25.12.2013
Трудлер Алекс. О двух конкурсах
Захотелось написать о двух конкурсах, где я некоторым образом участвую. Каким образом участвую - говорить пока не могу. Только после 31 декабря, когда снимут покров анонимности. На конкурсах сейчас пора финалов.
 
Кубок Мира по русской поэзии 2013
Конкурс проводится во второй раз. В финал вышли два стихотворения (из около 290 поданных на конкурс, а вообще в заявках было больше 500 авторов). Вот они:
"Да кому они песни глубоких рыб..." и "Суд"
Что интересно, оба стихотворения очень близки, как тематически так и по настроению. В первом, упор делается на проблемы творческого поиска, архетип "рыбы-поэты" - очень яркое, искромётное, со сложными метафорами и головоломной системой образов. Второе, кстати, тоже связано с рыбами, точнее с Рыбаком, и тоже - вечности через архетип "суда". Взгляд на мир глазами поэта-эмигранта, душа которого осталась, как и душа И.Бродского, у балтийских берегов.
Оба стихотворения мне нравятся, но "глубокие рыбы" несомненно больше. Желаю им победы. Результаты 31 декабря.
Поэзия Голосом 2013
Это соревнование декламаторов, в котором принимают участие, как авторы, чтецы-любители, так и актеры-профессионалы. Мне этот конкурс был интересен в первую очередь тем, что я сам немножко читаю свои стихи и интересно было сравнить.
На конкурс участники выбирали для декламации либо стихи, участвующие в конкурсе Кубка мира, либо стихи авторов-участников из конкурсных визиток (каждый автор конкурса представлял свою визитку).
Вот декламации финалистов:
Конкурсное произведение 12. "Смерть Кощея". Читает Виктор Яковлев
и
Конкурсное произведение 189. "Забытый". Читает Наталья Айманова
Оба финалиста - профессиональные актеры. Мне здесь исключительно трудно кого-нибудь выбрать, так как каждая декламация очень своеобразна и интересна.
Комментарии
20.11.2013
Трудлер Алекс. Второй Номер
В качестве анонса: вышел второй номер 2013 журнала Буквица.
С удовольствием перечитал опубликованные подборки Любы Бурель и Жени Покрасс, стихи которых читал отдельно опубликованные в Самиздате. У Вики Качур практически все стихи в подборке новые (для меня) - ура. Впечатляет экспериментаторская подборка Аверьяна Порфирьева.
Так что заглядывайте, народ, читайте.
Комментарии
30.10.2013
Трудлер Алекс. Заметки на полях Седьмых Парнасских Игр
Не собирался писать отчет на этот раз, но потом всё-таки решился высказать несколько слов по поводу практически завершившихся 7-х Парнасских Игр. Общих впечатлений два. Чистоe ИМХО:
1) малая активность авторов про общем достаточно высоком среднем уровне участников.
2) высокая плотность результатов.
Итак, по номинациям.Скажу сразу, это не итоги, они будут после, а личные впечатления. Заметки на полях.
Номинация 1. Произвольная стихотворение.
Эта была самая многолюдная и самая разношерстная номинация. В принципе, положение авторов в шорте достаточно случайное, так как большинство авторов получили по 5-7 судейских голосов в лонге. Дальнейший выбор в шорте был по моему мнению достаточно коньюнктурен. Так, я бы не удивился, если бы верхние места заняли замкнувшие шорт-лист Виленкин, Эзрас и Лобанов.
Из откровений лично для меня. Как всегда потрясает философия Виктории Качур. Образы причудливые, но стройные и четкие. И, конечно, совершенно афористичная концовка:
"подремли, сон разума сладок.
мёд поэзии горек."
Второе откровение - стихотворении Сони Ролдугиной. Переплетённое удивительное стихотворение, где одна строчка вытекает из другой и впадает в следующую - тянущее такое, осеннее, но удивительно простое и оттого - тёплое, как теплый медовый чай. Третья строфа запомнилась особо:
"Потеряешь - поймёшь, запомнишь. Лист осиновый на просвет,
И проспект паутинки тоньше, и оранжевый бересклет,
Ломкость голых ветвей бузинных и бессонницы благодать...
Если сделаны мы из глины,
Из обычной подножной глины -
Как под ливнем не размокать?"
Браво.
Из остальных стихотворениях этой номинации есть удачные более, либо удачные менее, но так, чтобы ах...
Номинация 2. Сонет
Если разбирать по гамбургскому счёту, то настоящих сонетов в этой номинации было не так уж и много. Большинство были лишь попытки сонетов.
Собственно я отметил для себя лишь сонет Андрощука - действительно исполненный по правилам и канонам и сонет, который собрал наибольшее количество судейских голосов - Смараковой. Последний - осенний, кофейный, кивающий в сторону Льюиса Кэррола, а сонет Ивана - мистический, таинственный сонет заброшенного дома, дома, который хранит вдохновение поэтов.
Неплохой сонет Киршенбаум, как мне кажется, не совсем раскрывает конфликт тезы и антитезы, а так очень прилично исполнен. У остальных слишком много формальных ошибок.
Номинация 3. Баллада
Удачная номинация, где все 10 "шортистов" были представлены неплохими работами. Но баллада Качур - классика. Старофранцузская. Затянула в свою "текучую воду". Из остальных работ ещё отмечу постмодернистскую балладу Эстерис "Гадюка" с философской концовкой. Практически басня.
Номинация 4. Акростих
Версификаторская номинация, требующая от автора хорошего владения словом. Здесь безоговорочно победили Лилия Тухватуллина и Павел Ганжа как в общем зачёте, так и в моём "личном". У Лилии же просто потрясающее стихотворение получилось, где не только первые буквы выстроились в азбучном порядке, но и само стихотворение филигранно исполнено. Мастерская работа.
Номинация 5. Формат А-4
Очень интересная номинация. Сейчас многие пишут в таком формате, не задумываясь, зачем они так делают, а зачастую лишь в дань моде. Как по мне в этой номинации настоящих А-4 было где-то половина из шортлиста. Остальные - подогнаны. Из понравившихся, стихотворение Анны Поповой - рвущееся за границы строк, с великолепной режиссурой. Автору хочется верить на его постоянное - успеть. Это ведь ритм нашей жизни. Мы все стремимся объять необъятное. Но зачастую важные вещи пропускаем. Потому что спешим. "И льдистой крошкой с небес повеет. Как будто в душу плевок из тьмы. " - это блестяще. Снимаю воображаемую шляпу.
Номинация 6. Лимерики.
Честно скажу, ни один лимерик из шортлиста меня не тронул и не впечатлил. Исключение - пожалуй, лишь Шереверов с мурлыкающими лимериками запомнился. Остальные прошли мимо кассы.
Номинация 7. Эксперимент.
К сожалению, большинство авторов поэкспериментировать поленились и принесли в эту номинацию всяко разно безобразно... Я отметил для себя эсперимент Gregberka с его "Правилами Клуба "Камикадзе В Отставке" и мезостих Павла Ганжи, хотя это в какой-то мере вариация акростиха, но за трудолюбие и концептуальность - два плюсика. Остальные понравились меньше.
Всё.
Подождём итогов. От себя поздравляю всех участников, победителей и судей за хорошую работу.
Комментарии
02.10.2013
Трудлер Алекс. Парнасские Игры VII. Поехали.
Вчера официально открылись VII Парнасские Игры. Все желающие приглашаются принять участие. Конкурсная страничка здесь:
http://samlib.ru/g/godowoe1000_k/
Семь конкурсных номинаций:
1 Произвольное стихотворение
2 Сонет
3 Баллада
4 Акростих
5 Формат А4
6 Ли́мерик
7 Эксперимент
Подробности в правилах.
Комментарии
29.09.2013
Трудлер Алекс. Анонс!
В октябре стартуют очередные Парнасские Игры. Седьмые (VII). Готовьтесь!
О правилах и номинациях читайте скоро на конкурсной страничке.
Ожидается много новшеств и прочая-прочая-прочая.
Комментарии
16.07.2013
Трудлер Алекс. Замок на замке
На Самиздате проходят много конкурсов. Одни можно назвать успешными, другие нет.
В этом году моё внимание привлёк конкурс Поэтического Куба "Воздушные замки". Причем, в этот раз я выступал не в роли участника или судьи, а просто зрителя. Не могу сказать, чтобы следил за конкурсом постоянно, так как он проводился с марта месяца по середину июля, но время от времени заглядывал на конкурсные странички и читал конкурсные тексты и рецензии. Пожалуй, если оценивать свои впечатления от организации и судейства, то они положительные. Организаторы здорово потрудились над форматом, пригласили многочисленную судейскую бригаду (причем были две группы независимых судей - одна для полуфинала и другая - для финала), решительно пресекали холивар и следили за анонимностью участников. Да, забыл подчеркнуть, что конкурс - анонимный и с новыми специально написанными на конкурс текстами. По ходу конкурса проводились многочисленные экспромтные микро-конки для развлечения участников и поддержания интереса к конку. А поддерживать интерес на протяжении пяти месяцев - это задачка не для слабонервных. На стихире проходят такие долгоиграющие конкурсы, а вот на СИ вижу первый раз. Обычно укладываются в 2-3 месяца. Удивила сдержанность судей. На два десятка судей и две конкурсные номинации получилось три обзора. Поэтому обсуждение проходило либо в специальных гостевых либо в комментариях к текстам и поддерживалось активностью участников и организаторов.
По итогам конкурса. Победил текст Виктории Качур "монолог у воздушного замка". Монолог там ведет подруга Карлсона, который, как известно, живёт на крыше. Поэтический язык Виктории очень своеобразен и богат на неожиданные открытия. Он не застаёт тебя за расхожими образами или банальными рифмами. Свежий, прямой и оригинальный. Мои поздравления. Если бы я выбирал победителя, то, наверное, выбрал бы именно этот текст.
Что ещё важно. В финал попали тексты совершенно разные по направлениям, авторским решениям темы и стилистике. Поэтому судьям в финале скучать не пришлось, как мне кажется. Да и читателям тоже.
Удачный получился конкурс. Успехов ему в будущем.
Комментарии
3.06.2013
Трудлер Алекс. Балтийский палисад
Завершается чемпионат Балтии по русской поэзии. Победитель по кубковой системе определён. Им стал Александр Спарбер с подборкой "Другая жизнь". В финале эта подборка оказалась сильнее подборки Геннадия Акимова "Вавилонская дорога". Даю ссылки на эти подборки (кликайте и обрящете).
Это уже третий чемпионат, который проходит по кубковой системе. До этого были Кубок Мира 2012 и Чемпионат Балтии 2012. По моему мнению, эти чемпионаты, которые проходят на сайте stihi.lv, являются крупнейшими конкурсами такого рода среди русскоязычного интернета. Крупнейшая конкурсная площадка, которая, пожалуй, уже превосходит Гумилёвский и Волошинский конкурсы. Прежде всего высокая интерактивность авторов и читателей. Очень серьёзный состав жюри. И так далее и так далее и так далее.
Из активных самиздатовских авторов на прошедшем конкурсе наибольших успехов добились А. Габриэль и С. Черсков, которые пробились в 32 лучших (лонг-лист) из 500 соревновавшихся подборок/авторов. Ася Анистратенко (не помню, есть ли у нее страничка на СИ, но в 2002 точно была) выбыла в 1/8 финала.
И, конечно, отдельно стоит отметить блестящую организацию этого конкурса великолепным Евгением Орловым.
Комментарии
8.04.2013
Трудлер Алекс. У каждого человека есть имя...
Сегодня в Израиле день памяти жертв Холокоста - катастрофы европейского еврейства. Катастрофы, которая унесла жизни более 6 миллионов евреев. Поэтому я решил в качестве заметки опубликовать отзывы-реплики на одно хорошее стихотворение на эту тему. Отзывы взяты из комментариев к моей заметке трехлетней давности.
Курухуру "В концлагере"
Ты все поймешь - вон какой взрослый!
В школу бы... В сентябре...
Мы - как деревья, нам вырежут звезды,
Ножиком по коре.
Знаешь, там наверху - беспечно,
Печи - это ведь грех,
Мальчик, деревья уходят в печи,
Чтобы попасть наверх.
Видишь, звезды горят, не тают,
Это наши значки!
Знаешь, а внизу попадают
В печи истопники...
Коротенький стишок - всего двенадцать строчек. Мне вспомнился блестящий фильм "жизнь прекрасна" итальянского режиссера Роберто Бениньи об итальянском еврее, который, попав с сыном в концлагерь, умудрялся до самой смерти скрывать от него ужасы этого места - превратив нахождение в концлагере в детскую игру в войну и шпионов, где нужно прятаться от "якобы" злых. Детская душа - это всегда детская душа, какими бы сапогами по ней не топтались - вспомните "Трава, примятая сапогом" Аверченко. Вот и в этом стишке, автор ведет трогательный разговор с детской душой, которая скоро превратится в дым, а может и не превратится, а наоборот...
Как рассказать ребенку о самом страшном - лучше не рассказать. Или рассказать так, чтобы он не испугался. А может, даже улыбнулся. История о звезде на дереве. Мир от этого станет только лучше. Пусть даже для одного ребенка. Перед смертью.
А мы будем помнить, потому что такое не забывается. И за каждую слезинку ребенка будем рвать на части его обидчиков. Чтобы попасть наверх. Или хотя бы приблизиться.
Вологданцев Юрий Вадимович
Алекс, меня действительно тронула работа Курухуру, но с Вами я в корне не согласен.
Автор говорит мальчику в концлагере (сходу, вначале; прямо в лоб):
Мы - как деревья, нам вырежут звезды,
Ножиком по коре.
А Вы комментируете:
Как рассказать ребёнку о самом страшном - лучше не рассказать и т.д.
Убеждён, что можно и нужно рассказать (или промолчать) по-другому.
Вы заставляете ребёнка умирать дважды - сначала от ваших слов, а потом в газовой камере.
Да, и "блестящий фильм" замените на "драма" о ...
жутька
Может ли наш современник написать стихотворение о той войне? О том, что он сам знает по книгам, фильмам, рассказам? И сделать это так, чтобы - не плакат, не перепев уже имеющегося огромнейшего пласта военной поэзии, а что-то острое, до боли. Оказывается, да. И тут есть один секрет, именно - некоторая абстрактность, некоторая может быть даже удаленность от реализма, в данном случае - уместна. Говорили о том, что в этом стихе отголоски романа "Сердце Бонивура", некоей бандеровской песни про звезду, вырезанную на груди, да и в "Молодой гвардии" Фадеева такое есть. И может быть, это так и должно быть, чтобы - отголоски. Потому что стихо читается как бред умирающего в концлагере, умирающего и пытающегося в предсмертии дать ребенку какую-то почти христианскую надежду на то, что смерть не напрасна, не бессмысленна, что они уйдут наверх, а палачи - вниз, к воздаянию. Этот странный образ деревьев-жертв перекликается с современностью, когда только-только возникает ощущение ценности жизни не только человека, но и всего живого,
"беспечно" - вот это, беспечность божественная и отсутствие зла - вместе...религиозность настоящая, древняя.
Карла К. (Хилина Кайзер)
это замечательный фильм "жизнь прекрасна" итальянского режиссера Роберто Бениньи
взрослых угоняют в концентрационные лагеря где немощных стариков и детей убивают в газовых камерах
главный герой спасает сына от газовой камеры
отец объясняет все происходящее как игру призом в которой будет танк для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков
для этого необходимо исполнении ряда правил
запрещается показываться на глаза солдатам плакать жаловаться и просить есть
ребёнок верит несмотря на смерть боль и кровь вокруг верит своему папе что это только игра
и главное -- спасибо автору
[от ведущего блога] а мы будем помнить, что у каждого человека есть имя
Комментарии
28.03.2013
Киевская Марина. Режиссёрское
[От ведущего блога]: Обещано же было, что можно и стихотворения в блог помещать. Вот я и помещаю.
Я зашторила чёрной кулисою осень. Режиссёрскую осень сценарных потерь.
Мне ни много-ни мало - всего двадцать восемь. Мне всего... мне ещё... мне уже... мне теперь.
Были сладкими речи и страстными ночи. Поцелуи, нелепо слетавшие с губ.
Имена нелюбимых, любимых и прочих - в старом файле архивном три столбика групп.
Там забыты все лица, ведущие роли были сыграны в первой из горе-премьер.
С визгом дамы Vip-ряда по швам распороли плащ героя-любовника (в свой шифоньер).
Со второго кричали: "Верните билеты!", и в антракте сознанье терял билетёр.
Я стояла тогда режиссёром отпетым, точно зная, что ты - никудышний актёр.
Причитал за кулисой уборщик Ираклий, мол, бессовестный зритель, не ценит наш труд.
Репетиций не будет, не будет спектаклей. Мой вердикт был такой: "В пламя дерево Будд".
Лёгкий выдох. Осталось то дерево целым. Плодоносило пятый богемный сезон.
И актёрский состав был на радость - доспелым, и нашёлся опять к удивлению - "он".
Слёзы горя на сцене - и счастья - за сценой, а зазубренный текст всё никак не идёт.
Обозлённый суфлёр вместо "мой драгоценный", забывая про шёпот, кричит: "идиот!"
И мешали любовь в бутафорных бокалах. Пили залпом, меняя на воду вино.
Но пьянели мы вправду, потом вполнакала были сыграны - Моцарт, Шекспир и Гуно.
Театральная жизнь с глянцевитых подмостков перешла в повседневную. Сами виной.
И антракт за антрактом строптивый подросток перескакивал с пятого в двадцать восьмой.
Тихо сходит со сцены безгримная память. Быстрым нервным щелчком нажимаю Delete.
Мои пьесы теперь уже некому ставить...Режиссёр, умирая, сказал: "Не болит".
Комментарии
26.02.2013
Блик. Схема оценивания работ для конкурса "Поэтическая Галерея - 2013"
Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что прежде, чем приступать к оценке качества чего-либо (в нашем случае - конкурсных поэтических работ), необходимо определиться с показателями для его оценивания. Из существующего большого количества определений понятия "показатель качества", попытаемся скомпиллировать такое, которое сможет оказаться полезным для решения задач судейства.
Показателем качества поэтического произведения будем считать количественную или качественную характеристику одного или нескольких его свойств. К свойствам поэтических произведений (ПП) можно отнести: наличие и точность (строгость) рифмы; наличие и четкость ритма; наличие и новизну/оригинальность/яркость образов, а также многое другое. Причем, часть свойств ПП можно оценить более-менее объективно (посчитать слоги, сравнить окончания слов, найти аналоги образов, проверить соответствие правилу грамматики и т.п.), а часть - только субъективно, руководствуясь собственными опытом, знаниями, представлениями, etc.
К числу первых отнесём:
- 1)
рифму;
- 2)
ритм;
- 3)
грамотность;
- 4)
стилистику;
- 5)
благозвучие (мелодичность);
- 6)
точность;
- 7)
образность (метафоричность);
- 8)
ясность изложения;
- 9)
новизну (идеи, образов, рифмы);
- 10)
оригинальность;
- 11)
стройность композиции (логика построения);
К числу вторых:
- 1)
интересность;
- 2)
изящность;
- 3)
эмоциональное наполнение;
- 4)
передача ощущений;
- 5)
художественную ценность;
- 6)
духовную ценность;
- 7)
моральную ценность;
- 8)
красоту (эстетизм);
- 9)
философскую глубину;
- 10)
завершенность;
- 11)
актуальность.
К особым свойствам следует отнести "мастерство" и "собственный стиль" автора. Первое не трогаем, поскольку оно проявляется в превосходных степенях многих из перечисленных (если не всех) свойств. Достоверное же определение наличия второго по нескольким работам - особенно разноплановым - малоизвестных (или вовсе неизвестных) авторов представляется затруднительным, поэтому и его отдельно рассматривать не будем.
Таким образом, имеем систему из 11 + 11 = 22 свойств, которые нам необходимо будет измерить количественно (предстваить в виде оценочных баллов). С точки зрения арифметики целесообразно уменьшить их количество до 20-ти (чтобы после не заморачиваться с дробями, обязательно образующимися при делении, например, 100 на 22). Для этого объединим "стилистику" и "благозвучность" в первой группе, а также "духовную ценность" и "моральную ценность" во второй, как наиболее близкие друг к другу. В результате получим таблицу (её шапка приведена ниже), которую и будем заполнять, оценивая представленные на конкурс работы от 0 до 5 по соответствующим частным показателям.
|
|
|
|
1
|
Рифма
|
|
|
2
|
Ритм
|
|
|
3
|
Грамотность
|
|
|
4
|
Стилистика
|
|
|
5
|
Точность
|
|
|
6
|
Образность
|
|
|
7
|
Ясность
|
|
|
8
|
Новизна
|
|
|
9
|
Оригинальность
|
|
|
10
|
Стройность
|
|
|
11
|
Интересность
|
|
|
12
|
Изящность
|
|
|
13
|
Эмоция
|
|
|
14
|
Передача
|
|
|
15
|
Художественная
|
|
|
16
|
Моральная
|
|
|
17
|
Красота
|
|
|
18
|
Философ
|
|
|
19
|
Завершенность
|
|
|
20
|
Актуальность
|
|
|
Забегая наперёд, отмечу, что оценивание уже первого десятка конкурсных ПП показало "механистический", формальный характер предложенной схемы и её низкую эффективность ввиду того, что слабые работы (в образном, эстетическом и пр. планах), но соответствующие канонам "рифма-ритм-точность-..." ("В лесу родилась елочка", к примеру) набирали практически такое же количество балов, что и очень интересные, образные и оригинальные работы, имеющие отступы от канонов по типу: "палочки должны быть попендикулярны". Поэтому была введена еще одна оценка - "по шкале Самиздата".
Общий балл в усовершенствованной таким образом схеме рассчитывается по формуле:
где Кi - частные оценки, выставляемые в диапазоне от 0 до 5;
СИ - оценка по шкале Самиздата (от 0 до 10).
Если работа "набирает" по всем показателям "отлично" и по шкале СИ - 10, то получим максимальные 20 баллов:
Кобщ.= (20 х 5)/10 + 10 = 20.
Эта схема оценивания оказалась лучше первой, "механистической". Ей, правда, тоже присущи недостатки, но это уже - тема для отдельного разговора.
P.S.: какой бы ни была схема оценивания конкурсных работ на "Поэтической Галерее", желаю и участникам, и судьям удачи.
Комментарии
|