27.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 31-35.
ТЕКСТ 31
найам локо 'стй айаджнасйа
куто 'нйах куру-саттама
на - не; айам - эта; локах - планета; асти - является; айаджнасйа - того, кто не совершает жертвоприношений; кутах - где; анйах - другая; куру-сат-тама - о лучший из Куру.
О лучший из рода Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете или в этой жизни, что же тогда говорить о следующей?
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "31.Эта планета не существует для тех, кто не совершает жертвоприношений. И где взять другую, о, Курусаттама?".
КОММЕНТAРИЙ: В какой бы форме жизни ни находилось живое существо в материальном мире, оно всегда остается в неведении о своей истинной природе. Иначе говоря, причиной нашего пребывания в этом мире являются бесчисленные последствия наших грехов.
БОГ: не верно. Материальный мир создан не для того, чтобы низвергать сюда грешные души. И откуда их низвергать? С духовного плана невозможно. Неоткуда. Материальный мир создан Богом для развития живых существ до качеств, которые поднимают людей в свое время до ступеней преданного служения и отсюда на духовный план с низших ступеней материального существования, с животных и ниже того, с микроскопических форм жизни. Никто прежде на духовном плане не был, никто не пал.
Причиной же греха является невежество, и, согрешив, мы попадаем в кабалу материального существования.
БОГ: Неверно. Невежество, греховная деятельность души в материальном мире есть на низких этапах существования средство выживания. Только в теле человека эти качества начинают тормозить его развитие. Но Бог, вовлекая человека в материальные игры и роли, развивает качества человека, постепенно поднимая его по ступеням собственного материального развития, давая от рождения к рождению более высокий уровень самоосознания, качеств, понимания, мыслительного процесса, где прежде ни на каком предшествующем этапе своего существования и здесь развития оно, живое существо, не могло быть. Поэтому речь может идти не о падении души, а о ее подъеме. Только в теле человека душа может прийти в первый раз к преданному служению и далее через средства преданного служения может быть отправлена Волею Бога на духовный план, откуда уже никогда не упадет в материальный мир, ибо уже входит в Бога безвозвратно.
Человеческая форма жизни - единственная лазейка, через которую можно выбраться из этой западни.
БОГ: Это не лазейка, это не придуманное человеком средство. Тело человека есть творение Бога, и Сам Бог употребляет это тело для того, чтобы выйти из материального мира на духовный план.
Поэтому Веды дают нам возможность освободиться из материального плена: они предписывают, как совершать религиозные обряды и как зарабатывать себе на жизнь, накладывают ограничения на материальные наслаждения и, наконец, дают нам метод, позволяющий навсегда избавиться от материальных страданий.
БОГ: Веды даны Богом. Именно Бог через Веды, данные людям во времена Арджуны, Указал людям, исходя из их общей ступени материального и духовного развития, какими религиозными практиками следует руководствоваться, чтобы подниматься по ступеням материального и духовного развития, Сам Бог, во все времена ведет людей, каждого человека, Управляя его мыслительным процессом, исполнением религиозных практик, давая необходимый мыслительный процесс, давая желание изучать Святые Писания. Т.е. надо всегда понимать, Кто именно ведет человека, Кто Управляет им, направляя чувства, знания, опыт, качества, устремления на преданное служение. И тогда и теперь и далее, во все времена человека за пределы материального существования ведет только Бог, работая над каждым скрупулезно с самых низких ступеней существования творения, с невидимых, малейших и мельчайших форм жизни, меняя тела, меняя формы жизни, развивая качества до формы тела и жизни человека и далее и далее...
Следуя заповедям религии, то есть совершая названные выше жертвоприношения, люди одновременно решат и все экономические проблемы.
БОГ: Жертвоприношения Управляются Богом, даны Богом, имею место в человеческом обществе всегда, сколько существует человечество. Оно не только призвано помогать людям в их отдельной жизни, но и обществу в целом. Но невозможно сказать, что жертвоприношения в современном мире решают экономические вопросы государств. Эти вопросы развития государства и общества в целом Бог решает другим путем. Вопросы жертвоприношения в современном обществе решаются индивидуально, касаясь жизни и благополучия отдельных людей. На уровне государств жертвоприношения не могут приноситься, ибо это преимущественно материальный мир, в основном нерелигиозный, и здесь Бог плату берет через проблемы государств, народов, обществ, через страдания великих масштабов, что также сказывается воспитывающим образом на каждом человеке своим путем, в свое время. За материальные блага все у Бога платят, ибо всем надо подниматься вверх по ступеням материального и духовного развития, все, так или иначе, идут к Богу. Но каждый человек, решая свои жизненные вопросы, может жертвовать Богу, занимаясь тапасьей, благотворительностью, ведя простой образ жизни, отрекаясь от наслаждений, которые сулят внешние материальные объекты, контролируя ум, речь, разум, сам мыслительный процесс, желания, постоянно молясь Богу, поклоняясь Богу... В таком случае многие страдания в рамках государств их обходят или они их переносят значительно легче. Если же человек не занимается подобными жертвоприношениями, то Бог Сам ставит его в условия, где ему так или иначе приходится жертвовать в виде болезней, потерей близких, потерей имущества, через долги, через семейные неурядицы, через качества других людей, через природные катаклизмы... Все эти жертвоприношения, так или иначе, приносят человеку страдания, в свое время приводят его на путь религии. И уже отсюда Бог начинает вести человека к преданному служению, цель которого есть выход за пределы материального существования.
С помощью ягьи можно обеспечить себя достаточным количеством пищи, молока и т.д. даже в условиях так называемого перенаселения Земли.
БОГ: Далеко не всегда Бог направляет плоды жертвоприношения на материальные непременно блага, но на религиозный путь, на то, что дает человеку желание изучать Святые Писания, на помощь при катастрофах, авариях, серьезных болезнях и пр.
Когда же насущные потребности тела удовлетворены, в человеке само собой просыпается желание чувственных удовольствий. Поэтому Веды предписывают людям вступать в освященный брак, в рамках которого они могут удовлетворять потребности своих чувств, не нарушая религиозных заповедей.
БОГ: Очень редко бывает так, чтобы Бог плоды жертвоприношений прямо или косвенно направлял на сексуальные отношения человека или как-то давал решение этому вопросу. Семья, брак, дети, секс даются Богом и без жертвоприношений преимущественно, ибо семья, отношения мужчины и женщины решают вопрос продолжения рода человеческого, и это направление заложено в судьбе почти всех. Но наладить уже существующие отношения в семье можно именно через приношение жертв Богу и в виде молитв, пожертвований в церковь, в виде благотворительности, помощи другим людям преимущественно.
Так человек постепенно освобождается из материального плена и на высшей ступени освобождения вступает в общение с Верховным Господом.
БОГ: Одних жертвоприношений, направленных на материальные блага, далеко недостаточно, чтобы выйти за пределы материального существования. Также, жертвоприношения не приводят к высшей ступени материального и духовного развития. Чтобы говорить о духовном развитии человека, надо непременно, направить человека на путь преданного служения. Это возможно. Бог плоды жертвоприношений может использовать для духовного развития человека, но при условии, если его качества это позволяют. Поэтому Бог ведет человека через колесо сансары, вовлекая его постоянно в развивающие игры и роли, помогая ему также жертвовать и добровольно и нет, помогая вести аскетический образ жизни, помогает ограничивать свои чувства и мыслительный процесс, направленные на наслаждения. И только все это в совокупности может Волею Бога открыть врата к преданному служению.
Таким образом, чтобы достичь совершенства, необходимо, как уже было сказано, совершать ягьи (жертвоприношения).
БОГ: Без жертвоприношений и речи быть не может о духовном развитии человека. Но и не бывает у Бога так, чтобы человек ничем не жертвовал. Бог знает, в какие условия поставить человека, чтобы он был принужден отдавать, помогать, не претендовать, с этим примиряться, не желать взамен, не желать и себе вознаграждений или даже помощи, учась отпускать свои пожертвования ни на что не претендуя. Но жертвоприношения не есть само совершенство даже в приближенном понимании, т.е. в пределах человеческого развития и возможностей. И не есть единственный путь к такому духовному развитию. Одного жертвоприношения, даже именно посвященного Богу Кришне, недостаточно. Просто отдавать - мало. Надо уметь претерпевать, прощать, смиряться, не осуждать, уповать на Бога, не стяжать, не завидовать, контролировать свои чувства, желания, мыслительный процесс, не привлекаться плодами своего труда... А это уже путь преданного служения, путь поклонения Богу и памятования о Боге, путь постоянного контроля ума, чувств, желаний, путь посвящения Богу плодов своего труда...
Но, если человек не хочет совершать рекомендованные в Ведах ягьи, как он может надеяться стать счастливым в этой жизни, не говоря уже о том, чтобы обрести счастье в другом теле на другой планете?
БОГ: Жертвоприношения, рекомендованные в Ведах во времена Арджуны, уже не могут работать в современном мире, в цивилизованном обществе. Они могут быть только в условиях преданного служения для преданных, и для материальных людей в виде благочестивой жизни, добродетели, пожертвованиях другим людям, простым образом жизни, умеренным аскетизмом, религиозностью...
На разных райских планетах разный уровень материального благополучия, но в любом случае люди, совершающие ягьи, получают там, по сути дела, неограниченные возможности для наслаждения райским счастьем.
БОГ: На самом деле райских планет не существует, но есть планеты райского типа, где присутствует более высокая цивилизация, и за счет этого уровень жизни людей значительно выше, чем, скажем, на планете Земля. Но и там есть, присутствует греховная деятельность и ее последствия, и там тоже есть свои виды жертвоприношений, свой путь материального и духовного развития, преданное служение, Святые Писания, выход на духовный план. Но неограниченно наслаждаться ни на какой планете материального мира ни у кого не получится. Бог не даст. Но в ту меру, которая не будет мешать человеку развивать качества, угодные Богу. Все планеты материального мира созданы Богом для развития живых существ, и принцип развития почти не отличен от того, как Бог развивает живые существа в условиях Земли.
Однако высшее блаженство познает только тот, кто попадет на планеты духовного мира, развив в себе сознание Кришны. Поэтому сознание Кришны - ключ к решению всех проблем материальной жизни.
БОГ: И на духовном плане все проблемы человека не могут быть исчерпаны. Но эти проблемы есть те же игры и роли, но теперь уже на духовном плане преимущественно духовного порядка, которые имеют сугубо развивающее значение и в котором принимает участие и Сам Бог через Свое воплощение, неотличное от Бога Кришны.
Все эти жертвоприношения предписаны Ведами, и каждое из них порождено определенной деятельностью. Зная об этом, ты обретешь освобождение.
БОГ: Не точный перевод. Правильный перевод: "32.Таким образом, много видов жертвоприношений широко распространены Ведами через речь. Рожденные работой, ты должен знать их все. Зная это, ты будешь освобожден.".
КОММЕНТAРИЙ: Как уже было сказано, разным категориям людей Веды рекомендуют совершать разные жертвоприношения.
БОГ: В современном мире Бог ориентирует людей на всех ступенях материального и духовного развития жертвовать Богу через добродетель, простой образ жизни, терпение, неосуждение, контроль желаний и чувств, жертвоприношение имуществом, нестяжанием, религиозностью, изучением Писаний своей конфессии. Это в основном. Жертвоприношение преданных есть сам путь преданного служения, поклонение Богу Кришне, изучение Новых Святых Писаний, контроль ума, желаний и чувств, духовные практики, посвящение Богу плодов своей деятельности, терпение, смирение, неосуждение, не возвеличивание себя, но понимание о себе, как о низшей живом существе, также непременно надо жертвовать непривязанностью, отказом от удовлетворения чувств внешними материальными объектами.
Поскольку люди полностью отождествляют себя с материальными оболочками, ведические жертвоприношения предназначены для того, чтобы занять деятельностью либо их тело, либо ум, либо разум.
БОГ: В современном материальном мире большинство людей уже понимают, что есть путь сансары, есть душа, человек не умирает навсегда, и это понимание и граничит со знанием, что человек не есть тело. Или во всяком случае такое знание не возбуждает ум человека, к этому люди относятся с пониманием и не утверждают, что человек умирает навсегда, ибо готовы принять, что есть тело и душа и в этом находят в себе мир. Единственно, что человека смущает, это то, что в следующей жизни он не будет помнить о своем предыдущем воплощении, и это для некоторых сравнимо со смертью, но не особо и печалит. Т.е. люди в современном материальном мире уже почти готовы к принятию Новых Совершенных Знаний и по интеллекту и по некоторым духовным знаниям, которые витают в материальном мире; и некоторые вопросы своего существования даже материальные люди пытаются объяснить через призму этих знаний, используя понимание о карме, душе, перевоплощении, последствии греховной деятельности... Это уже та основа понимай, которая будет базисной, когда человек начнет в первый раз знакомиться с Новыми Святыми Писаниями.
Но в конечном счете все жертвоприношения должны помочь живому существу освободиться от оков материального тела. И Сам Господь Своими устами говорит здесь об этом.
БОГ: Жертвоприношения в современном мире, могут немного ослабить путь страданий и преодолений. Могут также открыть врата к преданному служению, но сыграть определяющую роль в плане выхода из материального мира на духовный план жертвоприношения могут, когда являются неотъемлемой частью преданного служения.
ТЕКСТ 33
шрейан дравйа-майад йаджнадж
джнана-йаджнах парантапа
сарвам кармакхилам партха
джнане парисамапйате
шрейан - лучше; дравйа-майат - материальной собственности; йаджнат - принесения в жертву; джнана-йаджнах - жертвоприношение, совершенное в знании; парантапа - о покоритель врагов; сарвам - вся; карма - видов деятельности; акхилам - совокупность; партха - о сын Притхи; джнане - в знании; парисамапйате - завершается.
О покоритель врагов, жертвоприношение, совершенное в знании, лучше, чем просто принесение в жертву материальной собственности. Но в конечном счете все жертвенные обряды приводят человека к трансцендентному знанию, о сын Притхи.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "33. О, Парантапа, жертвоприношение знанием выше, чем жертвоприношение материальной собственностью. Вся работа в целом, о, Партха, заканчивается в знании.". Жертвоприношение знанием есть изучение Святых Писаний. Т.е. речь идет о связующем процессе с Богом через духовные знания. Никогда Бог не даст человеку гйана-йогу, если он не пройдет путь жертвоприношений Богу именно материальной собственностью, материальными благами. Ибо плоды таких жертвоприношений Бог почти всегда направляет на не материальное, а духовное развитие человека, давая ему желание изучать Святые Писания. Т.е. жертвоприношение материальной собственностью есть предстоящий гйана-йоге акт. Также, вся работа в целом заканчивается в знании - как только человек постигает, что он не сам исполняет работу, что вовлекается в работу автоматически иллюзорными энергиями Бога, когда через призму совершенных знаний видит, что так происходит на самом деле, что он, работая, исполняя любую работу, фактически ничего не делает, с тех пор можно сказать, что работа для него прекращается, т.е. совершенные знания повлекли за собой понимание, что человек не работает и с того периода он видит, что для него любая работа в целом через Совершенные знания закончилась. Т.е. стих восхваляет совершенные духовные знания, утверждая, что они выше чем жертвоприношение материальной собственностью, и также через призму совершенных знаний работа для человека заканчивается, что бы он ни делал.
КОММЕНТAРИЙ: Все жертвоприношения предназначены для того, чтобы помочь человеку обрести совершенное знание, освободиться от материальных страданий и в конце концов получить доступ к трансцендентному любовному служению Верховному Господу (то есть к деятельности в сознании Кришны).
БОГ: Это так. Жертвоприношения, их плоды направляет Бог, Тот, Кому жертвоприношение посвящается. Только Бог Знает, как надо распорядиться плодами жертвоприношения. Но преимущественно Бог направляет плоды этого акта на духовное и материальное развитие человека, в зависимости от Плана Бога на человека. Достаточно часто вследствие жертвоприношений Бог направляет человека на изучение Святых Писаний, на память, на понимание, на преломление совершенных духовных знаний в качества человека, которые открывают врата к полноценному преданному служению.
Однако во всех жертвоприношениях заключена некая тайна, в которую необходимо проникнуть. Жертвоприношения могут принимать разные формы, в зависимости от веры того, кто их совершает.
БОГ: Лучше говорить не о тайне, а о том, что плодами жертвоприношений распоряжается Бог, и человек никогда точно знать не может, во что выльется его жертвоприношение. Однако, и привязываться к плодам жертвоприношений не следует, но положиться на Бога, как и не формировать в себе на уровне мысли те плоды, на которые ты мог бы рассчитывать, ибо человек никогда не может знать, что для него благоприятно, и также в любом случае Бог поступит строго согласно Божественному Плану, и результат может быть для человека положительный и в то же время неожидаемый. Также, форма жертвоприношения зависит от ступени материального и духовного развития человека и не является его личной инициативой, но и форму жертвоприношения и его особенности, как и цель определяется только Богом и дается человеку через его мыслительный процесс, как его собственное желание, и поддерживается Богом в соответствии также с материальным положением и возможностями человека. Также, только Бог дает увидеть человеку, понять в свое время, в чем плоды этого жертвоприношения, ибо и оно должно работать на религиозность человека и на доверие к жертвенному обряду.
И если вера человека основана на духовном знании, он намного превосходит тех, кто просто жертвует свою материальную собственность: если человек, совершающий жертвоприношения, не обладает истинным знанием, его деятельность материальна и не приносит ему духовного блага.
БОГ: И для преданного и для материального человека жертвоприношение во благо. Каждый от Бога получает то, что и можно дать по его ступени, и никто при этом не испытывает разочарования. Дело может стоять только за сроками. Но, как правило, некоторые плоды жертвоприношения человек может пожинать и в этой жизни и частично так, как ожидает. Бог может улучшить его материальное благосостояние, но преимущественная часть плодов жертвоприношения непременно будет направлена на духовное развитие человека, но это может быть и в самой неожиданной форме, но достаточно приемлемой человеком по его качествам и ступени материального и духовного развития. Материальный человек будет рад своим плодам. А преданный -своим. Бог так устраивает жертвоприношение и так награждает человека, что у него на его ступени нет недовольства; напротив, он получает мир и утверждение в себе, что ему Бог помог. Ибо жертвоприношение выводит на мысль, обращенную к Богу, и таким образом дает веру или ее укрепляет. Над мыслительным процессом и преданного и материального человека непременно вследствие жертвоприношения работает Бог и не упускает возможность показать человеку причину, укрепляющую его веру и упование на Бога. Ничего у Бога просто так не бывает. Все работает на развитие человека, как материальное, так и духовное, каждому по его ступени.
Вершиной истинного знания является сознание Кришны - высшая форма духовного знания.