Балтин Александр Львович : другие произведения.

Божий Сад

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   БОЖИЙ САД
   В нём осмысленно - стволы и корни,
   И листья жизни, и земля сама.
   И мысли - что порой сложнее кроны,
   И даже снежно-белая зима.
  
   Мы, будучи в саду, его не очень
   И замечаем, мы - его листы.
   А что за летом наступает осень
   Трагедией не посчитаешь ты.
  
   * * *
   Пунктирно снег обвёл деревья,
   Их обнажённость подчеркнув.
   Не любит тишина движенья,
   Оно ей - в сердце вбитый клюв.
  
   Двор зачарован тишиною,
   Снег серебрист и ярко-бел.
   И склонность личная к покою
   Мне говорит - я постарел.
  
   ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО В КАЛУГЕ
   В дом частный входят люди в чёрном,
   Рассаживаются. Порой
   Мы нечто представляем вздорным,
   Не видя правды шаровой.
  
   Так Теософия в Калуге
   Растеньем света предстаёт.
   А много скуки - жизнь в округе
   Столь заурядная идёт.
  
   Но город стар, и в этом сила,
   И в этом опыт судеб дан.
   Иль теософской перспектива
   Предстанет для господ и дам.
  
  
   Их дом под вечер принимает,
   И вот незримые миры
   В их рассужденьях возникают -
   Великолепны и милы.
  
   Наш мир - он только отголосок
   Непостигаемых высот.
   А сын хозяина - подросток -
   Придёт к открытьям? Не придёт?
  
   ПРАКТИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
   Домик деревянный во дворе,
   Снегом запорошено крылечко.
   Слышится откуда - до-ми-ре?
   Вниз пойдёшь, и скоро будет речка.
  
   Домик точно книгу почитай.
   В ноябре довольно мало снега.
   Ссоры ведь бывают - просто край,
   Будто и не существует небо.
  
   Вот такое введенье, а что?
   Домик та же книга, та же книга...
   Сознавая - в мире ты никто,
   Вздрогнешь от неведомого крика.
  
   ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДРАМА
   1
   Он едет хоронить отца.
   И городок провинциальный
   Он вспоминает без конца -
   Он милый, хоть весьма банальный.
  
   Отца не видел год. Дела,
   Заботы, будничная драма.
   Насколь действительность светла?
   Насколь от оной в сердце рана?
  
  
   Коррозия листвы вокруг.
   Вот старый дом, соседи. Худо.
   Да, худо. Иль разорван круг
   Реальности, а мнилось - чудо?
  
   Здесь то, а рядом где-то пир.
   Иль кот, сидящий у оконца.
   И жёлтый свет как жидкий жир
   Льёт человеческое солнце.
  
   2
   Много качеств, и избыток их -
   Смелости, допустим - и приводит
   К нарушеньям правил - тех, каких
   Много очень в социуме...вроде.
  
   Дерево бывает что растёт,
   Развивается вполне нормально.
   А потом - незримый поворот,
   И пошло развитье инфернально.
  
   Математик. Преступленья он
   Рассчитать способен виртуозно.
   Сбитый жизни лад. Какой-то фон.
   Фон глотает всех довольно грозно.
  
   3
   Фигура на фоне
   Деревьев, дождя.
   Банально. И то не
   Пойму толком я.
  
   Фигура я знаю
   Я сам, я иду.
   Дорогу теряю,
   Грядущего жду.
  
  
  
   4
   Грядущее вполне
   Переносимо, ясно мне.
   Грядущее как форма настоящего,
   Из чьей-нибудь кастрюли убегающего.
   Поймай, коль выкипает молоко!
   Действительность, наверно, далеко
   От пониманья - понимаю я.
   И это вот зовётся жизнь моя.
  
   ПЕРЕМЕЩЕНИЕ БАРАХЛА
   С антресолей снимают банки
   С вареньем, с огурцами солёными.
   Пыль...будто жизнь с изнанки,
   Старый термос, фонарик...
   В окне - часть двора с воронами.
  
   ...куртка старая, что-то ещё,
   Всё рассовывается по шкафам, антресоли - на слом.
   Надо чистить периодически дом,
   Жизнь обновляя, любя её...
  
   * * *
   Мне кажется я не вернусь
   В тот город, где бродил когда-то.
   Где испытал, гуляя, грусть,
   В чём сердце вряд ли виновато.
  
   Черты реальности порой
   Так на фантазии похожи.
   Где город с тихою рекой?
   Или мечтать о нём негоже?
  
   Иду...по улице иду,
   И липы в два ряда, и зданья.
   Случится ли чего я жду,
   Или напрасны ожиданья?
  
  
   * * *
   Оглянись - увидишь над собой
   Зев змеиный в половину неба.
   Бездна алчет. Страшно! Боже мой!
   Страшно жизнь прожить лишь ради хлеба.
  
   Суть же бездны укрепить тебя
   В предпочтеньях. Зев змеиный розов.
   Мнилась часто сложною судьба,
   От духовных уходил морозов.
  
   Нет, не проглотить меня, нет-нет,
   Выбрав свет, назад дороги нету.
   Ибо побеждает только свет
   Космоса, купающий планету.
  
   ДРАКОНЫ
   1
   Хребтистые тела и лапы
   Когтисты - страшен сей удар.
   Дракон ползёт, наносит раны
   Земле...Огонь - дыханья жар.
  
   Но есть иные - те Китаю
   Известны - мудрость золотит
   Глаза...Корона золотая.
   Величествен дракона вид.
  
   Корея тоже тех драконов
   Представит символом своим.
   Тут нарушение законов
   Легенд Европы.
   Или дым
  
   И пламя, что из пасти рвутся
   Всего фантазии? А то...
   Нам те фантазии даются
   Красиво, здорово зато...
  
   2
   Витиеватая реальность
   Драконов - когти, лапы их.
   Проглядывает инфернальность -
   Она любой испортит стих.
  
   А вот и мастер по поимке
   Драконов - где он их видал?
  
   Жизнь раздробите на картинки,
   И - да не устрашит финал.
  
   3
   Драконы в Европе! Слух пошёл -
   В Испании видели их, во Франции.
   Дракон в полёте весьма тяжёл.
   А в чём же сила драконьей субстанции?
  
   Видали? Вон-вон летит.
   Да что вы, это же облако.
   А что там виднеется около?
   Или это солнце что-то там золотит?
  
   Институт драконоведенья появился уже -
   Профессора, доктора, кафедры.
   Страх у многих уже
   В сердце каменный.
  
   Китай драконами не удивить,
   Также Японию и Корею.
   Прежде, чем нечто в реальности ощутить,
   Надо постичь этого нечто идею.
  
   * * *
   Слова ль идут от тишины,
   Иль тишину дают слова?
   Мы просто осознать должны
   Насколь действительность права.
  
   И полюбить её должны,
   Пусть не хватает тишины,
   Пусть очень много разных слов -
   Далёких от златых миров...
  
   * * *
   Организован, а не органичен
   Наш социум...А органичен кто?
   Поэт, какой не слышен - слишком личен -
   Работает на вечность он зато.
  
   Иль музыкант в своей убогой келье,
   Лелеющий мелодию свою.
   Вот их органику назло ущелья
   Организованной реальности пою.
  
   * * *
   В сгущенье воздух синеват,
   Перед глазами он прозрачен.
   Иль факт любой неодназначен?
   Глаза вам нечто говорят,
   А подоплёку как понять?
   Так, только важные мотивы
   Звучат дыханьем перспективы.
   Иным - так не дано звучать.
  
   * * *
   Поэт, писатель - он тотально,
   Он совершенно одинок.
   Его действительность печальна
   И совершенна в суммах строк.
  
   Другого нету варианта.
   Ты. Сочиняя. Сам уже
   Заложник данного таланта,
   Расти же свет в своей душе,
  
   Чтоб дальше выплеснуть, и строчки
   Наполнить им. Удел таков.
   Ведь могут только одиночки
   Существовать в пространстве слов.
  
   ТАЛИСМАН
   Палочка как талисман,
   Отшлифована руками.
   Гость пришёл - поставь в стакан:
   Тайны собственные сами
   И должны хранить. В руке
   Снова палочка, удобно.
   Ночью в звёздном огоньке
   Голос выси благородно
   Прозвучит...
   Мой талисман!
   Палочка! Бамбук! Надёжность.
   Жив. Здоров. Но только сам
   Ценишь в жизни осторожность.
  
   * * *
   Тень догоняет тело - то есть
   Вдруг в сумерках мурыжит страх.
   И ты разматываешь повесть
   Былого в собственных мозгах.
  
   А...человек всего обходит
   Тебя - что страшного? Пойми...
   Коль у судьбы полно угодий,
   То кто-то хлопает дверьми.
  
   * * *
   На похоронах отца приятеля
   Познакомился с приятельской женой.
   Странное знакомство это... - Кстати я
   Много слышала о вас. Такой
   Оборот сколь вот сейчас уместен?
   Дальше встретил в городе её.
   Посидели в баре, сумма песен.
   Выпили. И выпили ещё.
  
   А потом на выставку ходили.
   А потом роман возник у них.
   Вот такие знаете ли были
   Ныне бременят мой бедный стих.
  
   * * *
   Хомо сапиенс всё же сначала,
   Хомо легенс потом.
   Чтоб усвоить пласты матерьяла
   Разум важен, и сильный притом.
  
   Хомо легенс чтоб даден в начале
   Был представить едва ли тебе.
   Или разума дни отзвучали,
   Коли книги забыты в судьбе?
  
   БОРОДИНО
   -И мы попёрли друг на друга,
   И содрогнулася округа
   От наших ратных дел!
   Вот так внучёк. - И набивает
   Неспешно трубку, дым пускает -
   Участник Бородинских дел.
  
   -А видел ты царя? - А как же!
   -А страшно драться? - Страшно, даже
   И очень - грохот, крики, тьма...
   -Откуда тьма? - А я был ранен.
   -Но ты, дед, испугался разве?
   -Нет, хоть мила мне жизнь сама.
  
   И он рассказывает внуку
   Про ту военную науку,
   Что довелось ему узнать.
   Про раны, что болели сильно.
   Воспоминания обильны,
   И сладко их перебирать.
  
  
   * * *
   Пять человек прочтут, и ладно,
   Для многих не за чем писать.
   Подпольный дух! И жить отважно
   И мыслить - так, чтоб небеса
   Взирали благосклонно на
   Твою действительность. Иное
   Всё от лукавого. Война
   С собой...победа над собою.
  
   * * *
   Латышские стрелки,
   Латышские грехи -
   Черноты прошлого, тугие сгустки
   Истории, узлы,
   И адский ток смолы -
   Как грустно...
  
   ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
   Преследователь...для чего?
   Что ты преследуешь? Не знаю.
   Не омрачается чело,
   Коль нечто важное теряю,
   И всё моменты - весть сама:
   Дана как целостность сиянья -
   Через неё видна весьма
   Пространна чаша мирозданья.
  
   * * *
   Увеличение музея -
   Зашёл в провинции от скуки -
   Не то, что завела идея
   Познанья мест. А что за звуки
   Там за стеною? Интересно!
   Оркестры мощные играют.
   Я полагал - мне всё известно,
   Но как в домах вороны грают?
   А дом раздвинут в сто иль тыщу -
   Отделы парков и беседок.
   Мне тут свою найти ли нишу?
   Цветов нарвать бы напоследок.
   Вот сотни граждан изучают
   Макет (сверкает) мирозданья.
   Детали явно изумляют.
   Вот вижу комнаты молчанья.
   И мне не выйти из музея,
   Расширенного невозможно.
   В основу чья легла идея
   Определить довольно сложно.
  
   * * *
   Те, кто принимались как герои
   Ныне очевидны, как убийцы.
   Чёрное превозносили белым - то и
   Страшно. Ну а в прошлом не укрыться.
  
   Станет настоящее прошедшим,
   Выдвинутся новые герои.
   Нужно быть...наверно, сумасшедшим,
   Чтоб реальность мнить реальной - то и
  
   Вызывает страх, и ощущенье
   Ирреальности любого мненья.
  
   КАНДИНСКИЙ И ЕГО ЖЕНА
   Жизнь пёстрая, как пятна на холстах
   Василия. Жена куда моложе.
   Гаданье, гороскопы - на холмах
   Грядущего стоять - мороз по коже.
  
   В Европе не особенно житьё,
   Достаточно к тому же буржуазно...
   Художник? А иные от сарказма
   Сдержаться вряд ли смогут - не твоё
   Кандинский время.
   Далее вдова
   Так ловко развернулась, так богато.
  
   Тщеславна, любит лестные слова,
   Мечтания её всегда ль крылаты?
  
   Нашли убитой в ванной на полу.
   На два мильона камешков пропало.
   Гадалка смерть когда-то предсказала,
   И всё сбылось, жаль картам веры мало.
   Жаль будущего не смягчить иглу.
  
   УСКОЛЬЗАЮЩИЙ МИР
   Ускользающий мир, и в другую минуту
   Не узнаешь уже ускользающий мир.
   Почему жизнь реальна? Ответь! - Почему-то!
   Ухвати же за хвост хоть какой-нибудь миг.
  
   Ускользающий мир, где игра диссонансов,
   Где накал и надрыв, разрывающий всё.
   Мир богатых отливов, И, скажем, бриллиантов
   На траве по утру - дан росой и красой.
  
   ЯЩИК ПАНДОРЫ
   Ящик, где...вы помните...Как много
   Негатива в ящике! Как много...
   Любопытство праздное, и вот
   Зло клубится темнотой итога
   Любопытства, зло окрест плывёт.
   Общая искажена дорога.
  
   Формы зла различны, суть одна.
   Злу дана реальность, и она
   Наша - та реальность...Любопытство...
   Мир красив, по существу далёк
   От того, что правда нам даёт.
   Правдой же едва ли насладиться.
  
   ТРИ МУШКЕТЁРА
   Атос как тайны концентрат,
   И мастер фехтованья - ас.
  
   Портос - такой забавный фат,
   И напивался тыщи раз.
  
   О, хитроумный Арамис,
   Церковной догмы ученик.
   Теперь попробуй, отстранись
   От образов великих книг.
  
   И д Артаньян - лихой всегда,
   Притом привыкший побеждать.
   Литература как вода -
   Она живою может стать.
  
   * * *
   Уехать что ли жить в Калугу?
   Там переулки так милы,
   И даже тёмные углы
   Мигают кажется друг другу.
  
   Тут в церкви тир когда-то был,
   Сегодня снова церковь. Мимо
   Прошёл, но детство не забыл -
   Стрелял тут. Плохо? Да! Но мило.
  
   Гостиные ряды, подъём
   По Ленина. Проходит время.
   В Калуге бы купить бы дом
   И позабыть, что жизнь есть бремя...
  
   ЖИВЫЕ БУКВЫ
   Живые буквы в Интернете -
   Нажмёшь на кнопку - нету их.
   Мне интересны те и эти
   Картины тем и дел земных.
  
   Живые буквы, ложноножки
   Цепляются, etc.
   Вот непонятные дорожки
   И малоясная игра.
   Перетеканье буквиц этих
   Во смыслы разные смешит.
   Сколь человечество ответит
   Высотам, если ум грешит?
  
   * * *
   Антониони идёт к внутреннему от внешнего -
   Стена в потрескавшейся штукатурке, мерно текущий ручей.
   И ясно, что ежели одинок, то спрашивать не с кого,
   Ибо ты сам полагаешь, что ты ничей.
  
   Карнавалы Феллини, данные пестротою,
   Сколь глубоки? Или их пляс, их круг
   Пронизаны в сущности пустотою,
   Которую вполне допускает мир вокруг?
  
   Бергман - Достоевский кино - по изломам
   Строит повествованье, но выводит к свету едва ль.
   А то, что определяет жизнь вертикаль
   Кино не демонстрирует нам, доверено внешним законам.
  
   ПОСЛЕ ВЕЧЕРИНКИ С КОКТЕЙЛЯМИ
   -Как тебе вечеринка? - Коктейли вполне.
   -А меня обстановка блескучести раздражает.
   -А...обстановка такая по мне.
   -Всяко бывает.
   Жена влезает в халат, у окошка муж
   Курит. - Разные , говорит, интересы.
   -Да всё в мире разное... - И к тому ж
   Твоя болтливость... - А ладно, сплошные стрессы
   От тебя! Кружится голова.
   На коктейли не налегала б.
   И уже ничего не значат слова,
   И бессмысленны все сентенции, сумма жалоб...
  
   КАТЕНИН
   Катенин - мощный дух, распятый алкоголем.
   (Не знаем часто, чем себя неволим.)
   Но Инвалид звучнее звучного звучит.
   Державинская медь звенит, играя,
   Психологические драмы открывая.
   А кружка пенится и золотом кипит.
  
   Обманчивое золото такое
   Не в состоянье победить людское
   Стремленье в слове сердца выражать.
   Пусть даже и во власти мира -
   Чтобы была расколотою лира -
   Но песен дивных этим не сломать.
  
   ПЛАТИНА
   Платина, чей вес весьма серьёзен,
   Действует ли в мире духом зла?
   Этот дух едва ли слишком грозен -
   Пошловат, равно его дела.
  
   Платина металл всего лишь...редок,
   Оттого и дорог. Дважды два.
   Платиново небо. Сумма веток.
   Сила ноября всегда права...
  
   ПОЭЗИЯ ПРАВА
   Закорючки параграфов, строчки
   Уложений, засушен язык.
   Как усвоить все точки и кочки?
   Где поэзия права, старик?
   Отвечает старик поседевший -
   Тут поэзии быть не должно,
   Тут куда посерьёзнее вещи.
   (Мне ж милее и двор. И окно.)
   Право Гроция Гуго певуче,
   Расцветают иные сады.
   Ты не ждёшь - но лучи из-за тучи
   Всем сияют, увидишь и ты.
  
   ПО МОТИВАМ "ФОТОУВЕЛИЧЕНИЯ"
   Случайно увеличивая фото,
   Фотограф видит в старом парке труп.
   Не для него подобная забота.
   Мир больше буржуазен, нежли груб.
  
   Вот недра антикварной лавки, это
   Пропеллер, это статуя, и проч.
   Вот снова парк. И линиею света
   Подчёркнута быть может ярко ночь.
  
   Увеличенье фото...или марки...
   Бессмысленно предметы уменьшать.
   А коли впечатленья были ярки,
   Их вряд ли до клочка бумаги сжать.
  
   Играют в теннис клоуны смешные,
   А теннисного нет у них мяча.
   И пусть сильны пространства шаровые
   Я верю в мощь всесильного луча.
  
   * * *
   Двенадцать лет как перескажешь
   За час, за два? Приятель жил
   В Америке. В другом пейзаже,
   Там опыт бытия копил.
  
   Теперь вернулся. Вот и встреча.
   Ну, выпили, бодрее речь.
   Порой напоминает вечер
   Спокойное теченье рек.
  
   Но жизнь едва ль была спокойна.
   Как описать двенадцать лет?
   Минуты радости и войны
   С самим собою. Редко свет,
  
   А чаще тьма. Ещё по рюмке?
   Ведь жизнь у каждого своя.
   И опускались часто руки
   Перед накалом бытия.
  
   Но жив, однако. Жив приятель.
   И вечер заменила ночь.
   И прошлое (подумай, кстати)
   Уходит прочь.
  
   ПРЕДМЕТЫ ВРЕМЕНИ
   Предметы времени - пространство,
   Воспоминания твои,
   Чужое пышное богатство,
   Страданья чьей-нибудь любви...
  
   Так что - предметы эти люди?
   Предметы времени, предме...
   А то, что все когда-то будем,
   Так мало объясняет мне...
  
  
   * * *
   Цветы воды, воды же мышцы!
   Какие образы даны
   В твоём сознанье! Тень вины
   Какой-то древней портит мысли.
  
   Цветами вод реальность мне
   Раскроется - насколь красива?
   Насколь позволит перспектива,
   Что очевидна не вполне.
  
   Но мышцы лёгкие воды
   Её движенье обеспечат -
   Её движенье в сферу речи,
   Какую обживаешь ты.
  
   МЕДЬ
   Медь звучна и медь прочна -
   Сохраняет письмена.
   Письмена же сохраняют
   Жизнь, которая одна.
  
   Переложенная так
   В знаки (ведь сакрален знак)
   Жизнь останется надолго,
   Письмена отцедят мрак.
  
   Медь высот, незримых строк! -
   Сохранят от катастроф,
   От провалов в ямы бездны.
   Медь сияний, чей исток
  
   Выше разума...
  
   * * *
   Идут цепочкой по камням
   На берег, океан мерцает.
   И грозной массой закипает.
   А камни верят ли шагам?
  
   Дохнёт внезапно океан,
   Всё посереет, почернеет.
   И ражим ужасом повеет.
   Страх - человеческий изъян.
  
   Волна смывает в никуда,
   От берега могуче тащит.
   Им ужас дан из настоящих,
   Не то что серая беда.
  
   Борись с волною, широка,
   Синеет серой бородою.
   Борись с тоскою шаровою
   За честь жить дальше - велика.
  
   * * *
   Побрякушка реальности - слава,
   Рядом с ней труд медовый молчит.
   Лес и пруд - всё твоё, и по праву.
   Что ж поэт неизвестный грустит.
  
   * * *
   Выстрелы небесной артиллерии
   Городу уроном не грозят.
   Снег блистает - туго-синеват.
   Или размышляю о потере я
   Осени? Хоть осень длится, мощь
   Снеговых ударов потрясает.
   И дворы так быстро превращает
   В чертежи вполне волшебных рощ.
  
   * * *
   Очарование снежинок -
   Их белизна, их род, их рой.
   Свечение таких картинок!
   Когда неважно - ты герой,
   Изгой ли ты...дар снегопада!
   Великолепные черты -
   Какие образами сада
   Сейчас узреть способен ты.
  
   * * *
   Финты фантазии твоей
   Забросят в дальние пределы.
   Едва ль необходимо тело
   Среди небесных тополей.
  
   Но вот и Византию я
   В мерцанье пурпура я вижу.
   Дворец, и статуи, и крышу
   Немыслимого бытия.
  
   Вот Вавилон, чей монолит
   Своим размером устрашит.
   А вот духовные поля
   Для осознанья яви, для
  
  
   Чего не знаю сам - она.
   Моя фантазия - грешна?
   Едва ль, а коль грешна - насколь?
   Не ведаю, играя роль.
  
   ПАМЯТИ Ф. Г. РАНЕВСКОЙ
   Гудела слава будто улей,
   И резонировала так,
   Что не было домов и улиц,
   Где б не звучало имя. Факт.
  
   Потеря молодости - это
   Трагедия для большинства -
   А тут - увеличенье света,
   Тут сокровенность волшебства.
  
   Таланту время не помеха,
   А новизна его всегда
   И в дальних поколеньях эхо
   Всё вызывает. Да-да-да.
  
   Актрисы жизненная повесть
   Была не очень весела.
   Талант единственная новость,
   Которая всегда светла!
  
   ПОПУГАЙ И РОЗА
   Попугай глядит на розу -
   Хороша, какой окрас.
   Попугай, встающий в позу,
   Был бы так смешон для нас.
  
   Тем не мене заявляет -
   Я красивее тебя.
   Роза...нет, не отвечает.
   Попугай же, теребя
  
   Лепестки, её к ответу
   Призывает - Отвечай!
   А в ответе смысла нету,
   Коли роза видит рай.
   * * *
   Для пишущего постоянно
   Привычка эта , как вино.
   Вина коль много - окаянно
   В тяжёлой сущности оно.
  
   Божественная одержимость -
   Писать? Или самообман?
  
   Стихов бушующая жимолость,
   И ясность их, и их туман!
  
   * * *
   Он бросил мать, пил беспробудно,
   Он странствовал и воровал.
   Стихи при этом сочинял
   Великолепные так трудно.
  
   Старуха-мать ждала его.
   Он - в неизвестности; поэтом
   Был замечательным при этом.
   Над ним черны колокола.
  
   Оправдан ли стихами путь
   Такой хотя бы на чуть-чуть?
  
   * * *
   Богат и тёмно-мутноват
   Воспоминаньями своими.
   Советский классик в сердце ад
   Скрывает.
   Всем известно имя.
   И издан тыщи тысяч раз,
   И пьёт без просыпа - не пишет.
   Иметь успех едва ли рад -
   Всё голос преступленья слышит -
   Да, преступленья своего:
   Укравший рукопись повержен.
   Во внешнем мире - торжество,
   В душе - разбит, расколот стержень.
   Окован был тот сундучок,
   Где рукописи - толстым слоем.
   И был застрелен белячок,
   Неистово владевший словом.
   Вот классик славы - всех высот,
   Ему они нужны едва ли.
   И снова пьёт. И пьёт и пьёт,
   Не ведающий вертикали.
  
   ПОД БАЛАЛАЙКУ
   1
   Иностранные напитки
   Нам по сути хуже пытки,
   Символ - водочка у нас.
   Ну а коль без градусов -
   Будет квас,
   Тоже форма радости.
  
   2
   Пляс под балалайку -
   Прыгну - улечу.
   С явью в угадайку
   Играть я не хочу.
  
   Мне того довольно,
   Что реальность есть.
   И смеюсь невольно,
   В пляс влагаясь весь.
  
   3
   Балалайка ль загрустит?
   Элегический мотив
   Ей едва ли подойдёт -
   Веселить должна народ.
   И сама в узорах сада
   Райского - отвянь, досада!
   Ноги бьём и рады тем.
   Не боимся смерти.
   Может, нет её совсем?
   Нет её! Поверьте!
  
   АНДРЕЮ БОЛКОНСКОМУ
   Аристократ и по рожденью
   Страдать снобизмом будет. Что ж...
   Андрей, ко славе вожделенье
   Негоже. Или мир негож?
  
   Зачем хотя б минута славы,
   Коль есть действительность сама?
   Она серьёзна, величава,
   Неважно - осень ли, зима.
  
   Твои Андрей и размышленья,
   И чувства так понятны мне.
   Ты жив помимо и прочтенья -
   Что очевидно. Да. Вполне.
  
   ПОЛЬСКАЯ МУЗЫКА
   Из костёла, хороня
   Запятые свечек,
   Мы выходим - для меня
   Сладок этот вечер.
  
   Польской музыки разлив,
   Жемчуга мерцанье.
   И каштановый порыв
   К сердцу мирозданья.
  
   Да, Коперник? Сладок путь?
   Путь познанья? Страшен?
   Сколь стихи являют суть
   Дней, воды и башен?
  
   Нежно-бархатный Шопен,
   Переливы звука.
   Замков старых сумма стен!
   И без действий скука.
  
   Шляхта яростна была,
   Как мечи звенели.
   Всё же музыка светла
   Польская на деле.
  
   * * *
   За кризисом грядёт подъём.
   Надежда ум насколь питает,
   Когда действительность пытает
   Провалом за провалом, в том
   И заставляя суть искать?
   А эта суть весьма чревата.
   Снег, ныне явленный богато,
   Искрист. Не буду отрицать.
  
   ЗНАК
   Знак изменяет угол зренья
   На точку "а" и точку "я".
   И раскрывает без сомненья
   Суть - жалко, части - бытия.
  
   Сколь интересна пиктограмма?
   Но имя интересней мне.
   Знак слово всякое. Вот мама,
   А вот ребёнок, мал вполне.
  
   Система знаковая - наша
   Реальность. Сложно осознать.
   И - опрокинутая чаша
   Небес - как сокровенный знак.
  
   * * *
   В Крыму под Кафой половцы стоят,
   Но крепость не сдаётся - генуэзцы
   Её обороняют. И пестрят
   У стен отряды половцев, чья резкость
   Жестокости равна - отсюда и
   Решенье - труп чумной забросить в крепость.
   Тут, катапульта, рычаги твои
   Помогут, и броска известна резкость.
   Труп размозжён о камни, и чума
   Пропитывает воздух постепенно.
   Незримо входит в разные дома,
   Незримо проникает в наши вены.
   Всё шире круг чумы - не победить.
   Уже не крепость, а Европа стонет.
   Мы будем жить? Ответ не получить.
   История порою в Лете тонет.
   Черна река - глубокая она!
   А население Европы пострадало.
   Чума сбирает оптом дань, сильна,
   О будущем не думая нимало.
  
   АМЕРИКАНСКАЯ ПОЭЗИЯ
   Поэзии американской
   Вольтаж в ХХ векек крут.
   От музыки викторианской
   Едва ли что услышим тут.
  
   Викторианские мотивы
   У Фроста разве прозвучат?
   Уоллес Стивенс перспективы
   Иные видит. Новый лад.
  
   Вой Крейн, чей мост натянут мощно
   Струною спинномозговой.
   А вот и Лоуэлла роща,
   И всюду свет, весьма густой.
  
   И даже чёрные провалы
   Хоть Барримена или Плат -
   Нам драгоценные кристаллы
   Высокой музыки сулят.
  
   * * *
   Хорошо ль быть мягким человеком?
   Мягкое осилит жёсткое.
   Жёсткое - жестокое и косное -
   Вдвинуто в реальность каждым веком.
  
   Мягкое - душа твоя легка,
   И поступки вряд ли инфернальны.
  
   Ведь не ослепит свет маяка -
   Путь укажет, что вполне банально.
  
   * * *
   Загадывал часто: если так - то так,
   Если апельсин сумею очистить одним движением,
   Значит...вывод не важен, но - знак...
   Характера что ли? Человек, одержимый сомнением.
  
   Вышел гулять с пёсиком, в кармане монету нашёл,
   Рупь, наверно - подумал, её извлекая.
   И - увидевши рупь - вдогонку: всё хорошо
   Будет, ежели рупь.
   Такая привычка дурная.
  
  
   * * *
   Мёд и золото окон вбирай.
   Час вечерний, осенний, укромный.
   Ну а окна - сияющий рай
   Беспредельности, жизни огромной.
  
   Те ли счастливы там, за окном?
   Иль старуха сидит, одиноко,
   Говорит с рыжеватым котом.
   Толстый кот понимает насколько?
  
   Много окон - единая жизнь.
   Не свободна, увы, ото лжи.
  
   * * *
   Гнездо я вижу из окна,
   Но птичья жизнь едва ль ясна.
   Вороны грают, а чертёж
   Ветвей зимой насколь хорош?
  
   Понятен он тебе насколь?
   Я помню прошлое. Позволь,
  
   Но я ли это? Или штрих
   Каких-то дел и тем других?
  
   Но вижу всё же из окна
   Гнездо, и знаю - жизнь одна.
  
   БИБЛИЯ
   Тебе рукоплескали стадионы,
   Когда ты пел... Повержен, одинок,
   Больная печень, и тоски колонны
   Сейчас обрушат дома потолок.
  
   Вот Библия раскроет веер света,
   Оттенков смысловых не перечесть.
   Сильней всего для нас - и ясно это -
   Звучит Евангельская весть.
  
   Ты к цели шёл, чтоб разочароваться,
   Достигнув цели. Пустота в душе.
   Огню небес нельзя сопротивляться.
   Пойми! Но понял это я уже.
  
   Осмысленность любого мига! Ибо
   У Бога каждый только на своём
   Законном месте. Говорю - спасибо,
   Небесным светом оживлён, огнём.
  
   Раскрыта книга. И закрыта книга.
   И смыслы все её - предел высот.
   И всё - от света неба и до крика,
   Пусть боли - в ней значенье обретёт.
  
  
   * * *
   Сочная щедрость травы -
   Вот ощущение жизни.
   А от последней главы
   Вдруг ощущение - лживы
  
   Сказанные слова,
   Фиксированные бумажно.
   Жизненная полова
   За горло берёт вас важно.
  
   Где же ты щедрость - ау?
   Травка водой закрыта.
   Удержишься на плаву
   С камнями косного быта?
  
   Потонешь? Выплывешь? А?
   Где я? Который полюс?
   И глотает Москва
   Равнодушно какой-то голос.
  
   ЮНОША БРЕЖНЕВСКИХ ВРЕМЁН
   С комсомольской риторикой в сердце,
   И с фарцовым зарядом в очах,
   Он в надёжном нуждается средстве,
   Чтобы вверх, чтоб азарт не зачах.
  
   Ну а что комсомола милее?
   Лишь отвратный пейзаж Нижних Мымр.
   Наизусть все известны идеи,
   Что Четвёртый построили Рим.
  
   Молодой человек чистолобый
   Честолюбье запрячет в карман.
   А терпенья с избытком - ещё бы!
   Лишь столовка, куда ресторан!
  
   Комсомол, верит, выведет круто!
   А пока - поболтаем чуток
   В предвкушенье такого маршрута,
   Где занятен любой завиток.
  
   * * *
   Мыльной пеной на траве
   Мнится снег с шестого.
   В ноябре весьма в Москве
   Холодно, сурово.
  
   Снег пошёл, но так...чуть-чуть,
   На траве мутнеет.
   Зимний предстоящий путь
   Долгой тьмою веет...
  
   * * *
   Золото просыпят окна в ночь,
   Ночь и вечер, впрочем, перепутал.
   Каждый ли двора известен угол?
   Ветер воет, не признавши нот.
  
   Кто вон тот бегущий человек?
   Пострашнее звука ветрового
   Жизнь сама. А что на тему Слова,
   Давшего её? Который век?
  
   Осени ночной пейзаж тяжёл,
   Вечер с ночью чрезвычайно схожи.
   За твою действительность глагол
   Сколь в ответе, коль мечты негожи?
  
   ГОГОЛЬ В РИМЕ
   В траттории гора спагетти
   Дымится, сыром пахнет пар.
   Писатель ощущенья эти
   Так любит...как словесный жар.
  
   А вот красиво итальянка
   Танцует, музыка звучит.
  
   Ужели жизни есть изнанка?
   И Гоголь в основном молчит.
  
   Молчит, и думает, и пишет.
   Гуляет часто, Рим хорош.
   Хотя жарою летом пышет,
   В тени спасение найдёшь.
  
   Жизнь эта в римской окантовке
   Той русской музыкой звучит,
   Которой выше нет...
   Неловкий
   Стал нищий, и на дом глядит...
  
   * * *
   Общительностью сына раздражалась -
   Всех тащит в дом, все шаркают, гремят.
   Когда один на кухню - не сдержалась -
   Зашёл и шарил всюду. Грозный взгляд:
   -Что ищите? - Да хлеба хоть кусочек.
   Теперь была бы счастлива вот тем -
   Ведь сын погиб в аварии...И прочерк
   В дальнейшем, темнота густа совсем.
  
   * * *
   И под напором яви мягко в сон
   Уходит человек, ей изувечен.
   Он жить хотел бы лишь в пределах речи,
   А суетиться век обязан он.
   И оттого весьма желанен сон.
  
   КРОВЬ
   Кровь, как информации поток.
   Родниковый ток, глубины тайны.
   Кровь в районе сердца...Ну а ног?
   Эта кровь, мне кажется, окраины.
  
   Кровь, как плазма - норма естества,
   Волхвованье тёмного прибоя.
   Кровь - она идёт для колдовства
   Чёрного, лишённого Любови.
  
   Кровяные сгустки на земле,
   Тут даны следами преступленья.
   Или небо видел на заре
   Остро-красное, шипы лученья...
  
   А в крови душа, и в этом связь
   Всех со всеми, а иное мелочь.
   Если знаешь - свет сильней, чем грязь -
   Это значит наступила зрелость.
  
   ДУХ ОБЩАГ
   Дух общаг дремуч, кондов, тягуч.
   Запах вечный - щи, бельё стирают...
   Запах осязаем, столь могуч,
   Что флюиды стены пропитают...
   Майки и трико, и лень менять
   Что-либо...Из окон - двор помойный.
   Водка снова и портвейн опять -
   Вот общаг портрет, весьма достойный.
   Плазма жизни втуне столь густа,
   Что способна отвращенье вызвать.
   Ты рванул в столицу - думал выиграть?
   Да не получилось ни шута.
   Лампы вечно тусклые, и шарк
   Тапочек, линолеум истёртый.
   И мужик орущий - пьяный, потный.
   И за окнами вороний карк...
  
   * * *
   Мы знаем свет, холод, и тепло,
   Мы помним - небо выше, нежли горы.
   Но в час, когда у нас в душе светло,
   Мы и не вспомним, что бывает горе.
  
  
  
   Л. И. ШИГАЕВ
   Домовит, с пузцом, уютен, сер,
   Мил - его не знал, но представляю.
   Проза, что даётся силой сфер,
   Образы в реальность вводит, знаю.
  
   Плоть даёт им, запускает кровь,
   Жизнь порою отбирает тоже.
   Домовит. От русских тех основ,
   Что крушить совсем-совсем негоже.
  
   Мрачен сколь для русского Берлин?
   Вот огни, и их блистанье ярко.
   Ежели отведаешь глубин,
   Просто яви очень мало. Жалко.
  
   Был Шигаев? Нет? Жил тишиной,
   Тёплой незаметностью на свете.
   Навсегда останется со мной
   Памятью - пусть детскою - о лете.
  
   ВОТ ТАКАЯ ЖИМОЛОСТЬ
   Жимолость мой оплетает мозг,
   Буйная, неистово ветвится.
   Тропы-ветви - позывные звёзд,
   Светом их возможно ль насладиться?
  
   Жимолость питается ли мной?
   Или же стихи мои питает?
   Строчки до последней запятой
   Собственною силой насыщает?
  
   Жимолость сколь хороша я не
   Знаю толком, но она реальна,
   Столь, что разрывается во сне
   Цветом ярким, мудро и печально.
  
   Фейерверка цвета не боюсь,
   Коль даны рассветные мотивы.
   Радость же моя - она же грусть,
   Ибо слишком знаю перспективы.
  
   * * *
   Он говорит - А ДЕЛО моё затянулось.
   Дело он произносит, голосом выделяя.
   И становится ясной его понурость
   И седина, всклокочено-шаровая.
  
   Какое дело - кому охота расспрашивать?
   Ясно - оно для него чрезвычайно серьёзно.
   НН-то сегодня видели нашего?
   Ему уже и помогать кажется поздно.
  
   Дело моё затянулось. Что там за дело?
   Пустота в окне трогает пальцем раму.,
   Расширяя реальность до невиданного предела,
   В котором старик вдруг припоминает маму.
  
   ИДЕЯ ИСЛАНДИИ
   ...выпускать журнал под названием Вестник Изиды,
   И идею Исландии в оном истолковать,
   Из собственной квартиры при этом описывая виды.
   Смесь такая способна мозги питать?
  
   Идея Исландии это идея острова,
   Идея автономности в мире чисел больших.
   Идея тела зависит ведь от идеи остова,
   Когда не от пространств шаровых.
  
   Над Исландией очень синее небо,
   И синь океана вокруг.
   В Исландии всем хватает хлеба,
   А о смысле жизни размышлять недосуг.
  
   Где теперь сохнут рыбацкие сети?
   Уютны проулки и улицы городов.
   Как ни крути, но вырастают дети.
   Я тоже вырос, но к этому не готов.
   ПАМЯТИ А. Л. РЕШЕТОВА
   Соприродность лесу и ручьям,
   Озеру и отраженью леса
   Ощущал, стихи слагая, сам,
   Не нуждаясь в золоте прогресса.
  
   И не умер - растворился он
   В лёгком ветре иль воде озёрной,
   Стал стихом, вливаясь в небосклон,
   Уходя от жизни иллюзорной.
  
   ЖЕНЩИНА В СЕКСЕ
   Тайны тела отдаёт в любви,
   Щедро раскрывает эти тайны
   Женщина любимому свои -
   Щедро, вся - от центра до окраины.
  
   О СКАЗКАХ АНДЕРСЕНА
   1
   К сказкам путь от жизни,
   Ибо жизнь скучна.
   В Датской холодно весьма отчизне,
   А русалочка обречена.
  
   Но с Дюймовочкой всё будет чудно,
   Хоть представить это трудно -
   Так противны все кроты земли!
   Жабы алчные и крысы...
   Мысль острее биссектрисы
   Вы представить бы могли?
  
   Сказка тоже дочка мысли.
   И реальность против сказки зря
   Напрягает мышцы -
   Знаю я.
  
   2
   Китайский император лют.
   А соловей поёт чудесно -
   Механика отменный труд.
   И много золота окрестно.
  
   Метафизический бамбук
   Бывает, друг?
  
   За сказкой - дебри, тайны, искры
   Каких-то далей...чьи-то игры...
   А жизнь одна.
   Лу-на.
  
   3
   Зачем русалке ноги? Вот, поди,
   Необходимы!
   Каждый шаг острее
   Мир иногда взрывающей идеи.
   Дойдёшь? Конечно, нет.
   Иди, иди...
  
   * * *
   Выбелены
   Асфальта выбоины
   Новым снегом - чёрно-белые острова
   Фантастической карты
   Разглядываешь без азарта,
   Двигаясь от усталости едва-едва...
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"