20.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 40-43.
ТЕКСТ 40
индрийани мано буддхир
асйадхиштханам учйате
этаир вимохайатй эша
джнанам авритйа дехинам
индрийани - чувства; манах - ум; буддхих - разум; асйа - этого (вожделения); адхиштханам - место пребывания; учйате - называется; этаих - всеми этими; вимохайати - повергает в иллюзию; эшах - это (вожделение); джнанам - знание; авритйа - покрыв; дехинам - воплощенное в теле существо.
Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "40. Чувства, ум и разум считаются местами расположения вожделения. Всеми ими оно вводит в заблуждение, покрывая знание воплощенных.".
КОММЕНТAРИЙ: Враг обусловленной души захватил различные стратегические позиции в ее теле, поэтому Господь Кришна указывает их, чтобы тот, кто хочет победить этого врага, знал, где его искать.
БОГ: Вожделение - это энергия Бога, Сам Бог. Ничего просто так Бог человеку не дает, но только то, что строго соответствует его ступени материального и духовного развития и то, что будет работать Волею Бога над человеком, помогая ему подниматься по ступеням материального и духовного развития. Вожделение, это качество присуще живому существу на его ступени, его невозможно отменить, его надо почти отработать и через все последствия греховной деятельности принять в сознание и в качества отказ от этого состояния на всех уровнях - на уровне желаний, чувств, понимания, разумного мышления, мыслительного процесса. Этим занимается Бог Божественными средствами. Для невежественного человека вожделение можно представить, как его врага. Но на самом деле оно долго служило человеку и прежде животному в материальном мире, чтобы оградить себя от гибели, чтобы выжить. И в теле человека, проявляясь Волею Бога, оно опять же помогает человеку сосредоточить на нем внимание и начинать прилагать усилия для отказа от того, что в человеческом обществе уже не в помощь, ибо в материальном мире людей есть пути обеспечения своего существования через труд и через труд можно многие желания и удовлетворять. Поэтому вожделение не недруг человека, а скорее друг, ибо помогает человеку начать Милостью Бога через отстранение этого качества от себя подниматься по ступеням материального развития. Т.е. разумный человек ничего не должен особо ругать в этом мире, понимая, что за всем стоит Бог, Бог управляет развитием человека, никто не остается на низших ступенях человеческого развития в этом мире. О вожделении в себе человек узнает по тому, что его беспокоит в этом направлении. Это может быть мыслительный направленный процесс, память, чувства, неуправляемые желания, разум, который не может противодействовать вожделению. Это те места, через которые человек ощущает в себе вожделение, осознает его. Но все это в человеке энергетические процессы, работа Бога напрямую с душой. И выходить из этого частого внутреннего состояния можно только с Богом через определенные инструменты духовного порядка и саму практику жизни, игры и роли, которые определяет Сам Бог, заставляя человека поднимать нагара свои качества, воплощая их в греховной деятелности.
Центром деятельности чувств является ум, поэтому, когда мы слышим об объектах чувств, наш ум наполняется мыслями о мирских удовольствиях, в результате чего ум и чувства становятся опорными пунктами вожделения.
БОГ: Примерно так можно сказать. Внешние материальные объекты питают это качество в человеке, возбуждают его, но не сами по себе. На эти внешние объекты направляет человека Бог, дает их обозревать, дает необходимые сопровождающие человека внутренние энергии, которые вовлекают ум и придают желаниям усиленную форму, и человек некоторое время пребывает в этом состоянии Волею Бога. Человек в себе соглашается с тем, что ему ЭТО НАДО, что он ЭТО ХОЧЕТ, что он готов рассматривать через ум все варианты, чтобы это получить. И подключает разум не для того, чтобы отказаться, но для того, чтобы найти в себе за счет себя или засчет других этот вопрос решить, удовлетвориться этим и успокоиться, ибо именно эта цель для человека есть то, что и имеет в себе боль, переживания, сомнения, сильное чувство обрести, все другое ставящее на задний план и устанавливающее в душе некую тяжесть и некоторое время тянущуюся озабоченность. Бог неоднократно это состояние в человеке повторяет, дает ему изнутри все варианты достижения цели. И это может происходить на всех ступенях человеческого развития можно сказать с каждым, и это все рабочий процесс, и это все направлено на развитие и уничтожение вожделения, но это не избежать, если человек, даже преданный, еще обладает такими в себе качествами. Бог скрупулезно знает все качества каждого и Знает как их изымать. Но о них человек должен иметь понимание, не видеть в них самого себя и свою суть, а видеть в них то, что можно убрать, и в этом процессе человек должен видеть все энергетическое на себя воздействие, понимать, что с ним работают энергии Бога, различать их, по мысли, по памяти, по переживаниям энергетического порядка на уровне груди, по загруженности и направленности мысли... Человек должен прозревать, видя, чувствуя работу Бога над собой, и пытаясь сотрудничать, ставя в себе хоть мыслью запреты на неразумные материалистичные греховные, стяжающие и не только желания.
Вслед за ними в оплот вожделения превращается разум. Разум - ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествлять себя с материей, а значит, и с умом и чувствами.
БОГ: Разум ни есть некое обособленное живое существо в человеке, он не может душу заставить в чем-то. Разум - есть энергия Бога, Сам Бог, Который через этот энергетический дополнительный к уму процесс напоминает человеку более нравственные стороны его устремления, как бы предупреждает или иногда помогает углубиться и просмотреть все варианты за и против. Но если цель Бога наказать человека через вожделение, вовлечь его в те или иные материальные игры и роли, чтобы достичь желаемое и человек при этом готов по своим качествам, то разум может и позволить предпринять греховное деяние направленное на удовлетворение вожделения, сильного желания человека. И все это работа только Бога, в Руках Которого все бразды Управления человеком, и все для развития человека, как бы иначе не показалось.
Так вечная душа развивает привязанность к материальным удовольствиям, ошибочно принимая их за истинное счастье.
БОГ: На самом деле Бог так работает с человеком, чтобы не привязывать к материальным наслаждениям, но постепенно от них отлучать через последствия греховной деятельности. Но это все происходит непостижимо, в виде коллебательного процесса, где человек то привлекается материальными объектами, наслаждается ими, то наказывается Богом, и так постепенно в нем откладывается в сознании, что не всякое удовлетворение чувств может быть во благо, что мир материальных отношений устроен так, что за все надо иногда не только платить, но и расплачиваться. И таким образом, уже материальный человек, далекий от преданного служения постигает изнутри процессом своей жизни некоторые знания Вед, но входящие пока в него через практику материального существования, давая опыт, осторожность, умение себя сдерживать, давая выборочность, давая подключение умственного все оценивающего процесса... и так развиваясь умом и качествами в колесе сансары, готовясь Богом к преданному служению
Это ложное самоотождествление души описано в "Шримад-Бхагаватам" (10.84.13):
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
сва-дхих калатрадишу бхаума иджйа-дхих
йат-тиртха-буддхих салиле на кархичидж
джанешв абхиджнешу са эва го-кхарах
"Человек, отождествляющий себя с телом, состоящем из трех материальных элементов, считает порождения этого тела своими родственниками, а землю, где он родился, - достойной поклонения; он отправляется в места паломничества только ради того, чтобы омыться в священных водах, а не ради общения с людьми, обладающими духовным знанием. Такой человек ничем не лучше осла или коровы".
БОГ: Все, что мыслит и считает материальный человек, дается ему Богом строго согласно ступени его материального развития и другими, совершенными знаниями наполнять на его ступени невозможно, ибо не готов по своим качествам, по своей судьбе, ибо все в ней кармически оговорено. Поэтому не следует никого осуждать. Путь каждому дает Бог. Все есть Работа Бога и потому СВЯТО. И только Бог Знает, как повести человека и через что, чтобы он мыслил и видел более точно, чтобы он начинал сотрудничать с Богом мыслью и желаниями, чтобы он начинал видеть вещи, как они есть, чтобы мог принимать в свое время Святые Писания, как Указание Бога для себя и следовал Слову Бога неукоснительно. Чтобы человек встал на этот путь принял такое понимание, он должен пройти все предварительные этапы своего материального и духовного развития и достичь тех качеств, которые откроют врата в преданное служение и уже здесь человек с Богом пройдет то очищение, те духовные практики, получит те совершенные духовные знания, которые и помогут достичь цель жизни - духовный план. Никто не избежит этот путь. Но ускорять его, не следует, ибо только Бог Знает, кому пора, а кому надо еще отождествлять себя с телом...
ТЕКСТ 41
тасмат твам индрийанй адау
нийамйа бхаратаршабха
папманам праджахи хй энам
джнана-виджнана-нашанам
тасмат - поэтому; твам - ты; индрийани - чувства; адау - вначале; нийамйа - подчинив; бхарата-ришабха - о лучший из Бхарат; папманам - корень греха; праджахи - обуздай; хи - безусловно; энам - этого; джнана - знания; виджнана - и науки о чистой душе; нашанам - губителя.
Поэтому, о лучший из Бхарат, прежде всего вырви главный корень греха и порока [вожделение]. Подчинив себе чувства, срази этого врага знания и духовного совершенствования.
БОГ: Перевод не точен. Не следует так воинственно переводить. Правильный перевод: "41. Поэтому, о, Бхаратаршабха, вначале, контролируя умом чувства, непременно победи этот источник греха, разрушителя знания и практического применения знания.".
КОММЕНТAРИЙ: Господь советует Aрджуне прежде всего обуздать чувства, что поможет ему одолеть своего злейшего врага, вожделение, который толкает человека на путь греха и убивает в нем стремление к самоосознанию и постижению науки о душе.
БОГ: Вожделение не злейший враг, а некое воспитующее, данное Богом препятствие в мире людей, имеющее к душе отношение можно сказать из далека, из животных форм существования. Это препятствие духовному развитию человека. Но может еще способствовать материальному развитию, обретению матеральных качеств и опыта, также может способствовать и развитию человеческой материальной нравственности. Ибо вожделение есть то, что, будучи поддержанным умом и разумом, как и чувствами, вовлекает человека в материальные игры и роли, имея цель удовлетворить сильное или страстное желание. И таким образом, человек мотивируется на согласие участия в предлагаемых Богом тех играх и ролях, которые и будут иметь воспитующее значение. Пока человек устремляется к своей вожделенной цели, он по пути встречает немало преград и вынужден их преодолевать, повинуясь своему неконтролируемому влечению. Эти игры достаточно адресны и человек получает только то, что и должен был получить - опыт, понимание, нравственность, элементы аскетизма, необходимые убеждения, сомнения, выводы, прислушивание к своему разуму, самобичевание, саморазоблачение порою иллюзорности цели или ее малой фактически по итогу значимости для себя... и таким образом часть оскомины вожделений Бог в нем сбивает, наполняя через эту практику, инициируемую вожделением, более здравым пониманием, часто повторяя такие уроки с некоторыми дополнениями или в букете с другими желаниями. Так примерно, но не сразу, человек обуздывает свои желания, но это происходит естественно, принимается естественно и дает великую осмотрительность на будущее. Никто у Бога не спит в материальном мире, никто просто так не мыслит и не поступает, никто просто так не принимает и не отвергает. За всем стоит Высший Управляющий. Над каждым работает Бог Сам. А человека просто надо направлять на правильный мыслительный процесс. Давать ему инструменты сотрудничества с Богом. Отсюда и совет Бога Арджуне контролировать свои чувства. Это необходимо. Ибо в нужный момент Бог напомнит человеку это Слово Бога и тот войдет в такое желание и будет осознавать себя прилагающим усилия, сотрудничающим с Богом и таким образом утверждаться в Боге, входить в Бога, памятовать о Боге и необходимости преданного служения и здесь духовных практик и следованию Слову Бога.
Гьяна - это знание о своем истинном "Я", отличном от ложного "Я", то есть знание о том, что вечная душа отлична от тела.
БОГ: гйана - это духовные знания, сюда входят все знания Святого Писания, не только знания о душе. Гйана-йога - это связующий процесс с Богом через постижение Слова Бога, что есть изучение Святых Писаний. Поэтому нельзя делать в понимании гйана акцент только на том, что есть душа. Это вводит в заблуждение тех, кто изучает Бхагавад-Гиту.
Вигьяной называют понимание изначального положения души и ее отношений с Высшей Душой.
БОГ: вигйана - есть практическое применение совершенных духовных знаний. Что касается отношений с Богом, то здесь всегда надо оговаривать, что на самом деле не существует отношений Бога и души, Личность Бога очень высоко стоит и ни в какие отношения не входит. Можно лишь говорить о подчиненном, полностью зависимом положении души и ее служении Богу Кришне. Любое другое понимание есть работа иллюзорных энергий Бога. Также, не следует Бога Кришну называть в современном мире Высшей Душой. БОГ - есть Святой Дух, не душа, и говорить о Боге нужно: БОГ КРИШНА. Понимание высшая душа было дано Богом для людей низкой ступени материального и духовного развития в прошлом, во времена Арджуны, но в современном мире человек должен о Боге понимать более точно, о Личности Бога, ибо его интеллект в целом это позволяет.
В "Шримад-Бхагаватам" (2.9.31) об этом сказано следующее:
джнанам парама-гухйам ме
йад виджнана-саманвитам
са-рахасйам тад-ангам ча
грихана гадитам майа
"Знание о душе и Высшей Душе является в высшей степени сокровенным, но его можно постичь и применить на практике, если это знание в его различных аспектах откроет нам Сам Господь". В "Бхагавад-гите" дается и теоретическое, и практическое знание о душе.
БОГ: Перевод стиха не верен. Более точный перевод содержится в Шримад-Бхагаватам, данный Шрилой Прабхупада и его искажать неследует. Перевод такой: " Знание обо Мне, содержащееся в Святых Писаниях, - это самое сокровенное знание и постичь его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о некоторых частях этого процесса, а ты постарайся следовать всему, что услышишь от меня". - Такой перевод допустим. Но еще более точный перевод: "Высочайшие сокровенные знания обо Мне, в которые входит их практическое применение с преданным служением Верховному Богу, с некоторыми также дополнениями, прими, объясненные Мной.".
Живые существа - неотъемлемые частицы Господа, поэтому их единственное предназначение заключается в том, чтобы служить Ему. Понимание этого называют сознанием Кришны. С самого начала жизни человек должен овладеть этой наукой, чтобы полностью развить в себе сознание Кришны и действовать соответствующим образом.
БОГ: Вопрос о преданном служении и о совершенных знаниях человека решает только Бог. Только Бог Знает, в каком рождении, в какой период жизни дать человеку этот путь и духовные знания высокого порядка. Рассуждать на эту тему преданным не следует, но заниматься своим преданным служением.
Вожделение - это не что иное, как искаженное отражение любви к Богу, которая заложена в каждом живом существе.
БОГ: Это неверное понимание. Вожделение никак не может преобразоваться в любовь к Богу Кришне. Это отдельная иллюзорная энергия Бога, работающая только по Воле Бога в материальном мире с качествами людей, которые соответствуют этой энергии и на нее отзываются мыслительным процессом, чувствами, деяниями, желаниями, входят в эту энергию, располагаются в ней и принимают ее за себя.
Если человек с раннего возраста овладеет наукой сознания Кришны, его естественная любовь к Богу не сможет превратиться в вожделение.
БОГ: Если человек с раннего возраста начинает преданно служить Богу, то это не показатель того, что с его качествами все впорядке. И в таком человеке на определенном этапе его жизни это качество может начинать проявляться и доминировать в его мыслительном процессе, желаниях, поступках. Все о человеке Знает только Бог. Нет ничего, что бы могло обезопасить человека в преданном служении. У каждого есть качества низкого порядка и с каждым работает Бог Лично или адресно, как бы высоко не стоял преданный.
Но если любовь к Богу уже превратилась в вожделение, живому существу очень трудно вернуться в свое естественное состояние.
БОГ: Не следует рассуждать о том, что ни есть Слово Бога и что фактически не имеет места быть. Любовь к Богу и вожделение две непересекающие и не взаимодействующие между собой энергии Бога. И трансформация одной энергии в другую может быть только в очень беспокойных умах преданных, пытающихся в совершенные духовные знания привнести плоды своей мыслительной спекуляции. А это есть греховная наказуемая деятельность и свидетельство низкой ступени духовного развития самого преданного. Надо строго мыслить и понимать и рассуждать и проповедовать в рмках Божественного Слова, не отклоняясь и не засоряя понимание и духовные знания других людей.
Тем не менее метод сознания Кришны столь могуществен, что, даже начав с опозданием, человек может обрести любовь к Богу, если будет следовать правилам преданного служения.
БОГ: Нет для человека опоздания в преданном служении. Это нонсенс. Так не бывает. Бог работает с человеком строго в соответствии с Планом Бога на человека. Каждый приходит к преданному служению, ведомый Богом, строго в свой день и час до мгновения.
Иначе говоря, научиться управлять своими чувствами можно на любом этапе жизни.
БОГ: Научиться управлять своими чувствами не реально. Этим процессом сам человек не управляет. Только Бог. Но видимое участие Бог человеку обеспечивает через Божественные инструменты, называемые практикой преданного служения, и Сам в этом участии направляет человека через мысль, память, качества, желания, возможности, окружения, других людей...
Надо лишь понять необходимость этого и посвятить себя практике сознания Кришны, или преданному служению Господу. Так, постепенно превратив вожделение в любовь к Богу, человек достигнет высшей цели человеческой жизни.
БОГ: Не превращается вожделение в любовь к Богу. Это ложь. Любовь к Богу никак не синтезируется ни из каких человеческих усилий, ни из каких пониманий. Любовь к Богу может только даваься Богом. И невозможно проследить, кому именно и на какой ступени. Она может проявиться мельком, дать человеку понимание, что он испытывает любовь к Богу Кришне. И все. Ее нет. Задержаться это чувство не может ни у кого, Бог не даст, ибо это то потрясения, которое мешает преданному служению. Человек полностью как парализуется. Он может только плакать, ибо любовь дает сильнейшее осознание своей греховности перед Богом, своей ничтожности, что человек в мгновение постигнув Величие Бога, теряет смысл в своем существвании.. Поэтому нельзя или мельком и очень редко. Но любому Бог может дать искру этого внутреннего состояния.