End1 : другие произведения.

Крест Св. Себастьяна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
       Из "Войны Богов"
       Св.Себастьян - покровитель стражей, воинов и полицейских. Святой и начальник преторианцев, до самой смерти ненавидевший "свою ересь", но оставшийся ей верным ради слова данного мертвым соратникам.
      

  
  
    []
  
  
  
  Ак ж не любо всем мое раздолье:
  То стрелу пошлют, то калыган,
  Кони мрут, но широко располье -
  Жив я и немного жизнью пьян.
  
  Севастьян не имет взяток хлебом,
  А вина с причастья не набрать:
  Высоко кружит залетный ворон,
  Низко на груди креста печать.
  
  Травы... Под ногами до Дуная,
  Темной Ночью не ищу надежд!
  Кровь - моя вода, почти живая,
  Бурь моей души питает лес.
  
  Як не живо в истинном располье,
  Кол до дупы - пыль из-под коня:
  Еду от холупы до холупы,
  Дни считая до восхода Дня.
  
  
  
  
  _________
  *Калыган - м. яросл. твер. конский барышник; в бранное знач. плут, мошенник; 2) плоская миска, чашка, деревянное блюдо, для крошки мяса, калга, калгушка.
  
  **
  Себастья́н (Севастиан, лат. Sebastianus); ок. 256, Нарбон - 288, Рим) - римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.
  
  Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и др.
  
  Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в г. Нарбонне в Галлии, получил образование и жил в Медиолане - Милане и был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане (начальник личных телохранителей императора). Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей - братья Марк и Маркеллин - были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: "Ты всегда будешь со Мною".
  
  Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата, пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастьян читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.
  
  Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён семью стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
  
  Мощи Св. Себастьяна находятся в базилике Св. Себастьяна, стоящей на катакомбах Св. Себастьяна в Риме. Католическая церковь чтит имя святого Себастиана 20 января. Православная церковь 31 декабря (18 декабря ст. ст.) чтит память "Святого Севастиана и дружины его.
  
  
  
  Прим.
  
   Существует и иная, менее каноническая версия событий - история интриг и разборок во властной верхушке Рима, в которой Марк и Маркеллин - соратники и подчиненные Севастьяна - тогда еще далеко не святого, но уже вполне себе начальника личной императорской стражи - преторианцев, они были по доносу осуждены по статье "за веру в христианство (ересь)", что каралось смертью. (Имелись весьма веские свидетельства, что "верой в христианство" прикрыли прибывание данных доверенных лиц в неположенное время в неположенном месте, а так же их захват и закатывание в тюрьму "не того человека"-свидетеля). На суде у Марка и Маркеллина был простой выбор: признать навет в ереси и умереть или защитится, подставив всех преторианцев, но все равно умереть, только в своей вере. Сути конфликта преторианцев с казнохранителем никто не разглашал, но именно благодаря его нелегальной деятельности стала возможна вся нелепая ситуация. Во все времена личные телохранители были не только стражами тела, но и стражами секретов... Казнохранители же с веками тоже не меняются. Особенно, если они чужаки.
   Достоверна и фраза Марка: "Ты всегда будешь со мной". Марк отнюдь не горел желанием отрекаться от своих богов в пользу христианства. Ситуация сложилась так, что служба Императору требовала от него не просто умереть, а отречься еще и от посмертия в чертогах своих богов.
  Фраза, сказанная Марком, - часть преторианского круга: "Я всегда буду с Вами, куда бы Вас не послала воля Императора" - кусок скрытой присяги для нач.стражи. Преторианцы выполняли любой приказ начальника стражи - без вопросов, как волю самого Императора. Воля Императора не оспаривалась никогда, но начальник стражи всегда разделял с подчиненными все тяготы походов. Архаизм времен военных компаний и клятва. Но на суде ситуация стала парадоксальна - приказы Императора столкнулись и разошлись в целях с его волей, а тайна потребовала крови, предательства богов и смерти. При семи преторианцах еще двое спросили с начальника стражи его клятву и ...
   Севастьян разделил вину своих подчиненных - он принял христианство, в рамках круговой поруки, ведь те сознались в ереси, и таким образом защитили тайну, выполнив свои клятвы. Клятва за клятву. Подчиненных умертвили, начальник преторианцев был приговорен к расстрелу, как впавший в ересь, но ... Расстреливающие оказались "на удивление криворуки": из 7 выстрелов преторианцев - ни одного насмерть. Как один свидетели из зала суда оценили верность своего начальника слову.
   Тогда все еще НЕсвятой Севастьян выжил и жестоко отомстил за друзей - в неприятную историю попала супруга казнохранителя, - и пока она и вся ее челядь не приняла столь позорное христианство, Святой Севастьян не успокоился. До коле супруга была связана клятвой старым богам - она молчала, но новые боги - легко развязали ей язык, и дама запела о многих тайнах. Ее супруг - казнохранитель Никострат, пытаясь замести следы своих преступлений, был вынужден "убедить" принять христианство всех заключенных в тюрьмах Рима, чтоб найти одного - свидетеля, и убить его, отобрав улику. Все заключенные были убиты, однако улика так и не была найдена при них. Зато было доказано участие в грязных делах самого Никострата - и он понес кару от Императора.
  
   К сожалению, месть опасна для мстящего - и через какое-то время колесо крутанулось еще раз, история с казнохранителем вышла боком начальнику преторианцев, он был забит камнями. (как любой Римский часовой, что уснул на своем посту). Но это была уже совсем другая история совсем других интриг, ведь спустя годы Севастьяна поставили в ситуацию, когда перед Императором он должен был призвать "своего бога" - а его клятва и жертва для Марка и Маркеллина обратного хода не имела. "Как не воскресить мертвых..." (с). Поэтому Император был сильно в ярости и за подобное упрямство, а так же за то, что Севастьян позволил себе попасться в такую "глупую ловушку" - приговорил его к казни "часового, уснувшего на посту".
   Поистине, почти 20 веков Св.Севастьян/Себастьян считался покровителем стражей, полицейских и военных. "За верность мертвым и живым, как командир или как равный" (с) Изначально Севастьяна помнили как живого, что между верностью мертвым соратникам и возможной пользой своему Императору выбрал соратников. Прямого приказа нарушить клятву не было. Но Император оказался ревнив и несвободен в решениях. Трагичный финал.
   Многие могут не согласится с трактовкой о ненависти Себастьяна к христианству в целом, но надо понимать, что данный человек продолжительное время был начальником стражи у Диоклетиана, а позже и у его соправителя - Максимиана Геркулия. И первый и второй отличились не только в гонениях на христиан, но и были весьма деятельными правителями. Особо упорствовал в искоренении христианства Максимиан. Будь иначе... Проблемы бы с Себастьяном не возникло. Начальник преторианцев был верен Императору и Риму, но никак не "своей" вере, зато своим людям.
  
   В изначальной версии церковников, полагалось, что чудо и достоинство - это "христианин" Марк и вообще вся курьезная история, когда значительная часть элиты Рима оказывается вовлечена в ересь христианства. Без упорства в исполнении должностных обязанностей, переходящего в упрямство, у Св.Севастьяна такого итога бы точно не было. Однако, годы меняли легенду, и в итоге празднуют уже имена всех участников, начисто забыв с чего начиналось событие... И что когда-то в истории Человека христианство было лишь позорным курьезом, а не "огромным достижением в деле утверждения христианской веры".
  
   (автор не настаивает на правильности обоих версий или их актуальной верности для гг стихотворения)
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"