Савельев Александр Евгеньевич : другие произведения.

Загадочные обитатели гор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вторая статья о загадочных встречах в горах. На этот раз рассказывается о встречах с алмасты (снежным человеком) на Кавказе и горными гигантами в других регионах планеты.


   Загадочные обитатели гор
  
   Какие еще кроме призраков удивительные, таинственные и опасные встречи могут ждать туристов на Кавказе? Прежде всего это алмасты - так местные называют снежного человека или йети или бигфута. В предыдущей статье уже упоминалось о неких таинственных звуках-голосах, слышных в окрестностях селения Верхний Куркужин. Когда Виктор Котляров спрашивал очевидцев чьи именно, ответа он не услышал. Получалось, и не мужские, и не женские. Впрочем, один из его собеседников был уверен, что эти голоса, скорее женские, но не смог объяснить по каким признакам он так решил. В итоге краевед с очевидцем пришли к общему мнению, что женскость идет от восприятия.
   Голоса эти слышны в ущелье, которое перегораживает так называемая стена - каменный узкий массив высотой от одного метра до 27, неравномерно вылезший из земли поперек самого ущелья. Голоса слышно только в одном месте - там, где сходятся поперечный и продольный массивы. В. Котляров предположил, что голоса эти - суть игры ветра где-то находящего щели и вызывающего определенные звуки проходя через нее. Но ему возразили: будто бы в голосах можно разобрать отдельные слова. Когда же он попытался подловить, так сказать, информатора, спросив на каком языке звучат эти слова: на языке проживающего здесь народа, т.е., балкарском, или на языке межнационального общения, то услышал следующее: У этих слов нет языка. Они просто звучат...
   С другой стороны, есть мнение, что эти крики имеют совершенно естественное, а точнее биологическое происхождение и принадлежат полосатой гиене. Оно высказывается в размещенной 30 октября 2017 г. на сайте Криптозоология была размещена статья Полосатая гиена на Северном Кавказе:
   В июле-августе 2017 года в ряде горных районов Кабардино-Балкарии (Российская Федерация) вела свою работу международная научно-исследовательская экспедиция по вопросам криптозоологии. В её состав входили Григорий Панченко (Украина), Анатолий Сидоренко (Украина), Ричард Фриман (Британия), Кристофер Кларк (Британия), Давид Арчер (Британия), Жаклин Тонкс (Британия). Главным объектом исследований экспедиции были реликтовые гоминоиды Кавказа (алмасты, снежный человек), кроме этого проводились исследования по другим видам, которые могут относиться к сфере криптозоологии или к редким и исчезающим или вымершим животным.
   Таким образом участниками экспедиции были получены дополнительные материалы, которые заставляют говорить о современном обитании на территории Кабардино-Балкарии такого редкого хищника как полосатая гиена.
   Впервые данные о полосатой гиене в республике были получены легендарным советским и французским криптозоологом Ж.М. Кофман. На составленной ею до 1986 года карте, фиксирующей наблюдения местных криптовидов, наблюдения гиены указаны в средней части Ущелья Мушт (правый берег) и в ущелье Гунделен возле села Гунделен (правый берег).
   Ж.М. Кофман записала и местное название этого животного - "яглян", в настоящее время знакомое только древним старикам - более молодое поколение горцев ни о самой гиене, по причине её исключительной редкости, ни о её национальном названии не знают. Здесь можем высказать предположение, что "яглян" есть древнее название животного в тюркских диалектах. о чём говорит специальное тюркское окончание, обозначающее "животное".
   В период с 1991 по 2013 год украинскими криптозоологами Анатолием Сидоренко и Григорием Панченко была собрана информация о животных, которых местные балкарцы называли "дикими собаками" или "отвратительными собаками", часто ошибочно "енотовидными собаками". В частности, об этом говорили пастухи и охотники из села Верхний Баксан. По их словам, "отвратительные собаки" охотятся на туров, поедают молодняк туров, атакуют пастушеских собак, в ходе чего собаки прячутся под ноги лошадей со всадниками и пребывают в ужасе. Обращает внимание, что "отвратительные собаки" рассматривают пастушеских собак в качестве пищи, а не противника. Людей при нападении на жертву игнорируют.
   В 2008 году на грязи ручья Джувурген в 7 километрах от села Былым в Баксанском ущелье нами был найден и сфотографирован след животного, который мы не смогли отнести к собаке или волку, и предположили, что это след гиены. В сентябре месяце 2017 года фотографию следа рассмотрели Ричард Фриман (Англия) и криптозоолог Лоренцо Росси (Италия). которые имели отношение к гиенам, и которые высказали уверенность, что это след гиены.
   В июле 2017 года участники экспедиции получили ещё три информации о наблюдении гиены. Так. фермер кабардинец из села Сармаково наблюдал гиену, которая гналась за домашней собакой, в километре от этого села, с расстояния 50 метров. Наблюдение было сделано за день до его опроса. Село Сармаково находится в предгорьях, в средней части реки Малка.
   Другие информаторы видели гиену с расстояния несколько метров из автомобиля, но в более ранние годы. Эти наблюдения были сделаны в Баксанском ущелье, в 3 и в 6 км от села Верхний Баксан. Очевидцы говорили о том, что в месте наблюдения должно быть логово животного, поскольку именно здесь его видели неоднократно.
   Участниками экспедиции был осмотрен район возможного расположения логова, но в густых зарослях найти его не удалось.
   Определённое удивление вызвало то, что большинство случаев наблюдения гиены было сделано в высоких горах, что не типично для этого животного. Отмеченная нами точка встречи, например, была 1500 метров над уровнем моря, где остальная флора и фауна типично горные.
   Предположительно, гиена Северного Кавказа - подвид или раса известной полосатой гиены. Маловероятно, что это вид гиены, сохранившийся со времён мамонтовой фауны ледникового периода.
   Причины вымирания - неконтролируемая охота, отстрел в середине 20 века, раскладывание пастухами отравленных приманок.
   Перспективы вида: положительные. Район богат пищевыми ресурсами для этого животного (суслик, заяц, енотовидная собака, домашние собаки, падаль, домашние овцы, отходы на свалках, пр.). Природные конкуренты немногочисленны (шакал, леопард, медведь, рысь). Много природных укрытий (пещеры, завалы камней, развалины, норы других животных, заросли).
   Полагаем, что этот вопрос требует внимательного изучения.
   Однако слышавший эти крики местный охотник Казбек, к которому В. Котляров обратился за консультацией по этому поводу, дав заодно прослушать запись воя гиены, категорически отверг такую возможность, сказав: Я - охотник, знаю звуки, которые издают животные. Как-то подстрелили и гиену. Не раз слышал, как они кричат. Ее плач или смех, кому как угодно, даже в малейшей степени не соответствует тому, что мы слышали. Этот крик, который невозможно передать звуками, идущий на одном дыхании, не столько голосовой, как внутриутробный, вызывает страх у большинства. Я видел, что многие буквально менялись в лице услышав его. Нет никакого сомнения, что человек не может издавать звуки такой мощности, звуки, которые во много раз превышает возможности человеческих легких.
   В целом одной из основных остается версия о том, что крики издают так называемые снежные люди, они же йети и бигфуты, тем более, что свидетельств их встреч на Кавказе очень много. Лесной человек как фольклорный персонаж, олицетворяющий демонологические силы, встречается практически у всех народов Северного Кавказа. Кабардинцы, балкарцы и карачаевцы его и называют алмасты. Чеченцы и ингуши - алмасы, алмазы; кумыки - албаслы къатын, ногайцы - албаслы; агульцы и рутульцы - албасти; лезгины - албаб; лакцы - сухасулу; аварцы - рохдулай, таты - дедей-ол...
   Практически одинаково и визуальное представление о лесном человеке - чаще всего в образе представительницы женского пола покрытой шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос, отвисшими - чуть ли не до пояса - грудями. Место обитания - высокогорье, чащобы, в подавляющих случаях. Но не только- по поверьям кабардинцев, алмасты живет в оврагах, кустарниках, нередко посещает заросли полей, особенно кукурузные плантации. Может появиться и в садах, огородах населенных пунктов.
   В. Котляров приводит свидетельство о встрече с подобным существом летом 1963 года, находясь в пионерлагере близ Нальчика. Одного из отдыхавших там мальчиков чем-то обидели сверстники и он, перебравшись ограду пионерлагеря, долго-долго брел по лесной чаще, поднимаясь на гору, пока не наткнулся на небольшую полянку с зеленеющим кукурузным полем. Здесь и присел на бугорок, где вновь настигли нанесенные друзьями несправедливые обиды и насмешки, от которых слезы сами навернулись на глаза, превратившись в нешуточные рыдания со всхлипами.
   Погруженный в переживания мальчик не сразу заметил, что из стеблей наблюдает за происходящим непонятное существо - все обросшее светло-коричневой шерстью, похожее на обезьяну (впоследствии он был уверен, что с ней и повстречался, так как о лесных людях на тот момент ничего не слышал), но с человеческим лицом. А когда это существо раздвинуло стебли и предстало так сказать во всей красе - огромное, вровень с двухметровой кукурузой, с длиннющими руками и страшной лицом-мордой, животный ужас пронзил тело юного очевидца, мгновенно подбросил вверх, стремительно унося по направлению к лагерю. Бежал он, не обращая внимания на кустарники, ветви деревьев, ямы и лощины, оглашая все вокруг криком: Чур меня! И даже продолжал кричать, находясь уже в лагере.
   Об этом случае мальчик никому - ни воспитателям, ни родителям, а тем более, сверстникам, не рассказал, но столь велик был буквально впитавшийся в лицо ужас, что приехавшие на следующий день проведать его отец с матерью, увидев свое дитя, тут же, даже не задавая каких-то вопросов, предложили возвращаться домой.
   Но встречи с подобными существами происходили еще с глубокой старины. Юлиус Генрих Клапрот (1783-1835) - выдающийся немецкий путешественник и языковед, являвшийся иностранным членом Императорской Академии наук в Петербурге, побывал в начале XIX века на Кавказе, оставив записки о своем путешествии, которые вышли в Нальчике в 2008 г. отдельной книгой под названием Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Вот что он пишет об алмасты, называя его салмасты: Что до остального, эти люди, как и все горцы, очень суеверны и рассказывают бесчисленные небылицы о злых духах и домовых, обитающих, по их словам, в горах; образчиком может служить следующая история. Зловредный дух в женском обличии, с очень длинными волосами, которого они именуют на своем языке Салмасты, живет, по их словам, в некоем лесу. Где-то двадцать пять лет назад один из жителей села поймал домового, принес к себе домой и отрезал его волосы, кои тщательно спрятал и чем превратил дух в покорного себе. Однажды он приказал ему сделать немного боза; тогда домовой поставил котелок на огонь, сварил горох, и, пока суп готовился, хозяин и хозяйка вышли из дома, оставив в нем лишь двух маленьких детей. Скоро они стали просить духа дать им что-нибудь поесть. Тот пообещал сделать это, если они скажут ему, где спрятаны его волосы. Не успели дети указать на место, где лежали волосы, как демон схватил их и тем самым освободился от покорности своему хозяину. После этого он бросил двух детей в котел с кипящей боза и убежал назад в лес, где, как утверждают, он все еще и живет.
   В чем-то похожую историю поведала уже в наше время жительница Зольского района Кабардино-Балкарии девяностолетняя Нахцук. Своей внучке - доктору филологических наук, профессору КБГУ Ирине Балловой она рассказывала, как зайдя по утру в сарай, где хранилась кукуруза, увидела странное обросшее человекообразное существо, распластавшееся на земле и сжавшееся при виде человека. Бабушка поняла, что алмасты больна, поэтому принесла из дома одежду, укрыла лесную женщину и в течение нескольких дней подкармливала едой со своего стола. Когда алмасты стало лучше, та ушла. Из этого следует, что эпизод, поведанный Клапроту, имеет не столько мифологические, как реальные, бытовые корни.
   И таких эпизодов за века этнографического изучения Кавказа накопилось немало. Некоторые исследователи целенаправленно ищут следы алмасты и фольклорные упоминания о них. Прежде всего это Жанна-Мария Иосифовна Кофман. Это удивительная личность, врач-хирург, альпинистка, участница битвы за Кавказ, жительница Москвы и гражданка Франции, она с 1962 года фактически переселилась на Северный Кавказ и посвятила себя изучению алмасты, даже свое 86-летие она встретила в горах в 2005 г. Еще одним таким исследователем стал краевед П.П. Болычев (г. Нальчик), который попытался собрать воедино и проанализировать известные случае встреч с алмасты, Итогом его работы стали заявление в Комиссию по изучению вопроса о "снежном человеке" и статья "Алмэсты", которая была опубликована в нальчикской газете. В течение 23 лет занятий историей и фольклором Кабардино-Балкарии П.П. Болычев до самого недавнего времени считал рассказы об "алмасты" ("алмастын") чисто легендарным сюжетом, подобным сказкам о ведьмах, и не придавал им большого значения. В конце концов, он принужден был склониться к мнению, что "алмасты" - действительные человекоподобные существа, дикие, пугливые, избегающие и боящиеся человека, ведущие ночной образ жизни. Важным доказательством реальности "алмасты", по мнению П.П. Болычева, является то, что в той части КБАССР, где он в основном производил сбор сведений, об "алмасты" больше ничего не слышно после 1942 - 1943 гг., когда через эти места дважды прокатился фронт. Возможно, замечает П.П. Болычев, что гром орудий и прохождение армий заставили последние экземпляры этих существ переселиться в какие-то другие районы.
   Вот как резюмирует П.П. Болычев сущность десятков собранных им рассказов. "Алмасты" - это не имеющие человеческого разума дикие люди или, может быть, человекоподобные обезьяны. Жили они в лесистой горной части Кабарды и Балкарии. Специальных логовищ они не имели, их встречали в заброшенных саклях и пастушеских хижинах на высокогорных пастбищах. Некоторые видели, что они ели початки кукурузы, лук, морковь, а в лесах Кабарды с весны появляется много съедобных растений, летом - ягоды, осенью - дикие фрукты и орехи, один старик утверждал, что "алмасты" добывают и употребляют в пищу зайцев. "Алмасты" не имели никакой одежды. Их тело густо покрыто волосами черного или бурого цвета, за исключением грудей у самок, тоже черных, оттянутых книзу, болтающихся при беге. На голове длинные жесткие развевающиеся волосы. Утверждают, что глаза у них имеют красный оттенок. Передвигаются "алмасты" на ногах, как и люди, причем очень быстро, даже на лошади их не догнать. Лошади боятся, а собаки ненавидят "алмасты". В нескольких сообщениях упоминается, что собаки выгоняли их из кустов и, издавая нечленораздельные вопли, они убегали. Самки бегут, прижимая к груди своих детенышей. "Алмасты" ведут ночной образ жизни и днем появляются только в том случае, когда их вспугнут из убежища, где они скрывались.
   П.П. Болычев приводит и некоторые отдельные рассказы. Один кабардинец, отец Мухарби Табухова, однажды, работая в лесу, под вечер развел костер, а затем пошел в аул и лишь по дороге вспомнил что-то и вернулся. У догорающего костра он увидел нескольких "алмасты", сидевших на корточках кругом огня; заметив человека, они вскочили и скрылись. Согласно записанному рассказу Сурат Нагоевой, ее родственник, прячась от ливня на Зольских пастбищах, залез в небольшую пещеру и столкнулся здесь со скрывавшимся "алмасты". Согласно записанному рассказу Нуши Барамкуловой, она в детстве, пойдя с подругой за водой к роднику, встретила там самку "алмасты", которая убежала в кусты, а девочки с плачем прибежали к себе в с. Шалушка.
   П.П. Болычев вносит предложения об организации широких сборов среди населения конкретных сведений об "алмасты" и, в случае обнаружения хоть немногих живых экземпляров, о создании заповедника для защиты их от окончательного вымирания. Он подчеркивает, что сбор сведений в Кабардино-Балкарии - дело не простое, так как из-за каких-то верований "старики не всегда охотно рассказывают посторонним о таких вещах" (ИМ, III, !121; Советская молодежь (Орган Кабардино-Балкарского Обкома ВЛКСМ), 27 сентября 1959 г.).
   Из других собирателей опросных данных об "алмасты" в Кабардино-Балкарии необходимо в первую очередь отметить Р.Д. Варквасова (данные преимущественно по Лескенскому району), Х.Г. Тхагапсоева (данные преимущественно по Баксанскому району), Ю.Н. Ерижикова (г. Нальчик).
   Вот кое-что из опросных данных, сообщенных Р.Д. Варкасовым. В 1956 г. возле пещеры в местности, называемой Кардахурт, несколько ребят были испуганы существом, которое одни называли "губганана" ("полевая старуха"), другие - "алмасты", но описания их совпадают: ростом с человека среднего роста, сутуловата, безволосое человеческое лицо, длинные волосы спускаются до плеч, тело покрыто красно-буроватыми волосами. Летом 1957 г. километра на два выше того же места приезжавший на арбе колхозник Афаунов, по его словам, видел "алмасты" в долине одной безымянной речки, в тридцати шагах от себя, его описание внешности "алмасты" совпадает с вышеприведенным. По словам Галима Евгажукова, из поселка Кизбурун, он видел в 1936 - 1938 гг. многих "алмасты" мужского и женского пола, очень высоких ростом, в Тызыле - местности в западной части Кабарды. Они обитают там, как он утверждает, в многочисленных пещерах, но когда колхозные стада занимают окрестности этих пещер, "алмасты" покидают Тызыл и переходят в Кинжал и Татлахуко; поэтому в этих очень больших и глубоких пещерах их лучше всего искать с мая до середины июня. Впервые, как рассказывает Галим Евгажуков, он увидел "алмасты" женского пола еще когда был мальчиком: он подошел к ней вплотную, когда она сидела, видел, что она чесала волосы пятерней, что грудь была перекинута через плечо, один старик объяснил ему в ответ на его рассказ, что это - "алмасты", а грудь перекинута потому, что они так кормят своих детенышей - грудь длинная и неудобно кормить спереди. А в последний раз за свою жизнь этот рассказчик видел "алмасты" в 1947 г.: тот был стар, с седыми волосами, подошел к колхозному полевому стану и его видело несколько колхозников; как оказалось, это был полуприрученный "алмасты", - жившая постоянно на этом полевом стане сторожиха подкармливала его остатками пищи. Такие "алмасты", говорит рассказчик, менее боятся людей, хотя конечно, группу людей избегают, а собак боятся очень сильно; "членораздельной речью они не владеют, но издают звук, похожий на человеческое мычание; сильные бегуны".
   Юсуп Арутюнов, 35 лет, собрал в своем родном селе Жемтала многочисленные рассказы об обитании "алмасов" в близлежащей дикой местности, причем говорят, что до войны они там были не редкостью, но после войны уже мало кто видел их. Рашид Ишбухов, 22 лет, в 1954 г., воруя яблоки в чужом саду, столкнулся лицом к лицу с "алмасты", который якобы жил прирученный и подкармливаемый у семьи хозяина сада. Тафун Шибзухов, пася ночью лошадей, пытался поймать верхом на лошади подошедшего к шалашу "алмаса", но не смог его одолеть, так как он очень сильный. Старик ста с лишним лет Бекир Озирупов утверждает, что однажды ночью он настиг запутавшегося в дерновом кустарнике и упавшего "алмаса", которого он с любопытством рассматривал, зажигая одну за другой спички, причем тот всякий раз визжал и плакал, "вижу: человек - не человек, медведь - не медведь, а все тело покрыто черными волосами". Талиб Балкаров, 40 лет, колхозный чабан, как говорят, видел недавно днем "алмасты" с детенышем в руках на горе Шиблоана, недалеко от поселка Лескен. Наиб Каров из поселка Аргудан, заехав на арбе в заброшенный пустующий полевой стан, в одном из помещений, по его словам, встретился лицом к лицу с "алмасты"; в окрестностях этого станет якобы и многие другие тоже встречали "алмасты". В долине р. Шекер один рассказчик якобы пытался догнать скрывшегося в глубокое ущелье "алмасты", другой якобы видел купающегося "алмасты".
   В целом, как уже отмечалось, большинство свидетельств о встрече с алмасты приходится на период до конца 40-х гг. ХХ в., но иногда их видят и в наши дни. Встречался с ним и уже упоминавшийся в предыдущей статье Игорь Потапов. Как-то ему доверили самостоятельно сопровождать группу туристов по маршруту Теберда - ущелье Даута. Местные жители предупредили его о том, что на этом направлении частенько шалят горные духи, которые особенно не любят любопытных чужаков, сующих свой нос куда не надо. Чтобы смягчить их гнев, необходимо сделать духам какое-то подношение. Игорь недоверчиво улыбнулся, а через минуту уже забыл об этой истории.
   Хорошая видимость позволяла идти цепочкой по проторенной узкой тропе. Через 2 часа пути, когда туристы достигли высотной отметки в 1,5 тысячи метров над уровнем моря, окрестности вдруг стал застилать неизвестно откуда взявшийся туман. Опытные лошади продолжали хотя и медленно, но уверенно двигаться вперёд.
   Неожиданно гнедой жеребец, на котором Игорь ехал впереди колонны, громко заржал, встал на дыбы, а затем начал пятиться назад. Поначалу Игорь решил, что животное почуяло хищника - их появление в этих местах не было редкостью. В тот момент он пожалел, что не взял с собой ружья.
   Тем временем жеребец, дрожа, продолжал пятиться. Напуганный Игорь вдруг увидел, как что-то серое промелькнуло впереди между кустов.
   Он пристально вгляделся в туманную пелену, с трудом сдерживая рвущего поводья коня, и вдруг с ужасом обнаружил в 3 метрах от себя огромного снежного человека: он сидел на корточках и смотрел на незваных гостей, потом развернулся и бросился бежать.
   Едва он скрылся в зарослях, как жеребец под Игорем успокоился и, виновато покачивая головой, послушно двинулся вперёд. Практически сразу после этого туман рассеялся, открыв путникам чистую и ровную дорогу.
   Таинственные встречи альпинистов и туристов с разного рода странными существами происходят не только на Кавказе, но и по всему миру. Так, на Памире видят Черного Альпиниста. Во всех рассказах его описывают как очень высокую фигуру в черном одеянии, видят его в основном ночью, но иногда и днем. Лица Черного Альпиниста еще никто не видел. Он не говорил ни с кем из людей, но иногда издает особый свист, которым предупреждает об опасности. Впрочем, он может как спасти человека, так и окончательно его погубить. При этом любопытный факт - если Эльбрусская Дева не оставляет за собой никаких следов, которые можно было бы принять за хоть какое-то доказательство ее существования, то от Черного Альпиниста остаются отпечатки ног на снегу. Ступни имеют длину до 65 см, а расстояние между двумя отпечатками равно примерно метру. Иногда видят очень длинные отпечатки таких следов.
   Родственником Черного Альпиниста можно назвать Большого Серого Человека, которого видят на горе Бен Мак Дуи в Шотландии. Первые сообщения о нем относятся к середине XIX в., когда альпинизм стал распространяться как хобби и вид спорта и туризма. Серого Человека видели очень многие опытные альпинисты, которые не сомневаются в его реальности. Его описывают как имеющего рост в три метра с стопой в 40 см и шагом в 1.5 метра. Правда, Джеймс Алан Рени, который обнаружил и сфотографировал таинственные следы 2 декабря 1952 г., приводит несколько иные данные. Он описывает их как овальные без четкого разделения на правые и левые, длина ступни 50 см, ширина 37 см, длина шага - 2 м. Встреча с Серым Человеком вызывает состояние панического ужаса, и очень часто столкнувшийся с ним человек сообщает, что тот пытался управлять им, навязывая определенный маршрут, свернуть с которого очень трудно и получалось лишь благодаря огромному усилию воли.
   Подобных горных гигантов видят во многих местах. Чаще всего люди сталкивались с одиночными существами такого вида, но иногда были встречи и с целыми их группами. Надо отметить, что все подобные существа носят какую-то одежду - то ли плащи, то ли вид накидки, а иногда и головные уборы. Та что это совершенно точно не пресловутые снежные люди. Однако, что это за существа и зачем они приходят в наш мир, не знает никто. Это одна из величайших загадок гор.
Современный человек думает, что наша планета давным-давно досконально изучена, однако это не так. Даже новейшая техника пока бессильна открыть людям все тайны Мирового Океана, горных вершин или дебрей тайги и джунглей. Их изучение останется делом грядущих поколений.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"