Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Николай Вдовкин и Ирина Елизарова.Эмали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор двух выставок

  В. Чернова
  Красота и поэтика современной эмали
  
  В галерее Вавилон открылась выставка произведений Николая Михайловича Вдовкина. Вернисаж выставки состоялся при огромном стечении знатоков, любителей искусства, представителей масмедиа.
  К сожалению, по ряду обстоятельств, мне не довелось быть на открытии, все увидела в иннете. Когда познакомилась с экспозицией без предварительной информации, почему - то составила неправильное впечатление, что выставка из Москвы, настоящая, столичная. Высочайший уровень мастерства, чувство стиля, хорошая школа.
  А потом галерист Алла Шахматова пригласила на встречу с художником. И мне посчастливилось встретиться за чашкой чая с этим замечательным мастером. Оказывается художник - монументалист, эмальер Николай Михайлович Вдовкин живет и работает в Ставропольском крае, в городе Минеральные Воды. Но он представитель московской школы монументальной живописи. Окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1972), факультет "интерьер и оборудование". Академик российской Академии художеств, Заслуженный художник Российской Федерации, Член союза художников СССР, России, Член ТСХР. Он также лауреат Золотой медали Академии художеств России и премий по итогам "Триеналле" и "Биеналле" по горячей эмали, проводимых в европейских столицах
  Успех пришел к художнику через участие в Международных выставках г.Химмерод (Германия) (1993, 1995, 1997), г.Кёненсбах (Германия) (1999, 2000), г.Сиссах (Швецария) (1995, 1997, 1999), г.Кечкемет (Венгрия) (2003, 2006, 2009, 2013), г.Нью - Дели (Индия) (2001), г.Равенштайн (Нидерланды) (2008), выставка эмали г.Токио (Япония) (1994), г.Будапешт (Венгрия) (1997), г.Хан - Мюнден (Германия) (2012).
  Среди тех, кто занимается эмалью в России, ему принадлежит одно из ведущих мест. "Эмаль имеет, как и любой другой материал, свой пластический язык, присущий только эмальерному искусству. Лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение, порою значительно превышает его изобразительную конкретность", - говорит Николай Михайлович.
  Этот невероятно трудоемкий вид искусства своими корнями уходит к эпохе раннего христианства. За два тысячелетия в мире, в различных странах сформировались разнообразные техники и разнообразные традиции. В древней Византии была сильно развита перегородчатая эмаль на золоте. Через Великий шелковый путь она нашла дорогу в Китай и прочно укоренилась там, став настоящей национальной техникой.
  В Европе наибольшую известность с XII века приобрела школа расписной эмали из города Лимож.
  Перегородчатая эмаль пришла в Киевскую Русь из Византии, и выполнялась по привезенным образцам. Потом возникли отечественные расписные эмали по меди с удешевленным производством. Лучшие образцы из Сольвычегодска были показаны на выставке в Самаре "Сокровища Кремля". Сольвычегодские чаши XVII века декорированы барочными листьями, обрамляющими резервы с галантными сценами. Я помню драгоценную красочную поверхность тех расписных чаш.
  В XVIII-XIX веках в Ростове Великом изготовлялись иконы в технике расписной эмали, появилась ростовская финифть. В это время возникла также эмалевая портретная миниатюра, которая исполнялась в европейской традиции. Наш ученый М.В Ломоносов впервые разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. В Петербургской Академии художеств был основан эмальерных класс.
  Второе рождение ювелирные изделия с эмалями пережили в конце XIX - начале XX веков, в эпоху модерна, когда их широко применяли прославленные фирмы Фаберже, Овчинникова, Оловянишникова. Фаберже использовал практически все техники ювелирной эмали, особенно интересны муаровые узоры с рельефными волнистыми линиями под эмалью (гильошировка). Сложная фактура придавала изделиям особую выразительность. И такие образцы эмали нам показывали на выставках в Самарском художественном музее.
  Во времена Фаберже не существовало промышленных высокожгущихся матовых и титаносодержащих эмалей. Технология еще не знала электрического муфеля с программным управлением и автоматикой температур. Это не позволяло создавать большие по размерам вещи и внедрять эмаль в архитектуру.
  В наши дни под влиянием развития русских эмалей к эмальерному искусству возобновился интерес во всем мире. Сейчас Вдовкин и некоторые русские мастера, работающие в русской традиции, лидируют в этом сложном виде искусства.
  Николай Вдовкин, как художник, сформировавшийся в конце XX века, очень ответственно подходит к вопросу формирования новых форм и интерпретации традиций. Живописная культура Н.М.Вдовкина восходит к древнерусской живописи, к станковой иконе. Его искусство эмали тяготеет к плоскости, к условности, к фигуративности но не в рамках законсервированных канонов, а с использованием достижений искусства двадцатого века, в частности, обращение к экспрессионизму. Также для искусства конца двадцатого века характерно соединение образов - знаков из разных эпох. Это видно в работе Сфинкс. И в ряде прочих работ.
  Произведения Н.Вдовкина лишены какой либо литературности. Композиции: "Нежность", "Правда и кривда", "Любовь", "Мольба", "Борьба", "Нужда" наполнены философским подтекстом. Также как и в иконе у художника выработалась определенная иконография с четкими характеристиками образов добра и зла.
  Отличие работ Николая Вдовкина состоит в том, что он взял технику, использовавшуюся только для малых форм декоративно - прикладного, и ювелирного искусства и, как художник - монументалист перевел ее в разряд монументального и станкового искусства. Тем самым подняв искусство горячей эмали на уровень искусства больших форм.
  Кстати, на этой выставке экспонируются произведения его дочери Екатерины, иконы в технике горячей эмали.
  Два часа драгоценного общения с художником позволили сделать вывод, что мастер, как личность благороден, мудр, болеет сердцем за дальнейшее развитие этого редчайшего вида искусства и делает все, чтобы его сохранять. Поэтому с 1991 года в селе Побегайловка Ставропольского края проходят Российские и международные приватные симпозиумы по эмали, руководимые Вдовкиным Н.М на базе своей мастерской.
  Его Произведения находятся в музейных и частных коллекциях: Германия - музей (Alt Mulle) "Старая мельница", Нидерланды - музей витража и эмали, Венгрия - музей эмали г.Кечкемета, Италия - музей фарфора г.Милан, Швейцария - галерея Мартин г.Сиссах,
  Одновременно с выставкой произведений Николая Михайловича Вдовкина открылась еще одна выставка эмалей. Это персональная выставка Ирины Елизаровой "Земля - наш ковчег".
  Поэтому поподробней хотелось бы написать об этом виде декоративно-прикладного искусства.
  Горячая эмаль - уникальная с технологической точки зрения техника художественной обработки металла. В этой технике сливаются воедино два очень разных, но по сути вечных, материала - стекло и металл, дающих изделиям бесконечно долгую жизнь.
  "Горячие" ювелирные эмали ценятся в первую очередь за свои уникальные декоративные свойства и долговечность. "Горячие" эмали обладают твердостью камня, недаром термин финифть (от латинского fingitis пришедший к нам из Византии) означает - твердый, блестящий камень. К недостаткам можно отнести крайне сложную технику нанесения "горячих" эмалей на ювелирные изделия, ювелирные украшения с эмалью требуют к себе бережного отношения.
  В чем же заключается техника горячей эмали? В специальных муфельных печах художественное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу. Украшение охлаждают, очищают и полируют. И сегодня наличие именно горячей эмали в декоре украшения поднимает любое изделие в высший разряд.
  Ювелирные изделия с эмалью всегда были предметами роскоши. Гордостью мастерских Фаберже остаются ювелирные изделия с эмалью. Мастера фирмы Фаберже достигли особого совершенства в технике эмали. Используя цветовую палитру, насчитывавшую более 120 цветов и оттенков, они получали новый декоративный эффект и особую игру света создавая свои уникальные драгоценности.
  Также как у Н.Вдовкина, искусство Ирины Елизаровой - станковое искусство. В экспозиции представлено двадцать работ, выполненных в технике художественной керамики и горячей эмали. Все они - размышление о нашей маленькой планете, которая, как Ковчег плывет по океану Вселенной. В этом небольшом Ковчеге собраны не только тельца людей, животных, лоскутков полей и лесов, но эмоции и впечатления, чувства и мысли, традиции и желания.
  "Земля - это корабль, на котором мы все вместе, в одной связке. Здесь поднимается тема единения, которая в современной эпохе эгоизма отодвигается на второй план. Мне хотелось напомнить, что стоит думать не только о себе, но и об окружающих и о Земле, которая нас кормит".
  Надо сказать, что этот редкий вид искусства не был достаточно популярен в двадцатом веке. Только последнее двадцатилетие способствовало пробуждению интереса к искусству эмалей. В Самаре лишь несколько человек занимаются росписью горячей эмали по металлу или на меди.
   На открытии присутствовал учитель Ирины Елизаровой Николай Михайлович Вдовкин. Он очень тепло отозвался о творчестве Ирины Елизаровой. "Работы Ирины уникальны и хорошо смотрятся. Она употребляет в эмали рельеф. Где-то прорезной, где рельеф, напоминающий керамическую пластику, что очень интересно. Ее работы всегда очень выгодно отличаются".
  Действительно, прорезная эмаль запоминается. В композиции появляется как бы два слоя. "Танец жизни" с изображением танца журавлей позволяет в прорези видеть фон стены, способствует созданию эффекта в 3D. А композиция "Ветер странствий" с использованием рельефа невольно ассоциируется с древнеегипетскими перегородчатыми эмалями.
  Керамика Ирины Елизаровой не лишена поэтики и многозначительна. Композиционная тема "Земля - наш ковчег" разработана именно в керамике. Поверхность и характерный цвет красной глины подсознательно возвращают нас к знаковому искусству архаики. И в этом проявляется великая преемственность традиций.
  Для самарцев - ценителей искусства сложилась счастливая уникальная ситуация, когда в одно время можно увидеть шедевры мастера международного уровня Николая Вдовкина и нашей землячки Ирины Елизаровой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"