Отказавшись от всех привязанностей, йоги позволяют действовать своему телу, уму, разуму и даже чувствам только ради самоочищения.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "11. Телом, умом, разумом, а также очистившимися чувствами йог исполняет работу (предписанные обязанности), отказываясь от привязанности с целью очищения своей сущности.". Надо знать, что полностью чувства человека никогда не могут очиститься ни в материальном мире ни на духовном плане. Для преданного непременно существует некоторый предел очищения. Как бы он ни старался, и этот предел также никогда полностью не достигается. Поэтому очистившимися чувствами преданный не действует, а в некотором слабом к этому приближении. Это надо понимать.
КОММЕНТAРИЙ: Когда человек действует в сознании Кришны, ради удовлетворения Кришны, любое действие его тела, ума, разума или даже чувств является чистым, свободным от примеси материальной скверны.
БОГ: Когда человек действует в преданном служении, он никогда не имеет понимания о том, на какой ступени преданного служения он находится, на сколько его чувства, мыслительный процесс, желания, ум, разум считаются очистившимися. И также, поэтому, невозмжно сказать, что действия, работа преданного свободны от материальной скверны. Преданный не должен предвосхищать свою чистоту и независимость от материального мира, но просто заниматься преданным служением, не занимаясь внутри себя расчетами, как он чист и как его дела совершенны. Пусть предоставит это Богу, пусть в этом вопросе предастся Богу, пусть ни себе, ни другим ничего не обещает, но будет скромным и не претендующим перед Лицом Бога, непременно всегда стараясь, усердствуя и считая себя всегда низшим из низших, не суля себе и другим духовный план, ибо этот вопрос самим преданным не решается. Только Бог Знает, в чем преданный достиг, а в чем надо его вести и Наставлять.
Деятельность человека, обладающего сознанием Кришны, не имеет материальных последствий.
БОГ: Неверное утверждение. Для старательного преданного, который продолжительное время занимается преданным служением и духовными практиками, последствие греховной и благочестивой деятельности, несомненно, уменьшаются, но все же всегда имеют место. Ибо только Бог Знает все долги человека в этой и прошлых жизнях. Поэтому не следует убаюкивать свое сознание, но стараться непрерывно в преданном служении и во всех вопросах уповать только на Бога. Все другие усилия, где преданный прославляет себя, непременно сыграют противоположную роль. В этом не следует сомневаться.
Поэтому, действуя в сознании Кришны, мы сможем без особого труда посвятить себя чистой деятельности, которая называется сад-ачара.
БОГ: Посвятить себя очищению своего существования необходимо всегда. Бог дал преданным этот инструмент через преданное служение и духовные практики, но невозможно сказать, что эта деятельность абсолютно очищает существование. Но, тем не менее, приближает преданного к тому уровню, который достаточен, чтобы выйти за пределы материального мира на духовный план в свое время. Однако, и тогда чувства будут не очищены, желания будут не очищены, мыслительный процесс будет не очищенный, понимание будет не очищенным, ибо этому процессу развития, очищения и совершенствования человека нет конца.
Шри Рупа Госвами в своей книге "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.187) говорит об этом так:
иха йасйа харер дасйе
кармана манаса гира
никхиласв апй авастхасу
дживан-муктах са учйате
"Человек, который действует в сознании Кришны, то есть служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире и как будто бы занимается разнообразной материальной деятельностью".
БОГ: Нет. Никакое даже самое усердное старание в преданном служении не приводит человека ни в материальном мире, ни за его пределами к освобождению. Душа всегда находится под Властью Бога и всегда, на любом плане Бог будет вовлекать ее в развивающие игры и роли и всегда будет средствами того мира, в котором пребывает душа, ее поднимать по ступеням материального и духовного развития и очищения.
Такой человек лишен ложного эго, поскольку не отождествляет себя с материальным телом и не считает себя его владельцем.
БОГ: И не отождествляющий на уровне мысли себя с телом человек от этого тела зависит, идет на поводу его чувств и через тело устремляется к достижению свих желаний, которые имеют в материальном мире не только духовное направление у преданных.. Поэтому нет неотождествления себя со своим телом абсолютного. Только Бог Знает, на сколько человек привязан к телу и считает себя от него зависимым. Но и не это определяет эго человека. Эго человека есть, прежде всего, энергия Бога, которая, на самом деле, от души неотделима, и без эго душа не может развиваться, не может подниматься по ступеням своего материального и духовного развития. Эго никуда не исчезает, но может Волею Бога в процессе преданного служения несколько преобразовываться или одухотворяться. Но всегда эго остается ложным или подвластным иллюзии, ибо без иллюзорных энергий и в материальном мире и на духовном плане человек и себя не осознает и окружающий его мир, как материальный, так и духовный.
Он прекрасно знает, что отличен от тела и что тело ему не принадлежит.
БОГ: Помыслить человек, обладая некоторыми совершенными духовными знаниями, может о том, что тело не его. Может пойти и дальше, принимая и понимая, что и ум не его, и качества не его личным старанием добыты, и память не его, и старания не от него, и убеждения не от него... Потому что так Говорит Бог в Святых Писаниях, и это можно принять. Но вот практически это в полной мере употребить никто не сможет ни через какую духовную практику. Человек всегда, пока в теле, будет Волею Бога распоряжаться этим телом, как своим, будет Волею Бога и мыслить так, как ему свойственно по качествам на его ступени материального и духовного развития, будет устремляться к тому, что соответствует его ступени материального и духовного развития. Все это под влиянием иллюзорных энергий Бога. И этим и будет, хочет или нет, но созидать последствия своей греховной и благочестивой деятельности реальные. Т.е. никакое совершенное знание и преданное служение не могут человека полностью освободить от тела, от его осознания в некоторой мере своим, ибо это так и есть, и всего, чем оно наполнено, чем сопровождается и что влечет за собой. Всегда преданный хоть одной ногой, но стоит в греховной луже материального мира.
Его тело, как и он сам, принадлежит Кришне. Когда преданный использует все, что у него есть - тело, ум, разум, речь, жизненную силу, имущество, - для служения Кришне, он немедленно восстанавливает свою связь с Кришной.
БОГ: С Богом Кришной никто и никогда не теряет связь, даже микроскопические живые существа. Нет такого, чтобы также эта связь восстанавливалась, если она не прекращалась никогда. Но преданный через путь преданного служения и совершенные духовные знания это начинает видеть через определенные духовные практики, а другие люди пока нет. Но и не без этого. Все в свое время. Но в отличие от других материальных людей преданный может в себе слышать достаточно четко Мнение Бога, может понимать в своей жизни помощь Бога, как и в жизни других людей, может понимать Божественное присутствие везде, в себе и вне себя... Может также уже видеть, как Бог Управляет живыми существами и им самим. Это тоже иллюзорная связь с Богом, но она дается Богом для того, чтобы преданный на уровне чувств и пониманий мог видеть присутствие и работу Бога, что делает преданное служение более активным, дает преданному энтузиазм, и делает процесс преданного служения более строгим. Но все это работа Бога, все этот вовлечение преданного в духовный труд, все это есть путь также очищения, достаточно реальный, но не абсолютный, ничего не ускоряющий и не замедляющий, как бы ни показалось. Каждый поднимается к Богу и приходит на духовный план строго в свое время.
Так он достигает единства с Кришной и избавляется от ложного эго, которое заставляет его отождествлять себя с материальным телом. Это и есть совершенство сознания Кришны.
БОГ: Единства с Богом Кришной никто не достигает. Это невозможно. Бог отрешен и ни с кем не единится. Также нет избавления от ложного эго, именно благодаря ему человек различает других людей по их телу, привязывает к этому телу качества, чувства и эмоции и свои и других людей, и также строит отношения с другими людьми, не игнорируя их тела, как и достоинства или недостатки своего тела. Это невозможно уничтожить. Не отождествлять себя с материальным телом по большому счету никто не может, такой абсолютной перемены в уме, чувствах, понимании Бог никому не дает, ибо это смерти подобно. И также совершенными знаниями в полной мере никто не обладает. Все это издержки наставлений предыдущих, так сказать, духовных учителей, слишком много обещающих преданным и тем водящих их в великое заблуждение на свой счет, всех и каждого.
ТЕКСТ 12
йуктах карма-пхалам тйактва
шантим апноти наиштхиким
айуктах кама-карена
пхале сакто нибадхйате
йуктах - тот, кто занимается преданным служением; карма-пхалам - результат всех своих действий; тйактва - отдав; шантим - умиротворение; апноти - обретает; наиштхиким - непоколебимое; айуктах - человек, лишенный сознания Кришны; кама-карена - результатом своего труда, которым он хочет наслаждаться; пхале - к результату; сактах - привязанный; нибадхйате - порабощается.
Душа, непоколебимо преданная Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "12.Вовлеченные в преданное служение карма-йогу, отказываясь от плодов своей деятельности, достигают непоколебимый покой. Но те, кто не вовлечен в преданное служение, кто работает ради удовлетворения чувств, кто привязан к плодам работы, запутываются в последствиях кармической деятельности.".
КОММЕНТAРИЙ: Разница между человеком, который обладает сознанием Кришны, и человеком с материальным сознанием заключается в том, что один привязан к Кришне, а другой - к плодам своего труда.
БОГ: Это так ориентирует преданных их не полное понимание совершенных духовных знаний. Надо на такие вещи смотреть более точно и все видеть не аморфным, не застывшим. А в движении и развитии, ибо всем Управляет Абсолютно Сам Бог. А потому материальные люди не совсем привязаны к работе и плодам своей работы, эту привязанность подтачивает постоянно Сам Бог в круговороте рождений и смертей, подготавливая людей к преданному служению. Но, а преданные также не могут похвастаться тем, что привязаны к Богу Кришне, но только учатся этому через практику преданного служения, и никогда полная привязанность не наступает, как и не наступает независимость от иллюзорных энергий Бога полностью, ибо именно для развития преданного Бог дает толику иллюзорной свободы, которая и употребляется на развитие качеств и таким образом на материальное и духовное развитие и в материальном мире и на духовном плане. А эта иллюзорная энергия всегда немного от Бога отводит, иначе, развитие преданных в материальном мире прекратится. Абсолютно привязанный к Богу Кришне преданный не сможет вовлекаться в необходимые игры и роли материального и духовного порядка в материальном мире. И развитие его будет заблокированным. Что невозможно, поскольку человек всегда должен развиваться, пока находится в условиях материального существования, используя Волею Бога каждое мгновение, проведенное в материальном мире для своего развития.
Человек, который привязан к Кришне и трудится исключительно ради Него, безусловно, является освобожденной душой, и он не тревожится о том, какими будут результаты его деятельности.
БОГ: Привязанность преданного к Богу Кришне все же Бог делает умеренным и по ступени развития преданного. Абсолютной привязанности к Богу не существует для преданных в условиях материального мира. Также, беспокоиться о результатах своей любой деятельности надо умеренно или правильно. Но этот вопрос, как и все другие, под полным Управлением Бога. Также, да, необходимо посвящать свой труд Богу, надо уповать на Бога, но надо в себе быть постоянно и бдительным и старательным и сомневающимся, и вверяющим себя и плоды своего труда Богу. Надо быть в своей уверенности на освобождение не категоричным и однозначным. Это удел материального мышления и качеств, но в Боге надо осторожничать, трепетать, бояться Бога во всех своих делах, а пуще всего в своих претендованиях на духовный план, на полное очищение, на некое освобождение. Надо проявлять смирение перед Богом постоянно, ибо преданный, как никто, близок к Богу и, как никто, может быть наказан за несмирение и самонадеянность.
Как сказано в "Бхагаватам", человек беспокоится о результатах своего труда только тогда, когда находится во власти двойственности, то есть не обладает знанием об Aбсолютной Истине.
БОГ: Грубо говоря так и есть. Но это все же не отражает истину в необходимой для преданного мере. Ну, надо усвоить, что и материальный человек не просто так вращается в колесе сансары и не сам собой управляет, но им правит Бог. И Бог так ведет творение, чтобы его подготовить к преданному служению. И потому человек вовлекается Волею Бога через свои качества в такие игры и роли, что хочет или нет, но постепенно шаг за шагом отходит из-под влияния двойственности материального мира, и начинает уже мыслить в пользу отрешения от нее, понимая и через материальный опыт, что и друг и враг меняются местами, что и добро и зло есть вещи условные, и добро для одного другому обращается во зло, и есть те, кто уже давно поняли, что деньги не спасают, что бедность не лишает хлеба на столе и крыши над головой, что и радость и горе сменяют друг друга и часто радость заканчивается горем. А горе сменяется и радостью... Все это и приводит, на несколько неоформленном Совершенными Знаниями уровне сознания, к отказу, отходу в своей мере от двойственности материального мира. Т.е. далеко не всякий даже материальный человек зависит полностью или в большой мере от двойственности материального мира. И, точно также, результаты труда далеко не всегда для человека суть важны, есть и те, у кого доминирует почти безразличие и пускание всего на самотек, ибо человек уже понял, что далеко не все от него зависит. И если он не говорит, что Бог мне поможет, то говорит: может все исправится, такое уже было. Просто исходит из своего опыта, из того, что ему показывает Бог, и надеется. И все это без особой иллюзии, и с элементом отрешения. Т.е. преданный, считая, что преданное служение помогает ему освободиться от двойственности материального мира, должен понимать, что и материальные люди тоже, еще до преданного служения, Волею Бога, через материальную практику отходят от зависимости от некоторых проявлений двойственности, что происходит автоматически, что есть работа Бога над творением. И точно также и материальные люди могут проявлять незаинтересованность в плодах своей работы, просто понимая это как свое состояние, видение, не зная, что по сути через материальную практику в колесе сансары постигают совершенные духовные знания своими качествами и реакциями, как и бытовыми пониманиями.
Кришна - Верховная Aбсолютная Истина, Личность Бога. Для человека, развившего в себе сознание Кришны, двойственности не существует.
БОГ: Никто в большой степени в себе сознание Бога Кришны развить не может, как бы ни старался, ибо есть и рамки духовного развития и понимания, обуславливающие это развитие в материальном мире. Поэтому на это не следует опираться в своих суждениях и умозаключениях. Преданные никогда не достигают совершенство в преданном служении, как и в овладении Святыми Писаниями. А значит, их качества далеко не совершенны. А это уже говорит о том, что двойственность в своей мере для преданных существует, и эта иллюзия материального мира непреодолима и не умалима. Ибо она и помогает человеку вообще жить. Бог ее не забирает, она как неотъемлема от сознания человека, ибо невозможно от некоторых реальных вещей материального мира отказываться как от проявления двойственности, невозможно на них не реагировать, невозможно грань между пониманиями стирать, невозможно не проявлять себя никак, ибо тогда и не будет развития, а развитие Бог ни у кого не прекращает ни на мгновение, вплоть до момента выхода за пределы материального существования.
Все сущее создано энергией Кришны, а Кришна всеблагой. Поэтому деятельность в сознании Кришны имеет абсолютную природу; она всецело духовна и не влечет за собой материальных последствий.
БОГ: Это надуманная цепочка и для преданных она не работает так, как бы им хотелось. Бог Святой, Бог Всеблагой, Бог Высочайшая Личность, Бог Высшая Истина, Бог Причина всех Причин, Бог Абсолютное Знание, Бог Един, Бог Высочайший Творец, Бог Изначальный, Бог Нерожденный... Отсюда не следует никоим образом, что преданное служение Богу Кришне абсолютно и не влечет за собой кармических последствий. Одно из другого не следует, ибо живое существо изначально греховное, зависимое, подчиненное, беспомощное живое существо. Оно может только развиваться через преданное служение, может одухотворяться, может через работу Бога подниматься по ступеням материального и духовного развития. Но никогда не достигает полной одухотворенности, никогда не достигает совершенные качества, никогда не достигает путь без ошибок, никогда не достигает сути Совершенных духовных Знаний, никогда ни по каким параметрам не достигает Бога, никогда ни по каким параметрам не уподобляется Богу, никогда не приобретает свободу личную или независимость, никогда не может быть всецело духовной... и таких "никогда" великое множество...
Вот почему человек, действующий в сознании Кришны, всегда пребывает в покое, который неизвестен тому, кто во всем ищет выгоду, движимый желанием чувственных наслаждений.
БОГ: Бог Милостивый. Поэтому, да, Бог Кришна дает за старание в преданном служении, Сам стоит за развитием качеств духовного порядка инструментами Бога, Бог дает душе мир в сердце, но этот мир не на первом плане, а почти за кулисами. В отдаленном сознании преданный всегда понимает и Бог в нем это поддерживает, что теперь он, преданный, уже не будет метаться ни умом, ни телом, ни желаниями по материальному миру, что, по сути, он прошел точку возврата и по большому счету его изначальная судьба, его предназначение решены. Ему просто надо преданно служить и все. И далее его уже ведет Сам Бог, и это беспроигрышно, или труд Бога над преданным абсолютен. Но и абсолютен над каждым. Но материалисты еще бьются в штормах материального мира, а преданный уже все это прошел и теперь просто практикуется в преданном служении, которое ведет по очень узкому пути; и также, в отличие от материальных людей, преданный это свое бытие, принимает, в этом для себя находит успокоение, в то время, как материальные люди в шумном и часто видимом как бестолковом поиске, ибо куда ни пойдут, везде им как и не рады, и не то, и не так, и не туда, и не таким образом... Они еще ищут, и Бог постоянно беспокоит их ум и желания, и так вплоть до преданного служения. Но преданные, имея мир в себе отдаленного порядка, также не почивают особо на своем умиротворении, ибо и для них у Бога припасены игры и роли, но более щадящие, но тоже порою достаточно больно выкорчевывающие качества, неугодные Богу. Поэтому и преданным, их миру порой тоже не позавидуешь.
Таков секрет деятельности в сознании Кришны: знание о том, что нет ничего не связанного с Кришной, приносит человеку умиротворение и избавляет его от страха.
БОГ: От страха особо Бог не избавляет никого, ибо это уже несмирение перед Богом или излишняя самонадеянность. Но преданные к многим вещам все же относятся легче, точнее и всегда могут уповать на Бога, но будучи непременно в смирении и терпении, и находя все ответы в любых ситуациях через призму совершенных духовных знаний.
Когда воплощенное живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живет в городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "13.Но те, кто контролирует себя, отказываясь умом от плодов всех видов деятельности, остается счастлив в месте, где девять врат, городе воплощенной души, ничего не делая и не становясь причиной.".
КОММЕНТAРИЙ: Обусловленная душа живет в материальном теле, или, образно говоря, в городе с девятью воротами.
БОГ: так можно сказать.
Тело действует, повинуясь гунам материальной природы, под влиянием которых оно находится.