18.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 28-36.
ТЕКСТ 28
таттва-вит ту маха-бахо
гуна-карма-вибхагайох
гуна гунешу вартанта
ити матва на саджджате
таттва-вит - знающий Aбсолютную Истину; ту - но; маха-бахо - о могучерукий; гуна-карма - деятельности, производимой под влиянием материальной энергии; вибхагайох - в различиях; гунах - чувства; гунешу - в наслаждениях; вартанте - действуют; ити - так; матва - решив; на - не; саджджате - привязывается.
О могучерукий, тот же, кто постиг Aбсолютную Истину, никогда не пойдет на поводу у своих чувств и не станет искать чувственных удовольствий, так как прекрасно знает разницу между деятельностью, связанной с преданным служением Господу, и деятельностью ради ее плодов.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: "28. Но знающий истину, о, Сильнорукий, зная, что в различных видах работы, разделенных гуннами материальной природы, качества человека вовлекаются в соответствующую его гунне кармическую деятельность (что происходит автоматически), никогда не становится привязанным.". Речь о том, что преданный Бога Кришны, изучающий Святые Писания, знает, что в любой работе, под влиянием какой бы преимущественной гуны она не была, человек вовлекается в работу не вследствие своего желания или усилий, а потому, что Божественные иллюзорные энергии, Сам Бог в человеке, вовлекает человека в работу через его качества, которые этой гуне соответствуют. Зная это, преданный понимает и то, что процесс вовлечения в работу происходит автоматически. И потому, отсюда в преданном присутствует непривязанность к работе, работа как бы делается сама качествами человека, которые Бог в человеке вовлекает через соответствующие иллюзорные энергии, т.е. называемые гунами природы. Т.е человек в процесс труда и втягивается и работает автоматически, изредко приостанавливаясь и понимая что он работает. И снова погружается своими качествами, опытом, знаниями, навыками, которые как бы за него все делают, а сам он в стороне. И плоды труда на самом деле тоже от человека не зависят, какие бы он сам себе указания не давал. Он эти указания тотчас забывает или сбивается в новые задачи, возникшие параллельно и приходит в себя только по окончании рабочего дня. Это все заметить, увидеть, понять, как это происходит, может только тот, кто изучает Святые Писания и через эту призму смотрит и на свое труд и на труд других людей, осознавая, что ничего от него самого не зависит. И потому не привязываясь к работе, к плодам, к тому, что сделал и что еще будет сделано. Надо понимать также, что такое видение дает человеку не практика одного дня, а достаточно долгий связующий процесс с Богом через работу, где Бог разными путями показывает человеку, как вершится работа, и Кто за всем стоит.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто постиг Aбсолютную Истину, сознает всю неестественность положения души, находящейся в материальном мире.
БОГ: Неправда. Прежде всего, Абсолютную Истину, Личность Бога Кришны постичь невозможно, не существует того, кто постиг Бога. Также, пока душа, воплощенная в теле, присутствует в материальном мире, до тех пор она ему соответствует и другой среды обитания для нее не существует нигде. Бог устроил материальный мир так, что здесь людям комфортно, эстетично, сытно, есть место и удовлетворить чувства и заняться трудом... Органы чувств адекватно помогают воспринимать материальный мир и далеко не каждый материальный человек согласился бы до некоторой ступени своего развития покинуть этот мир и отправиться на духовный план. Ибо здесь человеку все понятно, он хорошо понимает, как здесь жить, что здесь ценится, что такое для него работа, семья, дети, успехи, прочие посулы материального существования. Здесь очень много соблазнов, и они удерживают в материальном мире и обещают, и способствуют развитию материального мышления, ибо все дает Бог через преодоление, а это развитие качеств, а это интерес к жизни, а это подьем по ступеням собственого развития и умалять значимость материального мира не следует, ибо он сотворен Богом и есть великий тренажер, причем очень привлекательный, не смотря ни на что, отправляющий людей в итоге на духовный план, но тогда, когда их качества будут подходящими.
Такой человек знает, что по своей истинной природе он - вечная, исполненная знания и блаженства частица Верховной Личности Бога, Кришны, и что он не принадлежит к материальному творению.
БОГ: Эти знания Бог дает только на определенной ступени преданного служения. Дает тому, кому пора, кто качествами уже достиг того уровня, когда можно говорить о выходе из материального мира на духовный план. Но что касается других людей, тех, кого называют материалистами, им еще такие знания не нужны и могут оказаться преждевременными. Бог работает абсолютно. Поэтому человек в материальном мире никак не чувствует себя обделенным, ущербным, не на своем месте, его еще не интересует его изначальная природа, т.е. то, что он есть частица Бога. Он может предполагать, услышать, что его путь в материальном мире выведет за пределы материального существования. Но это для материалиста достаточно отдаленная кажется перспектива и никак не озадачивает и не меняет его пока материальный путь и все, что с этим связано. Бог сильно не тревожит такого человека его изначальной принодой и ничем в этом плане не озадачивает, но постепенно шаг за шагом ведет, поднимает поступеням собственного развития, не опережая события, но развивая качества, мышление таким образом, чтобы человек в свое время стал пригоден для преданного служения и чтобы его его духовная перспектива в свое время заинтересовала и направила за пределы материального мира.
Он понимает, что оказался в плену материальных представлений о жизни и что истинное предназначение живого существа, обладающего чистым сознанием, - с любовью и преданностью служить Кришне.
БОГ: Никто случайно в материальном мире не оказался и для любого материальный мыслительный процесс столь же естественный, как дыхание. Бог очень аккуратно ведет людей к преданному служению, никто не оказывается на распутье, ни для кого переход на путь преданного служения ни есть гром среди ясного неба, никто психически не страдает, ибо Бог знает качества каждого человека, Знает его возможности материального и духовного развития, вводит каждого идущего в согласие с собой и своей любой целью. Никто однажды не думает, что оказался в плену материи, ибо другое ему не ведомо и здесь бывает очень перспективно и надежно, и любые страдания и потрясения здесь преодолеваются и жить хочется всем именно в теле, ибо и смысл Бог дает, и надежду дает и цель дает и материальную поддержку дает. Поэтому, не следует ругать этот материальный мир, не следует его считать пленом, не следует материальных людей обругивать. Всему свое время. Каждому в свое время Бог даст преданное служение. Надо быть разумным преданным, не возвышаться над другими и понимать, что ни у кого нет заслуги перед Богом за то, что он стал преданным. Это работа Бога. Сам человек всегда ведом и никогда не сможет без Бога себя поднять ни на долю духовной или материальной ступени.
Поэтому он занимается деятельностью в сознании Кришны, и у него сама собой пропадает привязанность к эфемерной деятельности ради удовлетворения материальных органов чувств.
БОГ: Само собой ничего и никогда не пропадает. Только по Воле Бога, вследствие постоянной, крпотливой работы Бога над каждым, как материальным человеком, так и преданным.
Он знает, что, живя в материальном мире, он находится во власти Всевышнего, и потому его не могут вывести из равновесия никакие мирские невзгоды, которые он воспринимает как милость Господа.
БОГ: Сам Бог и будет выводить из равновесия, ибо это путь развития преданного. Никто не совершенен, Бог Знает уязвимые места каждого. Ибо каждого, кто еще в материальном мире, есть чему учить и чему наставлять. Путь преодолений, как и потрясений, всегда адресный, всегда действенный, и всегда во благо. Материальный мир не место для отдыха. Здесь надо работать непрерывно, пока душа в теле.
Согласно "Шримад-Бхагаватам", того, кто постиг три аспекта Aбсолютной Истины: Брахман, Параматму и Верховную Личность Бога, называют таттва-вит, поскольку такой человек также осознал свою роль в отношениях со Всевышним.
БОГ: Все эти аспекты надо забыть и помнить, что за всем стоит Сам Бог Кришна. Без аспектов, без разтроений, Единый БОГ. Остальные ипостаси есть плоды беспокойного ума духовных учителей прошлого. Также, постичь Бога Кришну невозможно. Также, душа, живое существо никогда не находится в отношениях с Богом, но занимает подчиненное свое извечное положение, преданно служа Богу, что отношением с Богом назвать нельзя. Это просто низшее подчиненное положение. Все остальные понимания есть работа иллюзорных энергий Бога, как в материальном мире, так и на духовном плане.
ТЕКСТ 29
пракритер гуна-саммудхах
саджджанте гуна-кармасу
тан акритсна-видо мандан
критсна-вин на вичалайет
пракритех - материальной природы; гуна - с гунами; саммудхах - обманутые (отождествлением с материей); саджджанте - запутываются; гуна-кармасу - в материальной деятельности; тан - тех; акритсна-видах - людей, лишенных знания; мандан - ленящихся постичь свою духовную природу; критсна-вит - тот, кто обладает истинным знанием; на - не; вичалайет - должен беспокоить.
Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка.
БОГ: Неточный перевод. О мудреце здесь речи нет. Точный перевод: "29. Введенные в заблуждение гуннами материальной природы, вовлекаются в соответствующую (их гунне) кармическую деятельность. Таких людей с бедным запасом знания, ленящихся понять свою суть, не должен пытаться возбуждать тот, кто обладает истинным знанием.".
КОММЕНТAРИЙ: Невежественные люди, заблуждаясь, отождествляют себя с материальным сознанием и опутывают себя сетью материальных обозначений.
БОГ: Материальному человеку материальное осознание дает только Бог как то, что соответствует человеку на его ступени материального и духовного развтия. Также это не разовый акт передачи сознания, а путь развития материального сознания в теле человека, основанный на его предыдущем опыте, понимании, качествах, есть естественное для человека состояние, адекватное полностью его мировосприятию на данный период, есть то, во что человек как врастает из предыдущих, низших ступеней развития, и чувствует себя естественно, в безопасности, в своей стихии, в своем поле деятельности. Это состояние невозможно назвать заблуждением, ибо сама душа ничего не может с этим поделать, никак не может себя перенастроить или избрать для себя осознание более высокой ступени. Все есть работа Бога над человеком, все АБСОЛЮТНО, все вовремя и по сути упрекнуть материального человека не в чем. Также, человек обязан отождествлять себя со своим сознанием, и ему доверять, ибо это те врата, которые и соединяют с материальным миром, помогают его принять адекватно на данной ступени человеческого развития, вовлекаться в игры и роли, предлагаемые Богом через материальный мир и осознание человека и таким образом подниматься по ступеням собственного развития. Никто не может достичь высшие ступени, не пройдя эти более низкое ступени развития, ибо и не получится что либо проигнорировать или перешагнуть или обойти. Так не возможно. Все у Бога развивается постепенно, всему свое время.
Наше тело - порождение материальной природы, и того, чье сознание сосредоточено только на теле, называют манда, ленивым человеком, не понимающим природы вечной души.
БОГ: Тело человека есть не порождение материальной природы, но есть творение Бога. Без Воли Бога ничто не может иметь места. И сосредоточение на теле Бог дает каждому умеренное, ибо так заложено Богом. Человек должен стремиться поддерживаться свое тело, заботиться о нем, должен быть на страже его сохранности, должен бояться смерти, должен некоторый период своего развития и принимать это тело за себя, ибо так ему дает Бог и для человека на некоторых ступенях его развития это очевидно и помогает ему в его пути материального и духовного развития, ибо, думая о теле, человек вовлекается в развивающие игры и роли, что в материальном мире главное средство развития и достижения качеств, угодных Богу, тех качеств, которые в свое время и выведут к преданному служению. В свое время Бог даст человеку понимание о природе души и более того. Но для этого надо пройти непременно материальный путь развития, развить мыслительный процесс, развить необходимые качества, чтобы Бог разрешил в свое время заняться преданным служением и получить духовные знания высокого порядка. Всему у Бога свое время. Что касается лени, то в материальном мире никто у Бога не засидится, но каждый решает сугубо свои задачи своей ступени развития.
Отождествляя себя с материальным телом, невежды считают тех, кто связан с ними телесными узами, своими родственниками, землю, где они родились, - святыней, а религиозные обряды и ритуалы - самоцелью.
БОГ: В этом нельзя упрекать материальных людей. Все и каждому дает только Бог и все есть путь развития качеств, который в свое время и приведет к преданному служению.
Такие люди трудятся на благо общества, своего народа и всего человечества. Находясь во власти материальных самоотождествлений, они все свое время посвящают мирским делам, а духовная жизнь для них не более чем миф, и потому они не проявляют к ней интереса.
БОГ: Нельзя осуждать материальных людей ни в целом, ни по отдельности. Нет ни одного преданного, который бы не прошел этот материальный путь, кому бы эти цели и устремления не были бы дороги и не составляли бы смысл жизни. Все есть работа Бога. Все надо принимать. Труд Бога в материальном мире абсолютен и не следует преданным столь высоко себя ставить по сравнению с материальными людьми.
Людям, обладающим духовным знанием, не стоит беспокоить таких закоренелых материалистов - лучше молча заниматься своей духовной практикой. Невежественным и сбитым с толку людям нужно предоставить возможность следовать простым моральным принципам, таким, как ненасилие, или заниматься различными видами мирской благотворительности.
БОГ: Но говоря о материальных людях, не следует говорить о них, как о закоренелых материалистах, как о тех, кто есть низшие люди, не следует ни над кем возвышаться, ибо в таком случае преданный занимается наказуемой греховной деятельностью и легко будет сам низвержен в ряды материальных людей и немало повращается в колесе сансары, пока не разовьет в себе милосердие, доброту, понимание и упование на Бога, а не будет осуждать труд Бога в материальном мире, проявляя именно свое невежество и не видя высоту Бога и за всем стоящий Божественный труд.
Невежды не способны по достоинству оценить деятельность в сознании Кришны, поэтому Господь Кришна советует нам не беспокоить их и не терять зря свое драгоценное время.
БОГ: Материальные люди не обязаны оценивать преданное служение. У них есть свои задачи, свой труд, свои пути развития. Каждого ведет Бог, и Бог Знает, что для материального человека первоочередно. Также не о драгоценном времени преданных может идти речь, а о том, что всему у Бога свое время и торопить события нельзя, непозволительно.
Но преданные Господа более милосердны, чем Сам Господь.
БОГ: Это самое греховное высказывание из всех, какие только могут быть. Комментатор будет строго наказан.
Им известен Его замысел, поэтому они идут на любой риск и вступают в общение с невеждами, чтобы так или иначе занять их деятельностью в сознании Кришны, которая абсолютно необходима каждому человеку.
БОГ: Этот вопрос о материальных людях решает только Сам Бог. Другая активность преданных, нарушающих это требование Бога, будет наказана. В этом не следует сомневаться.
ТЕКСТ 30
майи сарвани кармани
саннйасйадхйатма-четаса
нирашир нирмамо бхутва
йудхйасва вигата-джварах
майи - во Мне; сарвани - все; кармани - виды деятельности; саннйасйа - отказавшегося; адхйатма - постигшим науку о Высшей Душе; четаса - сознанием; нираших - не стремящийся к личной выгоде; нирмамах - освободившийся от собственнических притязаний; бхутва - став; йудхйасва - сражайся; вигата-джварах - стряхнувший с себя апатию.
Поэтому, о Aрджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "30. Зная умом, Кто за всем стоит, посвяти Мне все виды своей деятельности (работы). Ни в чем не ища убежища, без чувства собственничества, сражайся, не думая о плохом.". Бог никогда не требует познать Себя до конца. Бог Непостижим. Человек, исполняющий практику преданного служения, изучая Святые Писания, постепенно, шаг за шагом постигает качества Высшего Управляющего, но в достаточно ограниченной мере, но той, которой достаточно, чтобы человек учился правильно себя вести перед Богом, как в материальном мире, так и надуховном плане, постигая Высоту Бога и свое изначальное положение перед Богом, учась смирению, немногословию перед Богом, боясь Бога, видя присутствие Бога везде в материальном мире и в каждом живом существе, видя во всем Волю и План Бога, видя Бога в себе и понимая Мнение Бога в себе, правильно реагируя на внешний материальный мир, видя за всем стоящего Бога как Высшего Управляющего, зная, что человек полностью управляется Богом, Бог дает все чувства, желания, реакции, состояния, память, деятельность ума и разума, эго, все внутренние энергии, все события, сами игры и роли... В этом Плане Бог дает постичь качества Бога, все направленное на то, чтобы человек осознавал себя полностью подчиненным, зависимым живым существом и таким образом, таким пониманием входил в Бога и занимался преданным служением Богу и в материальном мире и за его пределами.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована цель "Бхагавад-гиты". Господь говорит, что каждый должен полностью развить в себе сознание Кришны и исполнять свой долг так, как будто он находится на воинской службе.
БОГ: Невозможно сказать, что цель Бхагавад-Гиты заключается в этом стихе. А как другие стихи? Все важно, все есть Слово Бога. Все направлено на духовное развитие человека, вся Бхагавад-Гита направлена на то, чтобы развить духовные понимание человека через Совершенные Знания и практики, необходимые, чтобы вывести каждого за пределы материального существования. Эти совершенные знания должны войти в каждого, но только Волей и Планом Бога, в свое время, своим путем. Что касается долга перед Богом, то не следует его сравнивать с каким бы то ни было материальным долгом. Воинский долг и служение Богу есть вещи несопоставимые.
Выполнить это указание не так-то просто, но тем не менее мы должны действовать, во всем полагаясь на Кришну, ибо таково истинное предназначение живого существа.
БОГ: Что требует Бог в данном стихе: 1. Посвятить Богу свой труд. 2. Ни в чем не искать убежище. 3. Не иметь чувства собственничества. Все это достигается преданным только и единственно вследствие преданного служения, куда входит практика карма-йоги. Посвятить Богу свой труд, не привязываться к плодам - это есть путь буддхи-йоги, связующий процесс с Богом через труд, через постоянную внутреннюю работу разума в человеке в процессе труда, любой трудовой деятельности, посвящение Богу плодов труда, состояние отрешенности от работы. Это действительно не просто. Но Бог дает человеку желание идти этим путем, поддерживает это желание и реальное устремление на Бога в себе постоянно, напоминает о Боге, постоянно Сам Бог держит человека в внутреннем религиозном напряжении. По сути, все это происходит Волею Бога, автоматически, день за днем, делая такой умственный процесс качеством человека, его потребностью уже в любых видах деятельности, человек перестает без Бога решать, видеть, предпринимать... Все это автоматика. Все это работа Бога...И все это и сложно и просто, ибо человек уже ведом Богом и обратного пути нет, даже если где-то ненадолго притормозит. Далее. Ни в чем не следует искать убежище. Это не обязательно некие материальные наслаждения, это могут быть планы, другие люди и ситуации. Человек, который уже вошел в буддхи-йогу, даже на первых порах, уже ведом Богом и автоматически также будет получать от Бога необходимый мыслительный процесс, где Бог его будет направлять мыслью: Воля Бога, План Бога, Бог Знает... А это уже убежище в Боге, и оно дается Богом. Без усилий, без сомнений, постепенно. Бог овладеет всеми желаниями, всеми мыслительными процессами, но не так, как это происходит у материального человека, а с ориентировкой только на Бога. И это не мало наслаждает, и не хочется больше никому себя вручать или доверять или на кого-то надеяться. Бог в тебе - твоя величайшая защита, твое Единственное прибежище, твои чистые мысли и желания... только начни заниматься карма-йогой. Все постопенно и безвозвратно, и подобно нектару. Далее. Что касается чувства собственничества. И этим процессом тоже управляет Бог. Бог покажет человеку, поставив его неоднократно в соответствующие условия, что Бог ему постоянно все дает, постоянно помогает, что у него в кармане вечный неразменный пятак, и не только у него, но и его близких... Так зачем копить? Зачем беспокоиться о будущем, зачем набивать дом тленом. Бог Знает наперед все нужды и на сегодня и на завтра и далее... Бог дает так, что человек может поддержать и свое тело и тело близких и помогать им, если надо. На такое понимание непременно нужно время, но Бог ведет и время работает на развитие и понимание преданного, устойчиво развивая в нем не желание стяжать, не желание копить, не желание отзываться на многие материальные блага... уходит чувство собственничества, как безопасной подушки, ибо все дает Бог... Поэтому, просто надо заниматься преданным служением, буддхи-йогой, и Бог все необходимое разовьет в человеке, даст ему качества, достаточные, чтобы подниматься по ступеням преданного служения, и Сам Бог эти качества будет развивать в человеке вплоть до его выхода за пределы материального существования, а этот путь каждому обеспечен, его не миновать, он не обратим, фактически выполняется автоматически, путь каждому, но каждому в свое время и торопить человека не надо, как и не надо его запугивать или оскорблять. Во всем надо полагаться на Бога и думать в первую очередь о себе, как и стараться, как и уповать на Бога, как и постоянно поклоняться и благодарить Всевышнего за все.
Живое существо не может обрести счастье независимо от Верховного Господа, не взаимодействуя с Ним, ибо по своей природе оно всегда подвластно Господу и должно исполнять Его желания.
БОГ: Надо говорить не о желаниях Бога, а о Воле Бога. Что касается счастья. И зная Бога в материальном мире и не зная Бога, человек в материальном мире не может испытывать счастье, но есть другие энергии, иллюзорные, которые создают и для материального человека и для преданного Бога Кришны состояние приближенное к счастью, удовлетворению, радости... Но надо хорошо понимать, что постоянно эти энергии в человеке Бог не поддерживает, ибо они губительны для любого, поскольку не направлены на материальное и духовное развитие человека, притупляют память, умственный процесс, блокируют сострадание и молосердие, ввергают человека в бесстрашие перед Богом или бесстрашие перед своей судьбой, ослабляют религиозность, ибо дают самоудовлетворение и порою гордыню, питает низшие качества человека. Поэтому Бог не на долго человека удерживает в состоянии счастья, сменяя его буднями, трудом, иногда удовлетворением, долгом, обязанностями, общением, планами другого порядка, направляет на решение материальных вопросов, на болезни, страдания других, давая неизменно путь преодолений и в этом толику удовлетворения и мира в себе.
Поэтому Шри Кришна приказал Aрджуне сражаться, как если бы Он был его командиром.
БОГ: Бог Говорил с Арджуной как Бог. Другое сравнения неуместны и греховны.
Человек должен пожертвовать всем ради Верховного Господа и одновременно выполнять свои обязанности, отрешившись от собственнических притязаний.
БОГ: По сути человек особо ничем не жертвует в преданном служении, ибо Бог дает ему то понимание и те развивает качества, ведущие и задействованные в преданном служении, которые помогают человеку легко отказываться от удовлетворения чувств, вести простой и аскетический образ жизни, не делая особых усилий над собой. Поэтому можно говорить не столько о жертвах преданного Богу в преданном служении, сколько говорить о все же пути преодолений, которые непременно сопровождают в преданном служении любого, что создается Богом адресно, в соответствии с Планом Бога на развитие преданным тех или иных качеств, ибо ни до и ни в начале преданного служения и ни в продолжение не происходит остановки развития преданного и в материальном и в духовном направлении.
Aрджуне не нужно было раздумывать над приказом Господа - он должен был просто исполнить его. Верховный Господь - душа всех душ, поэтому того, кто, отбросив личные интересы, целиком полагается на Высшую Душу, иными словами, того, кто полностью развил в себе сознание Кришны, называют адхйатма-четас ("постигшим науку о Высшей Душе").