30.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 5. ТЕКСТ 6-10.
ТЕКСТ 6
саннйасас ту маха-бахо
духкхам аптум айогатах
йога-йукто мунир брахма
на чиренадхигаччхати
саннйасах - жизнь в отречении от мира; ту - но; маха-бахо - о могучерукий; духкхам - несчастье; аптум - (может) принести; айогатах - лишенного преданного служения; йога-йуктах - тот, кто занят преданным служением; муних - мудрец; брахма - Всевышнего; на чирена - без промедления; адхигаччхати - достигает.
Отказ от деятельности сам по себе, без преданного служения Господу, никому не принесет счастья. Но вдумчивый человек, посвятивший себя преданному служению, может без промедления достичь Всевышнего.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "6.Но отрешение, (включая отрешение от работы), о, Сильнорукий, без связующего процесса (преданного служения) погружает в отчаяние. Мудрый, вовлеченный в процесс соединения со Всевышним (занятый преданным служением), без преград достигает Бога Кришну (без особых задержек).".
КОММЕНТAРИЙ: Есть два типа санньяси, людей, давших обет отречения от мира. Санньяси-майявади занимаются изучением философии санкхьи, а санньяси-вайшнавы изучают философию "Бхагаватам", авторитетного комментария к "Веданта-сутре".
БОГ: В данном стихе Бог не говорит о том, какие типы саннйаси, людей ведущих отрешенный образ жизни, присутствуют в материальном мире. Не на этом следует заострять внимание. Суть стиха в том, что если человек решил для себя, что он будет вести отрешенный образ жизни, ибо эту мысль, это желание взял у Бога согласно своим качествам и ступени материального и духовного развития, согласно также его материалистичному, но уже пытливому уму, согласно также тем знаниям духовного порядка, которые он изучил, примерно понимая, что может дать отрешенный образ жизни и в чем он заключается, то такой человек, следуя пока неавторитетным писаниям, беря за основу такие практики, возможно и пойдет по пути отрешения от материального мира, избрав тот конкретный путь, который соответствует его возможности, желанию, пониманию, физическим возможностям, будет вести именно отрешенный образ жизни, начиная отказываться от материальных благ, предлагаемых внешними материальными объектами, или станет вести уединенный образ жизни, ограничив общение с другими людьми, или перестанет стяжать, начнет заниматься разными рекомендуемыми йогами, направляющими на отрешение. Но если при всем этом человек не занимается преданным служением Богу Кришне, не поклоняется Богу Кришне, не молится, не занимается благочестивой деятельностью, не исполняет рекомендуемые Богом Кришной авторитетные духовные практики, то такой человек очень скоро придет в великое уныние, ибо ненаправленные и не посвященные именно Богу практики любого порядка, не поддерживаются Богом, забирается желание, привносится в человека великое сомнение, практика не будет давать ощутимых результатов, человек будет срываться и возвращаться в материальный мир, не в силах себя настроить на такое отрешение оптимальным образом, никак не имея сил и желаний управлять своим состоянием, своими чувствами, своими привязанностями... И это будет постоянно, выбивая человека из колеи, хотя и такая практика прекращается Богом не сразу, но отводится время, дающее человеку разочарование, но и навыки аскетизма, навыки непривлечения материальными благами, навыки непривлечения общением и многословием, таким образом, закладывая в человеке те понимания, те качества, те волевые порывы и старания, которые в свое время Бог возьмет за основу, чтобы направить человека на путь преданного служения, но чаще всего это уже происходит в следующей жизни. И такой путь от начала до конца дается человеку Богом Кришной, если этот путь соответствует его ступени и качествам, как и миро-восприятию. Этот путь дается далеко не всем, не надолго, но и он работает в материальном мире и приносит в свое время свои плоды.
Санньяси-майявади тоже изучают "Веданта-сутру", но при этом пользуются собственным комментарием - "Шарирака-бхашьей", написанной Шанкарачарьей.
БОГ: Только Бог направляет человека, ищущего для себя свой духовный путь, выбирающий отрешенный образ жизни, те труды, пока еще не имеющие отношение к Святым Писаниям, которые ориентируют человека на определенные практики, и Бог дает человеку внутреннее на них согласие, но в тех рамках, в которых человека удерживают его качества, понимания, карма, ступень развития, все в строгом соответствии с тем мыслительным процессом, который человек и может взять у Бога вот на таком подготовительном, предварительном пути к преданному служению. Бог дает такому доморощенному йогу свои обещания, свои планы, свои надежды, свои и ожидания от той или иной практики йоги, нацеленной на отрешенный образ жизни. Но речь идет о тех, кто не принял саннйасу, как полностью отрешенный образ жизни, ибо такой путь в современном мире буквально единичный, почти трагичный для человека, ибо лишает его средств к существованию и накручивает последствия греховной деятельности, ибо такой человек прекращает выполнять свои долги и обязанности, которые есть у каждого человека в материальном мире. Речь об отрешенном образе жизни тех людей, которые и работают и могут иметь семью. Это отрешение в основном опирается на внутренние установки и следование им или периодические практики йоги, которые человек почерпнул из каких-либо неавторитетных источников, но и это опять же происходит строго по Воле Бога Кришны.
Последователи школы бхагаваты служат Господу, руководствуясь правилами панчаратрики, и потому выполняют многочисленные обязанности.
БОГ: Так можно сказать.
Полностью прекратив материальную деятельность, санньяси-вайшнавы тем не менее занимаются разнообразной деятельностью в преданном служении Господу.
БОГ: Даже на духовном плане невозможно сказать, что человек полностью прекращает материальную деятельность. В материальном мире человек хочет или нет, но должен поддерживать свое материальное тело, общаться в той или иной мере с материальными людьми, ходить по магазином, пользоваться чьими-то услугами, чинить, ремонтировать, готовить себе и другим еду, отвечать на вопросы, соглашаться, не соглашаться, думать о жилье, думать о родственниках, ездить, пользоваться общественным транспортом или своей машиной, отвечать на вопросы бытового характера материальных людей, делать по собственному пониманию, общаться с животными, любоваться материальной природой, праздновать дни рождения свои и чужие, делать расчеты, строить, замерять, ошибаться, исправлять... Все это, как бы человек не пытался посвящать Богу, он не может делать это абсолютно. Везде присутствует личная заинтересованность, личный успех и неуспех, личная оценка ситуаций и обстоятельств, личное понимание ситуации и личный выход из нее. Никто не знает Волю Бога, никто не может быть уверенным, что выполняет Волю Бога... ошибки присутствуют в словах, делах, общении любом, в решениях, в твердости и слабости, даже в аскетизме и добродетели. Никто точно в современном мире не знает, кому дать, а кому нет, с кем говорить, с нем нет, что выбрать и что предпринять, отдать или не отдать... Поэтому, надо понимать, что прекращения материальной деятельности нет, все примерно, все по ступени развития человека, все по его качествам, отнюдь не совершенным. Но, тем не менее, есть у Бога мера, есть предел, есть те достижения преданного, которые и выводят его за пределы материального мира на духовный план. Но это, прежде всего и во все времена, есть преданное служение и время этого преданного служения. Чем дольше человек служит Богу, тем он выше. Время поднимает человека. А в этом времени человека, преданного ведет Бог. Бог работает над преданным постоянно. Но от преданного требуется, как сотрудничать с Богом, стараться и делать это непрерывно, и днем и ночью, подчиняясь Воле Бога, улавливая в себе Мнение Бога, ориентируясь на Слово Бога в Святых Писаниях.
Но санньяси-майявади, которые изучают философию санкхьи и веданты, лишены возможности наслаждаться вкусом трансцендентного служения Господу.
БОГ: На все Воля Бога. Всему у Бога свое время.
Порой, утомленные философскими рассуждениями о Брахмане, они обращаются к "Бхагаватам", хотя не имеют должного представления об этой книге.
БОГ: Никто сразу не имеет никакого представления о том или ином Писании. Каждого ведет Бог. И каждому Бог дает изучить Святое Писание согласно карме человека, его качествам, ступени материального и духовного развития и в соответствии с Планом Бога на материальное и духовное развитие человека. Поэтому этот вопрос не должен преданных беспокоить. Каждый должен заниматься своим направлением к Богу.
Поэтому, изучая "Шримад-Бхагаватам", они сталкиваются с многочисленными трудностями.
БОГ: Все сомнения человеку дает Бог. По его ступени материального и духовного развития, по Плану Бога на человека. Если человек не понимает те или иные части Писания, то Бог, если надо будет, подведет человека много раз к тексту писания, с разных сторон, даст энергии понимания, даст необходимую сосредоточенность, внимание, интерес, любознательность, свою причину и необходимость, даст и благоприятное время для чтения, как и ситуацию.
Aбстрактные философские рассуждения и надуманные толкования "Бхагаватам" в духе имперсонализма не приносят санньяси-майявади никакой пользы.
БОГ: Если Бог дал человеку интерес к тому или иному источнику, значит, в этом есть смысл и человек почерпнет из него то, что и наметил Бог. Ничего у Бога не бывает случайным, во вред человеку, несвоевременным. Все есть труд Бога над человеком, и все дает те или иные плоды на его ступени материального и духовного развития. Бог Знает, как строить необходимый базис материальных и духовных знаний в человеке, который и приведет его к преданному служению в свое время.
В отличие от них, санньяси-вайшнавы, выполняя свои трансцендентные обязанности в служении Господу, чувствуют себя счастливыми, а в конце жизни они непременно попадут в царство Бога.
БОГ: В свое время эти вайшнавы также проходили свой путь поиска Бога и искали духовные практики вне преданного служения. Также, чувство счастья Бог преданным особо не дает, но более умеренное и адекватное, направленное на труд преданного служения, достаточно непростой и долгий. Но не следует утверждать, что в конце жизни такие преданные непременно попадут на духовный план. Этот вопрос решает только Бог и нельзя быть столь самонадеянными, ибо это грех. Не следует привязываться преданному к тому, что его ожидает после оставления тела, но этот вопрос оставлять Богу.
Санньяси-майявади нередко сходят с пути самоосознания и начинают заниматься мирской благотворительностью, которая материальна по своей природе.
БОГ: Никто сам по своей инициативе ни с какого пути не сходит и не переключается на другой вид деятельности. Все желания человеку дает только Бог. Поэтому не следует пытаться оценивать пути и усилия других людей. Надо всегда понимать, что за всем стоит Личность Бога. И вопросов относительно пути любого человека у преданных не должно быть. Мысль и желание преданного должны быть обращены на себя, свой путь, свои старания в преданном служении.
Отсюда можно заключить, что те, кто действует в сознании Кришны, находятся в лучшем положении, чем санньяси, которые все время рассуждают о том, что есть Брахман и что не является им, хотя и они спустя много жизней приходят к сознанию Кришны.
БОГ: Если преданный будет привязываться к пути других людей, оценивать их, выражать высокомерие, гордиться своим преданным служением, то такой преданный может оказаться в достаточно плачевном состоянии, ибо такая привязанность к пути других людей есть грех, что наказуемо.
ТЕКСТ 7
йога-йукто вишуддхатма
виджитатма джитендрийах
сарва-бхутатма-бхутатма
курванн апи на липйате
йога-йуктах - занятый преданным служением; вишуддха-атма - очистившаяся душа; виджита-атма - умеющий владеть собой; джита-индрийах - тот, чьи чувства обузданы; сарва-бхута - ко всем живым существам; атма-бхута-атма - испытывающий сострадание; курван апи - хотя и действующий; на - не; липйате - опутывается.
Тот, кто занят преданным служением, кто чист душой и обуздал свой ум и чувства, дорог всем, и все дороги ему. Хотя такой человек всегда поглощен деятельностью, он никогда не бывает связан ее последствиями.
БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: "7.Вовлеченная в связующий процесс (йогу) очистившаяся душа, победившая ум и контролирующая чувства, сострадающая всем живым существам, хотя и занята работой, никогда не связана ею.".
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто пытается обрести освобождение, действуя в сознании Кришны, очень дорог каждому существу, и все существа дороги ему.
БОГ: Здесь скорее речь о сострадании ко всем живым существам. От преданного Бог не требует, чтобы он был дорог каждому живому существу и чтобы все существа ему были дороги. Преданный должен не причинять особого беспокойства другим и не быть самому обеспокоенным, если говорить об отношениях с материальным миром. Нейтрально, непривязано относящийся к материальному миру преданный, так старающийся в своем пути преданного служения, не может быть дорог каждому существу, ибо и не вкладывает ни в кого свои духовные силы, но направляет их преимущественно на Бога. Поэтому такая реакция невозможна. Здесь иное отношение к преданному, уважительное, возможно почтение, возможно недопонимание при всем уважении, возможно неприятие, но не как человека, а его образа жизни, его убеждений, религиозной направленности... Материальный мир многоступенчат и здесь Бог позволяет быть и проявляться разным мнениям...
Причина этого в том, что такой человек обладает сознанием Кришны. Ему известно, что живые существа неотделимы от Кришны, так же как листья и ветви неотделимы от дерева. Он знает, что, поливая корни дерева, мы насыщаем влагой все его листья и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем необходимую энергию всему организму.
БОГ: Знания преданного - вещь от многих сокрытая и чтобы их увидеть хоть отчасти, надо входить с преданным в контакт, задавать ему вопросы и видеть его как бы в движении, в проявлении качеств и речи. Но Бог далеко не всегда дает прямую связь преданного с материальным миром на постоянной основе, но изредка, ибо все же необходимо время преданного тратить на его материальное и духовное развитие через путь преданного служения. Поэтому преданный ни в такой ситуации, чтобы он был кому-то дорог, разве что своим родным. Даже среди преданных он никому дорог не будет. Это состояние привязки, направленности ума, поддержание ума в таком состоянии, чтобы один человек понял, что другой ему дорог. Это излишние чувства, и Бог делает связи и отношения для преданных более умеренными, не перерастающими в отношения, близкие или дублирующие материальные связи и отношения.
Поскольку тот, кто действует в сознании Кришны, служит таким образом всем живым существам, он очень дорог каждому.
БОГ: Это надуманная теория, не истина. Преданный занят в преданном служении исключительно исполняя Волю Бога на себя, на свое развитие, на свое качества, на выход себя из материального мира на духовный план. Преданный служит только Богу и помогает себе выйти за пределы материального мира. Всем живым существам он не служит. Он занят преданным служением, которое требует от него и ради него заниматься контролем ума, желаний и чувств, тапасьей, требует простой образ жизни, поклонение Богу, совершение жертвоприношений, приготовление духовной еды, одухотворение любой своей деятельности, включая постоянную работу, изучение Святых Писаний - и где здесь другие, на них направленные усилия? Даже проповедь нельзя назвать старанием для других. Ибо это получается у многих преданных и безграмотно, много отсебятины, неразвит духовный язык и мыслительный процесс, речь пестрит религиозными шаблонами... Поэтому и проповеди учат религиозной речи самого преданного. Может быть благотворительность есть служение другим? Каким образом? Также, принимающие пожертвование от преданного, тотчас Волею Бога о нем забывают. Бог не удерживает в памяти берущих имя дающего. Даже в материальном мире все нуждающиеся понимают, согласно своему материальному опыту, что откуда-нибудь, но Бог дает, помогает и если не через этого преданного, то через другого Бог насытит. И никто не вынашивает в себе благодарность или признательность преданному. Не остается у человека понимания, что этот преданный, ему пожертвовавший, ему дорог. Может быть, отдав, преданный обеспечил себе более простую еду и тем усилил свою аскезу? Но аскетизм есть религиозный долг преданных. Надо уяснить себе, что только Бог работает в материальном мире на благо всех живых существ.
И поскольку все довольны его деятельностью, его сознание всегда остается чистым.
БОГ: В первую очередь преданными недоволен Бог. Все из-за того же далеко не чистого сознания. Хватит себя любить, восхвалять, себе аплодировать и других постоянно порицать. Пора, пора и много раз пора не судить и не осуждать труд Бога в материальном мире, хватит себя бесконечно приводить в пример, хватит собой дорожить, других считая отрепьями материального мира... Ибо Бог все видит, слышит, знает... Надо видеть за всем стоящего только Бога. Только Бог распоряжается судьбами материальных людей, и все, что происходит в судьбе каждого есть работа Бога, работа скрупулезная непрерывная, над каждым... И каждый в свое время придет к преданному служению, ибо все дороги в материальном мире ведут к Богу, и путь каждого к Богу очень узок. Это надо понимать.
Чистота сознания позволяет ему держать в повиновении ум, а управляя умом, он подчиняет себе чувства.
БОГ: Не так. Сам преданный ничего не держит в повиновении и ничем не управляет. Все эти как манипуляции со своим умом и чувствами дает человеку Сам Бог и только вследствие преданного служения. Не преданное служение, а Бог дает. Преданное служение лишь инструмент, который Бог дал преданному; и только используя этот инструмент долго человек получает от Бога, из Рук Бога то, что называется контроль ума и чувств. Точно также Бог вследствие преданного служения и здесь духовных практик забирает Сам Лично гнев, зависть, привязанность. Все выглядит для преданного как плод его усилий. Нет. Это есть Милость Бога за труд. Мало кто знает, но и в материальном мире лекарственный препарат есть то, что служит для материального человека видимой причиной его выздоровления. Но на самом деле лечит Сам Бог, если карма человека позволяет. Не препарат, не таблетка, не укол - лечит Бог. Все остальное выглядит как причина. Материальный человек нуждается в причинах, и Бог такие причины дает в материальный мир постоянно, но Высшей причиной является только Бог. Вот таким же лекарственным видимым препаратом является и преданное служение. И это надо понимать, без шуток, без сомнений, без вопросов, видя за всем только Бога, Волю Бога, План Бога. Материальные люди это и не увидят и не поверят. Но преданным это Говорит Сам Бог. И они хорошо должны понимать, Кто за всем стоит и насколько, поэтому, они чисты и могут ли они своей якобы чистотой управлять в себе своими чувствами, умом, желаниями... Не смогут.
Ум такого человека всегда сосредоточен на Кришне, поэтому он никогда не забывает Кришну и не занимается ничем, кроме служения Господу.
БОГ: Ум преданного далеко не всегда сосредоточен на Боге Кришне. Но преданное служение все же помогает ему через рекомендованные Богом духовные практики удерживать ум на Боге Кришне, если не постоянно, то на семь часов в сутки примерно у средней ступени преданного служения так получается. Но, тем не менее, это не полноценное преданное служение и до полноценного не простой путь надо все же преданному пройти под Управлением Бога, который охватывает и непосредственно духовную практику, и также в некоторых направлениях и материальную практику, ибо и отсюда есть каждому преданному, что извлечь, ибо материальный мир неисчерпаем для человека своими возможностями для его и материального и духовного развития, в частности речь идет о качествах преданного.
Он никогда не станет слушать то, что не относится к Кришне, или есть пищу, не предложенную Кришне, и никогда не пойдет куда-нибудь, если это не связано со служением Кришне.
БОГ: На самом деле только Бог так ограничивает преданного, полностью ориентируя его на преданное служение и не разрешая попусту тратить драгоценное время именно преданного служения. Но при этом каждый должен понимать, что в этом его личной заслуги перед Богом нет. Только Бог так выстраивает жизнь преданного, только Бог дает ему ограничения, только Бог отбирает излишние желания, только Бог дает ему распорядок дня, только Бог дает духовные мысли, духовное понимание, духовную память. И все это только в преданном служении.
Таким образом, его чувства всегда подчиняются ему. A тот, кто владеет своими чувствами, никогда и никому не причинит вреда.
БОГ: На самом деле преданные могут причинять вред, боль, обиды другим, и это очень часто сами преданные не видят из-за неразвитых качеств, из-за самомнения, из-за того, что себя в преданном служении считают причиной и не видят за всем стоящего Бога. Также, чувствами далеко не все владеют, далеко не все ими правильно распоряжаются. Преданные Бога Кришны многие таковыми являются по названию, далеко не все старательны, далеко не все порядочны, далеко не все следуют Слову Бога. Поэтому Сам Бог пришел в материальный мир через свое уполномоченное воплощение Наталию Маркову и Сам провозглашает преданным Свою Волю, Свое Божественное требование ко всем преданным материального мира и другого волеизъявления не будет.