Aрджуна сказал: О Кришна, сначала Ты велел мне отказаться от деятельности, а затем дал совет действовать в преданном служении. Прошу Тебя, скажи прямо, какой образ действий лучше.
БОГ: Перевод правильный, но есть неточность. Точный перевод: "1.Арджуна сказал.
Отречение от работы и путь йоги (связующего процесса с Богом) Ты снова восхваляешь, о, Кришна. Прошу Тебя, скажи более определенно, какой путь их этих двух будет лучше для меня.".
КОММЕНТAРИЙ: В пятой главе "Бхагавад-гиты" Господь доказывает, что деятельность в преданном служении лучше сухих философских рассуждений.
БОГ: О философских рассуждениях в данной главе нету речи. Не идет доказательство того, что лучше, путь йоги (связующего процесса с Богом) или философские рассуждения. Это результат неверного перевода стихов автором комментариев. Речь идет о философах санкхйи и о йоге (связующем процессе с Богом). Бог Указывает, что, становясь на один из этих путей, человек достигает один и тот же результат, или результаты обоих. Об этом говорится в ст.4-5 гл. 5. И этим вопрос о санкхйе в этой главе исчерпывается.
Заниматься преданным служением гораздо легче, нежели философскими поисками истины, поскольку преданное служение, будучи духовным по природе, не имеет материальных последствий.
БОГ: Нигде у Бога не легче. В каждом направлении мыслительной деятельности Бог работает с человеком оптимально, выкорчевывая все, что лишнее, и внедряя Божее самыми непредвиденными для человека путями. Бог работает с человеком, что называется, непокладая рук, используя в полной мере для данного уровня сознания, для данных качеств, для данной ступени развития все Божественные средства, и милующие и нет, задействуя тело, мысли, чувства, давая обстоятельства и ситуации, давая ошибки, давая пути преодолений, давая через все единственное направление, и далее очищая и снова направление и так по узкому коридору, где нет на самом деле альтернатив, выводит на тот уровень человека, который для него на данный период оптимальный... И никогда работа Бога над человеком не завершается. Вычистив от грязи один угол души, Бог принимается за другой, третий, четвертый и снова по новому кругу и еще больней... Кидая из стороны в сторону мыслительный процесс и все в человеке направляя на План Бога на человека в этой жизни. И в преданном служении человеку непросто, и в любой йоге человеку непросто, и тому, кто идет по пути философов санкхйи не легко. Но и те и другие уже не будут падать в материальный мир. Ибо, если Бог взялся за человека, если ему уже пора, если качества уже это позволяют хоть в малой степени, то этот человек непременно и достигнет уровня преданного служения во всей полноте и непременно в своей время будет отправлен на духовный план.
Во второй главе Господь изложил азы духовного знания, рассказав Aрджуне о природе души и ее заточении в материальном теле. Там также говорилось о том, как вырваться из материального плена, воспользовавшись методом буддхи-йоги, преданного служения.
БОГ: Так можно сказать.
В третьей главе Господь объяснил, что человек, который обрел истинное знание, освобождается от всех долгов и обязанностей, а в четвертой главе Он рассказал Aрджуне о том, что обрести знание можно, совершая различные виды жертвоприношений.
БОГ: Это не точно. И третья и четвертая главы охватывают значительно больше вопросов, и никак в одной строчке уместить суть этих глав невозможно и не следует этого делать, ибо это, приведенное выше, сугубо личное восприятие приведенных глав. Каждый человек, изучая Бхагавад-Гиту, получит от Бога и не однократно, свое личное понимание, свои акценты в каждой главе, и заранее человека настраивать на определенное неавторитетное также мнение не следует. Изучая Бхагавад-Гиту человек Волею Бога будет сам открывать для себя свои акценты, что-то новое, постепенно развивая религиозную мысль и понимание. Поэтому заточать разум человека в определенные рамки нельзя.
Однако в конце четвертой главы Господь велел Aрджуне стряхнуть апатию и вступить в сражение во всеоружии совершенного знания. Одновременно подчеркивая необходимость деятельности в преданном служении и бездействия, основанного на знании, Кришна смутил ум Aрджуны.
БОГ: О бездействии Бог ничего не Говорил касательно труда Арджуны. Это было общее осведомительное знание в предыдущих разъяснениях Бога касательно кармы, акармы и викармы. В конце 4 главы Бог дает два Указания Арджуне. Ст. 41. Необходимо, получив от Бога необходимые знания, огнем этих знаний сжигать сам труд, т.е. отказаться от плодов кармической деятельности. Т.е. по сути надо в сражении не думать о последствиях, но посвятить это сражение Богу Кришне, т.е. Бог предлагает Арджуне выполнять свой труд кшатрия в состоянии преданного служения карма-йоге. В ст. 42. Бог предлагает Арджуне сражаться в состоянии йоги, т.е. использовать свое сражение как связующий процесс с Богом. По сути, и ст. 41 и ст. 42 направляют Арджуну на карма-йогу. Нет противоречий. Но Арджуна еще не смог осознать, что в ст. 41 речь идет о карма-йоге, но понял так, что речь идет просто об неучастии в сражении, йога саннйаста карманам, хотя все предыдущие тексты были направлены на то, что работу надо выполнять, одухотворять через жертвоприношение, что есть предложение плодов своего труда Богу Кришне. Поэтому Бог и уделил внимание жертвоприношениям, где человек отрекается от плодов любой своей деятельности, сжигая огнем знаний все сомнения, отказываясь от плодов труда, любого вида деятельности. Эту всю предшествующую подготовку Арджуна в стихе 41 не использовал и просто решил для себя, что в ст.41 речь идет о кармической деятельности, которую Бог ругал. Хотя и стих 41 и ст. 42 есть как одно целое, и ст. 42 как бы разъясняет Арджуне, как ему надо сражаться, - в состоянии йоги. А это уже говорит о том, что надо сражаться, но с некоторым дополнительным условием, т.е. посвящая свой труд Богу.
Aрджуна понимает, что отречение от мира, основанное на знании, подразумевает прекращение всякой деятельности, производимой органами чувств. Но, если человек будет заниматься преданным служением, как же он сможет прекратить действовать?
БОГ: Так можно сказать.
Иными словами, Aрджуна думает, что санньяса, или отречение от мира, основанное на знании, означает отказ от деятельности вообще, поскольку деятельность и отречение от мира представляются ему несовместимыми.
БОГ: Арджуна до 41 стиха понимал, что Говорит ему Бог. До его сознания дошло, что работать надо, что надо принимать участие в сражении, он также понял, что надо свой труд одухотворять через отказ от плодов своей деятельности, реально исполняя работу. Также Арджуна понял, что такое исполнение работы есть жертвоприношение Богу, понял и то, что бывают разные жертвоприношения, и они направлены на духовное развитие человека. Но 41 стих он воспринял как утверждение, противоречащее тому, что только что Бог ему объяснял о работе. Его смутили Слова: йога саннйаста карманам... Которые можно понять двузначно: и как откажись от работы и как откажись от плодов своей деятельности. Из этих двух направлений Бог остановил его понимание на том, что надо отказаться от работы. Бог сделал это специально, чтобы этот вопрос был поднят еще раз и кое какие другие вопросы на этой основе, относящиеся к духовным знаниям, были рассмотрены. Таким образом, в недоумение Арджуну ввел Сам Бог, ибо не все в диалоге должно идти гладко, непременно должны быть недопонимания и разъяснения, которые и углубляют и дополняют уже сказанное Богом. Таким образом Арджуна услышал от Бога два совета. 41 стих - не участвовать в сражении, отказаться от него и 42 стих - принять участие в сражении в состоянии йоги.
Он как будто не понимает, что действия, совершаемые на основе истинного знания, не имеют кармических последствий и, значит, равносильны бездействию. Поэтому он спрашивает у Кришны, как ему лучше поступить: прекратить всякую деятельность или же действовать, обладая совершенным знанием.
БОГ: Так можно сказать.
ТЕКСТ 2
шри-бхагаван увача
саннйасах карма-йогаш ча
нихшрейаса-карав убхау
тайос ту карма-саннйасат
карма-його вишишйате
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; саннйасах - отказ от деятельности; карма-йогах - деятельность в преданном служении; ча - и; нихшрейаса-карау - ведущие к освобождению; убхау - оба; тайох - из тех (двух); ту - же; карма-саннйасат - отказа от кармической деятельности; карма-йогах - деятельность в преданном служении; вишишйате - считается лучше.
Верховный Господь сказал: И отказ от деятельности, и деятельность в преданном служении ведут человека к освобождению. И все же действовать в преданном служении лучше, чем отказаться от деятельности.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "2.Шри Бхагаван Сказал. И отрешение от работы (отрешенный образ жизни относительно работы), и путь карма-йоги оба не освобождают руки (нихшрейаса-карав убхау). Но из двух преданное служение карма-йога выше, чем отрешение от работы.". Бог в данном стихе рассматривает две сутуации, сравнивая их: "...тайос ту карма-саннйасат карма-його вишишйате" - Но из двух карма йога выше чем просто отрешение от работы. Обращать нужно внимание на "карма-саннйасат" и "карма-його". Что есть отрешение от работы и работа, не привязывающая к плодам труда. Вторая, карма-йога, выше. Оба эти направления не должны освобождать руки, т.е. человек должен работать. Но в одном случае просто мыслью как бы не привязываясь к работе, а в другом случае выполняя ее как преданное служение, где плоды труда посвящаются Богу Кришне.
КОММЕНТAРИЙ: Кармическая деятельность, то есть погоня за чувственными наслаждениями, является причиной материального рабства живого существа. Пока живое существо будет трудиться ради того, чтобы окружить свое тело материальными благами, ему придется переселяться из одного тела в другое, обрекая себя на вечное рабство в материальном мире.
БОГ: Так рассуждать можно. Но надо всегда понимать, что вечной зависимости от работы в материально мире нет. Всех Бог ведет по ступеням материального и духовного развития автоматически и все в свое время оставляют материальный мир, полностью Управляемые Богом. Никто не обречен в материальном мире на вечное пребывание. Хочет или нет человек, но он Волею и Планом Бога в круговороте сансары развивает качества, которые выводят его на путь преданного служения и далее средствами преданного служения Бог развивает преданного до качеств, которые и выводят его на духовный план. Никто в материальном мире не засидится. Также что касается рабства, то это не совсем так. Бог помогает материальным людям понимать работу несколько более правильно, ибо это средство поддержания тела человека и потому не должно быть для человека невыносимым, рабским или унизительным действом. Бог дает человеку и радость в труде и удовлетворение и надежду на труд и переключение в своих делах, и общение, и творчество, и знание, и любовь к труду и развитие качеств... Поэтому человек это так называемое рабство переносит без потрясений в основном.
В "Шримад-Бхагаватам" (5.5.4 - 6) об этом сказано следующее:
нунам праматтах куруте викарма
йад индрийа-притайа априноти
на садху манйе йата атмано 'йам
асанн апи клеша-да аса дехах
парабхавас тавад абодха-джато
йаван на джиджнасата атма-таттвам
йават крийас тавад идам мано ваи
карматмакам йена шарира-бандхах
эвам манах карма-вашам прайункте
авидйайатманй упадхийамане
притир на йаван майи васудеве
на мучйате деха-йогена тават
"Одержимые желанием чувственных удовольствий, люди не знают, что их нынешнее тело, которое причиняет им так много страданий, - результат их прошлой кармической деятельности. Хотя тело недолговечно, оно доставляет живому существу множество разных неудобств и неприятностей. Поэтому погоня за чувственными наслаждениями не принесет никому блага.
БОГ: Не так. Это ошибочные рассуждения суждения преданных-староверов, черпающих свое понимания из проповедей достаточно слабых и агрессивно к материальному миру и к материальным людям настроенных духовных учителей. Да, Бог дает в материальный мир источники наслаждений и побуждает людей ими пользоваться, а иногда и заставляет. Ибо это может быть предназначено и кармически тем, кто в прошлом много страдали. Их чувства, где никуда сама по себе боль этого и даже прошлых рождений не девается, надо нейтрализовать, уравновесить и для восстановления справедливости и для того, чтобы настроить человека на путь преодолений, как и страданий, которые в судьбе каждого также неизбежны, как кармические последствия. Все наслаждения каждого контролируются Богом, каждому Бог дает свое в своей мере. Это переключает сознание людей от стрессов, от усталости, то вещей непредвиденных, от потрясений, боли и потерь. Поэтому особо бичевать никого не надо и понимать, что и эти вещи приносят благо, ибо дают человеку силы преодолевать, смиряться, надеяться, устремляться к цели... И нет никого, кто бы через материальные наслаждения не проходил. Но Бог также эти привязанности в человеке и ослабляет и пресыщая человека и насильно, давая пути аскетические, давая нужды, давая и необходимый регулирующий мыслительный процесс. Все в материальном мире строго под контролем Бога, и это преданные всегда должны понимать, не обрушиваясь критикой на материальный мир. Все имеет здесь свои ограничения, все здесь адресно, все здесь для каждого приходит и уходит. Все есть Воля Бога.
Человек, который не задумывается над тем, кто он на самом деле, проживает свою жизнь впустую.
БОГ: Никто в материальном мире ни при каких условиях не проживает жизнь впустую. Бог работает в материальном мире абсолютно, и каждая жизнь есть труд Бога и труд действенный, скрупулезный, ибо направлен на главную цель материального мира, на развитие человека, будь он материальный или преданный Бога Кришны. Также, только Бог Управляет мыслительным направлением человека и Знает, когда и кого озадачивать смыслом и целью жизни, как и своим здесь предназначением и истоками.
Тот, кто не осознал свое истинное "Я", вынужден заниматься кармической деятельностью ради удовлетворения потребностей своих чувств, и сознание, оскверненное желанием чувственных удовольствий, заставляет его менять одно материальное тело на другое.
БОГ: Все это попытки назидания материальным людям в пользу преданного служения. Но если человек понуждается Богом заниматься кармической деятельностью, то, значит, ступень этого человека и качества пока удерживают его именно на таком труде и будут удерживать, пока Волею Бога и именно через этот кармический труд человек не обретет качества, которые и выведут на путь преданного служения. Все в свое время. Надо все, как и путь материалистов, принимать преданному все же в состоянии отрешенности, ибо, иначе, и речи не может быть об освобождении хоть в малой степени от гунн материальной природы, а значит и двойственности материального мира и от всего, что это влечет за собой.
Поэтому человек, ум которого поглощен кармической деятельностью и подвержен влиянию невежества, должен развить в себе любовь к Господу Васудеве.
БОГ: Преданный Бога Кришны не может в себе сам развить любовь к Богу Кришне. Что же говорить о материальных людях, не занятых духовной практикой? Всему у Бога свое время. Также, любовь к Богу Кришне дает только Сам Бог. Но и эта энергия очень краткосрочна, постоянно не испытывается, но запоминается умом, умом и поддерживается. Все по Воле Бога Кришны.
Только тогда у него появится возможность освободиться от материального рабства".
БОГ: Никто сам себя никакими усилиями от материального существования не освобождает. Выводит за пределы материального мира человека только Сам Бог через практику преданного служения.
Итак, гьяны, или знания о том, что я не материальное тело, а вечная душа, еще не достаточно, чтобы обрести освобождение.
БОГ: Так можно сказать.
Человек должен действовать как душа, иначе ему не удастся вырваться из материального плена.
БОГ: Это не продуманное высказывание. Никакой связующей или поясняющей или провозглашающей информации в себе не несет. Что значит действовать, как душа? Нужны пояснения. Как это понимает комментатор.
Однако деятельность в сознании Кришны и кармическая деятельность - далеко не одно и то же. Деятельность в сознании Кришны помогает человеку духовно развиваться, ибо она основана на истинном и совершенном знании.
БОГ: так можно сказать. Это не одно и то же. И это очевидно.
Одного отказа от кармической деятельности еще не достаточно, чтобы очистить сердце обусловленной души от материальной скверны, - нужно еще сознание Кришны.
БОГ: Так можно сказать. Но очищается не сердце. Это очень условное обывательское или даже материальное понимание. Материя не оскверняет, а входит естественным путем через материальную практику в ум, разум, память, качества, мыслительный процесс, понимание, в самосознание человека. И только преданное служение все перенаправляет на Бога через Святые Писания, духовную практику, жизнь в Боге, направленный на Бога мыслительный процесс...постепенно отводя человека от материальных привязанностей, материальных желаний, от материальных планов, от материальных наслаждений и образа жизни на ступень одухотворения всех чувств и внутренних событий в человеке, все через преимущественный путь преданного служения, все Волей и Планом Бога.
Пока наше сердце нечисто, мы будем вынуждены заниматься кармической деятельностью.
БОГ: Не так. Человек полностью Управляем Богом и только Бог Знает, кого и когда переводить на путь преданного служения и здесь в основном есть ориентир на качества человека, это последний параметр в человеке, который решает его участь как при переходе к преданному служению, так и на духовный план. Но качества в человеке развивает только Личность Бога через колесо сансары, через путь игр и ролей, через страдания и преодоления... так поднимая человека по ступеням его материально и духовного развития, что первым делом проявляется в качествах человека.
Но деятельность в сознании Кришны избавляет человека от кармы, а значит, и от необходимости действовать на материальном уровне.