17.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 3. ТЕКСТ 22-27.
ТЕКСТ 22
на ме партхасти картавйам
тришу локешу кинчана
нанаваптам аваптавйам
варта эва ча кармани
на - не; ме - Мой; партха - о сын Притхи; асти - существует; картавйам - долг; тришу - в трех; локешу - в планетных системах; кинчана - что-либо; на - не; анаваптам - желаемое; аваптавйам - то, чего следует достичь; варте - выполняю; эва - безусловно; ча - также; кармани - в предписанных обязанностях.
О сын Притхи, во всех трех мирах нет такого дела, которым Я обязан был бы заниматься. Я ни в чем не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь, - и все же Я всегда выполняю Свой долг.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "22. О, Партха, во всех трех планетных системах у Меня нет какого-либо предписанного долга, нет ничего, чего бы Я не имел и желал заполучить. И все же Я также, непременно, занят работой.".
КОММЕНТAРИЙ: В Ведах Верховный Господь описан следующим образом:
там ишваранам парамам махешварам
там деватанам парамам ча даиватам
патим патинам парамам парастад
видама девам бхуванешам идйам
на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхаива шруйате
свабхавики джнана-бала-крийа ча
"Верховный Господь - владыка всех владык, величайший среди повелителей всех планет. Каждый находится у Него в подчинении. Каким бы могуществом ни обладали живые существа, они получают его от Верховного Господа. Никто из них не является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все полубоги, - верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти Верховного Господа, высшую причину всех причин.
БОГ: Это правильно. Но полубогов не существует. Есть Бог и Его творение, подчиненные живые существа.
Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души.
БОГ: У Бога нет души. У Бога ДУХ.
Он абсолютен, и все Его чувства духовны.
БОГ: Правильно.
Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа.
БОГ: Это не верное высказывание. Никто не может знать, как устроен Бог. Это сокрыто. Можно только знать, что в каждой точке пространства каждое мгновение присутствует Бог полным Своим целым.
Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он.
БОГ: Это правильно. Но не "... на свете...". Ни в материальном мире, ни на духовном плане...
Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом" (Шветашватара-упанишад, 6.7 - 8).
БОГ: Никакие деяния не вершатся у Бога сами собой. Никогда нельзя говорить об энергиях Бога, как о бесконечности. Также нельзя говорить о бесконечности Бога. Это таинство. Также, Божественный труд не вершится сам собой, но с непременным присутствием Бога, Божественной Волей и Планом через Божественный ум.
Бог, Верховная Личность, в полной мере обладает всеми совершенствами, являющимися абсолютной реальностью, поэтому у Него нет никаких обязанностей.
БОГ: У Бога нет предписанного долга или обязанностей.
Тот, кто стремится к плодам своего труда, должен выполнять определенные обязанности, но у того, кто не желает ничего во всех трех мирах, не может быть обязанностей.
БОГ: Речь в стихе идет строго о работе Бога, а не об обязанностях. Именно РАБОТА БОГА есть суть стиха, ибо Бог доносит до всех, КАК Бог Работает. В следующем стихе именно об этом Говорит Бог.
И все же Господь Кришна участвовал в битве на Курукшетре как предводитель кшатриев, поскольку долг кшатриев - защищать тех, кто оказался в беде. Хотя Господь стоит выше всех предписаний шастр, Он никогда не нарушает их.
БОГ: Ни о каком предводительстве Бога речи не должно быть. Бог равно относится ко всем, не занимает ни чью сторону. Цель Бога была - передать Бхагавад-Гиту Арджуне перед сражением. Все остальное есть материальные игры и роли, есть труд Бога, План Бога на развитие событий, где Личность Бога никого не защищает и каждый получает у Бога то, что кармически заслужил.
ТЕКСТ 23
йади хй ахам на вартейам
джату карманй атандритах
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвашах
йади - если; хи - безусловно; ахам - Я; на - не; вартейам - стану делать; джату - когда-либо; кармани - в предписанных обязанностях; атандритах - усердный; мама - Мой; вартма - путь; анувартанте - принимают; манушйах - люди; партха - о сын Притхи; сарвашах - во всех отношениях.
Ведь если Я перестану неукоснительно выполнять Свои обязанности, о Партха, люди, несомненно, последуют Моему примеру.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: "23. Непременно, если Я когда-либо не буду выполнять работу даже с великой осторожностью, Моему пути, о, Партха, последуют все люди во всех отношениях.". О неукоснительности и речи не может быть.
КОММЕНТAРИЙ: Чтобы в обществе царили мир и порядок, необходимые для духовного совершенствования людей, существуют семейные традиции, следовать которым должен каждый цивилизованный человек.
БОГ: Речь в стихе не идет о мире и порядке в обществе, также не идет речь о семейных традициях. Это неверное начало толкования стиха. Речь в стихе сугубо о Боге, о труде Бога в материальном мире, о факте Божественного труда. Бог работает в материальном мире, хотя у Бога нет никаких предписанных обязанностей, нет ни перед кем долга, нет ничего, что бы Бога побуждало на труд, нет ничего, что бы Бог не имел и желал заполучить. В этом суть стиха.
Хотя эти правила предназначены для обусловленных душ, а не для Господа Кришны, Он также следовал им, поскольку пришел в материальный мир для того, чтобы восстановить устои религии.
БОГ: На самом деле Бог пришел в материальный мир не для того, чтобы наказать злодеев и спасти праведников. Для этого Личное присутствие Бога в материальном мире не нужно. У Бога достаточно инструментов, чтобы воздавать каждому через последствия греховной и благочестивой деятельности. Точно также, Бог не пришел, чтобы восстановить устои религии. И для этой цели не нужен непременно приход Бога в материальный мир. Бог для таких целей использует подготовленные Богом души, выполняющие в материальном мире ту или иную от Бога миссию. Но Бог пришел, чтобы передать Бхагавад-Гиту, Святое Писание людям. И это должно происходить непосредственно из Рук Бога, иначе, этот духовный труд не будет авторитетным.
Если бы Господь пренебрегал этими правилами, обыкновенные люди последовали бы Его примеру, ибо для них Он - величайший авторитет.
БОГ: На самом деле последовать примеру Бога невозможно, у людей нет прямого контакта с Богом, человек не может оценить труд Бога, его степень. Если допустить, что Бог перестал бы работать в материальном мире, то это бы вылилось автоматически в то, что люди не смогли бы помнить, мыслить, работать, чувствовать, реагировать, говорить, общаться, понимать, есть, ходить, или все это было бы заторможено в большой степени, происходило бы Божественное попущение, процветал бы грех... или просто люди бы оставили тела, или поубивали друг друга... Не счесть вариантов исхода...
Из "Шримад-Бхагаватам" мы узнаСм, что и дома, и на людях Господь Кришна следовал всем религиозным предписаниям, как подобает семейному человеку.
БОГ: Этот стих нельзя трактовать через Шримад-Бхагаватам, ибо не об этом речь, не о том, как жил Бог в материальном мире, когда пришел в теле человека... Это описание не соответствует Истине и на него ссылаться здесь не следует.
ТЕКСТ 24
утсидейур име лока
на курйам карма чед ахам
санкарасйа ча карта сйам
упаханйам имах праджах
утсидейух - погибли бы; име - эти; локах - миры; на - не; курйам - не исполнял бы; карма - предписанный долг; чет - если; ахам - Я; санкарасйа - нежеланного потомства; ча - и; карта - создатель; сйам - стал бы; упаханйам - уничтожил бы; имах - эти; праджах - существа.
Если бы Я не выполнял Своих обязанностей, все эти миры были бы обречены на гибель. Я стал бы причиной появления на свет нежеланного потомства и тем самым нарушил бы покой всех живых существ.
БОГ: Не точный перевод. Речь не об обязанностях, а о Работе Бога. Правильный перевод: "24. Если Я не буду выполнять работу, будут разрушены все эти миры. Также появившееся нежеланное население уничтожит все эти живые существа.". Личность Бога ничего и никому не обязана. Речь идет только о работе Бога. Бог Себя, Высшую Личность, приводит в пример, дабы человек осознал, что без работы все подлежит уничтожению, сам человек не сможет существовать. Это надо знать Арджуне, это надо знать всем. На этом стоит ЖИЗНЬ. Это - путь материального и духовного развития. Отсюда все проистекает.
КОММЕНТAРИЙ: Варна-санкара - это нежелательные элементы общества, которые нарушают закон и приносят всем беспокойства. Чтобы сохранить порядок в обществе, люди должны подчиняться определенным правилам, приведенным в шастрах, - тогда они смогут жить в мире и духовно совершенствоваться.
БОГ: Никогда освобождение от нежеланного потомства не будет причиной мира и процветания никакого общества. Такое понимание есть великое заблуждение. Бог давал, дает и будет давать в мир рождение людей низкой ступени развития, будет озадачивать и напрягать общество, не давая ему уснуть от добродетели и милосердия, поднимая тех, кто слаб, кто приходит, вливается в человеческое общество, пополняет его из животного мира. Ибо это непреодолимый, неизбежный акт и все, каждый в свое время был нежеланным и в каждого общество, более продвинутые в нем материальные и духовные ступени развития, на себе, через себя Волею Бога поднимали тех, кого Бог привел. Ибо материальный мир постоянно обновляется за счет животного мира и постоянно из него выходят те, кому пора на духовный план. Поэтому особого мира в материальном обществе нет, есть работа всех и каждого, есть и законы материального общества и религиозные требования и устои, которые помогают регулировать вопросы, связанные с низшими ступенями развития многих людей. Мир всегда и неизбежно многоступенчат и развивается за счет именно противоречий и борьбы за каждого члена общества, ибо Бог полностью Управляет этим вечным процессом развития творения, никому не попуская, никого не забывая, ибо и в этом тоже есть Труд Бога.
Когда Господь Кришна нисходит в материальный мир, Он следует всем этим правилам, чтобы показать людям, насколько это важно. Господь - отец всех живых существ, и, если они сходят с правильного пути, Господь в каком-то смысле несет ответственность за это.
БОГ: Здесь никак не следует рассматривать ситуацию, как Бог нисходит в материальный мир. Это очень слабый и не подходящий пример труда Бога в материальном мире. Никаким правилам Бог не следует. Истинный Труд Бога не отражен в Шримад-Бхагаватам и ни в одном Писании. Исполнение Правил и предписаний Вед - это важно для преданного, но не об этом в данном стихе идет речь. Также, Бог ни за кого не несет ответственность и ни перед кем. Такое понимание глубоко-ошибочное и не достойно преданного. Труд Бога незыблем, абсолютен, высочайший, скрупулезный и в то же время ни есть долг Бога, ни есть обязанности Бога, ни есть то, за что Бог несет ответственность. Это глупость, низшее их суждений, это полное непонимание Высоты и Могущества и Милости Бога.
Поэтому, когда люди начинают нарушать законы религии, Господь приходит в этот мир, чтобы восстановить порядок.
БОГ: На самом деле в материальном мире существуют циклы, когда происходит подъем и спад греховной деятельности людей, когда Бог дает послабление, давая возможность человеку в условиях материального мира поднимать нагара свои качества низкого порядка. Чтобы подняться на более высокую ступень материального развития, человек должен проявить те качества, которые в нем дремлют, остались из животного мира. Только проявив эти качества над теми, чья карма позволяет, человек может заслужить наказание, последствие своей греховной деятельности, а наказание есть то, что искореняет греховность человека в данном направлении качеств. Так происходит очищение людей, развитие тех качеств, которые угодны Богу и которые будут открывать врата к преданному служению. Поэтому, непременно в материальном мире присутствует подъем и спад преступлений, присутствуют и массовые наказания, как и индивидуальные, присутствуют периоды процветания общества, как последствие благочестивых деяний людей, присутствуют и болезни и войны, для того, чтобы усилить милосердие, сострадание... но все происходит строго адресно и каждый в каждой Земной ситуации получает от Бога только то, что он заслужил и в соответствии со своими качествами и Планом Бога на развитие каждого. Поэтому, если Бог дал процветание греха в какой-то период, то не спешит подставлять Божественные Руки. Все должно проявиться, ибо только так, через такие врата возникают последствия греховной деятельности, через которые Бог массово очищает людей и на время в обществе воцаряется мир и процветание. И далее снова приходит пора для попущения Богом... Ибо Бог и не покидает материальный мир и полностью все здесь держится только под контролем Бога, Бог и успокаивает, и усиливает, и устраняет, и примиряет...без воплощения Личного среди людей, ибо в этом нет никакой необходимости, ни малой, ни большой.
Необходимо, однако, помнить, что, хотя мы должны идти по стопам Господа, мы не можем слепо подражать Ему. Идти по стопам и слепо подражать кому-либо - далеко не одно и то же.
БОГ: Подражать Богу, исходя из религиозных сказаний и легенд, бессмысленно и невозможно. Бог не даст человеку заниматься таким бесполезным для него делом, не даст желание, понимание, причину, на это направленный умственный процесс. Здесь вообще говорить не о чем. Поэтому и давать себе установки подражать или не подражать Богу - безумие. Такого нет в природе. Никто вообще не знает Бога, не знает качеств Бога, не знает Бога в себе... как же подражать? То же самое относительно стоп Бога... невозможно идти так, нет у Бога стоп, нет у Бога поведения, нет у Бога явно видимых человеку Божественных деяний... Слово Бога для людей в Святых Писаниях ни есть Сам Бог. Бог выходит за все границы всех Святых Писаний. О Боге человек может знать такой мизер и так направленный, что его употребить, чтобы следовать примеру Бога, невозможно. Но есть то, на что указывает Бог. Это на труд Бога. Это можно назвать тем, чему надо следовать, но в своих границах, в материальном мире, исходя из человеческих возможностей и качеств, как и ступени материального и духовного развития, ибо труд Бога и труд человека несопоставимы, несоизмеримы, есть, по сути, для человека великое таинство. Просто надо усвоить - трудиться человеку необходимо, Бог трудится в материальном мире непрерывно, через каждого и в каждом, Бог дает мысль, желания, чувства, память, обстоятельства и ситуации, воздает, Наставляет, вовлекает в игры и роли, дает обществу законы, дает все науки, творчество, открытия, исследования, постижения, нет ничего, где бы не участвовал Бог, где бы Бог не давал начало и завершение, где бы Бог не Управлял, все рождается, развивается, поддерживается, устремляется, питается Волею Бога. Все чувства от Бога, все речи от Бога, все ступени развития всех живых существ от Бога, все религии от Бога, все знания от Бога, все Святые Писания от Бога, весь животный и растительный мир от Бога, все планеты от Бога, все вселенные от Бога, вода, воздух, эфир, недра и более того от Бога... А преданные должны это делать, работать, особым путем, посвящая свой труд и плоды труда Богу. Вот главное, что надо осознать и принять и Арджуне и всем.
Мы не можем, подражая Господу, поднять холм Говардхана, который Господь поднял, еще будучи ребенком. На это не способен ни один человек. Мы должны следовать наставлениям Господа, но ни в коем случае не имитировать Его действия.
БОГ: имитировать работу Бога - беспросветная иллюзия, об этом и речи не должно быть. Это - НИКАК.
В "Шримад-Бхагаватам" (10.33.30 - 31) сказано:
наитат самачаредж джату
манасапи хй анишварах
винашйатй ачаран маудхйад
йатха 'рудро 'бдхи-джам вишам
ишваранам вачах сатйам
татхаивачаритам квачит
тешам йат сва-вачо-йуктам
буддхимамс тат самачарет
"Надо безоговорочно исполнять указания Господа и Его наделенных особым могуществом слуг.
БОГ: Надо следовать Слову Бога в Святых Писаниях по возможности точно. Но касательно могущественных слуг - их нет. И не будет. Есть Бог и его творение, живые существа. Они слабы, зависимы, полностью подчинены Богу, никто не обладает Совершенными Знаниями во всей полноте, все подвержены ошибкам, никто от себя не мыслит, не творит, не решает, не выбирает, не чувствует. Не о каких указаниях с их стороны и безоговорочном их исполнении не может идти речь. Только есть Высший Управляющий, только Слову Бога надо следовать. Но и следовать слову Бога сам человек не может, его ведет Бог и помогает ему следовать, согласно его карме, качествам, Плану и Воле Бога на его развитие, все строго по отведенному Богом времени, все знает свой день и час.