Верховный Господь сказал: О Aрджуна, эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение - всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.
Все это вожделение и гнев (порожденный вожделением), порождаемые гуной страсти. Всепожирающие, очень греховные, знай, это величайшие враги в этом мире.".
КОММЕНТAРИЙ: Когда живое существо попадает в материальный мир, его вечная любовь к Кришне под влиянием гуны страсти преобразуется в вожделение.
БОГ: Живое существо не попадает в материальный мир из духовного, ибо развивается в духовное из материального тела Бога, из грубых Божественных энергий, из мельчайших форм существования до тела человека. Проходя все формы жизни в материальном мире. Изначально никак не может знать Бога, никак не может знать извечной любви к Богу. Вожделение есть результат долгих воплощений души в разных животных телах в круговороте сансары. Вожделение есть страстное желание. Эту энергию Бог давал живым существам, как естественное для них внутреннее переживание в условиях материальной природы, где каждому Волею Бога для своего развития необходимо бороться за жизнь, за еду, за потомство, за выживание в условиях природы и природных катаклизмов... Отсюда сильные желания, отсюда гнев, отсюда многие другие качества, не исключая и добродетельных... Всё живое существо на всех ступенях развития до формы тела человека Волею Бога добывает в условиях материальной природы, добывает усилиями, добывает Волею Бога вследствие преодолений, вследствие борьбы за свое выживание, постоянно неудовлетворенные желания переходят Волею Бога в вожделение, в гнев, в жадность, в насилие, в страдания, в поиски, в мыслительный процесс, в желание жить и преодолевать...
Это можно сравнить с тем, как молоко при добавлении в него кислого тамаринда превращается в простоквашу. Не получив удовлетворения, вожделение переходит в гнев, а гнев порождает иллюзию, которая держит живое существо в плену материальной жизни.
БОГ: Вожделение, страстное желание, могут порождать гнев, но не всегда. Энергия гнева - это самостоятельная иллюзорная энергия Бога, которая может провоцироваться, сопровождать вожделение человека, но может быть дана Богом для вовлечения человека в те или иные игры и роли, которые Планирует Бога, ведя человека по пути развития его качеств. Гнев может быть дан и по незначительным причинам и повторяться, и Бог обращает внимание на это самого человека, порою приводящее человека в замешательство относительно вспышек в нем неконтролируемых проявлений гнева, где человек дает себе отчет в том, что гнев ему часто не на пользу и рушит многие его планы или отношения с другими людьми и этим, даже будучи материалистом, настраивает себя на контроль своих эмоций и чувств, как и мыслительного процесса. И этим как бы дает согласие перед Богом средствами материального мира убрать, искоренить это в себе состояние, эти вспышки... Такой мыслительный направленный процесс необходим очень часто, чтобы начать помогать человеку в этом его недостатке. А как - Бог Знает. Бог достаточно часто дает человеку неожиданные для него проявления характера, дает эти свои состояния обозревать, оценивать, понимать, что эти качества мешают, привносят страдания и самому человеку и другим... Т.е. и до преданного служения у Бога есть те инструмены, которыми Бог избавляет человека из качеств более низкого порядка, делая человека в этом также заинтересованным и дающим как бы Богу разрешение на уровне подсознания в этом плане работать над собой.
Поэтому вожделение - злейший враг живого существа; именно оно делает чистое живое существо пленником материального мира.
БОГ: Не только вожделение. Удерживают в материальном мире многие греховные качества людей. Но Бог назвал Арджуне те качества, которые понятны, видятся материальному человеку насущной проблемой для человека, не вызывают сомнений и не требуют каких-либо еще доводов и объяснений. Многое объяснить Арджуне на тот период было почти невозможно, ибо диалог был ограничен временем и надо было учитывать ступень развития Арджуны и людей того времени, которым было достаточно привести как причины, эти два примера, ибо они были как очевидны. Но если более точно сказать, то и зависть, и осуждение, и стяжательство, и немилосердие, и жестокость, и насилие, и нерелигиозность, и гордыня, и тщеславие, и удовлетворение чувств без меры, и разврат, и непорядочность, и многословие... - все это есть то в совокупности и более того, что держит в материальном мире, и ни одно из этих перечисленных качеств, присущих людям, и, более того, двум указанным в степени греховности не уступают. Но это уже отдельный и очень большой разговор был бы для Арджуны. Достаточно было указать и на два качества, дав понять Арджуне и всем, что причина греховных деяний сокрыта в каждом, и именно греховные качества, автоматически Волею Бога вовлекают в греховные деяния, а это уже влечет последствия греховной деятельности, и далее исправление человека. Но все это объяснять Арджуне было не время. Просто надо было поднять и этот вопрос о грехе и посмотреть на него хотя бы со стороны качеств самого человека. Чтобы он не искал виновытых вне себя, но задумался и о себе и своих качествах. Ибо без этого нет буховного развития. Человек мыслью должен принимать и свою вину и этим быть готовым к сотрудничеству с Богом, ибо это облегчает страдания человека, когда он начинает получать Божественные непростые Уроки и через них постепенно очищаться.
Гнев является порождением гуны невежества, и все его последствия тоже возникают из этой гуны.
БОГ: Что такое гуна невежества? Это иллюзорная энергия Бога. Она работает с качествами человека, которые в совокупности оцениваются Богом, как качества низшего преимущественно порядка. Эти низшие качества человек Волею Бога развил, будучи еще на ступенях животного существования в телах животных, ибо это был естественный процесс для живого существа, чтобы приспособиться к реалям животного мира в среде примерно такого же уровня развития, в среде своего вида. С этими качествами он и приходит в мир людей и постепенно Волею Бога в колесе сансары от них освобождается. Но пока человек обладает низшими качествами, он будет находиться и под влиянием соответствующей этим качествам гуны природы, энергии Бога, которая эти качества человека вовлекает и в соответствующий труд, и в соответствующие связи и отношения, в соответствующее поведение. Таким образом, гнев человека, вожделение человека есть проявление человека, его сути на данной ступени его материального развития. Гуны природы эти качества из человека поднимают нагара через разного рода ситуации, игры и роли. Они же, считается, и породили эти качества в живом существе в свое время, дав ему этим приспособиться к существованию в матеральной природе, выжить, развиваться, когда живое существо проходило в материальном мире низшие, животные формы существования.
Поэтому, если, выполняя предписания шастр, человек не позволяет влияющей на него гуне страсти преобразовываться в гуну невежества, а вместо этого поднимается на уровень гуны благости, он разовьет в себе духовные привязанности и тем самым спасет себя от гнева и его разрушительных последствий.
БОГ: На самом деле человек просто должен стараться перед Богом, используя те средства своего материального и духовного развития, которые ему дает Бог через Святые Писания. Это дело человека. Но также надо знать, что в каждой гуне есть своя необходимость и преодолевать влияние каждой гуны человек может только с Богом. Сам он не может позволить или не позволить гуне работать над собой. Гуны, иллюзорные энергии Бога, работают с каждым от сих до сих, пока все, что надо, ни привнесут и не извлекут из человека, его качеств, его ступени развития. Их не уговорить. От них просто через мыслительный процесс не отказаться и самолично не переступить ни одну ступень в той или иной гуне. Но если человек будет изучать Святое Писание, следовать Слову Бога, выполнять предписанные религиозные практики, то в таком случае Бог поможет человеку подняться на более высокую ступень своего развития под влияние более прогрессивной гуны, но полностью выйти из-под влияния гун можно только на уровне своего ума, практически же это никому не удается. Т.е. полного очищения от иллюзорных материальных энергий Бога не существует. Но есть тот уровень зависимости от иллюзорных энергий Бога, который достаточен, чтобы вывести человека за пределы материального существования на духовный план.
Верховный Господь распространил Себя во множество проявлений, чтобы испытывать всевозрастающее духовное блаженство, неотъемлемыми частицами которого являются живые существа.
БОГ: Нет такого. Это домысел неразвитого ума. Каждое слово здесь неистина. Нет такого, чтобы Бог испытывал духовное блаженство от своих частиц. Глупость.
Они обладают некоторой долей независимости, но, когда они злоупотребляют ею, их желание служить Господу превращается в желание удовлетворять потребности собственных чувств, и они оказываются во власти вожделения.
БОГ: живые существа не обладают долей независимости. Это полностью подчиненные Богу Кришне живые существа. Иллюзорные энергии Бога дают такое понимание о себе живым существам. Но на самом деле Бог полностью Управляет Своим творением. И в этом не должно быть сомнения. Бог Управляет мыслью, разумом, памятью, чувствами, эмоциями, психическим и физическим состоянием, жизненными силами, телом, всеми внутренними чувствами. Без Бога живое существо недвижимо, не осознает себя, не может мыслить, не может помнить, не может оценивать. Ничего не может. Все происходит только и единственно за счет того, что Бог извечно присутствует в живом существе, ведет и развивает его с малейших и мельчайших форм существования, как свою частицу, неотъемлемую энергию, как Свое продолжение... Бог дает желание удовлетворять потребности, Бог Управляет и вожделением и гневом. Все в строгом соответствии со ступенью материального и духовного развития человека, любого живого существа. Преданное служение Богу Бог дает человеку тогда, когда его качества уже это позволяют. До этого Бог такое желание не дает, его нет ни на каких уровнях подсознания человека, ни в каких уголках памяти. Не может быть так, чтобы человек стоящий на низких ступенях своего развития своим устремлением к удовлетворению чувств заглушал в себе извечное желание служить Богу. Такого нет.
Господь создал материальный мир для того, чтобы дать обусловленным душам возможность попытаться удовлетворить свое вожделение; но, когда все их попытки заканчиваются неудачей, живые существа начинают вопрошать о том, какова их истинная природа.
БОГ: Бог создал материальный мир, чтобы взрастить в нем до уровня человека свои мельчайшие частицы, проведя их через все формы материального существования до уровня тела человека и в теле человека дать им на определенной ступени человеческого развития преданное служение, которое и выводит на духовный план.
С этого вопроса начинается "Веданта-сутра": атхато брахма-джиджнаса - "Настало время вопрошать о Всевышнем". О том, кто такой Всевышний, говорится в "Шримад-Бхагаватам": джанмадй асйа йато 'нвайад итараташ ча - "Верховный Брахман есть источник всего сущего". Значит, источник вожделения также находится во Всевышнем.
БОГ: Надо говорить не об источнике вожделения в Боге, а о Божественной энергии, которая дает вожделение живым существам, как неотъемлемое их качество, строго соответствующее состоянию существования и обеспечивающее сохранение жизни живого существа в материальном мире в данных неотъемлемых от живого существа условиях. Вожделение Волею Бога на определенных ступенях развития живых существ есть неотъемлемое качество живого существа, сопровождающее его, как дым огонь, на всех низких формах материального существования и также на низших ступенях человеческого развития, есть средство неотъемлемое, составляющее суть внутреннего состояния, обеспечивающее эго нужным восприятием себя, чтобы противостоять потрясениям в материальном мире, как и преодолевать их.
Если нам удастся превратить вожделение в любовь к Богу, то есть в сознание Кришны, и связать с Кришной все свои желания, мы одухотворим и вожделение, и гнев.
БОГ: Как это может удастся? Каким образом? Где это написано в Святых Писаниях, что это надо делать? Что это можно делать? Что так вообще может быть? Это заблуждение, недопустимое в комментариях к Бхагавад-Гите. Любовь к Богу дает Сам Бог. Но эта Божественная энергия не созидается на материальном плане, к этому не могут приложить руки преданные. Только Бог Сам может дать эту энергию к Себе. Но это дается редко. Ибо энергия столь сильна, что может вывести человека из преданного служения... Поэтому дается осторожно, некоторыми вспышками в сознании, и Бог ее тотчас убирает. Потому что нельзя. Все в свое время и не в материальном мире. Также, невозможно одухотворить гнев или вожделение. Это никогда не имеет место, есть издержки религиозных мифов и проповедей несведущих духовных учителей. И гнев и вожделение есть грех. И ведут к греховной деятельности. Никакое живое существо не может быть гневным ненаказуемо, объясняя свой гнев или вожделение их духовным происхождением, даже направленным на защиту веры и религии. Любой гнев и вожделение есть низшая ступень, гунна тьмы. Есть уровни жизни, где Бог эти качества у живых существ попускает, но к преданным это не имеет отношения.
Хануман, великий слуга Господа Рамы, разгневавшись, сжег дотла золотой город демона Раваны, но благодаря этому он прославился как величайший преданный Господа.
БОГ: Вымысел, не достойный обсуждения в Бхагавад-Гите.
Подобно этому, в "Бхагавад-гите" Господь велит Aрджуне обратить свой гнев на врага, чтобы доставить Господу удовольствие.
БОГ: Нет такого. Есть неправильный перевод.
Поэтому, когда мы используем вожделение и гнев для служения Кришне, они из врагов превращаются в наших друзей.
БОГ: Спекуляция беспокойного ума на стихах Бхагавад-Гиты недопустимы. Полностью неверное и более того греховное комментирование.
Как огонь покрыт дымом, зеркало - пылью, а зародыш - чревом, так и живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением.
БОГ: Правильный перевод.
КОММЕНТAРИЙ: Оболочка, покрывающая чистое сознание живого существа, может быть трех степеней плотности.
БОГ: Это не истина. Сознание живого существа есть Божественная энергия, она ничем не покрывается, никакими оболочками, Сам Бог регулирует это сознание. Чистого сознания в природе не существует. Можно говорить о Божественном сознании души, но и это очень приблизительное понимание. У человека всегда человеческое сознание, и оно имеет свои параметры, или свои энергетические характеристики. Если под чистым сознанием понимать неоскверненное сознание, то такого в материальном мире нет ни у микроскопических живых существ, ни у преданных, ни у материальных людей, ни у кого. Что касается трех степеней плотности оболочки, покрывающей сознание, то это вымысел нерадивых духовных учителей. С такими знаниями не следует браться также комментировать Бхагавад-Гиту, ибо это полная чушь.
Эта оболочка - не что иное, как вожделение, которое покрывает живые существа в разной степени, так же как дым покрывает пламя,
БОГ: Надо не мудрить, не заниматься домыслами, а понимать стих так, как он есть, не фантазируя и не насаждая свое невежество через комментарии другим. Стих прост, смысл весь на поверхности. Дым сопровождает пламя, где пламя, там и дым, неотъемлемы друг от друга, если огонь получается за счет горения, скажем дров. Так и в материальном мире. В любом случае сознание человека будет осквернено материальным бытием. Это если говорить о сознании. Но в стихе Бог Говорит о покрытии не сознания, а знания. Подтверждает это следующий стих 39: "авритам джнанам этена джнанино нитйа-ваирина...", это начало стиха 39 переводится: "О, сын Кунти, этот вечный враг в форме вожделения, покрывая знание того, кто знает...". Но каким образом вожделение, гнев могут покрывать знание? На самом деле это сказано для Арджуны, для его уровня понимания и в соответствии с теми знаниями, которые бытовали в прогрессивных слоях общества того времени. На самом деле здесь следует понять другое. Когда человек находится на низших ступенях своего материального и духовного развития, его ум не развит, его качества достаточно греховны. В таком случае такой человек не в состоянии постичь совершенные духовные знания, это невозможно. Такой человек обладает такими качествами, как гнев, вожделение, зависть, жестокость, немилосердие. Эти качества несовместимы с совершенными знаниями высокого духовного порядка. Где есть вожделение и гнев, там никогда не присутствует совершенное религиозное знание, т.е. гунна тьмы, невежество всегда там, где нет совершенных знаний. Т.е. эти качества КАК покрывают знание, блокируют его, не дают ему развиться, человек НЕ СПОСОБЕН знаниями высокого порядка ОВЛАДЕТЬ, привлечься ими. Но Бог это объясняет Арджуне на примерах бытового порядка, то чего не знать нельзя. Арджуна прекрасно знает, что зеркалу свойственно покрываться пылью, зародыш покрыт утробой матери... эти вещи как неотъемлемы друг от друга: зеркало и пыль, зародыш и утроба, огонь и дым... Точно также Арджуна должен понять, что там, где проявляются невежественные качества, качества гунны тьмы, там однозначно не было и нет совершенных духовных знаний, что угодно, но только не знания Вед. На этой низкой ступени материального развития нельзя думать, что у человека были совершенные знания и он их как забыл, находясь под влиянием низших своих качеств. Не забыл. Еще не дорос. Никогда они еще не были в нем. Никогда он сам не был на духовном плане. И взять ему совершенные духовные знания было не откуда и нечем. Ум не дорос. Только сейчас, в теле человека будет идти к этим знаниям, но пока мешают низкие качества, перекрывая это развитие ума овладеть совершенными духовными знаниями. Этим опасно вожделение и гнев. Эти качества как замуровывают человека на низшей ступени существования, выступая, как враги человека, мешающие ему развиваться, поскольку, лишенный совершенных знаний человек, непременно легко вовлекается в греховную деятельность, а потому постоянно занят тем, что отдает Богу свои долги, как полследствия греховной деятельности, но и благодаря этому Волею Бога очищается от грешных качеств и так развивает в себе качества более высокого порядка, которые в свое время и выведут к преданному служения и дадут те знания совершенного порядка, которые не позволят человеку вовлекаться в большой степени в материальные игры и роли. Ибо надо будет думать уже о выходе на духовный план.
пыль - поверхность зеркала, а материнское чрево - зародыш. Когда вожделение сравнивают с дымом, это значит, что в материальном теле становится заметен огонь живой искры.
БОГ: Нет, не так. Снова домыслы. Вожделение не сравнивается с дымом, или с утробой матери, или с пылью. Здесь в другом суть. Чтобы человек понял, что где эти качества, вожделение и гнев, присутствуют, там говорить о наличии совершенных знаний говорить нельзя, но о поведении, которое влечет за собой греховные деяния автоматически. Точно также можно было бы сказать: как волна неотделима от моря, русло от реки, живое существо от дыхания, трава от земли, облако от неба, Луна от Земли, лес от деревьв... так и неотделимы вожделение и гнев ( и другие греховные качества) от проявления в человеке незнания, непосвящения в совершенные знания, вожделение и гнев эти знания закрывают от человека, не позволяют в них войти, через них развиваться материально и духовно, но открывают двери греховным деяниям автоматически, даже если человек это не хочет. Также "...огонь живой искры...", - достаточно надуманное понятие, абсолютно неверное и нужды в таком представлении нет, как и нет истины.
Иначе говоря, когда живое существо обнаруживает проблески сознания Кришны, его можно сравнить с пламенем, покрытым дымом.
БОГ: Когда человек начинает преданное служение и входит в совершенные духовные знания, что происходит постепенно, то он в этом случае ведом Богом, направляем Словом Бога, преодолевает с Богом некоторые трудности и непредвиденности преданного служения, старается заниматься духовной практикой, наполняется постепенно духовным пониманием, но никак не уподобляется пламени, которое покрыто дымом. Никому не дает Бог таких ощущений, ни чей мыслительный процесс так не оценивает свое состояние, никто не торопит событие, не горит в себе огнем отчаяния... или огнем победы или преодолений. Все лишние ненужные эмоции Бог сдерживает, не дает, и ведет...
Хотя, как известно, дыма без огня не бывает, когда огонь только разгорается, пламени почти не видно. Эту стадию сравнивают с периодом пробуждения сознания Кришны. Пыль, покрывающая зеркало, символизирует процесс очищения зеркала ума с помощью различных методов духовного самопознания.
БОГ: Не следует всякими домыслами заморачивать умы тех, кто хочет изучать Бхагавад-Гиту, нельзя делать это Писание глупым или заумным, нельзя также и обладать столь мудреным умом. Надо все же себя контролировать, не пытаться из стиха выкопать то, что другим не удавалось никогда и ни за что... Все здесь куда проще и понятней. Но если автор комментариев так комментирует, то наверно неслабо греховен и Бог ему не дал более точное понимание. "Пыль, покрывающая зеркало, символизирует процесс очищения зеркала ума с помощью различных методов духовного самопознания.", - это не верно, это Бог не имел ввиду. Пыль ничего не символизирует, как и зеркало. Просто (куда уж проще): где зеркало, там и пыль. Где зародыш - там и чрево матери. Где море там и рыбы. Где дом, там и окно. Где песок, там и песчинка... Где вожделение и гнев, там и незнание, влекущее автоматически греховные деяния. Просто аналогия. Чтобы ум побыстрее понял связь. Ведь, Арджуна спросил, что побуждает человека к грехам даже помимо его воли. Отсюда ответ: вожделение и гнев. И пояснение. Где вожделение и гнев, там нет совершенных знаний, они не могут развиваться, блокируется их доступ к человеку. Отсюда и ответ. Человек грешит, как помимо своей воли, автоматически, ибо качества имеют свободу, знания их не останавливают и качества вовлекают человека в свои греховные игры и роли.
Самым лучшим из них является повторение святых имен Господа. Aналогия с зародышем во чреве матери показывает нашу беспомощность: ребенок в материнском чреве настолько беспомощен, что не может даже сдвинуться с места.
БОГ: И это надумано.
Это состояние подобно тому, в котором находятся деревья. Деревья - это живые существа, которые покрыты вожделением в такой большой степени, что, по сути дела, лишены сознания и потому помещены в соответствующие условия жизни.
БОГ: Деревья имеют сознание своей ступени развития. Они к этому сознанию пришли из еще более низких форм существования в своем вращении в колесе сансары. Далее душа дерева получает тело движущегося живого существа и постепенно будет в этом теле развивать и качества и память, и понимание и некоторые знания до тела человека и в теле человека пойдет по ступени собственного развития, достигая качества в круговороте сансары пригодные для преданного служения и т.д. Также, вожделение и гнев дереву не свойственны, это еще все будет впереди в телах животных и в теле человека на первых ступенях человеческого развития... Всем управляет Бог, и особо упрекать вожделением никого не надо. В свое время Бог это качество дает и в свое время забирает, когда оно все, что запланировал Бог, привнесет в живое существо и из него извлечет. Ничего просто так у Бога не бывает.
С зеркалом, покрытым пылью, сравнивают птиц и зверей, а с огнем, который скрыт дымом, - человека.
БОГ: Это домыслы.
Получив человеческое тело, живое существо может пробудить в себе сознание Кришны, и, если это сознание будет развиваться, огонь духовной жизни запылает ярким пламенем.