Игра - это самое остроумное, что изобрело человечество. (Лейбниц)
Квадратно поле игровое,
Цветов и клеток череда.
И для фантазии раздолье,
И нервам тренинг хоть куда!
Мне в радость, если удаётся
Склонясь над шахматной доской,
Себя представить полководцем
И воинов возглавить строй.
Для выясненья отношений
Нет способа благословенней -
Сраженье заменить игрой
Волшебным воинством двухцветным.
С неравновесным паритетом
Противников зеркален строй.
2
На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры. (Ласкер)
Противников зеркален строй,
Но обусловлен войска цветом
Ход первый каждой стороной,
Атакой станет иль ответом.
При равно правильных ходах
За белыми всегда победа.
Но я не Бог и не Аллах,
И путь безгрешный мне неведом.
Пока не разрешится спор,
Условимся до этих пор
Сражение считать игрою,
Где вместе дружбой победим.
Но впрыснут в кровь адреналин,
И брошен жребий перед боем.
3
Игра на "детский мат" в дебюте подобна спуску на дырявом парашюте! (поговорка)
... И брошен жребий перед боем,
Мне предоставив белый цвет.
Но выбрать ход труднее вдвое,
Чем сделать правильный ответ.
Коварство шахматных дебютов
В их кажущейся простоте.
Из всех возможных, почему-то
Стремишься выбирать не те,
Мешая ходом неизбитым
Избрать противнику защитой
Тот вариант или иной.
Для пикировки эпатажной,
По существу, не так уж важно
Кто ходит первый, кто второй.
4
В начальной стадии шахматный мастер должен играть точно в соответствии с учебником, в середине игры - как волшебник, в окончании - как машина. (Шпильман)
Кто ходит первый, кто второй.
И двигаясь поочерёдно
По полю схватки игровой,
Фигуры часто не свободны.
Освобождая им проход
Для удалого наступленья,
Я пешки двигаю вперёд
И жертвую без сожаленья.
Так поступал всегда с тех пор,
Когда мальчишеский задор
Моим был главным атрибутом.
И тут же пленником проблем
Стал, сам не ведая, зачем
Гамбит избрав себе дебютом.
5
В шахматах, как и в любом столкновении, успех опирается на нападение. (Эйве)
Гамбит избрав себе дебютом,
Я в нём с разменом преуспел,
Но так позицию запутал,
Что даже кони - не у дел.
Слону с ферзём мешает связка,
Ладьи в углах свой ждут черёд...
И только пешки без опаски
Упорно движутся вперёд.
Всегда ложится на пехоту
Атаки чёрная работа
И обороны тяжкий груз.
Пусть результаты перманентны,
Но ради выигрыша темпа
Я смелой жертвы не боюсь.
6
Шахматы - это трагедия одного короля. (Бронштейн)
Я смелой жертвы не боюсь,
Чтобы сторицей расквитаться.
И пусть король спешит как трус
Заранее рокироваться,
Ещё придёт его черёд
Возглавить войск своих остатки,
Бесстрашно двинуться в поход
И, не играя больше в прятки,
Геройский подвиг совершить:
Одной лишь шпагой сокрушить
Ловушек хитрые редуты...
Я всё надеюсь: короля
Не буду с места трогать зря.
Жаль, не везёт мне почему-то...
7
...необходимо, чтобы разнообразие способов нападения... возмещало отсутствующее разнообразие слабостей. (Нимцович)
Жаль, не везёт мне почему-то.
Хожу четвёртый раз подряд
Непредсказуемо и круто,
Да вот не в лад и невпопад.
Не получается с разгона
Атаки безрассудной прыть
Сменить на прочность обороны
И встречный выпад отразить.
Мой слон могучий то и дело
С диагонального прострела
За пешкой прячется как трус,
И в комбинации красивой
Я без его ударной силы
Ловушкой собственной ловлюсь.
8
Комбинация - это возможная невозможность! (Тартаковер)
Ловушкой собственной ловлюсь:
Мой слон в углу и обездвижен.
И пролечу теперь, боюсь,
Я как фанера над Парижем.
Жаль, что клыкастый не успел
Посеять панику и смуту.
Он пару пешек лихо съел,
Но зазевался почему-то
И сам на вилы угодил.
И буйну голову сложил,
Спев напоследок "Чёрный ворон"...
Но продолжается война.
В дебюте потеряв слона,
Я реваншистских планов полон.
9
Сделав ошибку или допустив неточность, не нужно считать, что "всё погибло", и досадовать, а надо быстро ориентироваться и в новой обстановке находить новый план. (Бронштейн)
Я реваншистских планов полон,
Удар наметив контровой.
Но связан - нет - опутан, скован
Конь богатырский удалой.
И ферзь, мой витязь благородный,
Стоит на месте, не у дел.
Он волен двигаться свободно,
Да вот черёд не подоспел.
Чтоб был король неуязвим,
И чтобы воинам моим
Всегда к атаке быть готовым,
Ищу им лучшие поля
И ограждаю короля
Фигур и пешек частоколом.
10
Уметь... отразить нападение есть великое искусство... ибо может выйти случай, что оборонительная игра превратится в наступательную. (Петров)
Фигур и пешек частоколом
Противника не устрашить.
По клеткам беззащитно голым
Он их умеет обходить
И бузотёру-забияке
Как ироничный педагог
В решительной контратаке
Дать показательный урок.
Взломав защиту как скорлупку,
Он мельницей как мясорубкой
Посеет панику и страх,
Лишая показушной силы
Фигур, которыми красиво
Утыкан королевский фланг.
11
План и впрямь был ясен и прост. Но беда в том, что Алиса и понятия не имела, как его осуществить. (Л.Кэрролл)
Утыкан королевский фланг
Гвардейски стройными рядами,
Но в бой ввести не знаю как
Бойцов с примкнутыми штыками.
Ферзь в паре с боевым слоном
Сквозь строй по рейдеровски рвутся,
Но дерзкий витязь обречён
Лишь на щите домой вернуться.
Пусть лучше атакует враг.
Ведь я наметил точно как
В классическом отвечу стиле.
И из засады тешат глаз
Ладьи и кони. Но подчас
Обманчиво то изобилье.
12
Одна фигура плохо содействует своим фигурам - вся ситуация плоха! (Тарраш)
Обманчиво то изобилье,
Когда один неверный ход
Меняет силу на бессилье
И оборону в клочья рвёт.
Друг с дружкой связаны фигуры
Одной защитой круговой,
Для сокрушения структуры
Достаточно нарушить строй.
Красиво шашкою махать
Не стоит. Лучше переждать.
Играя в агрессивном стиле,
Не догадаешься порой,
Где начинается с одной
Чреда ошибок в миттельшпиле.
13
Возможность превращения при случае материала в силу, а силы в материал, представляют собою замечательное свойство шахмат, может быть, наиболее существенную их тайну. (Шпильман)