Аорист : другие произведения.

Над омутом по яру

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ann Frost Прежний вариант стиха, "Купание красного коня", прошел в финал конкурса песен "Русский характер". Спасибо жюри. После переработки, не затронувшей разве куплетную часть, появился этот, окончательный вариант. Полагаю, так лучше, точнее. Больше соответствует цели высказывания.

   []
  
  
  НАД ОМУТОМ ПО ЯРУ
  
  О сколько споров вызвала картина
  Купания прекрасного коня!
  Кто будто видел древности седины,
  Кто слышал, вдалеке в набат звонят...
  
  А красный конь над омутом по яру
  Танцует и не сбросит седока -
  Мальчишку, чуть задетого загаром.
  В хороший день. Вот так бы на века.
  
  Удержит паренёк судьбу в поводьях,
  Спустя года, как в детстве жеребца?
  Молитва - защитит ли в половодье?
  Иль оберег - от стали и свинца?
  
  Взрослеют поколения неспешно,
  В дубравах тихо тянутся дубы,
  Объезженная жизнь милей, конечно,
  Которая да вдруг и на дыбы!
  
  А красный конь над омутом по яру
  Танцует и не сбросит седока -
  Мальчишку, чуть задетого загаром.
  В хороший день. Вот так бы на века.
  
  Роптали весело и усомнились,
  Да разве благосклонна к нам судьба?
  И в чём они, прощение и милость?
  И как рабу выдавливать раба?
  
  И вновь по росту стремена-стремнины!
  И на войну - с гармошкой! Водки - на!
  Допрежь того сходились у картины
  Хмелить Кузьму Петрова-Водкина.
  
  А красный конь над омутом по яру
  Танцует и не сбросит седока -
  Мальчишку, чуть задетого загаром.
  В хороший день. Вот так бы на века.
  
  
  ______________________
  Историческая справка. Столетие назад картина "Купание красного коня" (1912) стала событием в русской национальной культуре, принесла заслуженную славу художнику Кузьме Петрову-Водкину и вызвала массу дискуссий, возродила прежние. Её взяли на выставку "Мир искусства" да вывесили не в общей экспозиции, а над входной дверью - как бы поверх всей выставки, говорили: "как знамя, вокруг которого можно объединиться". Сам же Кузьма Петров-Водкин сомневался, что картину выставят для публичного обозрения, поскольку в ней образ красного коня олицетворял судьбу России, что в эпоху русских шатаний воспринималось как своеобразная констатация и предчувствие грядущих революционных событий. Удержится ли хрупкий наездник на могучем, своенравном коне, что станет с Россией? А как оно было в прежние времена?
  Интересно, что Конь-судьба живописался и прежде. В русском искусстве XIX в. достаточно вспомнить "Конягу" М.Салтыкова-Щедрина, "Холстомера" Л.Толстого, картину В.Перова "Проводы покойника" и В.Васнецова "Богатырей". Красный конь Петрова-Водкина поразил воображение многих современников. Например, оказал влияние на творчество поэта Рюрика Ивнева:
  Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
  С истомным юношей на выпуклой спине,
  Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся
  О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.
  Не остался в стороне и Сергей Есенин:
  Я теперь скупее стал в желаньях.
  Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
  Словно я весенней гулкой ранью
  Проскакал на розовом коне.
  В советское время весьма часто исполнялась песня (и исполняется ныне группой "Гражданская Оборона"):
  А в лугах,
  Так звенит в лугах роса -
  Только тронь...
  На ветру,
  Полыхает на ветру
  Красный конь гордо...
  Ещё столетие назад специалисты заметили, что в картине "Купание красного коня" удивительным образом отразилось влияние новгородской и московской древних школ иконописи, а также западноевропейской живописи. Но, очевидно, и то и другое очень отдалённо, поскольку сюжет художником создавался в русской саратовской глуши, а изображённые мальчики - без нательных крестиков. (Думается, последний нюанс отчасти возвращает к спору В.Белинского с Н.Гоголем о том, какой была Россия всегда - языческой или христианской.) Сейчас это полотно Кузьмы Петрова-Водкина находится в Третьяковской галерее. Очевидно, свою актуальность выписанный им образ судьбы России не потеряет и в обозримом будущем, которое всё больше вызывает тревогу. Мы нередко говорим о грядущем Смутном времени.
  
   []
   (один из этюдов к картине "Купание красного коня", 1912)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"