Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Георгий Кикин.Женщины,подруги и ню

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в газете КУЛЬТУРА 23 феврвля

   Валентина Чернова
  
  Георгий Кикин. Женщины, подруги и ню.
  
  
  В галерее Вавилон открылась выставка произведений художника Георгия Кикина (1939-2011). Не смотря на ветер и снегопад, знатоки и любители искусства все прибывали и прибывали на вернисаж.
  Экспозиция выставки была приурочена к юбилею, мастера. Художнику бы исполнилось восемьдесят лет. Прибывшие высказали много теплых слов. Пришедшие вспоминали... Помнилось, что живописец жил замкнуто, любил работать уединенно, удивляя окружающих невероятной работоспособностью.
  Вообще-то предполагается, что вокруг художника должна быть определенная пустота, только тогда можно получить какие-то результаты в творчестве. А суетная жизнь, наполненная встречами с новыми лицами, частыми сменами впечатлений, лишними новостями, не всем художникам подходит. Опыт подсказывает, что инстинктивно художники стараются не "замыливать взгляд" на восприятие мира. По смыслу фразеологизм "глаз замылился" означает: перестать видеть и замечать суть, важное, детали, из общего выделять частное, не замечать нового и красивого, короче - прекратить реагировать на перемены и изменения.
  Вспомнилось, что многие художники по большей части любят слушать. Большинство художников предпочитают диски с классической музыкой
  Николай Кикин на вернисаже вспоминал, что отец, когда работал с натурой, просил не врываться в мастерскую и не беспокоить встречами с визитерами. Только полная погруженность в творчество способствует результативности. А результаты оказались впечатляющими.
  На выставке показали лишь небольшую часть наследия, только одну грань, которую мастер мало кому показывал. Зрители выразили надежду, что в будущем состоится выставка с произведениями графики.
  Важным было то, что на вернисаже, мало кто говорил про то, где мастер учился, где работал, что член общественной творческой организации. Люди созерцали огромные полотна, восхищались мастерством мастера, поздравляли сына Георгия Кикина Николая с тем, что выставка открылась в день святого Валентина. И еще восторгались красотой крепких полнотелых российских женщин. И это было здорово!
  Кикин Георгий Георгиевич - успешно работал в различных жанрах. Мастер окончил Саратовское художественное училище в 1963 году и поступил на работу с Куйбышевский художественный фонд. После успешного экспонирования работ на выставке "Большая Волга" в 1965 году был принят в Союз художников России На этой выставке он выставлял графическую серию работ "Волжские берега".
  В семидесятые годы Георгий Кикин написал десятки двухметровых живописных полотен в стиле импрессионизма. Торжество сложных цветовых пятен, сочетание пастозной и лессировочной техники, этих трудно совместимых приемов живописи, все вместе производило большое впечатление на знатоков искусства. Это отчетливо проявилось в картинах "Кузнецы", "Красная лодка".
  В картине "Красная лодка" композиция сделана по принципу "вид сверху". Большое поле двухметрового холста представляет пространство голубой воды и большие пятна белых облаков, отраженные в ней. В центре лодка, наполненная цветами, травами и несколькими молодыми женщинами. Кто-то обнажен, на одной надето алое платье. Желтое, алое, голубое, белое, все эти яркие пятна на поверхности, наполняют холст энергией.
  На одной из областных выставок, на обсуждении художника подвергли осуждению, за то, что в картине "Качели" проявилось влияние Ренуара. Это был его любимый художник. Автор отстоял тогда право работать в традициях импрессионизма.
  В восьмидесятые годы художник отошел от темы радостного импрессионистического созерцания мира и начал затрагивать социальные темы. Появились новые работы, такие как "Лифт", "Мадонна ХХ века", "Идущие", "Возвращаются все", "Владимир Высоцкий
  Важное место в творчестве Г.Г. Кикина занимает женская тема. Женщина - Россия - мать для художника синонимы. Он выработал собственный неповторимый стиль в изображении женщины, свой художнический тип, лишенный кукольности, глянцевости, изломанной манерности, но полный радостного созидательного, родового начала.
  Надо сказать, что тему отрадного, счастливого бытия лучше всего воплощать, используя приемы импрессионистов, наполняя полотна солнцем, трепетностью воздуха, привнося чувство музыкальности. "Качели", 1970, "Зеленый бугор", 1976, "Купальщица", 1973г.
  Поэтому у Георгия Кикина картины написаны без четкой прорисовки силуэта. Изображение часто является сгустком цветовой энергии, пронизанной солнцем, составляющей единое целое с окружающим пространством, сотканным как бы из расплавленных цветовых пятен, во всем проявлены традиции импрессионизма.
  Особое место в творчестве художника занимает любовь к изображению обнаженного женского тела, в многочисленных работах в стиле "ню". Они четко подразделяются на две группы. Отдельно написаны изображения натурщиц - "ню", отдельно сюжетные сцены, включающие сцены купания и отдых на Волге, "баньки". В творчестве художника возникло большое количество работ на эту тему. В конце восьмидесятых годов возникли уменьшенные варианты больших работ, написанных в семидесятые годы, размер их уменьшается до одного метра. Тему "ню" художник развивал и в 2010 - е годы, создавая варианты и реплики на работы прежних лет.
  Георгий Кикин родился и сформировался как художник в эпоху СССР. Это важно помнить. В СССР тема обнаженной натуры никогда не была под запретом. В начале тридцатых годов, когда сформировались принципы социалистического реализма, были официально провозглашены три "Р", художникам предписывалось равняться на наследие Ильи Репина, Харменса Рембрандта и Питера Рубенса. Большое количество полотен Рембрандта и в особенности Рубенса публиковались и воспроизводились на страницах популярных журналов и на обложках настенных календарей. Репродукция картины "Союз Земли и Воды" была в каждом доме. Пышнотелая героиня картины, символизирующая Землю, лишенная эротизма и утонченности, присущих французским мастерам, пришлась по нраву многим мастерам советского искусства. На Рубенса равнялись Петр Кончаловский, Илья Машков и другие художники.
  Отсюда на фоне изображения двух купальщиц возникновение поля с трактором "Трактористки" (1943г). В 1954 году в творчестве Аркадия Пластова появилась картина "Весна", которую знатоки называют "Северной Венерой"- шедевр Третьяковской галереи. Композиция представляет предбанник русской избы зимой, обнаженную женщину на корточках, заботливо укутывающую в шаль маленькую девочку под редкими хлопьями снега. Сюжетная составляющая всегда была важна для художника А.Пластова. Эта традиция пришла в наше наследие от Ребрандта и Рубенса.
  Георгий Кикин также не избежал этого влияния. Оно проявилось не в типаже, не в манере письма, а в том, что его искусство, также, как и живопись Рубенса впечатляет прежде всего жизнеутверждающей силой, живыми чувствами, земной красотой. Пожалуй, никто в Самаре так долго и полно не исследовал, и не воспевал магию обнаженного тела, наполняя его тонкими эмоциональными проявлениями застенчивости, или томной неги.
  Сейчас на слуху у всех бытует отвратительный термин "целлюлит". Многим женщинам предлагают избавляться от полнотелости, обещая вожделенную худосочность. Отрадно то, что в полотнах Георгия Кикина преобладает красота пышнотелых российских женщин. Традиция Кустодиева продолжена, но по- своему интерпретирована, дополнена.
  Выставка произведений этого мастера нужна всем, она откроет важную часть наследия большого художника для самарских художников.
  Сын Георгия Кикина, Николай член Союза художников России с 2000 года. Окончил Самарское художественное училище им. К.С.Петрова - Водкина в 1997 году, в 2002 окончил самарский педагогический университет, кафедру ИЗО и ДПИ, в последнее время занимается исследованием творческого наследия Георгия Кикина. Живописец, продолжая традиции отца, работает в жанре тематической картины, портрета, пейзажа. Есть также произведения в жанре "ню".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"