое внутреннее удовлетворение. Но и это состояние Бог дает на время и забирает, ставя всегда преданного в условие необходимости старания и приложения усилий в преданном служении и не почивать на лаврах духовного счастья, ибо оно тоже обессиливает человека, ослабляя его активность и бдительность. Но чаще Бог показывает преданному и прорехи в преданном служении, показывает и неудачи и вызывает внутреннее переживание и настрой себя на более точное исполнение требований преданного служения. Неудовлетворенность всегда должна сопровождать преданного и не без основания, ибо никто не обладает совершенными качествами, совершенным мыслительным процессом, никто не может при всем своем старании укладываться во все духовные требуемые практики и их выполнять абсолютно. Всегда есть у преданного препятствия самого разного порядка, и этими препятствиями Бог указывает преданному на его ошибки в пути преданного служения. Поэтому, счастье есть очень недолгое и очень не истинное состояние преданного, и человек должен понимать, что так и должно быть, ибо невозможно постигать Бога, невозможно постигать Святые Писания без потрясений, без духовных и материальных переживаний и преодолений, будучи в мире и благополучии. Потрясения есть у всех и всегда, и их надо преодолевать, непременно стараясь и непременно всегда памятуя о Боге, молясь Богу и прося Бога помогать в преданном служении, ибо сам человек изначально немощен.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто хочет неуклонно продвигаться вперед по пути самоосознания, должен научиться сдерживать позывы органов чувств, а именно побуждение говорить, порывы гнева, позывы ума, желудка, половых органов и языка.
БОГ: Преданный продвигается вперед не по пути самоосознания, ибо он свое положение перед Богом, свое предназначение перед Богом, свое подчиненное и зависимое положение перед Богом неплохо осознает, и здесь особых знаний нет. Это азовые или базисные знания начинающего преданного. Человек может развиваться и подниматься по ступеням преданного служения, по сути, в вопросе вхождения в Бога. Это тот уровень, когда человек не мыслит без Бога, не может есть без Бога, не спит без Бога, ничего делать не может без Бога, но постоянно в себе обращен к Богу, входит в Бога, не видит своего существование без Бога. Он, как все, может со всеми общаться, работать, праздновать духовные праздники, внешне ни от кого особо не отличаясь и не выделяясь в преданном служении, но в себе он полностью поглощен Богом. И этот путь в Бога у него уже автоматический, ибо Бог его уже не отпускает. Иногда его просто надо как будить, чтобы с ним общаться или привлечь к той или иной работе.. Но Бог так дает Себя преданному, что он наслаждается властью Бога надо собой, может рыдать, может уходить в состояние тоски о Боге, может легко в себе понимать Волю Бога и выполнять достаточно непростые вещи, требуемые Богом в нем, такие, как великие аскезы или благотворительность, которая отбирает у него последнее и он полностью остается без ничего, вынужденно вручая себя Богу и видя, как шаг за шагом Бог его выводит Лично из очень непростых ситуаций, помогая поддерживать и свое тело и тело тех, кто от этого преданного зависит.. И, таким образом, через потрясения, через такую непростую связь с Богом в себе человек еще больше входит в Бога, доверяя Богу, потрясаясь Богом, и видя воочию, что с каждым таким потрясением глубже понимает качества Бога, точнее и глубже понимает Святые Писания, как непосредственно, как и то, что не сказано в них, ибо Бог открывает завесы сокровенного через новые грани, давая новый мыслительный духовный процесс, давая новое осознание Своих качеств, Воли Бога, присутствия Бога в материальном мире... И только Бог в этих ступенях развития показывает, как от него, преданного, отступает гнев, осуждение, нетерпение, беспокойство ума, приходит отрешение от материального мира, но так, что это непостижимо, ибо человек может в этом материальном мире жить, работать, общаться и быть от него отрешенным. Такое совместить в себе преданный сам не может, но только Бог дает такие врата, делая преданного строже, серьезней, непоколебимым и полностью уповающим на Бога.
Человека, который обуздал свои чувства и ум, называют госвами или свами.
БОГ: И свами и госвами... - все это условные разделения слуг Бога в матеральном мире. Они некоторое время поддерживались Богом для упорядочивания ступеней преданного служения, для того, чтобы были авторитеты, направляющие преданных по пути преданного служения, давая им возможность указывать преданным основные положения Святых Писания и то, как надо правильно исполнять преданное служение и проявлять себя в материальной жизни, идя по пути отречения, по пути аскетизма и добродетели... Но эти ступени преданного служения в современном мире не оправдывают уже себя, ибо преданные, проявляя невежество, этих свами и госвами поставили наравне с Богом, пошли на поводу их ложных теорий, искажающих во многом Слово Бога. Эти свами и госвами стали требовать и принимать к себе почтение и колени, преданных, возомнив себя великими наместниками Бога на Земле... Поэтому Бог эти ступени преданного служения упрощает, оставляя просто преданных, тех, кто исполняет честно и добросовестно преданное служение. А ступени преданных Знает только Бог. Также надо понимать, что никто сам не обуздывает свои чувства и желания. Это делает в человеке только Бог и только в результате длительного преданного служения и старания.
Госвами ведут упорядоченный образ жизни и полностью владеют своими чувствами.
БОГ: Никто сам не может как-то упорядочить свой образ жизни, как и владеть своими чувствами. Только практика преданного служения дает Богу основание утихомирить чувства и материальные привязанности человека.
Неудовлетворенные материальные желания вызывают гнев, в результате чего ум приходит в возбуждение, глаза наливаются кровью и человек начинает тяжело дышать. Поэтому, прежде чем оставить материальное тело, надо научиться обуздывать свои желания.
БОГ: Не столь однозначно в человеке проявляются желания и гнев. Каждому такое проявление в материальном мире Бог дает по его ступени материального и духовного развития. И все люди, и материальные и преданные Бога Кришны, проходят через те духовные и материальные практики, которые делают и желания и гнев ослабевающими. Поэтому, не человек, но Бог помогает избавляться от этих низших качеств, приводя к преданному служению тех, кто уже достаточно в этом плане ослаб, и далее следует сам путь преданного служения, как отмена тех греховных качеств и проявлений, которые никак не могут быть, иметь место на духовном плане, но смирение, но терпение.