Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Волжский самовар в экзистенциальных поисках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована 27 сентября в газете КУЛЬТУРА .Самара

  ВОПРОСЫ ИНТЕРПЕТАЦИИ И ПОИСКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  В ЖИВОПИСИ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ.
  
  В последнее время в области живописи наблюдаются некоторые изменения. Живопись интуитивно пытается найти струну современности, быть актуальной, без потери наработанных традиций. К тому же она стремится сохранить национальное лицо. И в этом плане интересен "Натюрморт с самоваром" Анны Сливковой, написанный в период пребывания в Винновке. 2015г.
  Натюрморт с самоваром некий символ России, запечатленный еще мастерами двадцатого века, представителями различных художественных объединений, таких "Бубновый валет", "Союз русских художников". Бубнововалетцы помещали самовар на плоскости наподобие вывески для магазина самоваров. У К.Коровина есть замечательная картина "За чайным столом", где на веранде четыре персонажа заняты чаепитием. У С.Виноградова в интерьере небольшой комнаты запечатлена "Купчиха за самоваром". У мироискуссника И.Грабаря также наличествует женская фигура в картине "За самоваром".
  Но самое полное воплощение русского бытия за самоваром отражают картины Б. Кустодиева, где изображены кучера в трактире за самоваром, купчихи за чаем, и другие колоритные персонажи купеческого сословия, поглощенные чаепитием.
  Художник внимательно исследует облик героев, отслеживает характерные детали в одежде, во внешнем облике, попутно внимательно живописует окружающую среду, будь это интерьер трактира с половыми в белых рубахах, суетливо несущими чайники - заварники, или чайники с кипятком, или, будь это резная деревянная терраса с чайным столиком на фоне городского пейзажа. Как правило, у Кустодиева это улочки русской провинции, набережная с изображением прогуливающихся горожан.
  Почему так складывается?
  За короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара, без чаепития не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли "чудо - водогреи". "Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: "Самоварчик?" и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество. И тут же угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...".
  Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: "Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать..."
  В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.
  Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почете, ее жители варили брагу, сбитень. Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих. Например, в качестве заварки использовались соцветия Иван - чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д.
  Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Внедрение и распространение чая в России происходило на подготовленной почве, и основная особенность, причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
  Восточная чайная церемония в своей основе направлена на самоуглубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
  Русская церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
  Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усиливалось еще тем, что за столом раньше находилось, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживала традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушало доверительность беседы, и говорящий замолкал и уходил "в себя".
  Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.
  Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно - прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства.
  В советское время художниками также использовался самовар как символ отечественного быта, как символ единения семьи, как дух общности для круга людей.
  Творчество Б.Кустодиева, художника, выросшего на Волге очень почитал Юрий Александрович Андреев (1928-2010) наш земляк. В его живописном наследии есть и стилизованные образы самарских купчих, и самарских горчичников. Но вот картина "Праздник" из собрания СОХМ 1976 года совершенно неожиданно открывает зрителю картину чаепития на фоне волжских просторов и вида Жигулевских ворот, где больше половины холста занимают большое пространство воды и неба. По обеим сторонам композиции, предстали три поколения семьи, в центре, как культовый персонаж - самовар с чайником - заварником на верхушке. Таким образом, художник выразил свои почвеннические идеи, связанные с представлениями о русской национальной картине. В картине Ю.А.Андреева "Праздник" 1976года из СОХМ запечатлелись размышления о сути русской церемонии чаепития
  Есть еще одна интересная картина самарского художника Ю.И.Филиппова с изображением самовара на фоне Волги. "За самоваром" 1975 года, с элементами бытового жанра.
  На застекленной веранде у раскрытого окна за маленьким столиком расположились две женщины. Одна, в длинном платье с крупным цветочным рисунком, облокотилась о край стола, другая, в коротком красном платье, обутая в резиновые сапоги, держит книжку на коленях, сидя на стуле и активно жестикулирует. Большую часть полотна занимает изображение Волги, написанной в холодной голубовато серой гамме. И никелированный самовар причудливой формы с заварником на конфорке, хорошо вписывается в серебристый фон пейзажа. У них серьезный разговор, по душам, а чаепитие на фоне просторов Волги составляющая часть церемонии.
  Но мои размышления об этой черте русской живописи начались после знакомства с картиной "Натюрморт в Винновке". 2015г. Работа недавняя, написана в двадцать первом веке. Современный мастер решается освободиться от литературности, от персонажей и их портретных психологических характеристик, используя язык метафоры. Натюрморт лаконичен; вот самовар на круглом столике, где стоит кружка горячего чая, а на столешнице блюдо с ломтями сочного арбуза, крупные груши, яблоки и ветка спелой сливы, а за ним полные воды Волги. Если перевести на современный язык - перед нами - просторы России, а Волга - наше Божество.
  Она так неторопливо обтекает столик с натюрмортом, как будто маленький островок счастья. Самовар здесь - символ созерцания и обретения внутреннего покоя, довольства. Нет тотального отстранения от всего суетного, вкусные ломти арбуза, спелые фрукты привносят элемент удовольствия. Здесь чайная церемония в своей основе направлена лишь на одного человека.
  Вот тут национальное самосознание делает кувырок и, стремясь к восточной традиции самоуглубления человека, направляет личность на то, чтобы она растворилась в жизни природной вселенной. В результате, идет гармонизация внутреннего мира, наступает некий внутренний лад.
  Отчего это происходит?
  Скорее всего, это связано с философией экзистенциализма
  Экзистенциализм (фр. - существование), философия существования - особое направление в философии конца двадцатого и начала, двадцать первого века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
  Несмотря на свое уже относительно давнее появление, экзистенциализм актуален и в нынешнее время. Люди задумывались, и будут задумываться о смысле бытия, именно поэтому они ищут варианты, порой опираясь на новые версии. Если вспомнить историю возникновения экзистенциализма, то станет ясно, почему развитие этого направления в философии вполне объяснимо.
  Человек стал бессилен перед техническим прогрессом. Живя в "продвинутом", постоянно изменяющемся мире, волей - неволей будешь задумываться, в чем же твое предназначение, ведь новые гаджеты шаг за шагом обгоняют тебя в развитии. И этот натюрморт с самоваром на фоне Волги, пример отстранения от всего суетного и урбанистического.
  Традиции и современность. Эти понятия постоянно переосмысляются, по возможности интерпретируются и претворяются в национальные образы изобразительного искусства.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"