Динабург Юрий Семёнович :
другие произведения.
Прямохождение музыки
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Динабург Юрий Семёнович
(
jurydinaburg@yandex.ru
)
Размещен: 04/11/2007, изменен: 17/02/2009. 30k.
Статистика.
Поэма
:
Поэзия
Иллюстрации/приложения: 7 шт.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
ЮРИЙ ДИНАБУРГ.
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ
Снег ходит в белых тапочках у нас и все идет
На триумфалостной на площади в Москве идут имперцы с красным перцем
Душа сверкает сквозь материальный
Туман привычный обволакивать ее
Отчетливо пластические формы
Лишь голый голос без лица ее и тела
Бесконтурный бредет сквозь темноту
В своей среде мемориальной
Бредет среди других фигур фиоритурных
Слегка расцвеченных сопрано и контральто
Невольничьих плавучих голосов
При выводе Орфеем Эвридики
Кто удивился бы, когда бы вывел он
Оттуда не одну, а много их в различных вариантах
Из темных недр Подземных царств, из подсознанья,
Как Пруст извел свою беглянку Альбертину
***
В наш век жужжанье мух, гуденье в ульях
Пчелиным роем образуемые хоры
Вполне за музыкальные шедевры
Сойдут в наш век не то еще возможно
На то и горних ангелов полет
И прозябанью дольней лозы внемлет
Способный вслушаться прилежно
***
( ТУСОВКА ПРИЗРАКОВ НА КРОВЕЛЬНОМ ЖЕЛЕЗЕ)
***
И почему не мучат Моцарта морщины
На лбу Сальери ! Экстремист Сальери устремит
Все помыслы
На те внеэстетические темы
На тот этический аспект искусства
На те моральные его проблемы
Его застрелит, если не отравит
Все время говоривший о своей
Любви к искусству, о совсем
Он свесил голову на грудь и от виска
Отвисший локон пал ему на лоб
И смотрит он как та сова Минервы
Летящая выклевывать глаза
В зеркальном мираже самопознаний
Глазами барсовыми светят, Моцарт
Подобно Мцыри, умирает церемонно Zartlich
O hubsch und Zartlich wie du bist, mein armes Kind
Was hat getahn?
***
С пристрастием допрашивает бога
Живой детектор лжи, огромный аппарат
Из музыкальных инструментов
Заоблачные массы философий
Для интеллектуального снобизма
Способны конденсироваться в музыку
В концерт для скрипки и оркестра -
Целый том поповской прозы Гегеля
Способен всю свою логическую суть
Отдать концерту Моцарта
***
Южанин юный с темпераментом южанским
Прижился даже у безбожных парижан
Бетховен впрочем не сумел очистить
Себя от сих красноречивых громов
От риторических басов Роняет гром
Кимвал бряцающий в риторике страданья
Знакомствуя со всеми языками
От ангелов занесенными к нам
О том, что знающий все языки
Любым из слов владеет, но любви
Не ведая, спасения лишён
***
ПРЯМОХОЖДЕНЬЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕМ)
***
Я не писал еще такого раньше
Мельчайший звук, что луч, уходит в космос
И это в оркестровой яме неба
Под воркованье звезд ходили ямбом мысли
Струями музыки витали тени
Настраивая звучные созвездья
В душе тревожно как перед спектаклем
Таинственно и чудно стройны струны
И все такое, чтобы музыка читалась
Проезжими как из открытой партитуры
Когда-то пережитых в нас концертов
Еще звучавшие над нами и внутри нас
Чтоб музыка читалась мимоходом
Как из развернутой пространством партитуры
Осенним днем среди густого листопада
Деревья дирижируют погоде, лес гудит
Немного погодя проходит Гоголь
В потемках человеческой души
И партитуры птичьих стай
Летят, опережая оперенье
Жар-птицы музыки - летят, теряя звук за звуком
Неистовая стая радужных пернатых
***
Рука Моцарта царственно щедра
Святых даров нам раздает в причастье
По капелькам стучащимся в стекло
***
( ГРОМОХОЖДЕНИЕ У НАС ПО КРЫШАМ)
***
Здесь не над музыкой, а над душой совершается суд
Словлено слово в силок и трепещет в строке соловьиной
Тайным судилищем сделан концерт - не процесс уголовный
Звукам как членам семьи Уголино и сердцу кошмар уготован
***
Не просто избалованному слуху
А духу, укрощенному в себе
Познав сквозь нас им сотворенный мир
Творец ушел с концерта, предоставив
Нам, публике, доигрывать, играть
Опробованьем разных инструментов
Разбросанных в природе в виде разных
Растительных и зверских организмов
Животных то есть, подвижных систем
Затем, что музыка - известный провокатор
К метаморфозам - нам изобретать
Здесь нечего
***
Над нами сводит своды как ладони
Высокий свод готический, как будто
Из пальцев вместе сложенных ладоней
В единой полу-раковине свода
Воображенье жемчуг резонанса
Тот жемчуг акустической игры
***
Как тишина в сопровождении дождя и ветра
Втроем настраивают тишину
Квартет для тишины, дождя и ветра в парке
(У парка собственная партия в квартете
С дождем и тишиной и ветром.
Виолончель и что-нибудь еще
Вступают в строй оркестра ускоряя
Движение вниманья по пространству
Расталкивая струнные и флейты
Пусть композиторы нам пишут тишину
Пускай опустошают тишину
Я был бы композитором-ташистом
С предельной беглостью касаясь тем различных
Определенных кем-либо уже
Пестрил бы партитуры так и этак
И потрошил бы как ташист себя
Верней, чем самураи потрошат
Живот вывертывая наизнанку
Касаясь тут и там воображения
Смеша и мельтеша пятнистой тишиной
***
Расставим ноты как-нибудь подальше
Создав условия для медленного чтенья
Прослеживаешь в каждой партитуре
Орнаментальный так сказать эффект
В соотнесениях фигур и фона
Пятилинейно разграфленных подпространств
Предвосхищаемого звукоряда
Переживанье виртуальных звуков
В сознанье - расстояньем наделенных
***
Когда у нас в камине
Трио музыки, мороза и огня
Взымает дань с живой души влюбленной
Все музы ведьмам уподобились в гуденье
Когда проходит зачисленье в полуведьм
***
(ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ФАУСТА И МЕФИСТОФЕЛЯ
В ТЕМНОТЕ ВАЛЬПУРГИЕВОЙ НОЧИ)
***
а музыка - игра
И можно было бы ее себе представить
Держа как руку дирижера в кружевах
В манжетах розоватых - дирижёр
Как капитан старается сдержать
В повиновении все контрапункты бунта
Так обнаружив бунты на борту
И корабельный экипаж зажат
В руке, облагороженной манжетой
Той самой розоватой, из Брабанта
Сквозь бунт и бурю проведет его
В зажатом обстоятельствами мире
***
Какое джазовое наважденье
Орфей Двадцатого столетья - кто он
Из бездны ужасов Орфей выводит джаз
Его возлюбленная Эвридика
Вернулась в обозримые пространства
***
Летейскую эпоху пустословья
Пересекай в молчании и слушай
И слушай только плеск тяжелых волн
Забавным кажется - забвенья избежав
Достигнуть местностей за Летой вроде тех
Залетных ласточек от Мандельштама
Оттуда - озираясь даже Данте
Горацию презрительный шлет взгляд
***
Во всю Вселенную такие чудеса
Как музыка глубокого раздумья
Чье ожиданье в дождевом концерте ?
А белой музыкой на нас нисходит снег
И нежность
В зеркальной пустоте соотражений
Почти неуловимого для зренья
Дерзанья мысленного - умереть
***
Слетают стаи стрел остросердечных
На них как наконечники - сердца
В амурно-лировой игре - охоте
Бубноволицые вторгаются валеты
Такое оперное оперенье
Трагическим сюжетам придает
Нарядность наготы дикарской
Из разноцветного пера
Душа играет радостями плоти
И подражает ей судьба в своей игре
Но эвменидами умученные музы
Уже молчат и мусорные ветры
Скребут пространства шорохом сухим
Потрескиваньем веток, в экивоках
Расходятся на стороны тропинки
К тропическим лесам
***
В конце концерта - церковь, цирк и центр
Большого города сошлись в одном лице
И вот на звуковой костер концерта
Восходишь в это звуковое пламя
Как Муций Сцевола - любой раздор стерпеть
Пережигая омертвелый грех
Дождь молотит по клавишам, по крышам
Семь четвергов в неделю в Петербурге.
***
Сегодня снег как некий белый шум
Ведет метель подвыпившей старухой
На шум наслаивает ветер тишину
Как будто лист Вселенской партитуры
Перевернулся сам собой и вот пробел