Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Оттепель 60х в искусстве.Все оттенки оттепели

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор выставки в Самарском художественном музее.Опубликовано в газете КУЛЬТУРА июль 2017

  В.Чернова
  Все оттенки оттепели.
  
   Выставка "Грани ХХ века. Оттепель" открылась в Мраморном зале самарского художественного музея в конце июня, когда учебный год уже завершился. Уже нет никакой возможности познакомить учащихся с интересным куском истории нашей культуры.
  А зря. Ажиотажный интерес к культуре этого периода вызвала недавно открытая выставка в Государственной Третьяковской галерее, которая охватывает период с 1953года, когда после смерти И.В.Сталина амнистировали первые группы репрессированных политических заключенных, - до 1968 года, когда ввели танки в Чехословакию.
  С точки зрения истории культуры и искусства, оттепель знаменовала выдающиеся достижения в области кинематографа, отечественной литературы и изобразительного искусства.
  В XX веке, в СССР, историки культуры объясняли возникновение новых концептуальных идей "оттепели" не только смертью И.В.Сталина, а и тем, что Илья Эренбург открыл в Москве в 1956 году первую выставку произведений Пабло Пикассо, и VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 году. Границы временно приоткрылись, появилась видимость свободы творчества. Для большинства художников оттепель началась с выставки Пикассо. Я помню, отец мой учился в Москве, в художественном вузе, как раз те годы, и был полон энтузиазма и восторгов в связи с интересными выставками, новыми именами художников. Конечно, художники рисовали для наглядной агитации портреты членов Политбюро, но и выходной посвящали живописи на пленэре. Мы всей семьей ходили на этюды. Считается, что в период оттепели пришло понимание ценности личности отдельно взятого человека.
  "Развенчание культа личности Сталина Хрущевым привело в итоге к десакрализации власти. Вместо культа личности и культа героев - "лучших людей" советской страны - в период оттепели преобладает понимание ценности каждого человека, индивидуальность которого должна раскрываться в коллективе. "Космос" и "атом" определили диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое должно наступить уже завтра. В свете вышесказанного "оттепель" можно рассматривать как важнейший политический, социальный и культурный проект в советской истории, одну из "великих утопий" ХХ века".
  Выставка в Самарском художественном музее представляет самарский взгляд на это культурное явление. Экспозиция наполнена произведениями живописи, графики, фарфоровой пластики из фондов СОХМ. Выставка дополнена культурологическим материалом - фотографии, предметы интерьерной среды.
  Сейчас принято большую выставку разбивать на блоки по тематике и по жанрам. Если на выставке присутствует несколько работ одного автора, их растаскивают по разным блокам и это снижает впечатление о мастере. Потом же зрителю интересно знать, где "свои" и "московские". Я принялась обозревать выставку с "наших", куйбышевских художников.
  Начну с того, что на выставке представлено несколько работ легендарного художника Спартака Горинова. В шестидесятые годы он был в Куйбышеве председателем правления КОСХ РСФСР. Этот мастер замечательно работал в жанре тематической картины, пейзажа, портрета. Среди портретов интересен не столько "Портрет работницы Люси Костиной", а скорее, лаконичный портрет "Архитектор В.Г. Каркарьян" Решен плакатно, выразительно, темным силуэтом на фоне светлого окна. Думается, всем будет интересен образ нашего главного архитектора в молодости. У Горинова любопытные пейзажи. Пейзаж "В новом районе" написан на большом квадрате холста. Две трети занимает чернозем, земля написана сочно, ярко, черно-шоколадная. На темном фоне хрупкие саженцы деревьев и фигуры садовниц в платках. Жанровая картина "Первая весна" - рассказ о радостях молодой семьи. Новая комната, детская кроватка и вся эта простая жизнь озарена солнцем.
  Портреты людей оттепели были разными, это представители студенчества, рабочих, людей искусства. Виктор Калашников представлен работой "Портрет сельского комсомольца", Василий Панкратов известный мастер запомнился Портретом делегата XXI съезда КПСС А.Ф. Кузьмина. Анатолий Песигин интересен "Автопортретом" и "Портретом скульптора В.Снеговской".
  Геннадий Филатов в шестидесятые стал выдающимся мастером жигулевского пейзажа. Его Волга ритмично плещет волной, пенится, там, где будет строиться Волжская ГЭС. Измененные строительством ландшафты нашего края запечатлел Олег Карташев "На Жигулевском море". Все написано с натуры, пережито, воспето.
  Тема трудовых будней советского человека, способного жертвовать своим личным во имя построения "светлого будущего" остро выражена в тематических полотнах: Юрия Филиппова "В диспетчерской", Юрия Боско "Будни Сталинградской ГЭС", Вениамина Клецеля "Кузнечный цех". Есть в этих полотнах определенная доля романтики. Небо, ветер, укрупненная значимая подача фигур. Время было такое. Тема строительства нового города, воплощена в работах Валентина Белоусова "Карусель" и "Первая зима". Новые ритмы и формы хорошо выразил в своих работах Вадим Сушко.
  Организаторы выставки акцентировали и самарскую "оттепель" - продолжение развития оттепельных процессов в творчестве ведущих куйбышевских художников - Валентина Пурыгина, Николая Шеина, Валентина Белоусова, Ивана Карпунова - в 1970 - 1980-е годы, уже в период застоя. Эти мастера создали свой самобытный язык, свободно выразили в творчестве свое мироощущение, оставили оригинальные образцы живописи. Впитавшие дыхание оттепели, они ценили свободу выражения в искусстве и последовательно воплощали ее.
  Теперь о столичных именах и полотнах. Среди них - работы известных советских художников. "Суровый стиль" с трудом ассоциируется с тонкостью, деликатностью, изысканностью живописи художника Дмитрия Жилинского. Лишь ряд ранних произведений, таких как "Портрет скульптора Зеленского с дочерью", можно отнести к этому направлению. Уже со второй половины 1960-х годов Жилинский эволюционировал от монументальности и обобщенности к камерности и психологической глубине.
  Аркадий Пластов, будучи академиком, народным художником, постоянно жил в селе Прислониха Ульяновской области, где и живописал односельчан. Его "Петр Тоньшин" - портрет молодого человека в тулупе - украшение выставки. Тема жизни деревни привела часть авторов к глубокому, душевному переживанию мира русской глубинки, красоты и поэтики провинции. Оттепельное время заставило задуматься о нравственности деревенского уклада. Это проявилось в творчестве Владимира Стожарова в работах "Московская сдоба" и пейзаже "Дома на берегу. Важгорт", в живописи братьев Ткачевых "Дорогой гость", эскизе Виктора Иванова к картине "Полдник".
  Одна из наиболее впечатляющих работ бытового жанра - картина гениального художника Гелия Коржева "В пути". Мотив незатейливый. В самую распутицу семья едет на стройку, возможно на целину. Машина, полная бревен сломалась в дороге, отец семейства, лежа навзничь на земле, пытается починить, а молодая мать, кормит грудью ребенка, завернутого в байковое одеяло. Она стоит, прислонясь к капоту машины, держа на руках дитя, и устремив обветренное лицо в неизвестную даль. Кажется, грязь на земле, на сапогах, на капоте грузовика написана грязью. Жесткая натуралистическая живопись. Безо всяких сантиментов и украшательства. В 2000-е его оценили в США и назвали гением. Недавно прошла в Москве его персональная выставка.
   Для каждого на этой выставке найдется то, что сердцу мило. Я люблю живопись московского художника Андрея Тутунова. В экспозиции две работы "Вечер в Переславле - Залесском" и "Нагорье. В чайной". В его полотнах есть элемент случайности, репортажа, что делает сюжет убедительным. А композиция в "Чайной" - маленькая новелла. Здесь интерьер сельской чайной с ситцевыми занавесками на окнах, в углу по - сиротски притулился фикус, за столиками разнообразный народ и каждый персонаж с непередаваемы выражением лица. Есть натюрморт, есть портретные характеристики, а общий флер - провинциальная скука, однообразие бытия. Щемит сердце при взгляде на это замечательное полотно.
  Расширение культурных горизонтов, во время хрущевской оттепели, проявилось для города Куйбышева в побратимстве с болгарским городом Стара-Загора, и потому выставку дополнили картинами болгарских художников, которые посещали город в это время.
  Отдельно представлены произведения мастеров андеграунда Всеволода Рухмалева и Элия Белютина. Один из Куйбышева, другой из Москвы. Это недавние поступления в коллекцию музея.
  Помимо живописи выставка дополнена произведениями графики. Тема "физики и лирики" широко дискутировалась в те годы. Пиетет перед наукой и ее стремлением познавать новые горизонты - от "атома" до космоса - выражен в работах Эмилии Глебовой "Молодые ученые", "Химики", Лаборатория", Константина Печуричко "Спецфизкультура". Графические техники представлены линогравюрами Гурия Захарова, Владимира Ветрогонского, автолитографиями Виктора Вальцефера, ксилографиями Иллариона Голицына.
  Отдельным компонентом выставки представлена фарфоровая пластика советских фарфоровых заводов. Более всего ЛФЗ. Мальчики со скворечниками, трудолюбивые дворничихи, электромонтеры, девушки - строительницы, футболисты, предметы чайных и молочных сервизов, то, что сегодня является уникальным явлением русской культуры, достойно представлено на выставке, которая будет экспонироваться всего лишь до сентября.
  Выставка "Оттепель" объединяет более ста работ живописи, графики, прикладного искусства из собрания Самарского областного художественного музея и будет интересна всем, кто любит историю и искусство нашего отечества.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"