Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Лариса и Валерий Блохины. Запад и Восток в творчестве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор выставки живописи Ларисы и Валерия Блохиных

  В Чернова
  Запад и Восток в живописи Валерия и Ларисы Блохиных
  В Арт - центре весь июнь открыта интереснейшая выставка произведений двух мастеров из Краснодара. Галерея Арт-холл Татьяны Саркисян представила проект "Дороги" с живописью супружеской пары художников - Ларисы и Валерия Блохиных. Они отмечены множеством наград, в том числе Золотой медалью Императорской Российской Академии Искусств. У Валерия Блохина недавно состоялся полувековой юбилей со дня рождения и потому выставка носит характер ретроспективы. Своеобразный творческий отчет за двадцать пять лет творчества.
  В 2012 году Валерий стал Почетным членом Российской Академии художеств, данный выставочный проект состоялся также благодаря поддержке Академии художеств. Лариса Блохина с 1999 года Почетный член Чешской Академии Искусств им. Томаша Масарика. Получила престижную премию Рудольфа II.
  Я ходила на эту выставку три раза. И хотя для Самары эта выставка так же с числом три, (уже были экспозиции в галерее "Вавилон", и в СОХМ), она интересна своей ретроспективой и своим ошеломляющим лицом, ориентированным, как двуглавый орел на две стороны - Запад и Восток.
  В истории русской живописи есть одно интересное явление - Русские мастера в Европе. Ведь не секрет, европейское наследие напитало многих классиков отечественной живописи. Исторический пример - русские меценаты в начале XX века привозили из Парижа, работы французских импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и прочих новых мастеров. Наши художники вначале удивлялись, смотрели, а потом, как начинали зажигать... Потом ходишь по европейским музеям и ищешь реминисценции иностранной живописи в творчестве наших мастеров. И это интересная тема, вопрос интерпретаций в искусстве.
  Лариса Блохина наша современница, потому так интересен ее взгляд на старушку Европу. Она страстно любит путешествовать, внутри городов предпочитает не экскурсии, а длительные неспешные прогулки, которые способствуют зарождению новых образов. Она не пишет этюды с натуры, создает картины по впечатлениям. Зачастую творит под музыку.
  Имея графическое образование, знает, что графика это не только линия, но и Пятно. Важны силуэт пятна, масса пятна, его плотность или прозрачность и освещение. Мастер использует смешанную технику, с добавлением коллажа из текстурированной бумаги. Пятно, как художественная форма, выражено в силуэте аккуратно постриженных деревьев, в плотных массах ровных кустарников, в прямолинейности лент европейских дорог и в строгих объемах зданий - домиков, вилл. Широкие полосы света также превращают кипарисы, пинии, ступени, балюстрады, дождевые лужи и стожки на поле в пятна, высветленные необычным образом. Особый ритм объектов бытия, запечатленных либо ночью, либо под дождем, либо под ветром, содержит в себе элемент музыкальной импровизации. Лариса Блохина владеет чувством стиля, органично вплетая в живопись реминисценции европейской школы живописи.
  Все произведения Ларисы Блохиной можно разделить на две части. Одна серебристо буро - зеленая, - сумеречная, полная таинственных теней, тонких переливов света, изысканной колеровки поверхности. Другая - яркая, экспрессивная. К первой категории можно отнести множество пейзажей с видами Франции, Германии, Голландии. Вторая, буквально клокочущая живописной экспрессией красочного теста, посвящена Венеции, Риму. Венецию можно увидеть ярко синей, бирюзовой и кроваво красной, Рим розовый, фонтаны, словно из кондитерского зеленого крема написаны свободно и расковано, а собор святого Петра сияет всполохами солнечного света и золотом. И это все сновидения и воспоминания на холстах, там нет места конкретным реалиям.
  Безусловно, ее абсолютная свободная манера письма, высочайший уровень мастерства художника импонируют зрителю, знатокам искусства, и заставляют снова и снова всматриваться в полотна.
  Валерий Блохин - легендарная личность, художник - виртуоз, обласкан любовью зрителей, галеристов, знатоков искусства. Прежде всего, он художник - ориенталист. (Ориентализм - использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, а также и сюжетов восточного быта в культурах европейского типа). Он представил живопись, наполненную изысканной восточной и азиатской тематикой - Индия, Монголия, юго-восток Китая, Аравийский полуостров.
  Идея ориентализма была близка в России многим русским художникам. Все живописали Азию, ведь она была под боком достаточно вспомнить произведения В.Верещагина, П.Кузнецова и Н.Рериха. Ориентализм это отдельная тема в русской и советской культуре и корни этого явления простираются вглубь веков, достаточно вспомнить собор Василия Блаженного. Когда - то в начале XX века К.С.Петров - Водкин назвал Самарканд "землей бирюзового откровения". Сейчас толпы иммигрантов на улицах городов России лишили в наших глазах Среднюю Азию прежней загадочности, красоты и высокой эстетики.
  Вероятно потому, Валерия Блохина так манит жизнь бедуинов и феллахов Аравии. Вот они ослепительно красочным караваном спешат через пески на белых дромадерах. Оказывается, значение слова верблюд для жителей Аравии соотносится с понятием красоты. И как же хороши эти странные животные на картинах Блохина! Головы верблюдов в различных ракурсах написаны анатомически так верно, как будто мастер с рождения только и писал их. Кстати, он, так же как и Лариса Блохина не пишет этюды с натуры. Просто делает графические наброски, зарисовки.
  Неспешны и загадочны горбатые быки зебу под пальмами. Они или отдыхают, подняв свои головы, увенчанные лирообразными рогами, или стоят запряженные в двухколесные высокие повозки - арбы, поразительные существа, которые раньше можно было увидеть только на страницах географических журналов.
  Отдельную сюжетную группу составляют охотники на великолепных арабских скакунах. Охотники грациозно взбираются по скалистым тропинкам, или скачут небольшим отрядом в желтых песках. Считается, что лошадь - привилегия состоятельных людей. Меня пленила всадница в красном верхом на белой лошади. Лошадь стоит по самое брюхо в воде на фоне низких густых деревьев. Здесь художник мастерски написал красочное отражение в реке, поверхность воды живая, и такая зыбкая, как волнистое зеркало.
  Лучшая сторона ориенталистики в живописи, Блохина состоит в том, что он работает в русле русской ориентальной традиции XIX и XX веков. В его ориентализме превалирует этнографический характер - пейзажи, бытовые сцены. У него нет томного эротизма, как у французов Энгра, Делакруа. Валерий Блохин просто пишет по вдохновению, под музыку. И в его аравийских полотнах выразилась полная свобода самовыражения.
  Так же как и сцены аравийского быта, интересны полотна, посвященные Китаю, Вьетнаму. Здесь можно видеть и вьетнамские лодки до краев полные рыбой, и веерообразные паруса китайских джонок, и девушек на берегу Ганги, ополаскивающих из кружки длинные темные массы волос. Внимание привлекла двухчастная композиция с изображением реки, китайского мостика и прихотливого силуэта трех деревьев, все в золотистой гамме. Когда-то в Японии были широко известны золотые ширмы Огаты Корина. Реминисценции этого наследия чувствуются сразу.
  Вообще, надо помнить, что у каждого мастера существует своя излюбленная цветовая гамма. В большинстве полотен Валерия Блохина превалирует торжество симфонии желтого цвета. То огромные плоскости шафранового песка перекрывают лица людей в сюжете с песчаной бурей, то желтеющие поля риса и вода Желтой реки выплеснулись на холсты. Налицо присутствие декоративного начала с использованием открытого форсированного цвета.
  В отдельном маленьком зале Валерий Блохин представил к тому же свои наброски, сделанные кистью, чернилами, тушью. Это беглые рисунки либо с изображением всадников, верблюдов, или женских фигур закутанных в покрывала, хиджаб. Сама культура этих рисунков обращена не к традиции рафинированного мироискусснического стилевого направления, а к традиции советской школы середины двадцатого века А.Ефанов, О.Верейский. В набросках присутствует дух репортажности, свободы, остановленного времени. Не было бы их, думалось бы, что использует фотографии. Но это не в укор. Просто у Блохина даже рисунки - отдельный вид станковой графики. Одним словом, Маэстро.
  Вообще в России мало говорят об ориентализме. Многие искусствоведы из всех сил боятся произносить, что русское искусство, как и русская жизнь, имеют крепкие азиатские корни. Порой мы забываем, что такие понятия, как "базар", "башмак", "кафтан" - это восточные понятия. И купола наших церквей непохожие на шпили европейских соборов, скорее близки куполам Самарканда времен Тимура. Мы же Евразия. Кстати, на Западе востоковедение для историков начинается за Вислой в Польше. Наверное, потому, произведения этого мастера интересны многим странам Европы. В каких только странах Европы не проходили его выставки. Глядя на картины В.Блохина можно выразится словами красноармейца Сухова : "Ориентализм - дело тонкое".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"