22.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 4. ТЕКСТ 6-10.
ТЕКСТ 6
аджо 'пи санн авйайатма
бхутанам ишваро 'пи сан
пракритим свам адхиштхайа
самбхавамй атма-майайа
аджах - нерожденный; апи - несмотря на то, что; сан - являющийся; авйайа - не подвержено тлению; атма - тот, чье тело; бхутанам - тех, кто рождается; ишварах - Верховный Господь; апи - хотя; сан - являющийся; пракритим - в трансцендентную форму; свам - Свою; адхиштхайа - войдя; самбхавами - прихожу; атма-майайа - посредством Своей внутренней энергии.
Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я - повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике.
БОГ: Не точно. Правильный перевод: "6. Хотя Я Нерожденный и Тело Мое Нетленно, хотя Я - Бог всех живых существ, будучи таковым, Я рождаюсь посредством Своей внутренней энергии, всегда оставаясь в Своей духовной природе.". Сам Лично Бог не рождается в материальном мире, но через Свои уполномоченные воплощения, провозглашая их Богом, давая им тело формы человека, которое действительно является духовным. У Самого Бога Кришны нет формы тела человека. Это высочайший ДУХ, Абсолютная Личность, Тело Которого Духовно, но нельзя сказать, что неограничено или беспредельно или без формы. Форма Тела Бога никак не связана с Его творением, никак форма человеческого тела не уподоблена Телу Бога. Тело человека сотворено так, чтобы человек мог приспособиться к жизни в материальном мире, поддерживать это тело, им пользоваться, входить в контакт с материальным миром, развиваться и иметь определенную защиту, что относится ко всем живым существам материального мира.
КОММЕНТAРИЙ: Господь говорит здесь об особенности Своего появления на свет: рождаясь, словно обыкновенный человек, Он, тем не менее, помнит все, что происходило с Ним во время великого множества "прошлых жизней", тогда как обыкновенному человеку бывает трудно вспомнить даже то, чем он занимался несколько часов назад.
БОГ: Сам Бог не рождается в материальном мире. Речь идет об аватарах Бога, уполномоченных воплощениях Бога, осознающих себя Богом и выполняющие, Управляемые Богом, возложенную на них миссию. Такое воплощение Бога получает от Бога все Божественные качества, проявления, речь, мистические способности в полной мере, но ориентированные на материальный мир, на материальное и религиозное общение, все, что необходимо проявить в данной миссии в данный период в данном человеческом обществе данного уровня развития, все направлено на человека. Но это проявление ни есть Божественная суть, но Божественная направленная работа с людьми. Сам Бог при этом и в самом воплощении и вне его отрешен, не входя ни в какие отношения с творением, но Управляя этими Земными играми, выполняющими План Бога на творение.
Если спросить любого из нас, что мы делали в это же время вчера, мы вряд ли ответим сразу. Обыкновенному человеку наверняка придется напрягать память, чтобы вспомнить, что происходило с ним накануне. И все же находятся люди, которые осмеливаются называть себя Богом, или Кришной. Их бессмысленные заявления не должны сбивать нас с толку.
БОГ: В материальном мире такие случаи, когда человек называет себя Богом Кришной, встречаются не очень часто. Это - кармическое явление, человек просто имеет от Бога великое внутреннее убеждение, что он есть сам Бог Кришна. Это происходит потому, что в прошлом рождении он достаточно старательный был преданный, но на уровне ума брал от Бога через мыслительный процесс, что он особенный, у него великолепная духовная речь, он хорошо понимает Святые Писания, к нему относятся с почтением, считают умным преданным, у него спрашивают советы, его называют своим духовным наставником, к нему обращаются с просьбами разъяснять стихи Святых Писаний, считал себя духовно продвинутым, достойным перед Богом, задумывался о своей миссии, готов был считать себя воплощением Бога, ожидал переход на духовный план, унижал других преданных, считал себя Божиим избранником. В таком случае в следующей жизни Бог может дать такому человеку и очень большую уверенность, чаще всего беспричинную, чтобы он и есть Сам Бог Кришна. И средствами, и авторитетами, и обстоятельствами и прочими событиями материального мира постепенно выводит такого человека из великой иллюзии о себе, в итоге указывая ему на его место перед Богом и развивая качества более смиренные и подходящие для преданного служения. Это одна из причин, когда человек считает себя Богом. Но существуют и многие другие причины, исходящие прежде всего из невежества человека и его несовершенных качеств.
В этом стихе Господь также говорит о Своей пракрити, или форме. Слово пракрити может переводиться как "природа" или как "собственная форма" (сварупа). Господь говорит, что Он приходит в материальный мир в собственном теле.
БОГ: Бог Кришна никогда материальный мир не покидает, чтобы в него приходить. Приходят воплощения Бога, неотличные от Бога, но не Сам Бог. Тело этих воплощений духовное. Через это тело, управляя этим телом извне и изнутри, Бог входит как бы в отношения с материальными людьми, как и с преданными Бога, и, будучи полностью отрешенным, вовлекает всех в намеченные Богом игры и роли высокого духовного порядка, которые и приводят в исполнение Плана Бога на творение в данную эпоху, преимущественно передавая людям совершенные духовные знания согласно их ступени материального и духовного развития на данный период.
Он не меняет тела, как это делает обыкновенное живое существо. В этой жизни у обусловленной души одно тело, а в следующей - другое. В материальном мире у живого существа нет постоянного тела: ему постоянно приходится переселяться из тела в тело.
БОГ: Так можно сказать.
Но Господь не подвержен этому. Всякий раз, когда Он появляется в материальном мире, Он приходит в Своем изначальном облике и делает это силой Своей внутренней энергии.
БОГ: Есть искажение Истины. Бог Сам Лично не приходит в Своем Изначальном облике. У Бога нет облика, есть духовная изначальная Форма Божественного Тела. Оно Велико. В нем Бог не приходит. Бог вообще Сам Лично не является людям ни в каком Божественном виде. Но приходит через Воплощение Бога, давая ему тело человеческое и часто появление на свет через рождение человеческое. Это не изначальный облик Самого Бога, эта форма тела человека сотворена Богом, и она может меняться от того, что намечено выполнить в материальном мире через Воплощение Бога. Но всегда эти духовные тела воплощений имеют форму человеческого тела и никогда животного.
Иначе говоря, Кришна появляется в материальном мире в Своем изначальном вечном облике с двумя руками, в которых Он держит флейту.
БОГ: Флейта - вымышленный атрибут. Ни в материальном мире и ни в духовном этот инструмент не сопровождает Бога. Это плоды религиозных легенд, которые тоже дал Бог в древние времена людям, стоящим на достаточно низкой ступени материального и духовного развития и этот инструмент как бы тоже был предназначен для того, чтобы человек привлекался Богом. На это были направлены и одежды, и украшения Бога, и гирлянды, и драгоценные камни и перья павлинов... Нет всего этого у Бога. Бог - Высший Дух, Невидимый, Непостижимый, но может представить Себя человеку как угодно, но в строгом соответствии с Планом Бога и ступенью развития человека.
Он появляется в Своем вечном теле, не оскверненном материей.
БОГ: Не появляется Бог в Вечном Теле ни перед кем.
Но, хотя Господь нисходит в материальный мир в духовном теле и является повелителем вселенной, на первый взгляд может показаться, что Он рождается совсем как обыкновенное существо.
БОГ: Надо говорить о Боге. Слово "господь" к Богу неприменимо. Рождается не Бог, а воплощение Бога, неотличное от Бога, но Управляемое Богом живое существо, имеющее Божественную природу. В Этом особо копаться не следует. Бог Непостижим и как Бог Работает в материальном мире - Непостижимо. Надо принимать то, что Говорит Бог, хорошо понимая, что САМ БОГ КРИШНА В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ НЕ РОЖДАЕТСЯ. ПРИХОДЯТ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ. ВСЕГДА. А также, ВОПЛОЩЕНИЯ УПРАВЛЯЮТСЯ БОГОМ, НЕОТЛИЧНЫ ОТ БОГА, ОРИЕНТИРОВАННЫ НА РАБОТУ С ЛЮДЬМИ. И БОГ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ ОТРЕШЕНЫ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.
И хотя тело Господа Кришны, в отличие от материального тела, не подвержено изменениям, кажется, будто Он растет: из ребенка превращается в подростка, а затем - в юношу. Но, что самое удивительное, Он всегда остается молодым.
БОГ: Сам Бог Кришна вне возрастных категорий. Он не древний и не юный. Но может представить себя как угодно, если на это есть Божественный План. Воплощения Бога, имея духовную Божественную природу, могут проходить все этапы взросления в теле человека. Это норма. Это одно из условий прихода Бога через воплощение в материальный мир, ибо иначе люди не смогут принять его и правильно вовлечься в выстраемые Богом через воплощение игры и роли преимущественно духовного порядка.
К тому времени, когда произошла битва на Курукшетре, у Кришны уже было много внуков, иначе говоря, по материальным меркам Он находился в преклонном возрасте. Тем не менее Он выглядел молодым человеком двадцати-двадцати пяти лет.
БОГ: У Бога Кришны не было внуков, не могло быть и преклонного возраста. Все эти события происходили Волею и Планом Бога с воплощением Бога. Также, юность не была отличительной чертой воплощения Бога. Это не правда. Он выглядел на свой возраст.
Мы никогда не увидим изображений Кришны в старости, потому что, в отличие от нас, Он никогда не стареет, хотя и является самым старым во всем творении и во все времена - в прошлом, настоящем и будущем.
БОГ: У Бога нет возраста. В этом направлении не следует рассуждать и вводить других в заблуждения, все меря человеческими мерками.
Его тело и разум не стареют и не меняются. Отсюда ясно, почему, даже приходя в материальный мир, Господь остается нерожденным и почему Его разум и вечное трансцендентное тело, исполненное блаженства и знания, называют нетленными.
БОГ: Нельзя рассуждать о возрасте Бога, о возрасте Божественного Тела и Разума. Эти категории вне человеческого понимания, вне человеческих знаний, вне человеческого общего развития. Также никакие выводы о Боге делать непозволительно, но брать за основу мышления то, что дано Самим Богом о Боге в Святых Писаниях с учетом той корректировки, которая приведена над Бхагавад-Гитой как она есть Самим Богом, где многие стихи подвергаются Богом изменениям, требующим переосмысления людьми более цивилизованной эпохи, когда некоторые знания должны быть восприняты более полно и точно во благо духовного развития и совершенствования людей планеты Земля.
Явление Господа и Его уход подобны движению солнца, которое встает, проходит над нами, а затем исчезает из виду. Когда солнце исчезает, мы думаем, что оно село, а когда оно вновь появляется у нас перед глазами, мы говорим, что солнце взошло над горизонтом. На самом деле солнце всегда остается на небе, а поскольку наши органы чувств несовершенны, мы считаем, будто оно то появляется, то исчезает. Явление Господа Кришны и Его уход не похожи на рождение и смерть обыкновенного существа: благодаря могуществу Его внутренней энергии Он всегда остается вечным, исполненным блаженства и знания, и Его не может коснуться материальная скверна.
БОГ: Это большей частью философские досужие рассуждения, пригодные для достаточно низкой ступени человека или неофитов преданного служения. Надо говорить Более строго, не приукрашивая и не сравнивая ни с чем суть Божественной работы. Надо говорить как есть, а не о своих печалях и радостях, связанных с так называемым приходом и уходом Бога Кришны. Бог не приходит и не уходит. Бог всегда остается в материальном мире Своим полным целым, Бог работает в материальном мире постоянно, и когда посылает в материальный мир Свои Воплощения и когда их уводит. И когда Бог приходит через свои уполномоченные воплощения, то всем мало места. Просто так Бог не приходит через Воплощение. Ибо Планы Бога всегда очень объемисты и для их исполнения приходится, надо этот материальный мир потрясать. Никто особо не умиляется. Бог строг и деяния Бога строги. И только в таких условиях, когда все внимание человеческого общества к Богу, Бог через воплощение провозглашает цель прихода, что есть передача Святых Писаний преимущественно. А служить Себе, Любить Себя Бог любого заставит, но и для этого надо человеку постараться именно в преданном служении. Другие излияния Богу есть то, на что Бог не посмотрит, ибо материальный мир склонен пустословить и в этом направлении.
В "Ведах" тоже сказано, что, хотя Верховный Господь нерожденный, кажется, будто Он рождается, появляясь в разных обликах. В писаниях, дополняющих Веды, говорится, что, даже, казалось бы, рождаясь в материальном мире, Господь не меняет тела. Из "Бхагаватам" мы узнаем, что Он предстал перед Своей матерью в образе четырехрукого Нараяны, украшенный всеми шестью совершенствами.
БОГ: Не было такого. Не представал Бог Кришна ни перед кем ни в какой форме, ни у кого не рождался. А что касается воплощения Бога, то и этого не было. Были другие указатели на приход Бога в материальный мир. Речь идет о воплощении Бога. Указатели: пророчество, голосовое свидетельство, особенность развития ребенка, воплощения Бога, символы на теле ребенка, иногда возможны видения, внутренний голос, потрясение в обществе накануне, отпечатки стоп ребенка, погодные бури, катаклизмы, шторма, вещие или очень яркие сны... Каждому воплощению сопутствуют свои предвестники, необъяснимые для человека. Но сам ребенок в образе четырехрукого Бога ни перед кем не представал. Но видение такое Бог может дать на уровне ума или в виде внешнего образа. Также может быть и так, что не будет никаких указателей, возвещающих о приходе в мир Бога Кришны через Свое уполномоченное воплощение, ибо иногда это воплощение проявляет себя в глубокой человеческой зрелости и ничего об этом может не предвещать.
Приходя в материальный мир в Своем изначальном, вечном облике, Верховный Господь являет живым существам беспричинную милость: благодаря этому они могут сосредоточить свой мысленный взор на истинном образе Господа, а не на некоем воображаемом образе, придуманном имперсоналистами.
БОГ: У Бога нет облика. У Бога Духовное Извечное Тело, неотличимой от Бога, Которое никогда не может быть обозримо человеком как оно есть ни в материальном мире, ни на духовном плане. Сосредотачивать мысль надо не на образе Бога, а на Боге, как на Высочайшем Духе, не держа в уме никакого образа и не поклоняясь образу. Это идолопоклонство. Бог дает человеку внутри него такое состояние, позволяющее поклоняться Богу, не видя никакой образ перед глазами и не привязываясь ни к какому образу из Вед. Бог есть Высший Дух. Он невидим, Он - везде. И Ему надо поклоняться с таким пониманием. Ни иконам, ни образам Бога, но Высшему Духу.
Согласно словарю "Вишва-коша", слово майа, или атма-майа, может указывать на беспричинную милость Господа. Господь помнит все Свои предыдущие явления и уходы, а обыкновенное существо, получив новое тело, сразу же забывает о том, что¤ происходило с ним в предыдущей жизни.
БОГ: Здесь речь может идти не о памяти Бога, а о том, что Бог Знает Свое творение и все о Своем творении. Также Бог не помнит, а Знает все о Себе.
Господь является повелителем всех живых существ, ибо, приходя на землю, Он совершает чудесные, сверхчеловеческие деяния. Итак, Господь всегда остается неизменной Aбсолютной Истиной - между Его телом и Им Самим нет никакой разницы.
БОГ: Не Господь, а Бог Кришна. Не Бог приходит на Землю, а воплощения Бога. Воплощения Бога могут Силой Бога совершать сверхъестественные деяния. Остальное верно.
Тогда может возникнуть вопрос: почему Господь появляется в этом мире, а затем покидает его? Ответ на этот вопрос дается в следующем стихе.
БОГ: Бог никогда не покидает материальный мир. Приходят в мир и оставляют его по Плану и Воле Бога уполномоченные воплощения Бога после того, как исполнят свою миссию.
ТЕКСТ 7
йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасйа
тадатманам сриджамй ахам
йада йада - когда и где бы то ни было; хи - безусловно; дхармасйа - религии; гланих - упадок; бхавати - проявляется; бхарата - о потомок Бхараты; абхйуттханам - преобладание; адхармасйа - безбожия; тада - тогда; атманам - Себя; сриджами - являю; ахам - Я.
Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Особого внимания в этом стихе заслуживает слово сриджами. Оно не может означать сотворение, поскольку, как явствует из предыдущего стиха, тело Господа никогда не было сотворено: все Его образы существуют вечно.
БОГ: Здесь речь идет не о том, что Бог создает Себя, но о том, что Бог создает уполномоченное воплощение Бога, того, кто Волею Бога, под Управлением Бога, имея могущество от Бога выполнит свое предназначение в материальном мире. Уполномоченное воплощение Бога есть творение Бога, труд Бога.
Поэтому слово сриджами указывает на то, что Господь являет Свой истинный образ.
БОГ: Сриджами обозначает сотворение Богом уполномоченного воплощения. Оно наделяется человеческим телом, которое отнюдь не является образом или подобием Тела Бога. У Бога нет образа. У Бога есть Духовное Божественное Тело, Неотличное от Самого Бога. Им Бог пронизывает весь материальный мир и остается в нем Своим духом в каждой точке, в каждом мгновении пространства, во всем видимом и невидимом, движущемся и неподвижном полным Своим целым.
Хотя Господь нисходит в материальный мир в определенное время (один раз в день Брахмы, в конце Двапара-юги двадцать восьмой эпохи правления седьмого Ману), Он не обязан строго придерживаться этих сроков, ибо волен поступать так, как Сам того желает.