Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Запечатленное время в мировоззрении поколения семидесятых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Критическая статья о выставке "Вдохновение".Опубликована в газете Культура 30.10.2014

  В.А.Чернова
  Запечатленное мировоззрение в живописи художников поколения семидесятых годов. Сходство и различия.
  В октябре состоялось несколько выставок произведений живописи. И все они в чем - то были похожи, так как представляли наследие мастеров, воспитанных на традициях конца двадцатого века.
  В галерее "Новое пространство" открылась выставка произведений самарских художников под тривиальным названием "Вдохновение". Четыре художника, три вида искусства - живопись, акварель, гравюра. В буклете выставки названы Николай Кулебакин, Вячеслав Сухов, Константин Загоскин, Павел Ураткин.
  Вернисаж прошел необыкновенно празднично. В каждом зале с произведениями художника выступал с отдельным номером саксофонист и молодой поэт со стихами о Самаре. Из зрителей многочисленной оказалась группа школьников "Художественной школы Љ1". Поэты были незнакомые, совсем молодые, без опыта публичных выступлений. Один читал еле слышно, другой взволнованно придерживал рукой листочки - памятки со стихами, а третий, чернобородый выглядел импозантно в надетой на голову алой банданой.
  Сами художники, стоя подле своих работ, представляли публике авторское творческое кредо. Было интересно. Зрители подчеркивали различия в творчестве авторов. Как историку искусства, мне сразу же бросалось в глаза то общее, что сразу выдает представителей одного поколения.
  Все четыре мастера относятся к поколению людей, чьи отцы участники войны. Это дети победителей. Они от своих родителей переняли такие нравственные ценности, которые важны в искусстве - чувство долга, готовность пожертвовать многим ради дела, служение искусству без расчета на коммерческий успех. Они из тех, которые пишут темы и мотивы просто так, "для себя".
  Вот картины Константина Загоскина. Говоря о кредо, он пишет: "Не ищите вдохновения свыше. Художнику необходимо терпение, воля, внимание, мудрость, искренность. Настоящий мастер видит красоту там, где другие ее не замечают. Только любовь дает начало к творческому вдохновению".
  Большая часть произведений посвящена старой Самаре. Это придуманные картины. Многие, дома, архитектурные мотивы состыкованы в одну композицию. И чтобы придумать картину нужно много времени. Большая часть современных художников пишет этюды - картины, так быстрее выполнить и реализовать работы. У Загоскина сам подход к созданию композиции сформировался в прошлом, в двадцатом веке. Это время -70-80- е годы принято называть временем застоя. Тогда время длилось, и длилось. Никто особенно не спешил быстро - быстро воплощать задуманное. Именно в то время художники зачитывались стихами запрещенных поэтов Н.Гумилевым, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштамом. В портрете его друга "Петра Батухина" хорошо передано чувство созерцания, вслушивания в поэтические строки внутри себя.
  Кулебакин Николай выпускник Пензенского художественного училища работает как монументалист в жанре тематической композиции. Родился в год Победы, в 1945 году. Несмотря на зрелый возраст, восторженно реагирует на различные проявления жизни. Его кредо - "Вдохновение - это неотвратимое желание души выплеснуть на холст или бумагу какое-то совершенно новое исполнение образа" Его работы невероятны по своему замыслу и энергетике. Их трудно описать, надо видеть.
  Павел Ураткин - представитель того же поколения работает в техниках, которые были невероятно популярны в конце двадцатого века, а в наше время представляются некими кунштюками. Это старинный вид искусства, открытый еще древними китайцами для книгопечатания. (Рисунок, воспроизведенный с клише, предварительно вырезанного или вытравленного ручным способом). Заготовки клише могут быть из различных материалов - дерево, металл, линолеум, пластик
  Этот вид искусства был невероятно уважаем в конце прошлого века. Существовали даже специальные центры, такие как Дом творчества "Челюскинская" в Подмосковье. Потому что, искусство гравюры достаточно трудоемко. Вначале художник придумывает замысел композиции на бумаге, потом переводит контуры на основу, затем вырезает резцами различные штрихи, и уже по окончании завершающей стадии работы, получает с клише оттиск на бумагу. А Павел Ураткин работает еще в технике цветной гравюры - когда на каждый цвет вырезается отдельная доска. Сейчас средства для печати проще, все гораздо легче, трудоемкая техника кажется неоправданной, неактуальной. Посвящать работе длительное время, такое обыкновение художник П.Ураткин привнес в свое творчество из двадцатого века.
  Вячеслав Сухов в качестве характеристики своего кредо использовал замечательные строки Омара Хайяма "Ты скажешь, это жизнь - одно мгновенье, ее цени, в ней черпай вдохновенье. Как проведешь ее, так и пройдет. Не забывай: она - твое творенье"
  Художник работает в технике акварели, сегодня она становится популярной, и заманчиво интересной для зрителя. Кажется, что в ней сложного? Вода, бумага, акварельные краски. Но есть невероятное разнообразие приемов в овладении этой чудесной техникой. Внимание, скрупулезное освоение всеми приемами, все это потом превращается в шедевр на бумаге. Про акварелиста можно было бы сказать: "На создание одного листа требуется половина жизни и два - три часа".
  В галерее Вавилон открылась выставка двух художников из Севастополя. Наиболее интересный Александр Шумцов, он же Аруш Воцмуш, художник - акварелист, который про акварель сказал, что "течет красиво". Этот мастер 1967 г.р. также сформировался в конце двадцатого века. После Крымского художественного училища, соединив знания, полученные на факультете анимации во ВГИКЕ, он быстро обрел свою творческую манеру. В технике акварели он виртуозен. Причем, если у Сухова превалирует минимализм в изображении деталей, то у Ворцмуша, внутри листов кипит некая мультяшная жизнь. Придуманные человечки, летающие рыбки, порхающие на ветру куски белья, сорвавшегося с веревки, коты, стаей слетевшиеся к дереву, все мелкие и многочисленные персонажи живут возле моря. Эта чудесная стихия как воздух нужна художнику и немыслима жизнь без нее.
  Еще один представитель воспитанный "застойным временем" представлен на персональной выставке в СОХМ. Евгений Бутенков (1951 - 2011).
  Казалось бы, в работах, написанных после 2000 года нельзя обнаружить след восьмидесятых. Но сам принцип создания картинной композиции проглядывает в каждом полотне. Бутенков, как многие его современники писал вначале этюды, потом на основе этюдов продумывал композиции и, воплощая задуманное на холсте, стремился придумать особенный, запоминающийся мотив. В поздних работах наблюдается стремление к видовой прелести пейзажа. Личные переживания, восторг от восприятия чудес природного мира, лирическая составляющая, все это делает творчество художника близким знатокам искусства.
  В свое время в книге "Поколения молодых" М. 1989г. Александр Морозов подчеркивал, что искусству данного поколения присуща опоэтизация действительности. Натюрморты полны книг и репродукций с шедеврами искусства, портреты изображают не правящий класс - пролетариат, а представителей творческих профессий, мечтающих, творящих, музицирующих. Станковые полотна лишены пафоса, театральны, созерцательны, как будто герои, прикрыв глаза, читают стихи на внутренней стороне век. Пейзажи пропитаны поэтическим лиризмом, музыкальны.
  Вот и состоялись в Самаре в трех различных галереях три выставки. На всех трех представлены наследники традиций конца двадцатого века. И после знакомства с ними стало ясно, что поколение художников 70-80х годов подарило нам много замечательных произведений искусства.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"