Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Павел Филонов и его механика Вселенной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    опубликована 7 декабря 2017года в газете КУЛЬТУРА

  Павел Филонов и его механика Вселенной.
  
  "Картины Филонова не рисовались,
  а росли, как кристаллы или как живые организмы:
   атом за атомом, как совершается рост в природе".
  Николай Заболоцкий
  
   В Самаре, в Областном художественном музее открылась впервые монографическая выставка произведений величайшего русского художника Павла Филонова (1883-1941).
  Выставка состоялась в рамках партнерского проекта "Культурно-выставочный центр Русского музея" и уникальна тем, что включает все периоды творчества художника. Представлено девятнадцать произведений живописи и двенадцать графических работ, охвативших поступательную эволюцию творчества, перемену взглядов и своеобразие художественного мировоззрения "механика вселенной".
   В 1977 году у меня проходила стажировка в Государственном Русском музее. Помимо встречи с любимым городом, с новыми выставками, нас музейщиков из провинции ожидали занятия в фондах музея, знакомство с новыми именами, с новыми открытиями.
  Самым большим потрясением стали несколько фондовых залов с произведениями П.Филонова, закрытых для публичного посещения. В запасниках, все было как на выставочной экспозиции. Развешено в один ряд, освещено, и можно было, прохаживаясь по залам, наслаждаться не спеша созерцанием картин. Вот тогда мы музейщики и узнали, что у Филонова была младшая сестра Евдокия Глебова. Не решаясь оставлять картины в пустой квартире после смерти П.Филонова и его жены Екатерины Александровны Серебряковой, в 1941 году Дуня сдала картины и рисунки брата на хранение в Русский музей.
  Долгие годы Русский музей исследовал, изучал и сберегал наследие художника, в том числе и толстые тетради дневниковых записей. И вот наступил день, когда Евдокия Николаевна Глебова оформила все как дар (1977г.). Мне повезло, радостные восклицания сотрудников в тот день были незабываемы. Счастливые лица, чувство радости обретения, все это переполняло стены Русского музея. Хорошо, что художник был патриотом, а ведь можно было все продать за границу.
  "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берег годами, отклоняя многие предложения о продаже их. С тем, чтобы сделать из них отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь - примут их". (Из дневника Филонова). Потому все получилось, так, как хотел художник, Государственный Русский музей является практически единственным в мире обладателем работ художника.
  Ранние портреты, представленные на выставке, сестры Е.Н. Глебовой, урожденной Филоновой, зятя художника - А.Ф. Азибера с сыном, скорее образцы, выполненные в традициях стиля модерн, с использованием декоративного фона, изящных аксессуаров, немного уплощенные, статичные, и написанные маленькими кистями с невероятной тщательностью. Уже в ранних работах видно, что мастер тяготеет к перфекционизму.
  Когда мы были студентами, о Филонове было известно мало. Имя было на слуху, тем более, в Академии преподавали сотрудники ГРМ, но то, что он создал новаторское направление "аналитическое искусство" почти никто не знал. Филонов считал, что надо раскрывать энергии вселенной, творить картины из атомов, как органические формы. Он многое успел повидать. Учился в Академии художеств, но не дошел до диплома.
  Больше всего любил Волгу, каждое лето плавал на пароходе и, видимо, неоднократно бывал в Самаре. До революции был христианином, с паломническим паспортом ездил в Иерусалим через Новый Афон и Константинополь. После революции стал атеистом.
  Для ознакомления с западным искусством побывал в городах Италии и Франции, зарабатывал на еду и проезд разной работой. Павел Филонов рисовал открытки, копии с икон, красил заборы, колол дрова и вышивал крестиком полотенца и скатерти, подрабатывал изготовлением оберток для карамели и этикеток для консервов.
  Этот легендарный человек считал, что для развития органов чувств необходимо голодание, это обостряет восприятие картины мира. Обладая неуемной фантазией, богатым опытом путешествий, безусловно, он переживал картины мистического озарения, иначе бы не смог написать полотно "Пир Королей" 1913г. В Самару привезли эскиз картины 1912 года.
  Павел Филонов умер от голода и истощения в декабре 1941 года. Не было денег на гроб. Девять дней лежал под картиной, на которой по выражению В.Хлебникова "мертвецы величаво и важно едят рыбу и овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби". Действительно, персонажи, сидя на стульях с высокими гробообразными спинками, сложив по - покойницки руки на груди, покрыты кроваво - красными тонами цвета запекшейся крови и разложения. Это - короли смерти, жнецы войны, та темная сторона, которая справляет собственную тризну. У меня появилась ассоциация с пиром Ирода, у Павла Филонова это предвидение страшной войны 1914 года...
  Фанатик своего дела, аскет, нищий, до исступления отдававшийся философии "аналитического искусства", согласно которой во всем малом должна быть воплощена вся огромная Вселенная, таков Павел Филонов. Отсюда такая разработанность даже в небольших листах графики. Картины он называл "вещь", а творчество - "делать работу". "Сделанные картины" - так уважительно он называл свое наследие. Задача художника не фиксация черт лица, а исследование мышления и психологии человека.
  Он постигал законы Природы и Вселенной, выводя аналитические формулы. Отсюда название: "Формула весны" 1921г. "Формула интервенции" 1924г., "Формула буржуазии"1924г. Множество различных крупных форм прорастают из мельчайших фигур. На мой взгляд, он скорее органику - разъял на атомы или показал нам картины органической жизни, увидев в микроскопе.
  Павел Филонов был гениален во всем. История любви его к Екатерине Серебряковой - отдельная легенда о любви. Екатерина Александровна Серебрякова, в девичестве была революционеркой с огромным стажем. Двадцатилетней девушкой она вступила в партию "Народная Воля". Несколько лет жила в Лондоне, занимаясь пропагандой среди рабочих и молодежи. Была видным деятелем Ленинградского отделения Всесоюзного общества политкаторжан. Ей было шестьдесят два года. Ему - сорок три. Необычный брак, каждый живет в своей комнате, питаясь раздельно. Филонов влачил нищее полуголодное существование. Его жена получала персональную пенсию и продуктовый паек в закрытом распределителе "Красная звезда". Оба вели дневники, переписывались. "Филонов пришел и говорит: у меня столько нежности к вам, как к доченьке своей". Из дневника Екатерины Александровны Серебряковой. Он всегда называл ее дочкой.
  "Катя, сам не знаю почему, во мне все растет чувство радости, что мы с тобой сошлись на свете и сдружились так крепко! Ты не зазнайся - смотри! Подумаешь, какая радость - жил парень один, и вдруг свалился ему на плечи такой властитель дум, как ты! Целую твои ручки и маленькие крепкие ножки! Твой Паня!"
  Они жили рядом и писали друг другу письма. Бытовые невзгоды они облекали в нежную заботу и улыбку. "Катя! Посылаю тебе мой товарищеский привет и "прилагаю" к нему выстиранное мной для тебя белье и мои постоянные мысли о тебе! Стирали это белье мои корявые лапы; организовала и провела по - большевистски эту стирку моя пролетарская любовь к тебе. Носи его и вспоминай, как я тебя люблю, и ценю, и дорожу тобой". Из письма Филонова жене
  Сегодня дневники Филонова доступны всем. Телевизионный фильм в проекте "Больше, чем любовь" также можно посмотреть в СОХМ, в иннете. Искусство этого художника половину столетия было закрыто, неведомо зрителю. А ведь Павел Филонов словно мессия мечтал сделать достоянием народа все свои наработки, картины, открытия в области "аналитического искусства". Страдал, болел из-за ненависти завистников и "изосволочей". Да, он опередил своих современников. Недооцененный, непонятый, он только недавно нашел свой путь к зрителю. И как славно, появилась эта выставка накануне Нового года, как подарок, как долгожданная встреча с далеким неведомым другом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"