Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Рерих и его держава на долгую память

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про выставку из Русского музея для Самары

  В.Чернова
  
  Держава Рериха - на долгую память Самаре.
  
  Живопись Н. Рериха из коллекции Государственного Русского музея
  
  
  Среди неожиданных подарков зимы - выставка из Русского музея - живопись прославленного русского художника Николая Рериха. Собрание Русского музея насчитывает более 400 работ из огромного живописного наследия художника. В Самару привезли 72 произведения, написанных мастером за почти сорок лет работы.
  С Рерихом Самару связывает почти мистическая связь. Всякий, кому я сообщила, что сотрудники ГРМ привезли выставку, останавливался, мечтательно закатывал глаза и вспоминал: - Вот в конце 70х была выставка двух Рерихов из Индии...
  Действительно, зрители сохранили уникальные впечатления. Та выставка состоялась в декабре, когда город выглядел неярким, бесприютным, депрессивным. Роскошные тропической расцветки картины Святослава Рериха, словно отсветы эдемского сада, поразили воображение жителей Куйбышева. Очередь была до памятника Валериана Куйбышева, люди в залах третьего этажа стояли, словно сельди в бочке. Было много забавных ситуаций, Кто-то предлагал пачки сливочного масла в обмен на проход вне очереди. Кто-то замаскировался под "мужа директора музея". Аннета Яковлевна Басс, подойдя к служебному ходу, лично разоблачила самозванца. Одна моя знакомая, зайдя на выставку в пасмурный день, встретила лучезарное солнце на картине Святослава Рериха, и ей воочию пригрезились летние резкие тени на полу. У музейных служителей к концу дня болела голова, рябило в глазах от толп и ярких красок. Помню, некий зритель завистливо сказал: - "Хорошо вам, каждый день в раю..."
  История увлекательных путешествий Николая Рериха, его поэзия и философия, а так же сила воздействия гималайских пейзажей были таковы, что к середине восьмидесятых годов в нашем городе сложилось крепкое ядро последователей и просветителей учения и искусства Н.Рериха.
  Вторая выставка произведений Николая Рериха состоялась в 1991 году уже в другом здании Самарского художественного музея, на ул. Куйбышева, в Мраморном зале. Она также имела невероятную зрительскую популярность. В экспозиции представили индийский период творчества художника из собрания Государственного музея искусств народов Востока. Благодаря такой мощной художественной подпитке несколько лет спустя, в 1996 году возникла Международная общественная организация, "Центр духовной культуры", в 1998 году культурно-выставочный центр "Радуга". Тогда же появился издательский дом "Агни". Ценители творчества Н.Рериха получили счастливую возможность видеть постоянно Гималаи, Тибет в постерах оцифрованных произведений Н.Рериха.
  Новый выставочный проект Государственного Русского музея впервые в Самаре представляет все этапы художественного пути Николая Рериха.
  "Высшей своей целью Рерих считал утверждение и сохранение культуры. "Культура есть оружие Света. Культура есть спасение" - писал он. В 1929 году по просьбе художника Международная юридическая комиссия разработала "Пакт Мира", получивший название "Пакт Рериха", подписанный многими мировыми державами. Его основные положения легли в основу Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, который был подписан в Гааге в 1954 году"
  Данная выставка посвящена 140 - летию со дня великого русского художника Николая Рериха (1874-1947), археолога, путешественника, сценографа, философа.
  Мир рериховского творчества известный писатель Леонид Андреев называл "держава Рериха", за мгновенную узнаваемость во всем, что бы ни написал художник. Это костюмы варварской красоты для половецких плясок или языческих игрищ берендеев, мелодичные распевы цвета на декорациях ("Поцелуй земле") для балета И. Стравинского "Весна священная", или станковые полотна, посвященные старинным русским городам, путешествиям в дальние страны ("Поход Игоря"). У этого мастера неповторимый стиль, рожденный в эпоху символизма, отсюда условность, обобщенность форм, в сочетании с документальной достоверностью и фантастически яркой цветовой гаммой.
  "Многогранное дарование художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, писателя, мыслителя Рериха сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие его огромно - более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, книги, очерки, статьи, дневники".
   Жизнь Рериха историки делят на три периода : сорок три года художник прожил в России, которую вынужден покинуть в 1918 году, три года в США, несколько лет путешествий, и последние двадцать лет жизни были прожиты в Индии.
  Мало кто из художников мог быть общественным деятелем государственного масштаба,- он был секретарем Общества поощрения художеств, действительным членом императорского Археологического общества, историком и правоведом, мастером слова и неутомимым исследователем.
  "С детства занимаясь археологией, Рерих был погружен в тайны, лежащие глубоко в земле или на ее поверхности, забытые, неразгаданные человечеством. Одна из них - переселение народов, застигнутых ледниками, как полагал Рерих, с Востока на Запад. Всю жизнь он искал следы этих миграций, определившие источники формирования разных культур. Петроглифы с изображением животных на скалах Алтая, Монголии, Скандинавии, мегалитические памятники, курганы, стали для Рериха приметами перемещения древних людей"
  Ранние работы дореволюционного периода творчества Рериха созданы в стилистике отечественного национального романтизма второй половины XIX начала XX века. Это картины: "Иноземные гости" (1901), "Дозор" (1905), "Сеча при Керженце" (1911), органично представляющие стиль модерн. В живописной картине модерна, как правило, пространство тяготеет к плоскости. Это тяготение реализуется за счет того, что художник уничтожает перспективное пространство второго плана, создавая некий декоративный уплощенный задник.
  Не случайно Н.Рерих прославился как большой мастер сценографии, и потому так интересны его эскизы к театральным постановкам - "Пер Гюнту" Ибсена в МХТ (1912) и "Весне священной" Игоря Стравинского - для "Русского сезона" 1913 г в Париже. Декорации представили народную обрядовую культуру, как неистовую карнавальную стихию. Балет с его декорациями долгие годы вызывал неистовые восторги. В 1945 году художник написал станковую картину с аналогичным названием.
  "Весна священная", "Поцелуй земли" надолго заворожили меня - студентку Академии художеств, довольно часто приходившую созерцать эти прославленные полотна в Русском музее. Сейчас, мне кажется, я могу объяснить природу притягательности этих полотен. Н.Рерих, так же как и мироискуссники, совершил последовательную эволюцию от светотеневого объема, до структурного пятна. И вот этот прием акцентировки пятна отождествленного с силуэтом очерченным линией, когда объем тяготеет к пятну, а пространство к плоскости, стали основой метода художника.
  В живописных произведениях 1930-х - 1940х годов Н.Рерих отразил период, связанный с путешествиями - экспедициями по Центральной Азии и жизнью в Индии. Именно тогда художник открыл для себя духовные ценности буддизма. "В буддизме - религии без понятий "бога", "души" и "воли" Рерих видел воплощенный идеал "научной религии".
  Если внимательно оглядеть фризовую ленту полотен этого мастера, то можно увидеть, что акцент в характеристике объема, пятна, силуэта, переносится на линию. Линия одновременно и передает объем, и ложится на плоскость. Симбиоз пятен, плоскости и линий участвует в формировании огромных степных и гористых пространств и изображений высочайших горных вершин на холстах художника.
  Используя применение в живописи минералов, зная об их оптических свойствах, Рерих добился эффекта свечения полотен как бы изнутри. Это больше всего выразилось в произведениях по мотивам путешествий по России, Монголии, Индии, Тибету. Николай Рерих, так же как А.Блок, изнутри слышал мелодию цвета. Потому даже в небольших его произведениях мы так остро ощущаем возвышенность человеческого духа и вечную музыку мировой гармонии.
  Одно из центральных мест в зале занимает картина "Поход Игоря" 1942 года, как бы приглашая выступить соотечественников в поход против тех, кто перешел на темную сторону Силы. Идея борьбы за справедливость будет всегда востребована.
  Мне кажется, что в наше время, когда молодые люди живут образами фэнтези, некоторая сказочная условность, мистический символизм языка Н.Рериха окажутся близки и понятны большинству зрителей. Посмотрим, какое новое общественное явление породит эта выставка в Самаре.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"