25.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 21-25.
ТЕКСТ 21
нирашир йата-читтатма тйакта-сарва-париграхах
шарирам кевалам кармакурван напноти килбишам
нираших - не стремящийся к результатам; йата - подчинены; читта-атма - тот, чей ум и разум; тйакта - отвергнуты; сарва - все; париграхах - тот, кем собственнические чувства; шарирам - предназначенную для того, чтобы поддержать душу в теле; кевалам - только; карма - деятельность; курван - совершающий; на - не; апноти - получает; килбишам - результат греха.
Такой мудрый человек владеет своим умом и разумом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей своего тела. Действуя таким образом, он никогда не навлекает на себя греха.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "21. Такой человек, не стремящийся к плодам своего труда, контролирующий деятельность своего ума, отказавшийся от чувства собственничества, исполняющий работу только для поддержания тела, никогда не погрязает в последствиях греховной деятельности.
КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не ждет хороших или плохих результатов своей деятельности. Он полностью владеет своим умом и разумом. Он знает, что, будучи частицей Верховного Господа, он действует как часть целого и является не самостоятельным исполнителем действий, а лишь орудием в руках Всевышнего.
БОГ: Никто, ни один преданный ни на какой ступени преданного служения не может полностью владеть своим умом и разумом. Это невозможно. Бог дает человеку инструменты для контроля ума, но это видимые инструменты, создающие впечатление, что человек может управлять своим умом. Не более. На самом деле старательному преданному в результате долгих духовных практик Бог Сам дает понимание, что он может приостановить ум, направить ум, отказаться от того, что предлагает ум. Но все это в человеке делает Бог Волею Бога, а не усилиями преданного. А Милость Бога такая обуславливается только сроком преданного служения и практик в этом направлении. Сами практики и устремление преданного в этом направлении роли не играю, они ничего не создают, ничего из себя не синтезируют, но сам факт и время продолжительности этих практик дают Богу основание помогать преданному как бы стеречь свой ум и направлять. Создается иллюзия, что преданный сам, не понимая, что все его усилия есть условность религиозного развития. Все практики есть условия и далее вступает в работу только и единственно Воля Бога, отбирающая у преданного лишнее мышление, не нужное для преданного служения. Но Бог в любую минуту может подать любое направление ума и так, что преданный легко в него вовлечется и будет зависим от его предложений.
Рука движется не сама по себе, а благодаря усилиям всего организма.
БОГ: пример не подходящий с рукой. Рука, нога, голова, тело, туловище, все, что относится к телу, движется только по Воле Бога. А все так называемые усилия всего тела или организма есть все та же иллюзия, которую создает Бог для материальных людей и иных преданных, чтобы понимали себя независимыми и творящими себя и свою жизнь, ибо только так, при таком условии человек может в материальном мире жить и развиваться. На самом деле полностью и телом и чувствами Управляет Бог Кришна. Преданному необходимо входить в это знание и правильно на этом основании строить свой духовный мыслительный процесс и понимание, как и духовные практики. А материальный человек, находящийся на своей ступени развития, именно себя должен осознавать причиной. Ему еще не время видеть и понимать иначе.
Так и человек, развивший в себе сознание Кришны, всегда действует в согласии с волей Всевышнего, поскольку не стремится наслаждаться жизнью независимо от Него.
БОГ: Минуя неудачный пример, в остальном можно сказать: Человек сам в себе ничего не развивает. Все в человеке, включая и сознание Бога Кришны через путь преданного служения развивает только Бог, давая желания, жизненные силы, энергетическую поддержку, память, знания, направленный на Бога мыслительный процесс, обстоятельства, чувство необходимости этого пути, старание, терпение, понимание Святых Писаний, поддержание тела... Человек развивает сознание Кришны, но никогда не достигает того, что он его в себе развил. Это непрерывный процесс и не имеет конца ни в материальном мире, ни за его пределами. Также, никто не может знать, как это устроить - не стремиться наслаждаться жизнью независимо от Бога... Это пустые слова, как бы ни звучали. Никто не Знает на себя Волю Бога и не знает, что хочет Бог на человека, включая и наслаждения... Надо просто преданно служить, просто поклоняться Богу и не мудрить. Остальное Бог Знает, как сделать...
Его действия подобны работе детали в машине. Деталь чистят и смазывают, чтобы сохранить ее в рабочем состоянии, и точно так же человек, обладающий сознанием Кришны, заботится об удовлетворении насущных потребностей своего тела только для того, чтобы быть способным заниматься трансцендентным любовным служением Господу.
БОГ: удовлетворение потребностей тела нельзя сводить только к необходимости заниматься преданным служением. Это преувеличение. Тело необходимо поддерживать прежде всего для того, чтобы человек жил, не болел, выполнял свои обязанности, помогал другим, занимался благотворительностью и также тело нужно использовать в преданном служении. Так еще можно сказать. Но поддерживать тело только для преданного служения... - так нельзя говорить. Ибо на это нет Воли Бога.
Поэтому его действия не влекут за собой кармических последствий.
БОГ: Отнюдь. Как бы ни мыслил о себе преданный, как бы ни считал себя занятым трансцендентным служением Богу Кришне, как бы ни контролировал свой мыслительный процесс и желания, как бы ни придавался Богу, тем нем менее, есть и у него кармические последствия и из этой жизни и из предыдущих. Только Бог знает о каждом истинное положение дел. Себя же утишать своей чистотой нельзя, это достаточно самонадеянно и греховно, только одно это понимание и так направленный мыслительный процесс.
Подобно домашнему животному, он не считает себя даже собственником своего тела. Жестокий хозяин может убить принадлежащее ему животное, и оно безропотно расстанется с жизнью.
БОГ: Эти примеры никак не подходят для комментариев Святого Писания. Нельзя себя сравнивать с животным. А Бога с жестоким хозяином. Такой мыслительный процесс не достоин преданного, но низшей ступени материального развития. Если человек это не понимает, то Бог найдет, как ему объяснить, что так сравнивать и мыслить преданному непозволительно.
К тому же оно никогда не обладает полной свободой действий. Человек, развивший в себе сознание Кришны, целиком поглощен духовной деятельностью, и у него просто нет времени на приобретение излишней материальной собственности.
БОГ: Человеком полностью Управляет Бог. Бог Знает, что человеку надо, от чего он может воздержаться и что человеку не пригодится никогда. Поэтому преданный не должен восхвалять себя за то, что он поглощен преданным служением до такой степени, что... Преданного ведет Бог, Бог Знает, что нужно преданному, а что нет. Это работа Бога. Преданный здесь сам ничего не решает, не проявляет никаких особых усилий, ни в чем особо не претерпевает, но автоматически занимается практикой преданного служения.
Чтобы поддержать душу в теле, ему не нужно добывать деньги нечестным путем. Поэтому он не оскверняет себя грехом, и его действия не имеют никаких кармических последствий.
БОГ: Только Бог Знает, каким образом преданный добывает деньги. И далеко не всегда этот путь чистый. Также греховной деятельностью считается самонадеянность и рассуждения о своей чистоте, о своей негреховности, о том, что твои деяния не влекут последствий греховной деятельности. Перед Богом это низшие качества из низших, ибо нет смирения, нет молитв к Богу Кришне о прощении, нет и благодарности к Богу, если ты считаешь себя высокостоящим преданным, достигшим сознания Бога Кришны и очистившимся от материальной скверны... не видя за всем стоящего Бога.
ТЕКСТ 22
йадриччха-лабха-сантушто
двандватито виматсарах
самах сиддхав асиддхау ча
критвапи на нибадхйате
йадриччха - само собой; лабха - тем, что приходит; сантуштах - довольствующийся; двандва - двойственность; атитах - преодолевший; виматсарах - освободившийся от зависти; самах - невозмутимый; сиддхау - в успехе; асиддхау - в неудаче; ча - и; критва - совершив действие; апи - даже; на - не; нибадхйате - опутывается.
Кто довольствуется тем, что приходит само собой, кто никому не завидует, не обращает внимания на проявления двойственности этого мира и одинаково встречает успех и неудачу, тот, совершая действия, никогда не попадает в рабство их последствий.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "22.Удовлетворенный прибылью, которая приходит сама собой, преодолевший двойственность, не считающий себя причиной результатов своего труда, неизменный в успехе и поражении, такой человек хоть и занят в работе, никогда не связан ею.".
КОММЕНТAРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не слишком заботится даже об удовлетворении потребностей своего тела. Он довольствуется тем, что само приходит к нему. Он никогда не берет взаймы и не попрошайничает, но честно трудится в меру своих сил и возможностей и довольствуется тем, что заработано честным трудом.
БОГ: Так можно сказать, но так у преданных далеко не всегда получается. Ибо и преданных Бог понуждает унижаться и просить взаймы, ему приходится и просить и надеяться на то, что Бог даст с рук материального человека, также честно трудиться не всегда получается и преданному, ибо есть и качества и карма, которые могут понуждать человека грешить, не все могут довольствоваться тем, что приносит ему труд... Бог помимо преданного служения проводит преданного по многим перипетиям жизни, ибо Бог Знает, в чем преданный ущербен и как ему помочь. Название преданный никак не гарантирует человеку легкую жизнь, даже если она направлена на поддержание тела и человек о другом мыслить не желает, но посвятить свою жизнь преданному служению. Бог в любом случае личными аскезами преданного не ограничивает, постоянно давая Божественные Наставления и Уроки.
Поэтому он ни от кого не зависит. Он никогда не станет служить кому-либо, если это мешает его служению в сознании Кришны.
БОГ: Ничего преданный не решает. Что он будет делать, что не будет - это Знает только Бог. Преданный полностью, всецело зависит от Бога, и Бог Знает, как вести преданного и через что, и никакие внутренние установки преданного не играют роли. Бог их сметает легко, давая ту практику в материальном мире помимо преданного служения, которая развивает качества преданного в нужном для Бога направлении.
Однако ради служения Господу он готов выполнять любую работу, оставаясь безразличным к проявлениям двойственности этого мира, таким, как жара и холод, счастье и страдания.
БОГ: Сам человек не может быть безразличным к двойственности материального мира. В этом человеку помогает только Бог через практику преданного служения, причем эта практика должна быть достаточно длительной и тянется такая практика из его материального бытия, когда человек еще не осознает, битый жизнью, что ему уже все равно, богат он или беден, свободен или в тюрьме, есть друзья или нет друзей и не понятно, от кого больше страданий от друзей или врагов. Когда человек опытом жизни начинает понимать, что как бы мир к нему не поворачивался, у него всегда есть крыша над головой и хлеб на столе... Все эти несложные понимания за многие рождения и есть те качества, тот мыслительный процесс человека, который в преданном служении готов к преодолению двойственности мира, ибо особо себя и свое сознание ломать не надо. Бог подготовил человека в некоторых азах восприятия мира и только теперь дал разъяснение, что такое двойственность через преданное служение, как и понимание, что для него это не камень преткновения. Но хорошо бы понимать и то, что заслуги человека в этом нет, ни тогда и ни теперь. Все есть труд Бога над человеком. И когда он был материалистом и когда он стал преданным Бога Кришны.
Человек, обладающий сознанием Кришны, выше материальной двойственности, ибо он готов сделать все, что необходимо для удовлетворения Кришны. Поэтому он одинаково встречает успех и неудачу. Эти признаки свидетельствуют о том, что человек обрел духовное знание.
БОГ: выше быть материальной двойственности не получится ни у кого, но некоторые элементы ее преодолевать преданный Волею Бога может. И должен стараться, уповая на Бога. И только Бог ему в этом направлении поможет. Иначе будут привязанности к материальному миру, и говорить о выходе на духовный план будет невозможно. Бог не даст. Поэтому этот вопрос для преданных существенный и никогда не закрытый, ибо практически недостижимый, но отчасти - да. Но эту меру Знает только Бог. Человек же должен стремиться быть равным к победе и поражению, к славе и бесславию, к чести и бесчестию, к удаче и неудаче, бедности и богатству, к власти и подчинению, к благоприятному и неблагоприятному, к счастью и страданию, к приобретению и потере. Этим двойственность материального мира не исчерпывается, но эти направления, умение здесь преодолевать могут помочь человеку считаться (условно) преодолевшим двойственность материального мира. Но и в каждом отдельном направлении преданный не сможет быть абсолютно успешным, но в свою допустимую меру. Но это практика преданного служения, и это непременно и однозначно труд Бога над преданным. Это надо хорошо понимать. Однако и такой человек, в свою меру преодолевший Милостью Бога двойственность материального мира, полностью не может не зависеть от плодов своего труда. Бог в некоторой мере заставит его мыслить о плодах труда и тогда, когда эти плоды будут не удачные и тогда, когда оплаты за эти труды ему едва хватит на пропитание... Бог поставит преданного в карма-йоге перед самыми разными последствиями для человека, и ему надо будет напрячься и неоднократно, чтобы быть смиренным перед Богом, просить у Бога прощение, молить Бога о помощи и многое другое, что и будет помогать человеку входить в Бога через этот труд, как связующий процесс с Богом.
ТЕКСТ 23
гата-сангасйа муктасйа
джнанавастхита-четасах
йаджнайачаратах карма
самаграм правилийате
гата-сангасйа - того, кто вышел из-под влияния гун материальной природы; муктасйа - освободившегося; джнана-авастхита - находящееся на трансцендентном уровне; четасах - того, чье знание; йаджнайа - ради удовлетворения Ягьи (Кришны); ачаратах - совершаемая; карма - деятельность; самаграм - полностью; правилийате - целиком растворяется.
Действия человека, который освободился от влияния гун материальной природы, утвердился в духовном знании и трудится только ради Меня, становятся целиком духовными, и все их последствия растворяются в Aбсолюте.
БОГ: Неточный перевод. Никогда никакие последствия труда человека в Боге не растворяются, будь то преданный, будь то материальный человек. Правильный перевод: "23.Преодолевший привязанности в работе, свободный, расположенный в знании, он, исполняя работу, как жертвоприношение, полностью сливается с Верховным Брахманом.". На самом деле никто с Богом Кришной не сливается. Но это было сказано во времена Арджуны согласно общей ступени развития человечества, и такое обещание было действенно, давая человеку еще большее старание в преданном служении, в карма-йоге, ибо это обещание Бога люди в себе держали, передавали ученикам и настраивались таким образом на серьезный религиозный труд, не без успеха.
КОММЕНТAРИЙ: Полностью развив в себе сознание Кришны, человек поднимается над всеми проявлениями двойственности и выходит из-под оскверняющего влияния материальных гун.
БОГ: Полностью развить в себе сознание Бога Кришны невозможно, подняться над всеми проявлениями двойственности материального мира невозможно, полностью выйти из-под влияния материальных гунн, что есть иллюзорные энергии Бога, невозможно. Все в своей мере, все через преданное служение, изучение Святых Писаний, все через духовную практику. Все только Волей Бога в свое время. И только Бог Знает до какой степени все это может быть человеком преодолимо.
Такой человек обретает освобождение, так как он осознаСт свою духовную природу и свои отношения с Кришной и потому его ум остается всегда погруженным в сознание Кришны.
БОГ: Лучше об освобождении преданному не думать, ибо на самом деле непонятно, что это такое и насколько нужно человеку и что с этим освобождением делать, если он изначально есть частица Бога, подчиненное Богу живое существо, всегда находящееся под влиянием иллюзорных энергий Бога и в материальном мире и на духовном плане. Бог всегда привязывает человека к труду и на Земле и на духовном плане и именно из труда, что есть преданное служение, человек черпает и Милость Бога, и удовлетворение, и развитие, как материальное, так и духовное. Точно также он всегда связан иллюзорными энергиями Бога, без которых вообще не поймет, кто он, что ему делать, каково его назначение, не войдет ни в какие игры и не сможет развиваться ни на Земле, ни на духовном плане. Осознание своей духовной природы не делает человека свободным. Он всегда зависимое живое существо. А об отношениях с Богом Кришной вообще не следует говорить, ибо и на духовном плане Бог общается с человеком не Сам непосредственно, а через свои Божественные воплощения, имеющие форму тела человека, неотличные от Бога Кришны, но это не Сам Бог.
Соответственно, все, что он делает, посвящено Кришне, изначальному Вишну.
БОГ: О Вишну не следует упоминать. Только говорить о Боге Кришне.
Каждое действие человека в сознании Кришны должно считаться жертвенным актом, потому что цель любого жертвоприношения - удовлетворить Верховную Личность, Вишну или Кришну. Последствия такой деятельности целиком растворяются в Aбсолюте и не приносят человеку материальных страданий.
БОГ: Богу можно посвящать труд и плоды труда, плоды жертвоприношения, благотворительности, тапасьи. Это в основном. Но пытаться все одухотворить человеку не получится, и Бог не примет. В других случаях надо просить Бога, благодарить Бога, уповать на Бога, просить прощение у Бога, просить помощи у Бога.
ТЕКСТ 24
брахмарпанам брахма хавир
брахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйам
брахма-карма-самадхина
брахма - духовное по природе; арпанам - подношение; брахма - Всевышний; хавих - масло; брахма - духовное; агнау - в огне (жертвоприношения); брахмана - вечной душой; хутам - принесенное в жертву; брахма - духовное царство; эва - непременно; тена - им; гантавйам - то, которого необходимо достичь; брахма - духовной; карма - деятельностью; самадхина - с полной поглощенностью.
Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо он полностью отдает себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и все, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Aбсолюта.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "24.Духовное подношение Верховному Брахману, Богу Кришне, есть масло, предложенное духовной душой духовному огню потребления. Ими непременно будет достигнут Верховный Брахман, БОГ КРИШНА, полностью поглощенными духовной деятельностью, карма-йогой.".